Конспект по ООМ «Листопад» (подготовительная группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ягодина Елена Анатольевна

Осень

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_oom.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

22.10.18г.Конспект по ООМ «Листопад» (подготовительная группа).Подготовила Ягодина Елена Анатольевна

Вид деятельности: поисково-исследовательская деятельность

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно –эстетическое.

Цель: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

     Образовательные:

Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях

Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Развивающие: развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

Воспитательные: воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом, эстетические чувства к природе.

Оборудование и материал:

«Волшебный экран»

Лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные   кубики.     Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

Предварительная работа:

На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

Сбор листьев разной формы и окраски.

Игры «Беги к дереву, которое я назову»«С чьей ветки детки».

Беседы об осени;

Чтение художественных произведений«Листопадничек» И.

Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А.С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

Ход:

Воспитатель: Дети, мы сейчас отправимся в лес. Что такое лес? (ответы детей) 
Лес – это место, где много деревьев. В лесу растут кустарники, трава, грибы. В нем живут дикие животные птицы, насекомые. Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали? 
Лес, точно терем расписной, 
Лиловый, золотой, багряный, 
Веселой, пестрою стеной 
Стоит над светлою поляной. 
Березы желтою резьбой 
Блестят в лазури голубой, 
Как вышки, елочки темнеют, 
А между кленами синеют 
То там, то здесь в листве сквозной 
Просветы в небо, что оконца. 
Лес пахнет дубом и сосной, 
За лето высох он от солнца.
И.Бунин 

Правильно мы попали в осенний лес. 
Осенний лес - какое чудо! Листва ковром лежит повсюду. Деревья стройные стоят, 
Ветвями на ветру шумят. Как хорошо осенью в лесу! 

Послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса») Что вы услышали? ( Шелестят под ногами сухие листья, дует ветер) Что представили? (Листья падают с деревьев и кружатся в воздухе, под ногами целый ковер из листьев) Почему много листьев? (начался листопад) Что такое листопад? 
Утром мы во двор идем Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят, И летят, летят, летят…
- А вы, знаете, почему желтеют листья? А хотели бы узнать эту тайну? (ответы детей) 
-Тогда слушайте. Читаю рассказы из книги Г. Граубина:
ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ?
Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым. 
Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. 
Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается... Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет. 
Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. 
Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая - окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде сочными, яркими. 
А вот с ольхи и сирени листва упадет зеленой, независимо от погоды. В их листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет. 
КАК НАСТУПАЕТ ЛИСТОПАД? 
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень - и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Уже в августе начинают желтеть листья березы и липы, а в первых числах сентября появляется золотой наряд у клена остролистного. В сентябре краснеет листва у рябин, в конце месяца надевают желтый и ярко-красный наряд осины... 
Все как по часам. 
И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние "часы". Эти "живые часы" чутко ощущают смену дня и ночи. 
Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зеленый цвет заменяется желтым. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками. 
Попробуйте сорвать зеленый лист, например, у березы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений. 
А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами. 
Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают. 
ЗАЧЕМ ДЕРЕВЬЯ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТЬЯ?
Хотя наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них "работают" всего один сезон. И за это время все равно быстро изнашиваются. Ведь "работа" у листьев очень напряженная. 
В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями - устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. 
Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты - из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону. 
Солнце нагревает листья, а испарение - охлаждает их, не дает перегреться. Приложите листик к щеке - он холодит. Сорванный с дерева зеленый листик быстро засыхает. А на дереве листья сочные, свежие - клетки живого листа всегда наполнены водой. Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от "зимней засухи". 
Нет у дерева листьев - нет и такого обильного испарения воды. 
Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях. 
Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить. 
В городах воздух сильно загрязняют дымящие трубы фабрик и заводов. Мельчайшие частички сажи оседают на листья, забивают устьица. Испарение замедляется. 
Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды за год. А известен случай, когда тополь сменил ее пять раз! 
Есть и третья причина для листопада: защитить тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега. 
Однажды я видел такое печальное зрелище. Снег выпал, а деревья еще не сбросили листву. И все березы, стоявшие вдоль дороги, согнулись в дугу. 
Их так придавило снегом, что вершины опустились до земли. 
Прошло много лет. Я опять увидел эти березы - многие стволы так и остались похожими на коромысла. Значит, деревья эти не совсем здоровы, движение соков в них нарушено. Ведь именно по стволу поднимаются к листьям питательные соки. 
Листопад приспосабливает деревья к зиме. 
Листья осыпались, люди подметают их и сжигают. Нужно ли сжигать листья? 
(ответы детей) 
Ни в коем случае нельзя делать! Знаете почему? Когда-то эти листики были молодыми и зелёными. Но пришла осень, и листья опали, легли на землю густым ковром. Эти листья должны превратиться в перегной - очень ценное удобрение для тех же деревьев, с которых они слетели! Кроме того, ковёр из опавших листьев зимой защищает корни растений от мороза. А весной в этом толстом лиственном одеяле, как в губке, скапливается вода, которая постепенно поступает к корням деревьев и кустов, питая их. И вот ещё что важно! Под опавшими листьями живут разные насекомые: жуки и жужелицы, черви и бактерии, которые делают почву плодородной. 
Если мы разведём костёр на лужайке, погибнут все насекомые живущие в траве, а так же и сама земля на месте кострища! И на этом месте в течение долгих лет обожжённая земля не зарастёт травой - посреди зелени так и будут чернеть ожоги. Есть еще одна причина. Мы говорили, что в листьях накапливаются разные вредные вещества и если мы их будем сжигать, то эти вещества с дымом разнесутся по воздуху, а мы будем этим воздухом дышать. 
Физкультминутка. 
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
(Дети образуют круг.) Ветер дунул - полетели. 
(Разбегаются по комнате). Мы летали, мы летали -
(Бегают, помахивая листьями). Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (Садятся на корточки, поднимают листья над головой.) 
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
(Бегают, помахивая листьями.) Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Подбрасывают листья.) 


