Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии ребёнка
консультация на тему
Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolz_innovats_tehnologiy.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии ребёнка
Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Исходя из этого, для формирования и активизации познавательно-речевого развития, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные методы:
здоровьесберегающие технологии,
ТРИЗ-технологии,
метод проектирования,
метод моделирования,
ИКТ-технологии,
технология мнемотаблиц,
“Здоровьесберегающая технология” это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Задача - сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий:
В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья; технологии обучения здоровому образу жизни; коррекционные технологии.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы. Для реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду созданы следующие условия: спортивные площадки, в группе оборудованы уголки двигательной активности, которые оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием; составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста; в каждый вид деятельности включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей; осуществляется профилактика простудных заболеваний.
Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”.
Основной целью использования ТРИЗ- технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка идет по двум направлениям:
Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это стимулирует познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Метод проектирования. В основе метода лежит активная познавательная и речевая деятельность ребенка. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод моделирования. Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Основные средства, которыми овладевает дошкольник, – сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы).
ИКТ-технологии Это обобщенное понятие, описывающие различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Интенсивное развитие информационных технологий в современном мире накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка. Значительно меняется характер его ведущей деятельности — игры, изменяются и его увлечения. Игры ребенка все больше связаны с использованием технических средств, в частности с компьютером. Однако работа ребенка за компьютером должна быть четко регулируемой.
Технология мнемотаблиц. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Таким образом, познавательно - речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий приведет к положительной динамике показателей. Применение инновационных педагогических технологий способствует:
-повышению качества образования;
-повышению квалификации воспитателей;
-применению педагогического опыта и его систематизации;
-использованию компьютерных технологий воспитанниками;
-сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование развивающих технологий в познавательно - речевом развитии
Проводя работу по познавательно-речевому развитию, стремлюсь к развитию осознанной и активной речи детей. Так как именно речевая активность...
Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников
Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников...
«Использование экологических технологий в познавательно – речевом развитии дошкольников»
: учить детей правильному построению предложения, провести артикуляцию звуков с и з....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей ДОУ. Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии ребенка
Для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные методы:1.Здоровьесберегающие технологии,2.ТРИЗ-технолог...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИЕ"
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, экспериментирования), не переводя ее в уче...
Использование ИКТ-технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста
Использование ИКТ-технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста...
Использование ИКТ-технологий в познавательно-речевом развитии ребёнка
Сейчас сложно представить качественное современное образование без использования информационно-коммуникационных технологий. ИКТ активно интегрируются в нашу жизнь и систему образования, дошкольного в ...