Использование здоровьесберегающих технологий в познавательно-речевой деятельности детей
статья по развитию речи на тему

Азарова Инна Петровна

Одна из основных задач дошкольного образования - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. К сожалению,  в последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_-kopiya.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в познавательно-речевой деятельности детей

Азарова И. П., воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №95»

Начала, заложенные в детстве человека,

похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы,

растущие вместе с ним,

составляющие неотъемлемую часть его.         

                                                                                                            В. Гюго      

Одна из основных задач дошкольного образования - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. К сожалению,  в последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у дошкольников. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.

    Кроме того, на сегодняшний день особенно актуальна   проблема речевого развития детей дошкольного возраста , т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Традиционные формы (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание) не позволяют ребенку в достаточной степени раскрыть творческий потенциал.  Становится очевидным, что необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников.      Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.

В своей работе, на занятиях по развитию речи, я использую разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, глазотерапия, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, точечный массаж, самомассаж и т.д.  и применяю следующую схему построения занятий:

  • в организационный момент я включаю психофизические упражнения, психогимнастику;
  • в ходе занятий предусматриваются артикуляционные, мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения, пальчиковые игры;
  • в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико – грамматического строя речи;
  • физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей.

- артикуляционная разминка: Подбираю разминки в соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности.

Для этого у меня имеется подборка таких разминок:

«Зевающая пантера», « Удивлённый бегемот» и т.д. (упражнения на разминку мышц шеи), «Фыркающая лошадь», «Пятачок» и т. д.(упражнения для губ), «Самый длинный язычок», «Иголочка», «Лопаточка» и т.д.(упражнения для языка, расслабления артикуляционного аппарата.)

 - пальчиковая гимнастика « Растирание» или «Потягивание», « Паучки» или «Крабики» (разминка каждого пальчика) «Птицы», «Бабочки», «Моторчики», «Рыбки», «Домик», «Цветные крышечки Светофорика», «Слонёнок-топотушка», «Весёлые вертушки», «Лабиринты здоровья».

  Систематические упражнения по тренировке движения пальцев оказывают стимулирующее влияние  на развитие речи ребенка, его способностей и дарований  С.А. Сухомлинский писал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».                                                                 

- физкультурные минутки

 Это форма двигательной нагрузки, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Я стараюсь использовать их  в соответствии с тематикой ,  подобранные  таким образом динамические паузы снимают утомление детей в процессе познавательной деятельности, и при этом у них не теряется интерес к дальнейшей работе, не прерывается логическая цепочка.

- дыхательная гимнастика. 

  В своей практике использую разнообразные игровые приемы дыхательной гимнастики «Водное поло», «Бульбульки», «Бабочка, лети!», «Кто быстрее».

 - фонематический слух необходим, чтобы четко различать звуки в словах. Связь между хорошим фонематическим слухом и четким произношение очевидна. Правильно услышал - безошибочно написал. Для развития речевого внимания и фонематического слуха использую в своей практике упражнения: «Играй-ка различай-ка», «Угадай и купи» ,«Собери бусы» (нанизываем бусинки на нитку и называем слова на определенный звук), «Парочки», «Мы едем, едем, едем», игры на звукоподражание.

- кинезиология

Я пытаюсь соединить двигательные упражнения с рифмованными стихотворениями на заданную тематику, которые можно проговаривать во время проведения пальчиковых кинезиологических упражнений. Движения перекрёстного характера лучше использовать при «путешествии», или просто как физминутки, а упражнения на релаксацию можно сочетать с природной тематикой. Симметричное, горизонтальное, зеркальное рисование, а так же «горизонтальные восьмерки» можно использовать как схему маршрута при путешествии в лес. В своей практике использую такие упражнения: «Уши», «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Замок», «Симметрические рисунки» и др.

Как сказал немецкий валеолог Патрик Фосс: «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе». Такого человека мы и должны воспитать, начиная с самого раннего детства. Поэтому, одним из путей решения этой проблемы  является комплексный подход к оздоровлению детей через использование инновационных оздоровительных технологий и совместную работу с родителями, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. 

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Взаимодействие ДОУ с семьей - это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. 

На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей одна из самых актуальных. В своей работе с родителями использую такие методы: консультации я строю так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации стараюсь делать предельно чёткими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе по звуковой культуре речи: артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, развитие внимания и мышления, речевые игры дома.

К некоторым консультациям организую выставку пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» : бусы, пуговицы, мозаика, конструкторы, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, кубики. Убеждаю родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.

Нетрадиционна форма работы с родителями, которую я успешно использую – открытые занятия.

Провожу с родителями индивидуальные беседы, например: в какие речевые игры вы играете дома или на улице с ребёнком; как ваш ребёнок реагирует на дефекты своей речи (если они есть); часто ли вы читаете с ребёнком и обсуждаете прочитанное и др.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Я заранее заготавливаю «опорные» карточки, схемы или таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями. Среди прочих дома я рекомендую «игры на кухне», «игры на диване», «игры в ванной». Можно проводить игры: «Что помоем в тазике?» (Названия каких предметов можно «помыть» в тазике?);«В стране Фантазии» (Лёжа на диване с закрытыми глазами представить лес (полянку, зоопарк и т.д.) и назвать предметы на заданный звук); «Давай искать на кухне слова» ( Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?) ; «Угощаю» (Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» вам на ладошку, за тем вы).

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Поэтому наша совместная, трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения, приносит положительный результат и динамику в развитии  речи наших ребят.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Список литературы

1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004.

2. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. – 2004.

3. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 151 с.

4. Нищеева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. – Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 32 с.

5. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей.  С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.- 2008.

6. Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности «Музыка» детей раннего возраста

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Будь здоров, Лунтик» для детей старшего дошкольного возраста

В конспекте детям предлагается отправиться в путешествие со сказочным персонажем, чтобы узнать секреты здоровья. По пути ребята выполняют различные задания: отгадывают загадки, делают дыхательную гимн...

«Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте».

Тема выступления на МО педагогов старших дошкольных групп ЯМР "Начальная школа посёлка Заволжье" ЯМР 08. 12. 2017г. Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Яковлева Ирина Н...

Использование ИКТ-технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста

Использование ИКТ-технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста...