Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Четыре гостьи. В гостях у времён года»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шакирова Эндже Раилевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
«Четыре гостьи. В гостях у времён года»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.

Тема: Мир и человек. Четыре гостьи. В гостях у времён года.

Программное содержание: 1. Формировать у детей общее представление о Земле- планете как в природе, о взаимосвязи природы с человеком.

2. Закладывать основы экологической культуры личности, учить детей правильному поведению в природной среде.

3. Развивать способности к творческому воображению, к индивидуальному самовыражению, приобщать детей к нравственным ценностям народа, общества. Учить создавать атмосферу эмоционального взаимодействия друг с другом.

Тип занятия: интегрированное.

Методические приёмы: словесный, наглядный, игровой.

Словарь: Вселенная звезда, планета, астроном, пейзажи, старик-годовик, Масленица.

Демонстрационный и раздаточный материал: 1. Плакаты Солнечной системы, времена года.

2. Выставка книг по теме и картины художников.

3. Портреты писателей, композитора Чайковского.

4. Глобус, карта.

5. Художественные тексты.

6. «Как прекрасен этот мир»-выставка детских рисунков.

7. Бумага, карандаши, фломастеры.

8. Чайный стол. Блины.

Предварительная работа: Наблюдения. Беседы, экскурсия; заучивание художественных текстов; чтение; рисование.

Костюмы, элементы декора.

Воспитатель: Земля- наш общий дом, ведь мы на ней живём, а много ли, дети, мы знаем о нем?

Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости! Сегодня мы поговорим о земле… Расскажу вам легенду «Земля, небо и боги».

«В начале времён Земля и Небо были единым целым. Богов окружала темнота, и они попросили Лес упереться головой в небо, а ногами в Землю- и надавить… Так земля и Небо навсегда оказались раздельными». Люди отправились в дальние путешествия, чтобы увидеть и узнать побольше о нашей планете. «Иди, иди, иди, а конца не найдешь»- говорили о ней.

Ни начала, ни конца,

Не затылка, ни лица.

Знают все- и млад и стар-

Что она большущий шар.

(демонстрируется модель земли- глобус)

Планета Земля разделена 7 материков: Азия, Австралия, Африка, Антарктика, Америка Северная и Южная, Европа. Развёрнутая на плоскости Земля выглядит вот так (демонстрируется карта) и называется карта Земли.

Синий цвет и голубой

Окружают шар зеленой.

Реки и моря большие

Тоже сине –голубые.

Большая часть Земли покрыта водой- это озёра, реки, моря, океаны. Есть на Земле жаркие пустыни, влажные тропики, холодные льды (показываю плакат, карту).

К доске выходит ребёнок из букв составляет слово-название планеты, прикрепляет при помощи магнитов: ЗЕМЛЯ. (демонстрируется плакат «Планеты Солнечной системы»)

Рассмотрев, начинаем читать названия планет (Юпитер, Меркурий, Марс, Плутон, уран, Венера, Сатурн, Нептун, Земля)- их 9. Земля-третья от Солнца планета. У Земли есть спутник-Луна. Когда Земля вращается вокруг Солнца, происходит смена времён года, вращение вокруг своей оси приводит к смене дня и ночи.

-Ребята, какие времена года мы знаем? Сколько их?

-Зима, весна, лето, осень. Четыре.

-Какое время года сегодня, вот сейчас?

-Зима. (Называют зимние месяцы)

-Назовите время суток, когда светло, темно.

-День, ночь.

- Молодцы. «День и ночь-сутки прочь», так проходят дни месяца. Назовите дни недели по порядку. (ответы детей)

Вы, дети, знаете, что окружающий нас мир весёлый, разноцветный, меняется независимо от нас. Четыре художника наряжают Землю и она «переодевается», словно человек. (В календаре природы и погоды делаются пометки: указывается смена времён года, год, месяц, день недели и дата).

Красота природы вдохновляют поэтов, художников, композиторов. Посмотрите на картины художников: это «Зима» И. И Шишкина (уроженца Елабуги, нашего земляка, И. И Левитана «Золотая осень» и «Март»«Большая вода»«Первый снег», А. Пластова.

Русский композитор П. И. Чайковский (показываю портрет) создал музыкальный календарь природы «Времена года», посвятив пьесу- музыку каждому месяцу года. Этнограф, моряк-путешественник, писатель В. И Даль (показываю его портрет)написал сказочку «Старик-годовик». Сядьте поудобнее и послушайте её. Читаю с комментариями, по вопросам выясню, как поняли дети смысл и содержание сказки.

А сейчас физкультминутка.

1, 2, 3, 4, 5 не ленись и покружись

1, 2, 3, 4, 5 дружно за руки возьмись

И друг другу улыбнись. (садятся)

Ребята, целый год собирались тихонько наряжались четыре гостьи. Скоро они будут у нас. Хотите с ними встретиться? Хорошо, помогут нам капелька фантазии и хорошее настроение.

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

Вот и первая гостья. Звучит музыка. Выходит Лето. (девочка)

Лето: Я-Лето. Я с грибами; я с цветами,

С земляникой под кустом, чудо рыбой под мостом.

Я принесла летние гостинцы, их прислали летние месяцы, как их зовут? (ответы детей) Уходит.

