Наблюдение на прогулке за живой природой
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Щемелева Анна Александровна

Наблюдение на прогулке за живой природой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 3. Наблюдение на прогулке за живой природой с использованием различных приемов.

Тема: Наблюдение за воробьем

Цели: формирование представлений об особенностях поведения птицы в зимнее время.

Образовательные:

Закрепить знание о зимующей птице — воробье.

Развивающие:

Развивать умение наблюдать за их повадками.

Воспитательные:

Воспитывать желания поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, объяснить, что птиц зимой нужно кормить.

Способы:

  1. В начале прогулки воспитатель загадывает детям загадку:

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

  1. Чтение стихотворения В. Мирясова

Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца —

Покормите молодца.  

С. Есенина «Поет зима - аукает»:
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Сто звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней. 
А вьюга с ревом бешеным 
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна. 
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица-весна.
                       

  1. Воспитатель проводит беседу с детьми и задает вопросы:

Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. 

- Как  называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)

- Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)

- Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.)

- Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)

- Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птицам тепло.)

- Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, так они защищаются от мороза.)

- Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)

Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.

- Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц.

  1. Экспериментирование.

Давайте проведем эксперимент и посмотрим, какой же корм воробьи охотнее поедают? В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.

- Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)

- Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)

- Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)

Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.

  1. Исследовательская деятельность.

Рассмотреть на свежевыпавшем снегу следы птиц. Определить какие птицы оставили свои следы. Найти следы воробья. Рассмотреть, как птицы передвигались, в каком направлении.

  1. Приметы:

Если воробьи прячутся под крышу, будет мороз и метель;

Воробьи тихо сидят на деревьях – пойдет снег без ветра;

Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглаживает – к теплу;

Если воробьи задорно чирикают – чувствуют прибавку света.

  1. Чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь»

 

  1. Развернутая положительная оценка

Тема: Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей.

Цель: рассмотрение и сравнение воробья и синицы.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с особенностями строения, образа жизни воробья и синицы.

 Развивающие:

Развивать умение наблюдать за их повадками.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательного отношения к братьям нашим меньшим.

Способы:

  1. Загадки:

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

  1. В ходе беседы с детьми воспитатель задает вопросы детям:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.

- Что общего у воробья и синички? (Остались зимовать, держатся поодиночке.)

- Чем отличается воробей от синички? У синицы клюв тонкий - эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый - птица зерноядная; а также оперением, поведением.

- Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

Воробей - маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.

Синица - всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы - осторожные и пугливые.

- Чем питаются эти птицы? (Воробьи - птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)

Синица - птица насекомоядная, но она не улетает в теплые края. Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.

А воробьи любят соседство с людьми. Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.

- Приносят ли пользу эти птицы? Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Воробьи поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.

  1. Практическая деятельность:

Предложить детям покормить птиц.

- Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)

- что повесим синичкам на веточку? Правильно, кусочек несоленого сала.

- А что положим воробьям в кормушку? Правильно, воробьям положим зерна.

  1. Развернутая положительная оценка.

Тема: Наблюдаем за деревьями.

Цель: Углубление представлений детей о способах приспособления деревьев в зимний период (деревья не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стволах, корнях, находятся в состоянии покоя, они живые)

Задачи:

Образовательные:

Формировать у детей знание о деревьях в зимнее время года.

Развивающие:

Развивать у детей наблюдение за зимующими деревьями.

Воспитательные:

 Воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним, заботу.

Воспитывать любовь к природе.

Способы:

1.Беседа с детьми.

Рассмотреть с детьми деревья на участке группы. Спросить, не замерзают ли деревья. Предложить вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью. Рассказать, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита от промерзания. Все лето они откладывают под кожицей ствола и веток особую ткань – пробковую. Она не пропускает из дерева ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод. Есть у народа и поговорка: «Кто с дерева кору снимает, тот его убивает».

Но у деревьев зимой есть еще защита – пушистое снежное одеяло. Вспомнить с детьми, как садовник укутывал молодые деревья рогожками, а потом забрасывает их снегом.

2.Объяснение детям пословицы: «Спасибо, мороз, что снегу принес».

3.Практические действия.

Воспитатель показывает, как утеплить снегом деревья на участке, что бы они, не замерзали зимой.

4.Приметы:

Снег прилипает к деревьям – тепло будет;

Если зимой шумят деревья, ожидай оттепели.

5.        Чтение стихотворений о деревьях:

М. Дудин «Деревья зимой»

Деревья зимою, деревья зимою

Пронизаны ветром и стужей самою.

И старые сосны, и острые ели

Встают, как солдаты, навстречу метели.

В пургу по колени буранами гнутся,

Вершинами машут…

Сдают? Не сдаются!

К. Назыров «Варежки на ветках»

Как птица в оперенье ледяном,

Бушует ветер злой в краю лесном.

Мерзнут у сосны и елки

Пальчики-иголки…

Удалой снежок примчал,

Всем им варежки связал,

Вы не видели, ребята,

Этих варежек мохнатых?

6.        Загадки:

Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели.

(Дерево зимой.)

Нам в дождь и в зной поможет друг,

Зеленый и хороший, –

Протянет нам десяток рук

И тысячи ладошек.

(Дерево.)

  1. Исследовательская деятельность.

Определить, сколько лет дереву. Детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву.

  1. Развернутая положительная оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений на прогулке за неживой природой осенью и зимой в младшей группе.

ОСЕНЬ       Карточка № 1           Рассматривание сухого песка.Цель: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок....

Сборник наблюдений на прогулке за неживой природой (старший дошкольный возраст)

Программа наблюдений за неживой природой в течение учебного года. Рассчитана на старший дошкольный возраст....

Игры – экспериментирования с детьми старшей группы на прогулке. (Не живая природа, бросовый материал.)

Летом, на прогулке тоже можно экспериментировать, это очень интересно....