Проект "Люблю берёзку русскую"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Проект по экологии "Люблю берёзку русскую" 2-я младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bereza.docx45.3 КБ

Предварительный просмотр:

                 Проект по экологическому воспитанию

«Белая берёза под мим окном»

2-я младшая группа

Актуальность проекта: С давних времен береза пользуется на Руси особым почетом и уважением, считается символом России. В народе говорят: «Где берёза вырастет, там русский человек приживётся». Берёзонька одинаково хороша и в зелёной накидке весны, и в лёгком ситцевом платье лета, и в цветном сарафане осени, и в пышном парчовом уборе зимы. От других деревьев берёзка отличается белой корой. Природа наделила только одно дерево нашего края такой корой (пробкой) с чёрными чечевичками, ажурной кроной, многими целебными свойствами. Живёт берёзка более 100 лет. В давние времена наши предки писали на бересте, сделанной из коры берёзы, письма и памятки.  И не зря гласит старинная народная загадка:

Стоит дерево, цветом зелено.

В том дереве-четыре угодья:

Первое-больным на здоровье,

Второе-людям колодец,

Третье-от тьмы свет,

А четвёртым-(старым, дряхлым) пеленанье.

 Берёза очень любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается даже в вечной мерзлоте. Растёт берёза быстро, недаром люди её называют  гонким деревом.

 Образ России немыслим без русской березки, в ее честь сложено много песен, стихов. С тем, что береза красавица спорить трудно. Не каждый ребенок знает особенности этого дерева.

 Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны - важность и необходимость ознакомления детей с символом родной природы,  формирование у детей любви и бережного отношения к ней, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Цель проекта: познакомить детей с берёзой как экологическим объектом. Приобщать дошкольников к истории русского народа.

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к берёзе, родному краю.
  • Воспитывать такие качества, как внимание, терпение.
  • Прививать любовь к фольклору.

Образовательные:

  • Установить характер влияния факторов внешней среды на рост и развитие дерева.
  • Расширять представления детей о мире растений.
  • Показать связь мира растений и мира животных.
  • Обогащать кругозор детей.
  • Обучать движениям танца (русского хоровода).

Развивающие:

  • Развивать сенсорные навыки.
  • Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
  • Направлять естественный интерес и любознательность детей.
  • Развивать художественные навыки.

Участники проекта: дети 2 младшей группы «Цыплята», воспитатель, родители.

Этапы работы:

Подготовительный:

-определение объекта изучения;

-подбор пословиц, загадок, стихов, рассказов, иллюстраций о берёзе.

Исследовательский:

- рассматривание изделий из древесины,

-ведение наблюдений за деревом, постановка опытов.

Заключительный:

-обобщение результатов работы;

Ожидаемые результаты:

    В результате реализации данного проекта у детей формируется представление  о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о пользе берёзы для человека, о бережном отношении к природе.

Способы организации работы:

-принцип добровольности участия;

-работа проводится в организационное время и во 2-й половине дня;

-воспитанники работают под руководством педагога.

Программное содержание по проекту.

 1.Совместная деятельность воспитателя с детьми

Наблюдения:

-знакомство с деревом, его строением;

-рассматривание коры, почек, листьев;

-вид дерева в разную погоду, время года;

- «кто рядом живёт» (почва, растительный мир, насекомые, грибы-подберёзовики);

-семена;

-осенняя смена наряда, листопад;

-зимний «сон» дерева, весеннее пробуждение, набухание почек, развёртывание листочков.

2.Рассматривание репродукций картин, чтение стихотворений, знакомство с песнями о берёзе («Во поле берёза стояла…»).

3.Рассказ о свойствах дерева, о том, что делали из него в прошлом и изготавливают в настоящее время (дома, топливо, средства передвижения, бумага, мебель, игрушки).

4.Правила поведения с деревом и в природе, отношение к изделиям из дерева.

5.Обогащение словаря: берёзовый веник, берёзовый сок, короб, терем.

6.Игровая деятельность (подвижные и дидактические игры).

7.Разучивание хоровода.

Рабочая программа к проекту «Белая берёза под моим окном…»

1.Занятия познавательного цикла:

  1. Комплексное занятие с музыкальным руководителем « Во поле березка стояла»;

  1. Знакомство с берёзой: показать отличие дерева от кустарника; рассматривать кору, ветви, листья.
  2. Берёзка в осеннем наряде: наблюдение за деревом в разную погоду, рисование фломастерами, гуашью, восковыми мелками.
  3. Кто с деревом «дружит»: рассмотреть насекомых около берёзы, птиц прилетающих на дерево, грибы (если их нет, можно использовать муляжи).
  4. Тема «берёзки» в творчестве композиторов : знакомство с русской народной песней «Во поле берёза стояла…».
  5. Что нам берёза подарила: рассматривание изделий из древесины.
  6. Для чего нужно дерево сегодня: уточнить свойства дерева, как материала (дерево-это топливо, бумага, мебель, игрушки, берёзовый сок). 

