Заяц серый стал вдруг белым
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Донская Лидия Владимировна

Заяц серый стал вдруг белым

Итоговое интегрированное занятие по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) и «Художественно – эстетическое развитие» (рисование) в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu_zayats_seryy_stal_vdrug_belym.docx42.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Муниципальное учреждение

"Управление дошкольного образования"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад компенсирующего вида с приоритетным  осуществлением квалифицированной коррекции для детей с нарушениями зрения № 70"

                          Заяц серый стал вдруг белым

Итоговое интегрированное занятие по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) и «Художественно – эстетическое развитие» (рисование) в средней группе.

                                                                                     Подготовила:

                                                                                     Донская Лидия Владимировна,

                                                                                     воспитатель первой

                                                                                     квалификационной категории

                                              г. Нижнекамск

                                                        2015г.

                          «Заяц серый, стал вдруг белым»

Итоговое интегрированное занятие по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром), «Художественно – эстетическое развитие» (рисование) в средней группе.

Количество детей: 10

Возраст детей: 4 - 5 лет

Вид организационно – образовательной деятельности:

Интегрированная

Интегрированные образовательные области:

«Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание».

Форма деятельности:

Совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, чтение.

Программные задачи:

Воспитательные:  воспитывать  интерес к освоению изобразительных техник, усидчивость, внимание, воспитывать  активность,  инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций, вызвать у детей желание помочь зайчику, использовать нетрадиционные формы изобразительного искусства методом тычка.

Развивающие: развивать у детей память, речь, обогащать словарный запас, активизировать познавательную и речевую деятельность детей, обобщать и делать выводы.

Образовательные:  закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе о том, что поздней осенью зайцы меняют летнюю шубку на зимнюю; совершенствовать нетрадиционную технику рисования методом тычка жёсткой полусухой кистью; формировать умение создавать выразительный образ (имитация фактурности пушистой шубки); отрабатывать умение держать кисть вертикально и ритмично ударять по силуэту зайца,

учить детей делать простейшие выводы, продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя предложением, согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Методы и приемы: Наглядный (рассматривание диких животных); словесный (загадки, стихи, вопросы, индивидуальные ответы);  практический (изображение диких животных); игровой (использование офтальмологических пауз, физкультминуток и психологической разгрузки); самоанализ.

Словарная работа: Линька.

Материал к занятию: аппликативные работы с изображением зайца в разное время года; образцы для показа; ½ листа бумаги белого цвета с силуэтным изображением деревьев (берёз) и зайцев из бумаги серого цвета ; гуашь белого цвета в розетках; кисть для рисования из натуральной щетины; баночки с водой, салфетки из ткани, подставки для кисти.

Техническое оснащение: Музыкальное обеспечение – музыка «Времена года» Чайковского П.И.

Предварительная работа педагога с детьми:  рассматривание картин, иллюстраций; чтение художественных произведений о зайцах (Бианки, Ушинского, Чарушина, Заходера) просмотр мультфильма “Заяц - хваста”.

Предшествующая работа педагога:  Продумывание хода занятия, подбор музыкального сопровождения. Изготовление макетов. Подбор физкультминуток для глаз, общих физкультминуток.

Структура занятия:

I. Вводная часть

1.1. Снятие психической нагрузки «Давайте улыбнемся».

1.2. «Мы доброе животное» - развитие речевого дыхания.

II. Основная часть

2.1. Беседа об изменениях в природе с приходом зимы.

2.2. Чтение стихотворения  И. Пивоваровой «Заяц».

2.3.  Беседа с детьми о том, как дикие животные готовятся к зиме.

2.4. Физкультминутка «Скок – поскок…».

2.5. Игровое упражнение «Сколько зайчиков спряталось от лисы».

2.6. Офтальмологическая пауза «Зайчик, зайчик озорной…».

III. Заключительная часть

3.1. Рисование  «Шубка для зайчика» (нетрадиционная техника - методом тычка).

3.2. Пальчиковая гимнастика.  

3.3. Выводы, итог занятия.

                                 

                                   

                                           Схема посадки детей:

 

                                                Ход занятия:

I Вводная часть:

Воспитатель приглашает детей встать в круг, взяться за руки и друг другу улыбнуться, то есть подарить окружающим хорошее настроение.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. 

Воспитатель: А сейчас закрыли глазки и представили, что вы все вместе одно «доброе животное». Возьмёмся за руки, открыли глазки, давайте послушаем, как оно дышит. Вздохнули и круг сделали маленьким, выдохнули и сделали круг большим. (Вдох через нос, выдох – через рот, повторить 4 раза).

II Основная часть:

 (Дети стоят полукругом возле мольберта.)

Воспитатель: – Ребята! Сегодня вы шли в детский сад и, наверное, заметили, что природа изменилась? (Ответы детей о том, что за ночь выпал снег.) Всё правильно вы рассказали, у нас выпал первый снег и укрыл землю. Теперь стало красиво, кругом всё белым – бело. Но вот в лесу не все звери обрадовались приходу зимы. Давайте посмотрим, что там происходит. (Дети рассматривают аппликативную работу, воспитатель читает стихотворение.)

Стихотворение И. Пивоваровой.

“Заяц”.

Заяц лёг на бугорок, 
подремать решил часок.
А пока он сладко спал, 
первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц серый,
Удивился: – В чём же дело?

Воспитатель:

– Ребята, что же произошло? (Выпал снег, и все побелело). Правильно, вы сказали, что выпал первый снег.