Входит Осень. (девочка)

-Вот промелькнуло лето –настал и мой черед. Ребята, вы узнали меня? Да, я Осень, я приношу веселые краски для деревьев, тучами закрываю солнце, отправляю птиц в теплые страны, покрываю землю где листком, где снежком. Ребятишек провожаю в школу, а взрослые собирают урожай.

- А когда наступает осень? (ответы детей)

В белом платье при короне с волшебной палочкой входит Зима. (девочка)

-Низкий поклон вам, гости дорогие! Здравствуйте, друзья!

Я Зима, снега, стужи мастерица,

И вами я снежки играла.

И на санках всех катала,

Бабу снежную лепила…

Ничего я не забыла! (достает снежинки с загадками и загадывает детям-про зимние месяцы, дети отгадывают, она их благодарит и хвалит: «Ах, вы умные ребятки, отгадали все загадки!»

Под музыку входит Весна. (девочка)

-Я пришла сюда на последний хоровод Зимы, она постаралась, чтобы мы встретились.

Воспитатель: ждали мы тебя, Весна, ты нам очень всем нужна, вместе с нами ты садись, на ребяток подивись!

-Пора мне собираться, да на Север возвращаться. (танцуют Зима с весной)

-Принимай весна, правленье, ключ тебе в награду. (Зима уходит)

Воспитатель: Встречай Весну красавицу, родимая Земля. А поможет нам весёлая Масленица. Встреча Масленицы приходится на февраль-март, по древнему преданию именно в это время приходит на Землю добрая богиня Лада- светлое божество плодородия. Но шёл век за веком, сменялись божества- и богиня Лада превратилась в вестницу весны и любви Масленицу. Будем Масленицу величать, блинами угощать да добрые русские обычаи помнить.

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.

Появляется Масленица со своей свитой (они играют и поют).

Масленица: А я с ярмарки шла, полтора зерна несла,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Я домой пришла, я блинов напекла,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Эй, играй, моя гармошка,

И пощады не проси.

Посмотрите, полюбуйтесь,

Вот веселье на Руси!

Как на масленой неделе

Из печи блины летели

Ой, блины, мои блины

Вы блиночки мои!

(на стол подаётся большое блюдо с блинами)

Воспитатель: Дорогая наша гостья Масленица, коса длинная, лента алая, ты надолго к нам пришла?

Масленица: Я пришла всего на 7 дней, на неделю. Самым важным событием считается среда-лакомка. В этот день тёщи угощали зятьёв блинами.

Песенка инсценировка «Было у тёщи 7 зятьёв».

1. Было у тещи 7 зятьёв: Хомка- зять, и Пахомка- зять, и Гришка- зять, и Гаврилка- зять, и Макарка- зять, и Захарка- зять, и Ванюша- зять. Зятюшка- Ванюшка милей всех зятьёв.

2. Стала теща зятьёв угощать: и Хомке- блин, и Похомке- блин, и Гришке- блин, и Гаврилке –блин, и Макарке –блин,и Захарке- блин, и Ванюшке- блин. Зятюшке Ванюшке два блина. Хорший зятек –второй сынок. (Зятья накидывают шаль на её плечи) Отгадайте –ка мою загадку: Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают?

Зятья: -Блины!

Тёща: Пойдемте блины «печь»!

(Дети садятся за столы и на бумажных листочках –кружочках рисуют блины)

КОНКУРС ГОСТЕЙ.

Воспитатель: Дорогие гости, вспомните, пожалуйста, народные пословицы, поговорки, приметы, частушки… Нарисуйте- «испеките» блины на память по своему рецепту.

В это время готовится чайный стол с блинами, мёдом, вареньем. Теща девочка собирает рисуночные блины на поднос. Демонстрируется выставка детских рисунков «Как прекрасен этот мир».

ИТОГИ ЗАНЯТИЯ

Дорогие друзья, наша встреча подошла к концу, жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться. Мы все старались, чтобы всем было интересно и весело. Мы надеемся, что гости унесут от нас капельку мечты, чайную ложечку радости и полное сердце любви.

Дети давайте поделимся друг с другом о том, что интересного и полезного вы узнали сегодня, что вам особенно понравилось…Завтра 1 марта –начало весны, давайте же: «Февралю помашем, марту «здравствуй» скажем»

Все вместе закончим занятие с песней: «Здравствуй, солнышко!»

1. А весна, а весна

Снова к нам вернулась,

Посмотрите в окно-

Солнышко проснулось.

Припев: Здравствуй, солнышко,

Мы рады,

Мы ребята из детсада

Песню весне поем.

- А не пора ли хозяевам и гостям налить чаю!

ЧАЕПИТИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Школа пешеходных наук"

Аннотация к конспекту "Школа пешеходных наук" Конспект занятий, направлен на  ознакомление детей с основными правилами безопасного поведения на дорогах. Дети учатся выполнять действия по сигналу...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас».

Цели; закрепить знания  о назначении  предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы. Систематизировать знания дете...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»...

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Как и для чего человек дышит»

Цель: освоение детьми знаний о дыхательной системе человека через проведение опытовЗадачи:Познакомить детей с дыхательной системой человека.Научить детей правильному дыханиюПродолжать развивать у...