2. Чтение художественной литературы:

Чтение  сказки « Как коза избушку построила»; проза: К Паустовский"Подарок", Л.И. Горошкина "Березка", В. Бианки «Волшебная берёза»

Разучивание пословиц, загадок о березе.

Чтение стихотворений: И.Ищук "Береза", И. Наумов "Российская березка».

3.Художественно - продуктивная деятельность детей:

.Рассматривание картин русских художников:

А.Куиджи "Березовая роща", И. Шишкин "Летний пейзаж с березкой"

рисование — « Березка», (примакивание)

Выставка детских работ.

4.Музыка.

Народные хороводы "Во поле березонька стояла" р.н.м., «Ой да у дороженьки», «Хоровод на лугу», «Береза белоствольная"

 5. Физическая культура

1. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков».

2. Психогимнастика "Березка", утр.гимнастика "В гости к березке"

Работа с родителями:

Оформление папки - передвижки "Люблю березку русскую" (картинки, иллюстрации, фотографии с изображением березы)

Консультация «Русская береза – символ России». Составление сборника литературных произведений (поэты и писатели о березке) 

 Сборник загадок, пословиц, хороводов, игр, песен о березе («Ай да береза!») (совместная работа детей, родителей и воспитателей)

Практический выход:

-приобщение детьми простейших знаний о берёзе;

-выставка детского рисунка «Белая берёза».

- оформление творческого проекта

-подведение итогов

                                                                                                       

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня знаний о березе.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности к деревьям.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Литература:

1.Д/В №3/02; №7/02 г.

2.Д/В №7/06 г.

3. «Ребёнок в детском саду» №3/05.

4.Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми».

5.В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ».

6. Е.А.Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет».

7. И.Л.Саво «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада».

Проект "Я люблю русскую березку"

Полищук Ольга Дмитриевна

Опубликовано 10.11.2016 - 0:22 - Полищук Ольга Дмитриевна

Содержание проекта:

1. Провести с детьми наблюдение и занятий о березе.

2. На основе наблюдений провести досуг  "Люблю березку русскую"

3. Предложить родителям сделать. папки - раскладушки "Люблю березку русскую".

Скачать:

Microsoft Office document icon glavnyy_proekt.doc

49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно - игровой

По содержанию: ребенок и взрослый

По характеру контактов: внутри группы

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: краткосрочный (2 недели)

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей, внутри ДОУ.

По характеру участия воспитанника: участник от зарождения идеи до получения результата.

Актуальность проекта:

С давних времен береза пользуется на Руси особым почетом и уважением. Связано это не только с тем, что белоствольная лесная красавица стала своеобразным  символом весны, света, любви к Родине, но и с ее многочисленными полезными свойствами. Да и как не любоваться этим удивительным  и неповторимым деревом! Его  светло-изумрудной зеленью распускающихся весной листочков , изящностью белых  стволов, увенчанных зеленой косынкой! Это дерево настолько привычно, что мы порой его незаслуженно не замечаем. А ведь это удивительное, загадочное, хранящее много тайн дерево, которое занимает такое важное место в жизни  человека.  

 Образ России немыслим без русской березки, в ее честь сложено много песен, стихов. С тем, что береза красавица спорить трудно. Не каждый ребенок знает особенности этого дерева.

 Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны - важность и необходимость ознакомления детей с символом родной природой,  формирование у детей любви и бережного отношения к ней, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Мне бы очень хотелось доказать, что береза -одно из самых лучших растений в мире.

Постановка проблемы:

 Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о его значении в жизни человека.

     Цель проекта:

  •     Расширить знания детей о русской красавице - березе, сформировать у детей представление  о березе как о символе России, формировать у детей убеждение о пользе березы в жизни человека.
  •  Воспитывать у детей бережное отношение к родной природе, чувство любви, гордости и уважения к березе как к дереву и символу.

 

Задачи проекта:

.Сформировать у детей представление о березе как об образе России,

.Дать познавательную информацию о березе как о дереве,

.Провести цикл занятий и мероприятий по теме;

.Учить отражать знания и впечатления в художественно -  продуктивной и игровой деятельности,

.Организовать выставку детских работ;

.Познакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;

.Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с русской березкой ;

.Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки.

. Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по  теме "Березка русская"

.Провести заключительное мероприятие "Люблю березку русскую"

Ожидаемые результаты:

    В результате реализации данного проекта у детей сформируется представление  о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о пользе берёзы для человека, о бережном отношении к природе.

Этапы проекта: Подготовительный:

.Определение объекта изучения.

.Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.

. Сбор информации, подбор иллюстративного материала, художественного слова и музыки, дидактического материала по теме проекта.

Практический:

. Вхождение в игровую ситуацию.

.Прогулки на участке детского сада.

. Наблюдение за берёзой.

. Беседы с детьми.

. Работа с художественной литературой.