А сейчас мы станем учеными. Будем проводить опыты. У вас на столах лежат листья. Рассмотрим их строение. 
Опыт:№1: «Строение листьев» 
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. 
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. 
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой. Почему же листья желтеют осенью? Да, листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество. 
Опыт №2: «Почему лист зеленый?» 
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на ткани появились зеленые пятна).
Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений). 
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым. 
Опыт №3: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. 
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. 
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. 
Опыт№4:«Как листья опадают» 
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? 
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся. 
Одинаковые ли листья на деревьях? 
Дидактическая игра «С какого дерева листок?» 
Любое путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад. О чем мы говорили, что запомнилось?
(ответы детей) 
Чтобы лучше запомнилось наше занятие, мы с вами украсим осенними листочками рамки для фотографий. Дети выполняют аппликацию.

Литература:

Листопадничек

И.С. Соколов-Микитов

Сказка.

Осень, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три аленьких зайчонка.

 

Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливаю журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

 

- Вот бы и мне так полетать, - сказал матери самый маленький зайчонок.

 

- Не говори глупости! – строго ответила старая зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?

 

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

 

- Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

 

Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало еще скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

 

- Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте.

 

- Не говорите глупости! – еще строже сказала зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, теплая шерстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

 

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не дает.

 

- Оставайтесь здесь, - сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в теплые страны.

 

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

 

- Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.

 

- Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, - чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

 

- А тепло в вашей хатке зимой?

 

- Очень тепло, - отвечает седой Бобр.

 

- Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, - просит маленький зайчонок.

 

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

 

- Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

 

- Нет, зайцы плавать не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

 

- Ладно, - говорит Бобр, - вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

 

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

 

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко прилепывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

 

Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

 

"Убегу-ка в лес, - думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замерзнуть".

 

Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

 

- Ну как, - говорят, - как ты себя чувствуешь, зайчонок?

