проект обереговая кукла
проект по окружающему миру на тему

Герасимова Анюта Васильевна

проект обереговая кукла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kukla.docx26.44 КБ
Файл kukly_oberegi.docx242.3 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители,

Вид проекта:

- по количеству участников: коллективный

- по контингенту участников: дети 4-5 лет и их родители, воспитатель группы, музыкальный руководитель.

- по характеру деятельности: игровой, познавательный, творческий  

- по продолжительности: краткосрочный

Образовательные области:   

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

-  художественно-эстетическое развитие;

Продолжительность проекта: 1-2 месяца

Место проведения: группа детского сада, музей ДОУ

Форма проведения: групповая

Продукт реализации проект:

-  Создание мини-музея тряпичных кукол в дошкольном учреждении. 

 - Паспорт мини-музея «Тряпичная кукла», «Кукла пасха»

«Народные сказки и народная игрушка

подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка»

                          Н.Д.Бартрам

Актуальность

Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На  нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Игровая культура народов России формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры семейного и общественного быта. Народная кукла всегда давала большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старалась создать своими руками простую и тоже время красивую и многофункциональную игрушку.

Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия. Мир меняется,  значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но как хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей.

Цель:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям, обычаям русского народа. Создание мини – музея тряпичной народной куклы.

Задачи: 

  • Знакомить детей с русской народной куклой.
  • Развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость.
  • Развивать умение овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми.
  • Воспитывать любовь к русской народной игрушке.
  • Совершенствовать коммуникативные способности детей.

Содержание работы над проектом по этапам:

1этап – организационный

  • постановка цели и задач проекта;
  • изучение теоретической и методической литературы по данной проблеме;
  • преобразование развивающей среды с учетом возрастных особенностей и новых требований;

  • информирование родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми.

2этап – продуктивный

Виды деятельности

Формы и методы работы

Работа с детьми

1

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевые игры

Дидактические игры

Настольно – печатные игры

Подвижные игры

«День рождения куклы», «Мама и дочка»

«Наши куклы», «Купание куклы», «Уложим куклу спать», «Из чего кукла сделана», «Одень Машеньку»

«Подбери красивый сарафан для куклы», «Наряди куклу»

«Народные игры – забавы»

2.

Ознакомление с художественной литературой

Чтение, заучивание

Цикл потешек, сказок, стихов о куклах В.Берестова, К.Ушинского, С.Маршака, А.Барто

3

Художественно – продуктивная деятельность

Рисование

Лепка

Ручной труд

«Красивый сарафан для куклы», рисование узоров на платках

 «Куклы - пеленашки», «Нарядим куклу»

«Изготовление куклы из ткани»

4

Театрализованная деятельность

Показ театра

«Русские народные сказки»

5

Познавательно – исследовательская деятельность

Цикл НОД

Рассматривание

Беседы

«Любимые игрушки ребят», «В гости к кукле»;

Знакомство с «Куклой – пеленашкой»;  «Куклой  - зайчиком»

Рассматривание альбома «Какие разные куклы»; иллюстрации;

Презентация «Народные куклы»;

Рассматривание сюжетной картины «Как мы играем с куклами»

«Моя любимая игрушка»;

«Кукла – любимая игрушка»

6

Досуговая деятельность

Развлечение в музее

«В гости к хозяюшке»

3 этап – презентативный

  • Подготовка и представление результатов деятельности.
  • Презентация мини – музея «Куклы из прошлого»
  • Коллективная работа «Светлая Пасха»

Взаимодействие с семьёй

  • Индивидуальные беседы с родителями о важности данной проблемы;
  • Консультации «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»;
  • Сбор информации о тряпичных куклах;
  • Участие в создании мини – музея.

Литература

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.

4.И.Н. Котова, А.С. Котова . Русские обряды и традиции .Народная Кукла .-СПб: «Паритет» 2008.

5.Е. В.Берестнёва Н. В.Догаева. Кукольный сундучок.- Москва «Белый город»

6.Т.Сысоева Кукольный календарь Каргополь 2006г.



Предварительный просмотр:

Пасхальные куклы-обереги

Пасхальные куклы-обереги

Кукла Вербница

Кукла Вербница символизирует весеннее пробуждение природы и олицетворяет собой женщину, идущую в церковь освящать вербу. Верба на Руси повсеместно считалась целебным растением, наделенным особой жизненной силой. Ветками освященной вербы друг друга хлестали, желая здоровья. Делали куклу накануне Вербного Воскресенья. В руки кукле давали три веточки вербы. Куклу делали обычно для детей, и они с ней ходили за вербой перед Вербным Воскресеньем. Полагалось, что кукла оберегает детей, помогает им, показываете дорогу домой, не дает заблудиться.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-319766-1462113061.jpg

Кукла Пасха

Самая красивая праздничная кукла так и называется – кукла Пасха. Пасхальная кукла символизирует женщину, которая идет на Пасху освещать куличи и яйца. Выполняется кукла в красных цветах. Лицо такой куколки обязательно должно быть красное. В ручках куколка держит свечу и узелок, который символизирует котомку с пасочками. Куклу можно выставлять в окошко вместе с куличами и крашеными яйцами, а также на продолжении всей Пасхи. Красный цвет всегда символизировал собой жизнь.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-319766-1462113309.jpg

Такие куклы-обереги были необычайно прекрасным и дорогим подарком на светлый праздник, дарить их - значило оказывать большую честь! Куклы хранились на почетном, видном, но не доступном для "чужого " человека месте!