. Совместная деятельность воспитателя с детьми  через непосредственную  

образовательную деятельность.

 . Совместная деятельность с родителями.

  .Рассматривание репродукций картин русских художников.

Заключительный:

. Досуг  "Праздник русской березки"

. Выставка творческих работ по теме: «Люблю берёзу русскую»

 . Изготовление папки-раскладушки «Люблю берёзу русскую»

  .Подведение итогов.

Содержание проекта:

1. Провести с детьми наблюдение и занятий о березе.

2. На основе наблюдений провести досуг  "Люблю березку русскую"

3. Предложить родителям сделать. папки - раскладушки "Люблю березку русскую".

Реализация проекта.

 1.Совместная деятельность воспитателя с детьми

Занятия познавательного цикла:

.Комплексное занятие с музыкальным руководителем « Во поле березка стояла»;

 .Беседа "Народная любимица - береза"

 .НОД « Эта удивительная береза».

 .Беседа"Береза нам строить и жить помогает".

 .Экскурсия по территории детского сада.

 .Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями  березы.

Д/и "Найди листок березы"

2. Чтение художественной литературы:

.Чтение  сказки « Как коза избушку построила»; проза: К Паустовский"Подарок", Л.И. Горошкина "Березка", Л.Н. Сурнина "Песнь березе", В. Бианки «Волшебная берёза»

. Разучивание пословиц,загадок, примет о березе.

.Заучивание стихотворений А. Прокофьева «Люблю березу русскую»,  С.А.Васильев "

Чтение стихотворений: И.Ищук "Береза", И. Наумов "Российская березка", Н. Чупрова "К березке"

3.Художественно - продуктивная деятельность детей:

.Рассматривание картин русских художников:

А.Куиджи "Березовая роща", И. Шишкин "Летний пейзаж с березкой"

.рисование — « Кудрявая березка», (примакивание)

.аппликация «Березовый веночек» (из природного материала);

.лепка "Русская красавица"

Выставка детских работ.

4.Музыка.

.Слушание "Ах, ты береза" Раухвергера.

.Пение "Белая березонька" сл. и муз И.Осокина

. Народные хороводы "Во поле березонька стояла" р.н.м., «Ой да у дороженьки», «Хоровод на лугу», «Береза белоствольная"

 5. Физическая культура

1. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков».

2. Психогимнастика "Свет родных берез", утр.гимнастика "В гости к березке"

Работа с родителями:

.Оформление папки - раскладушки "Люблю березку русскую" (картинки, иллюстрации, фотографии с изображением березы)

.Составление сборника литературных произведений (поэты и писатели о березке) 

 .Сборник загадок, пословиц, хороводов, игр, песен о березе («Ай да береза!») (совместная работа детей, родителей и воспитателей)

Заключительный этап

Досуг "Я люблю березку белую"

Выставка детских работ

Оформление творческого проекта

Подведение итогов

Выводы и практическая значимость проекта:

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Я уверенна, что проведенная работа поможет детям испытывать гордость и уважение к русской березке, научит любоваться родной природой, бережно к ней относиться. В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему оно является символом России. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.                                                                                                                      

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня знаний о березе.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности к деревьям.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Обеспечение проектной деятельности.

Методические.

1. «В союзе с природой». Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса.  

2.«Добро пожаловать в экологию! Часть 2. О.А. Воронкевич –СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС».

3. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы: Пособие для воспитателя дет. сада.

4. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста (Пособие).

5. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.

6.Молодова “Экологические праздники для детей”,  “Нравственно- экологическое воспитание старших дошкольников”.

Т.Н. Зенина “Экологические праздники для  дошкольников”.

7.Л.И. Грехова “В союзе с природой”..

bereza-ruskaja-moja-vtoraja-mladshaja-grupa.html

5.С.П.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему "Люблю берёзку русскую..."

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...

Конспект прогулки в подготовительной группе на тему "Люблю берёзку русскую..."

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...

занятие-проект "Люблю берёзку русскую"

Педагогический проект « Люблю  березку русскую» представляет собой разработку музыкального руководителя МОУ Прогимназии г. Маркса Липилиной Ларисы Николаевны, для детей старшего дошкольного возра...

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Люблю берёзку русскую"

Интегрированное занятие эколого-эстетического цикла способствует формированию у дошкольников представлений о берёзе не только, как о региональном представителе растительного мира, но и, как о потрясаю...

"Люблю берёзку русскую"

Данное занятие формирует у детей умение использовать в изодеятельности нетрадиционные методы (рисование углём, свечой)...

Люблю берёзку русскую

Воспитатель: Баранова Т.П.Цель:Ø  Закрепить и упорядочить ранее полученные знания о природе родного края через красоту и культуру русской речи, обращение к русскому фольклору и традициям русского...

Интегрированное занятие "Люблю берёзку русскую"

Расширение и пополнение знаний детей ( путём интеграции образовательных областей ) о русском дереве - берёза....