 

- У вас все очень хорошо, - говорит Листопадничек. – Но мне нельзя долго здесь оставаться. Мне пора в лес.

 

- Что делать, - говорит Бобр, - если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста.

 

Сунул Листопадничек лапку в холодную воду:

 

- Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

 

- Ладно, оставайся, - говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдем на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

 

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят.

 

Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжелые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

 

- А теперь, - сказали они зайчонку, - пожалуйста, садись с нами кушать.

 

- Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

 

- Нет у нас репки, - отвечают бобры. – Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

 

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твердая ивовая кора.

 

"Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!" - подумал листопадничек-зайчонок.

 

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята – есть просят.

 

Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал из всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

 

Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

 

- Это разбойница выдра, - сказал Бобр, - она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.

 

Выгнал Бобр выдру, а сам – в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой темной хатке.

 

Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.

 

За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху.

 

Раз случилось на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

 

- Вставайте! Вставайте! – закричал старый Бобр. – Это выдра испортила нашу плотину.

 

Бросились вниз бобрята – бултых в воду! А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

 

- Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадешь!

 

У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

 

- Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

 

Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, - не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото.

 

А старая зайчиха с зайчатами спала в своем гнезде.

 

Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

 

Не узнала зайчиха своего зайчонка:

 

- Ай, ай, кто это?

 

- Это я, - сказал Листопадничек. – Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.

 

Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в теплое гнездо. Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек. Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота.

 

Рассказал он братьям и сестрам, как бегал за журавлями в теплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять. С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Александр Твардовский

Лес осенью

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней –

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

Загадки с ответом осень

  1. Солнцу теплому не верьте —
    Впереди метели.
    В золотистой круговерти
    Листья полетели.
    Это я пришла с дождями,
    Листопадом и ветрами.
    (Осень)
  2. Разукрасит листья в разные цвета,
    Курточку, сапожки надевать пора.
    Собирает листья дворник во дворе,
    Какое название этой золотой поре?
    (Осень)
