Проект «Аптека под ногами»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание является одним из основных направлений в системе образования, т. к. оно способствует воздействию на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Детям дошкольного возраста необходимо общение с природой. Они учатся любить ее, наблюдать и сопереживать. Со временем дети понимают, что наша Земля не может существовать без растений, так как они помогают нам дышать, а также с помощью них можно лечить различные болезни; что люди должны беречь и сохранять растения, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Экологическое воспитание нужно рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. В процессе формирования гуманного отношения к природе, очень важно, чтобы дошкольник понял, что человек и природа тесно взаимосвязаны, что заботясь о природе, мы заботимся о людях и их будущем.

В процессе беседы с детьми на тему растений, мы заметили, что воспитанники имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». Беседа с родителями показала, что они также недостаточно хорошо знают лекарственные растения родного края, поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Цель: Создание условий для формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с лекарственными растениями, произрастающими на территории родного края.

Задачи проекта:

I Образовательные:

1) Формировать у детей целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде.

2) Познакомить детей с лекарственными растениями нашего края и их лечебными свойствами, формировать умение различать и называть их.

3) Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.

II Развивающие:

1) Обогащать словарный запас детей названиями лекарственных растений.

2) Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках, поделках.

3) Развивать экологическую и эстетическую культуру.

III Воспитательные:

1) Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края, лекарственным растениям.

2) Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Проблема: Низкий уровень знаний детей о лекарственных травах родного края.

Ресурсное обеспечение: книги, открытки, художественные произведения и материалы, фотографии, слайд-фильмы.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение знаний и представлений детей о лекарственных растениях, правилах сбора и засушивания растений.

2. Обогащение словаря детей новыми названиями и понятиями.

3. Появление интереса к природе родного края.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

подбор методической и художественной литературы

изготовление пособий

подбор слайд-фильмов

разработка занятий, определение тематики бесед

разработка сценариев, экологических викторин, развлечений

выбор объектов для экскурсии

работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта

2 этап: организационный – создание развивающей среды, разработка содержания непосредственно образовательной деятельности, сбор лекарственных растений для гербария.

3 этап - формирующий – проведение мероприятий с детьми и родителями:

• Беседы:

- «Лекарственные растения»,

- «Правила сбора лекарственных трав»,

- «Для чего нужны лекарственные растения?»,

- «Что больше всего запомнилось и понравилось?»,

- «Что лечит растение?»

• Показ слайд фильма «Лекарственные растения Нижегородской области».

• Чтение художественной литературы:

- В. Бианки: «О травах»,

- А. Плешакова: «Зеленые страницы»,

- П. Синявский: «Зеленая аптека»,

- Е. Благинина «Одуванчик»,

- Н. Анишина «Азбука лечебных трав»,

- Загадывание загадок о лекарственных растениях.

• Художественное творчество:

- Рисование: «Ромашковое поле», «Наши зеленые помощники», «На лугу», выставка рисунков «Волшебные растения».

- Аппликация: «Наш друг – подорожник», «Одуванчики».

- Лепка: «Корзина с травами».

• НОД:

- «Лекарственные растения – средства оздоровления человека»,

- «Растения лекарственные и ядовитые»,

- «Природа и мы».

• Игры:

- «Съедобное – несъедобное»,

- «Узнай растение по описанию»,

- «К названому растению беги»

• Вовлечение родителей в жизнь в детском саду:

- Консультации: «Целебная сила растений», «Лекарственные растения для детей. Правила лечения», «Полезные рецепты из лекарственных трав»

- Памятка «Правила сбора лекарственных растений»

4 этап – итоговый:

- Анализ полученных результатов.

- Викторина «Знатоки лечебных трав»