(Показ аппликативной работы зайца в разное время года).

– А наш зайка успел приготовиться к зиме? (Наш заяц не успел приготовиться к зиме).

– Как же он должен готовится к зиме? (Серую шубку он меняет на белую).

– Молодцы ребята, правильно ответили. Летом зайцы серые (воспитатель демонстрирует детям картинки, охотится лиса и не видит добычу).

 

Воспитатель:

– А в середине осени зайцы меняют шубку летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета. – Какого? (Белого цвета). – Почему белого? (Чтобы спрятаться от лисы и волка).

– Такие изменения окраски и густоты меха называются линькой. У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть – зимняя шубка.

– От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы, волка.)

– Правильно вы ответили, но такая шубка ещё и от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь? Давайте поможем зайчикам согреться.

Физкультминутка:

Скок – поскок, скок – поскок,
Прыгнул зайка на пенёк.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки – вверх, лапки – вниз,
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок
На носочках скок – скок – скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не замёрзли лапки.

– Посмотрите внимательно вот на эту картинку и посчитайте, сколько зайчиков спряталось в лесу? (Четыре зайчика)

 Воспитатель:

– Вот видите, как всё устроено в природе, трудно нам было отыскать зайцев. Не зря в народе говорят: “Бел, – потому и цел”.

Воспитатель: – Вернёмся к нашему зайчику.

Нет у зайчика избушки,
Кто ему построит дом?
Он лежит, прижавши ушки,
Под ореховым кустом.
Посветлевший, побелевший,
Глухо лес шумит: “Угу!”
Зайчик в летней шубке серой

Так заметен на снегу…

Как же мы сможем помочь нашему зайчику приготовиться к  

зиме? (Надо серую шубку поменять на белую). Правильно, ребята, нужно зайке поменять серую шубку на белую. А пока давайте проведем зарядку «Послушные глазки».

Офтальмологическая пауза: «Зайчик, зайчик озорной…»

Зайчик, зайчик озорной

Поиграй-ка ты со мной      (дети моргают глазами)

Ну-ка зайка повернись

На глаза мне покажись      (круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу

Зайчика слева я найду       (отвести взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю

Справа зайчика я найду     (отвести взгляд вправо)

III Заключительная часть:

Воспитатель: – Ребята, нам надо скорее помочь зайчику сменить летнюю шубку на зимнюю, иначе его может поймать лиса или волк.

– Какого цвета зимняя шубка? (Белая шубка).

– Какую краску нам надо приготовить для рисования? (Белую).

– Всё верно. А вот и кисточка, которая нам поможет сегодня нарисовать пушистую шубку. Приготовьте свои ручки, кисточка будет с вами здороваться. (Дети протягивают руки, воспитатель ударяет аккуратно каждого по тыльной стороне кисти и просит дать ответ какая кисточка сегодня в гостях.)

Дети: – Кисточка жёсткая, колючая (могут сказать: злая, вредная).

Воспитатель: – Что мы знаем про эту кисточку?

Дети: – Эта кисточка не любит воду.

Воспитатель: – Верно. Но зато эта кисточка поможет нарисовать пушистую шубку. Какие движения мы будем делать?

Дети: – Тук – тук – тук.

Воспитатель: – Кисточку возьмём вот так (как карандаш, выше её металлической части) это просто, наберём краски чуть – чуть и начнём рисовать, приговаривая: тук-тук-тук. Воспитатель держит кисть вертикально и ритмично ударяет по силуэту зайца на листе.

Воспитатель: – Теперь и вам ребята, пора приступить к работе, сядьте за столы удобно и начинаем работу. (Дети занимают свои места, проверяют рабочее место и приступают к выполнению творческой задачи.)

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, следит за посадкой, за техникой выполнения работ, в середине практической части проводится физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика:

Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

Готовые работы прикрепляются на магнитную доску. Дети приводят в порядок рабочее место и встают полукругом вокруг доски.

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, что у нас получилось: (Воспитатель читает вновь стихотворение И. Пивоваровой “Заяц”, но уже с продолжением.)

Заяц лёг на бугорок,
подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц серый,
Удивился: – В чём же дело?
Был я сер, а стал я бел!
Кто меня переодел?

Итог:

Воспитатель: – Как мы помогли зайчику? (Мы зайчику нарисовали белую шубку).

– Какая кисточка помогла нарисовать пушистую шубку? (Жесткая кисточка).

– Краску, какого цвета мы взяли для рисования? Почему? (Белую гуашь)

– Правильно, зайцы летом серые, а зимой, чтоб их не видно было на снегу – белые. Зайка благодарит вас за помощь, теперь ему не страшно бегать по лесу.

- Молодцы! И нам надо спешить на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Заяц серый, куда бегал»

Программные задачи:  Учить детей придумывать сказки, развивать творческое воображение, связную речь. Активизировать словарь. Воспитывать желание придумывать свой сюжет сказки. Материал: Доск...

План-конспект ООД по теме «Как белка серой стала».

План-конспект ООД по теме «Как белка серой стала»....

Серия экспериментов «Превращение белой снежинки в цветную льдинку»

Знакомство детей со свойствами снега, воды и льда...

статья "Как белка серой стала"

Статья посвящена  игровой деятельности в дошкольном учреждении во второй младшей группе....

Заяц серый стал вдруг белым

Количество детей: 10Возраст детей: 4 - 5 лет Вид организационно – образовательной деятельности:Интегрированная Интегрированные образовательные области:«Социализация», &laqu...