  3. Пусты поля,
    Мокнет земля,
    Дождь поливает.
    Когда это бывает?
    (Осенью)
  4. В какое время года:
    Листья краснеют и желтеют,
    Птицы на юг улетают,
    Дни короче, а ночи длинее.
    Солнце плохо греет.
    (Осенью)
  5. Утром мы во двор идём —
    Листья сыплются дождём,
    Под ногами шелестят
    И летят, летят, летят…
    (Осень)
  6. Несу я урожаи,
    Поля вновь засеваю,
    Птиц к югу отправляю,
    Деревья раздеваю,
    Но не касаюсь сосен и елочек.
    Я — …
    (Осень)
  7. Поля опустели,
    Дожди льют неделями.
    Ночь все длиннее,
    Дни холоднее!
    (Осень)
  8. Дни стали короче,
    Длинней стали ночи,
    Кто скажет, кто знает,
    Когда это бывает?
    (Осенью)
  9. Опадают листочки с рябин,
    Улетает в небе клин.
    Когда это происходит?
    (Осенью)
  10. Покрасила все желтым цветом:
    И лес, долины, поля.
    Любит шум дождя!
    Вспомнил, ты, меня?
    (Осень)
  11. Пришла без красок
    B без кисти
    И перекрасила все листья.
    (Осень)
  12. Лес разделся,
    Неба просинь,
    Это время года — …
    (Осень)
  13. Солнца нет, на небе тучи,
    Ветер вредный и колючий,
    Дует так, спасенья нет!
    Что такое? Дай ответ!
    (Поздняя осень)
  14. Пусто в поле, дождь идёт.
    Ветерок срывает листья.
    С севера туман ползёт,
    Тучи грозные нависли.
    Птицы движутся на юг
    Чуть крылом касаясь сосен.
    Догадайся, милый друг,
    Что за время года? — …
    (Осень)
  15. Я — в царстве луж, в краю огней и вод.
    Я — в княжестве крылатого народа,
    Чудесных яблок, ароматных груш.
    Скажи, какое это время года?
    (Осень)
  16. Воздух сыростью пропах,
    Кругом похолодало.
    Кусты, деревья в других нарядах,
    Листочки потихоньку опадают.
    Теперь вы поняли друзья?
    Пришла золотая…(Осень)
  17. Березы косы расплели,
    Руками клены хлопали,
    Ветра холодные пришли,
    И тополи затопали.
    Поникли ивы у пруда,
    Осины задрожали,
    Дубы, огромные всегда,
    Как будто меньше стали.
    Все присмирело.
    Съежилось,
    Поникло, пожелтело.
    Лишь елочка пригожая
    К зиме похорошела.
    (Осень)
  18. Пришла девица красная
    И листья обсыпает.
    А как она зовется,
    Кто, дети, угадает?
    (Осень)
  19. Желтой краской крашу я
    Поле, лес, долины.
    И люблю я шум дождя,
    Назови-ка ты меня!
    (Осень)
  20. Листья с веток облетают,
    Птицы к югу улетают.
    «Что за время года?» — спросим.
    Нам ответят: «Это…»
    (Осень)
  21. Прошла по лугам, по лесам и по полям,
    Припасы приготовила нам.
    Упрятала их в погреба, в закрома.
    Сказала: «За мною нагрянет зима».
    (Осень)
  22. Клены смотрят удивленно:
    Маляра и краски нет.
    Кто ж окрасил их, зеленых,
    В красный и лиловый цвет?
    (Осень)
  23. У домов помоет крышы,
    Отведёт в берлогу мишу,
    В полях работы завершит,
    А потом листвой шуршит.
    Мы её тихонько спросим:
    — Кто ты? — И услышим: «…»
    (Осень)
  24. Я люблю ее давно, гостью дорогую.
    Как заглянет мне в окно – я не жду другую.
    Любит вволю погрустить и поплакать вволю,
    На закате побродить по пустому полю.
    (Осень)
  25. Уж пахнет в воздухе дождем,
    Все холоднее с каждым днем.
    Деревья свой наряд меняют,
    Листочки потихонечку теряют.
    Понятно всем, как дважды два —
    Пришла …
    (осень)

