Патриотическое воспитание дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Анисимова Татьянна Александровна

Этот материал могут использовать воспитатели в старшей и подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx42.08 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни. Чувства ребёнка – это отношение его к миру, к тому, что оно испытывает и делает в форме непосредственного переживания. К концу дошкольного возраста внешние чувства всё чаще становятся мотивами поведения ребёнка.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания человеческого чувства. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое он берётся.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско – патриотических чувств.

Принципы реализации патриотического воспитания:

  • Принцип личностно – ориентированного общения - в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала  по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура.
  • Принцип наглядности – широкое представлении соответствующей изучаемому материалу наглядности.
  • Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному).
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире. И происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды-местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст-это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Известно, что восприятие ребёнком социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладения элементами культурного наследия. Постепенно у ребёнка формируется «социальная и культурная компетентность», предполагающая знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умение понимать и правильно использовать их в процессе общения. Чтобы сформировать у них целостное представление об окружающем мире, необходим культурологический подход к изучению стран и регионов: следует уделить внимание сведениям исторического характера, подчёркивая связь настоящего, прошлого и будущего, комплексному изучению природы, населения. Экономическому развитию областей и мира в целом.

Как известно содержание знаний об окружающем мире включает три блока: мир природы, мир людей и предметный мир.

Наиболее сложным сегодня является вопрос о приобщении ребёнка к социальному миру, поскольку в условиях радикальных социально-экономических изменений произошла и переоценка многих духовных ценностей.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине.

      Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Конспекты НОД по ознакомлению детей с нашей страной Россией и городом Санкт-Петербург.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы «Мы живём в России».

Цель: сформировать представления детей о стране, в которой мы живём.

Задачи:

Обучающие: познакомить с понятием Родина, познакомить с географической картой, расположением на ней России, закрепить знания о государственных символах России, формировать представление о Москве, как о столице нашей родины, познакомить с достопримечательностями Москвы.

Развивающие: развивать связную речь, развивать  умение рассуждать.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к своей Родине, воспитывать чувство гордости за свою страну,

Методические материалы: географическая карта, картинки к дидактической игре: «Жилое - нежилое», государственные символы России, фонограмма гимна России, слайд – шоу «Достопримечательности Москвы».

Предварительная работа: рассматривание картинок с достопримечательностями Москвы, чтение стихотворений, поговорок  о Родине.

 

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Примерный ход НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ребята, попробуйте отгадать загадку:

Здесь родился и живёшь,

Уезжаешь – скучаешь.

Как зовут это место,

Ты знаешь?

Правильно. Молодцы.

Как вы думаете. О чём мы сегодня будем говорить?

Ребята, давайте попробуем ответить на вопросы:

Как называется город, в котором мы живём?

Как называется наша страна?

Как называют людей, проживающих в России?

Как вы думаете, что такое Родина?

Давайте рассмотрим географическую карту. Посмотрите на территорию нашей страны, она очень большая.

Как вы думаете, что обозначено на карте:

зелёным цветом?

синим цветом?

коричневым цветом?

жёлтым цветом?

В России очень много городов. Может быть вы назовёте их.

Молодцы, вы много знаете городов. Все города по-своему красивы.

Давайте поиграем:

игра «Жилое - нежилое»

Воспитатель показывает карточки с зданиями разного типа (магазин, аэропорт, коттедж, дом, банк и др.)

В каждой стране есть главный город. Может быть вы назовёте как называется главный город в нашей стране?

Москва - очень красивый город. В Москве работает наше правительство и президент. А вы знаете как зовут нашего президента?

Молодцы!

В Москве много очень достопримечательностей. Давайте вместе познакомимся с ними.

Слайд-шоу «Достопримечательности Москвы».

А сейчас давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем.

Отдохнём мы на привале…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись.

Руки вверх и руки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой!

Вот так!

У каждой страны есть государственные символы. Как вы думаете какие государственные символы у нашей страны?

Давайте вспомним, какие цвета на нашем флаге, и что они означают?

Как вы думаете, что изображено на гербе нашей страны?

Какая это птица?

Правильно. Вот такое и наше государство: сильное, гордое, красивое.

А на груди орла?

И это добро побеждает зло.

Звучит фонограмма гимна (отрывок).

Как вы думаете, как надо слушать государственный гимн?

Правильно, стоя, проявляя уважение к своей стране.

Молодцы! Наша страна – очень большая держава, необъятна наша страна и красива.

Мне хочется закончить наше занятие стихотворением о Родине:

Родина моя – бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая берёзка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля –

Всё напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном –

Эта ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом.

Родина.

О Родине.

Санкт-Петербург.

Россия.

Россияне.

Ответы детей (место, где мы родились, где живём, где живут родные, близкие люди, где наш дом и т.д.)

Леса.

Океаны, моря, реки, озёра.

Горы.

Пустыни.

Ответы детей (Москва, Ярославль, Смоленск, Астрахань и др.)

Ответы детей (жилое или нежилое здание).

Москва.

Владимир Владимирович Путин.

Дети рассматривают достопримечательности, и если узнают, называют и рассказывают.

Повороты в стороны.

Наклоны вниз.

Поднимают руки вверх, ставят на пояс.

Прыжки на месте.

Бег на месте.

Ходьба с постепенным замедлением.

Символы нашей страны: герб, флаг, гимн.

Белый - благородство, мир, чистота; синий - честность, верность, цвет неба; красный – смелость, отвага, мужество, сила.

Изображён золотой двуглавый орёл.

Сильная, красивая, гордая.

Изображён всадник на белом коне, и он копьём поражает змея.

Это гимн нашей страны.

