«Как Топтыжка весну первый раз встретил».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Жукова Татьяна Николаевна

Занятие по ознакомлению с окружающим.

Средняя группа. Занятие «Как Топтыжка весну первый раз встретил».

Цель: сформировать представление о том, как животные приспосабливаются к жизни в природных условиях. Уточнить знания об особенностях их внешнего вида, образа жизни (как и чем, питаются, как передвигаются). Продолжать воспитывать любовь к природе. Развивать воображение, логическое мышление.

Материалы и оборудование. Иллюстрации с изображением диких животных, следов животных, кукла би-ба-бо Незнайка.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, рассматри­вайте иллюстраций с изображением животных и их следов, беседы на темы: кто такие дикие животные, где они обитают, каковы особенности их строения и образа жизни.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, вы слышите, кто-то к нам стучится? Давайте посмот­рим кто же это?

Вносится кукла Незнайка.

 Дети. Незнайка

Воспитатель. Здравствуй Незнайка, давно ты к нам не заходил.

 Незнайка. Здравствуйте, здравствуйте.

Воспитатель. Что это ты такой грустный?

Незнайка. Да вот ходил я тут как- то по лесу и встретят лесовичка Он мне загадку загадал да такую трудную, что никак отгадать не могу. Может, вы бы мне помогли ребята?

Воспитатель. Что ж помажем Незнайке, ребята?

Дети. Поможем.

Воспитатель. Загадывай загадку Незнайка.

Незнайка. Шерстью я покрыт мохнатой

Я большой и косолапый

В чаще я живу лесной

Поиграй дружок со мной.

Дети. Это медведь.

Незнайка. Ой, а с чего это вы так решили?

Ответы детей.

Незнайка. Здорово! Как же я-то сразу не догадался. Ну спасибо вам ребята А хотите, я вам за это сказку расскажу про одного знакомого медвежонка.

 Дети. Да.

Незнайка. Ну, слушайте. В одной берлоге зимой у медведицы родился маленький медвежонок Топтыжка. Всю зиму медвежонок только и делал что сосал молоко, да спал, уткнувшись в мохнатый мамин бок. Но однаж­ды медвежонок проснулся оттого, что ему на нос упала капелька холод­ной воды, потом другая. Медвежонку это не понравилось, он даже фыр­кнул вот так: фыр — фыр. Как фыркнул медвежонок?

Дети. Фыр — Фыр.

Незнайка. Молодцы! Так вот Топтыжка решил вылезти и посмотреть, что же случилось. Мама медведица ещё крепко спала и медвежонок потихоньку, потихоньку вышел из берлоги. И вот что он увидел: снег в лесу возле берлоги стал таять, потекли ручьи, появились первые проталины. Ребята, в какое время года всё это происходит?

Дети. Весной.

Незнайка. Правильно. Вот эти капельки талой воды и разбудили нашего Топтыжку. Медвежонку понравилось в лесу. Там звонко пели, какие-то птицы, журчали ручейки, и солнышко ярко светило в небе. Топтыжка сел на пенёк прикрыл глаза и стал носом втягивать весенние запахи леса. Но вдруг кто — то больно его ударил шишкой в лоб. Медвежонок поднял голову и увидел маленьких зверьков, ловко прыгающих с ветки на ветку. Они были с большими пушистыми хвостами и с маленькими кисточками на ушках. Зверьки смеялись над Топтыжкой и кричали: «Эй, ты маленький косолапенький!» Кто это были такие?

Дети. Белки.

Незнайка. А почему вы так решили?

Ответы детей.

Незнайка. Нашему медвежонку не понравились белки, и он решил пойти дальше. Топтыжка пошёл дальше и увидел такую картину бегает по не растаявшему снегу рыжая хитрая плутовка. Кто это?

Дети. Лиса.

Незнайка. Как вы догадались?

Ответы детей.

Незнайка. Так вот бегает подпрыгивает, мордочку в снег глубоко толкает, лапами снег разрывает.

Ага, подумал медвежонок, наверное, она играет. Пойду и я с ней попрыгаю. Только лисе это не понравилось, фыркнула она на Топтыжку и сказала: «Уходи по добру по здорову, глупыш, не мешай мне...» Как вы думаете, что она сказала дальше?

Дети. Охотиться, мышей ловить.

Незнайка. Хорошо правильно, я бы и не догадался.

Воспитатель. Незнайка видишь, ребята знают обитателей леса, а хочешь, мы и тебя научим узнавать животных по их повадкам.

Незнайка. Конечно, хочу.

Воспитатель. Тогда давай поиграем.

Игра «Превращение».

Незнайка. Как весело надо будет, потом поиграть со своими друзьями в такую игру. Но вы, наверное, хотите узнать, что же случилось с медвежонком дальше?

Дети. Да.

Незнайка. Ну, так слушайте. Прогнала лиса Топтыжку и он пошёл дальше вышел на большую полянку на ней следов было видимо невидимо.

Игра «Угадай, чей след».

Незнайка. Понравились медвежонку одни следы и пошёл он по ним. Дошёл Топтыжка до небольшой ёлочки хотел, было под неё заглянуть да как выскочил из-под ёлки страшный зверь. Как вы думаете, кто это был?

Ответы детей.

Незнайка. А вот послушайте какой он был: уши длинные, сам маленький, беленький, пушистый. Этот зверь как подпрыгнул и поскакал.

Наш то медвежонок так испугался на весь лес прорычал жалобным голосом «мама» и скорей в берлогу.

Там всё маме рассказал, что увидел. А мама погладила его мохнатой лапой, лизнула в нос и прорычала: «Какой же ты у меня ещё глупенький». Почему так сказала мама?

Ответы детей.

Незнайка. Правильно ребята. А что же Топтыжка, а он уснул, возле мамы сладко посапывая. Медвежонок больше уже ничего не боялся, ведь он был рядом с мамой. Так Топтыжка первый раз встретил весну.

Незнайка. Понравилась вам моя история?

Дети. Да.

Незнайка. А что в ней вам больше всего понравилось, запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель. Спасибо тебе Незнайка за интересную историю.

Незнайка. Ладно, мне пора! Побегу к лесовичку скажу, что отгадал его загадку! До свидания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по теме "Весна. Первые весенние цветы."

Конспект занятия для детей детского сада старшей группы по экологическому воспитанию на тему "Весна.Первые весенние цветы"....

Конспект занятия в старшей группе«Весна. Первые весенние цветы».

Конспект занятия  и электронное приложение «Весна. Первые весенние цветы" способствуют  систематизации знаний детей о сезонных изменениях в природе....

«Весна. Первые весенние цветы»

Непрерывно-образовательной деятельности по речевому развитию....

КП "Весёлая Карусель" социально-коммуникативное развитие в старшей группе "Весна. Первые признаки весны"

Весенние перемены - пробуждение природы от зимнего сна. Солнечные лучи начинают прогревать замерзшую землю и все вокруг оживает, наполняя воздух веселым звучанием. Таяние снега!  Звон к...

Конспект НОД окружающий мир подготовительная группа тема: «Весна. Первые признаки весны»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.Коррекционно-образовательные задачи:• Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растен...