Загадки про осенние месяцы с ответами

  1. Опустел колхозный сад,
    Паутинки вдаль летят,
    И на южный край земли
    Потянулись журавли.
    Распахнулись двери школ.
    Что за месяц к нам пришел?
    (Сентябрь)
  2. Вслед за августом приходит,
    С листопадом хороводит
    И богат он урожаем,
    Мы его, конечно, знаем!
    (сентябрь)
  3. В этом месяце дружок: наступает осень.
    Свеклу, морковку, картошку убирают.
    Яблочки поспевают.
    (Сентябрь)
  4. Когда бывает это
    Коротенькое лето? —
    Его мы ожидаем,
    И бабьим называем!
    (Сентябрь)
  5. Август месяц хлопотливый —
    Спеют яблоки и сливы,
    Спеют персики и груши.
    Только успевай их кушать,
    А вот клены во дворе
    Опадают в …
    (Сентябре)
  6. Лето кончилось,
    Пора снова в школу, детвора,
    К атласам и букварям.
    Что за месяц в гости к нам?
    (Сентябрь)
  7. Вместе с месяцем девятым
    Школьный год пришел к ребятам.
    (Сентябрь)
  8. Все мрачней лицо природы:
    Почернели огороды,
    Оголяются леса,
    Молкнут птичьи голоса,
    Мишка в спячку завалился.
    Что за месяц к нам явился?
    (Октябрь)
  9. В сентябре откроет школа
    Двери для детей веселых,
    У зверят же свой урок —
    Запасать продукты впрок.
    Все грибы мы соберем
    Перед встречей с …
    (Октябрём)
  10. Лист последний на заре
    Сбросил лес наш в …
    (Октябре)
  11. Листопад, зазимник, грязник,
    Ветер рвёт златой наряд,
    Землю грязную тем златом
    Покрывает всю подряд.
    (Октябрь)
  12. Ребятишкам помоги,
    Назови второго брата,
    Что идёт вслед за сентябрём?
    Это золотой …
    (Октябрь)
  13. Королева наша, Осень,
    У тебя мы дружно спросим:
    Детям свой секрет открой,
    Кто слуга тебе второй?
    (Октябрь)
  14. Листья клёна пожелтели,
    Зеленеют сосны, ели,
    Ветер, дождь, по речке рябь.
    Это к нам пришел …
    (Октябрь)
  15. Самый хмурый месяц года,
    Хочется домой, —
    Скоро сонная природа
    Встретится с зимой.
    (Ноябрь)
  16. Поле черно-белым стало:
    Падает то дождь, то снег.
    А еще похолодало –
    Льдом сковало воды рек.
    Мерзнет в поле озимь ржи.
    Что за месяц, подскажи!
    (Ноябрь)
  17. Кто тепло к нам не пускает,
    Первым снегом нас пугает?
    Кто зовёт к нам холода,
    Знаешь ты? Конечно, да!
    (Ноябрь)
  18. Сентябрев внук,
    Октябрев сын,
    Зиме родной брат
    (Ноябрь)
  19. Ночи стали холодными,
    Идет, то дождик, то снежок,
    Лужи замерзли,
    Птицам сложнее корм добывать!
    (Ноябрь)
  20. Осень по календарю,
    Но уже стучит вовсю
    В двери строгая зима,
    Сыплет снегом на поля.
    (Ноябрь)
  21. Месяц отгадай скорей:
    Он длиною в тридцать дней
    (часто эти дни с дождём),
    А идёт за октябрем.
    (Ноябрь)

Загадки о природных явлениях, происходящих осенью

  1. Кто всю ночь по крыше бьёт
    Да постукивает,
    И бормочет, и поёт, убаюкивает?
    (Дождь)
  2. Он идет, а мы бежим,
    Он догонит все равно!
    В дом укрыться мы спешим,
    Будет к нам стучать в окно,
    И по крыше тук да тук!
    Нет, не впустим, милый друг!
    (Дождь)
  3. Ветер тучу позовет,
    Туча по небу плывет.
    И поверх садов и рощ
    Моросит холодный…
    (дождь)
  4. Льется он косой стеной
    И стучит по нашим окнам.
    Сам холодный, проливной,
    А в саду беседки мокнут.
    Лист осенний долго кружит,
    Чтоб потом спуститься в лужу.
    (Осенний дождь)
  5. Словно гость постылый, не подаст с улыбкой руку,
    Он стучит в окно уныло и наводит скуку!
    Только жалобы и вздохи, только слезы льет наш гость.
    Кто роняет эти «охи» за окном?..
    (осенний дождь)
  6. Слезки капают из тучи –
    Плачет мастер невезучий.
    Хмурой осени художник,
    Хлюпает по лужам…
    (дождик)
  7. Серебристый занавес
    с неба вдруг спустился.
    Серебристый занавес
    каплями пролился.
    Уронила занавес
    тучка, представляешь?
    Что за чудный занавес?
    Может, угадаешь?
    (дождь)
  8. Осень в гости к нам пришла
    И с собою принесла…
    Что? Скажите наугад!
    Ну, конечно …
    (Листопад)
  9. Листья желтые летят,
    Падают, кружатся,
    И под ноги просто так
    Как ковер ложатся!
    Что за желтый снегопад?
    Это просто …
    (Листопад)
  10. Листья в воздухе кружатся,
    Тихо на траву ложатся.
    Сбрасывает листья сад —
    Это просто…
    (Листопад)
  11. Ветки в парке шелестят,
    Сбрасывают свой наряд.
    Он у дуба и березки
    Разноцветный, яркий, броский.
    (Листопад)
  12. Написал художник кистью яркой осени красу.
    Что за дождь из желтых листьев ветры по лесу несут?
    (Листопад)

Еще немного загадок про осень для детей

  1. Он с весны висел на ветке,
    Был зеленый — пожелтел,
    Только дунул слабый ветер,
    Он уже и полетел.
    (Лист)
  2. Все лето над нами о чем–то шептали,
    К зиме под ногами они зашуршали.
    (Листья)
  3. Пал Палыч пал на воду,
    Сам не утонул и воды не замутил.
    (Осенний лист)
  4. Падают с ветки золотые монетки.
    (Листья)
  5. Под ногами лежат,
    Зашагаешь — шуршат,
    Яркие, цветные,
    Краешки резные.
    (Листья)
  6. Растут — зеленеют,
    Упадут — пожелтеют,
    Полежат — почернеют.
    (Листья)
  7. Рыжий Егорка
    Упал на озерко,
    Сам не утонул
    И воды не всколыхнул.
    (Осенний лист)
  8. С деревьев сыплются монетки
    От сильного дождя и ветра.
    Я подниму десять монеток
    И соберу большой букетик.
    (Осенние листья)
  9. Оранжевые, красные
    на солнышке блестят.
    Их листья, словно бабочки
    кружатся и парят.
    (Деревья осенью)
  10. Жаль озябшего бедняжку:
    Всем ветрам и ветеркам
    Он последнюю рубашку
    Раздарил по лоскуткам.
    (Осенний лес)
  11. Лист осенний долго кружит,
    И его Варвара сушит.
    А потом мы вместе с Варей
    Дома делаем…
    (Гербарий)
  12. Опустели наши грядки.
    Огород и сад в порядке.
    Ты, земля, еще рожай.
    Мы собрали…
    (урожай)
  13. Собрались в небе дружно,
    На юг лететь им нужно.
    Далёк их путь, мои друзья,
    Туда, где тёплые края.
    (Перелётные птицы)
  14. Холода их так пугают,
    К теплым странам улетают,
    Петь не могут, веселиться.
    Кто собрался в стайки? …
    (Перелётные птицы)
  15. На дороге — вот дела! –
    Появились «зеркала».
    Кто наступить захочет,
    Тот ноги все промочит.
    (Лужи)
  16. Стало хмуро за окном,
    Дождик просится к нам в дом.
    В доме сухо, а снаружи
    Появились всюду…
    (Лужи)
  17. В сентябре и в октябре
    Их так много во дворе!
    Дождь прошел — оставил их,
    Средних, маленьких, больших.
    (Лужи)
  18. Вот на ножке купол-гриб,
    Он от ливня защитит.
    Не намокнет пешеход,
    Если спрячется под …
    (зонт)
  19. Я как зонт — не промокаю,
    От дождя вас защищаю,
    И от ветра вас укрою,
    Ну, так что же я такое?
    (плащ)
  20. Гуляю я и в дождь, и в зной,
    Характер у меня такой.
    (зонт)
  21. С виду – клин,
    Разожмешь – блин.
    (зонт)
  22. Если дождик, мы не тужим –
    Бойко шлепаем по лужам.
    Станет солнышко сиять –
    Нам под вешалкой стоять.
    (резиновые сапоги)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за листопадом - Конспект организации прогулки в подготовительной группе

Цель:Формировать знания о сезонных изменениях в природе; формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи; Формировать умение видеть красоту природы через художественное слово; Разв...

Сценарий спортивного праздника совместно с родителями "ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД" (подготовительная группа)

Сценарий осеннего физкультурного досуга совместно с родителями. Физкультурный досуг "Золотая Осень" (подготовительная группа)...

Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»

Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе на тему: «Осень золотая».Цель: Создание условий для развит...

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Беседа с детьми на тему «Листопад» подготовительная группа

Беседа с детьми на тему «Листопад» подготовительная группа. Почему желтеют листья, интересные опыты...