Стоя. Дети встают.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Главный город России».

Цель: продолжать формировать познавательный интерес к городу Москва, закрепить знания о главном городе России.

Задачи:

Образовательные: дать представление о том, что Москва-самый большой город в нашей стране, закрепить знания о гербе, флаге и гимне Москвы, познакомить с Красной площадью и башнями Кремля, упражнять в употреблении имён прилагательных.

Развивающие: развитие связной речи, памяти, познавательного интереса.

Воспитательные: воспитывать чувство любви и гордости за столицу. Воспитывать патриотические чувства.

Методические материалы: слайд-шоу «Красная площадь, башни Кремля, герб и флаг г. Москвы», фонограмма «Гимн г. Москвы».

Предварительная работа: рассматривание достопримечательностей г. Москвы, заучивание пословиц и поговорок о Москве.

 

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Физическое развитие»

Примерный ход НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ребята, послушайте стихотворение:

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой её границы.

Всё вокруг, своё:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Как называется страна, в которой мы живём?

А какой главный город в России?

Москва-большой и очень красивый город. Много туристов приезжают в город, чтобы полюбоваться столицей.

Вы знаете, что каждый город имеет свои отличительные символы. Может быть вы их назовёте?

Молодцы! Давайте вспомним, что изображено на гербе?

А как выглядит флаг?

Сейчас мы и посмотрим на герб и флаг, послушаем гимн г. Москвы?

Слайды герб, флаг и фонограмма гимна г. Москвы.

Ребята, а как называется главная площадь в Москве?

Правильно. Слайд-шоу «Московский Кремль и его башни». Воспитатель рассказывает.

Давным-давно люди построили здесь Кремль. Сначала он был деревянным, затем, после пожара построен заново из белого камня, его называли белокаменным. Сейчас Кремль построен из крепкого и прочного красного кирпича. Московский Кремль-это очень сильная крепость. На территории Кремля очень много башен, всего их двадцать. У каждой башни есть своё название.

Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Тук-тук-тук!

Кто там, проверь.

Открывай пошире дверь.

Здравствуй, друг дорогой,

Проходи ко мне домой!

Слайд «Спасская башня»

Спасская башня-самая красивая башня Кремля. На ней сразу установили часы. Сейчас на башне красивые куранты. Именно эти куранты мы видим по телевизору, например в Новый год.

Есть ещё Оружейная, Царская, Троицкая башни и много других.

Давайте поиграем:

игра «Подбери словечко»

Надо подобрать слова к названию города, которые отвечают на вопрос какой?

Игра «Что изменилось?»

На столе лежат 5 картинок с изображением достопримечательностей Москвы. Воспитатель меняет местами картинки.

Ребята, попробуем вспомнить пословицы о Москве,

я начну, а вы закончите:

  • Видна из Кремля вся русская…
  • Все реки текут в море, все дороги ведут…
  • Говорят в Москве, слышно по всей…
  • Кто в Москве не бывал, красоты…
  • Москва не город, а целый…
  • Москвой-столицей весь народ…

Много ещё в Москве всего удивительного. Каждому русскому человеку дорога Москва, потому что она главный город нашего государства-России. Вот какими тёплыми словами говорил Пушкин о Москве.

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва я думал о тебе.

Москва…Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

Россия.

Москва.

Это герб, флаг и гимн.

На гербе изображён воин, Георгий Победоносец, и он колет копьём змея.

Флаг красного цвета, посередине изображён герб.

Да.

Дети смотрят и слушают отрывок гимна г. Москвы.

Красная площадь.

Ходьба на месте.

Приседание.

Имитируют стук в дверь.

Соединяют большие пальцы обеих рук с остальными, имитируя бинокль.

Соединяют вертикально раскрытые ладони, большой палец вверх: двери открываются.

Рукопожатие.

По раскрытой ладони одной руки имитируют ходьбу указательным и средним пальцами другой руки.

Ответы детей (прекрасная, красивая, большая, гостеприимная и т.д.)

Дети закрывают глаза, когда воспитатель меняет местами картинки, а потом дети отвечают что изменилось, какие картинки поменяли местами.

Земля.

В Москву.

Стране.

Не видал.

Мир.

Гордится.

Конспект: КВН «Блистательный Санкт-Петербург» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: продолжать формировать познавательный интерес к нашему городу, закрепить знания о нашем городе.

Задачи:

Обучающие: упражнять в употреблении имён прилагательных, закрепить названия  достопримечательностей нашего города, уметь узнавать произведения писателей, закрепить умение решать примеры, понимать учебную задачу.

Развивающие: развивать связную речь, развивать логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к своему городу, воспитывать чувство сопереживания, желания помочь, воспитывать умение слышать друг друга.

Методические материалы: эмблемы команд, фишки, слайд–шоу «Достопримечательности Санкт-Петербурга», фонограмма музыки.

Предварительная работа: рассматривание картинок с достопримечательностями нашего города, чтение произведений Пушкина, Маршака, Крылова, Чуковского.

 Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Рекомендации: заранее определяется состав команд,

выбираются капитаны, придумывают названия команд, приветствие соперникам, готовят эмблемы.

План.

1. Воспитатель представляет команды.

2. Приветствие команд.

3. Конкурс капитанов.

4. Конкурс команд.

5. Награждение команд.

Примерный ход КВН:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Дети входят в зал под музыку.

Ребята, сегодня мы с вами проведем КВН, посвященный нашему городу. Вы любите наш город?

Послушайте эти строчки из стихотворения А.С.Пушкина о нашем городе:

«Люблю тебя, Петра творенье,

  Люблю твой строгий, стройный вид,

  Невы державное теченье,

  Береговой его гранит...»

У нас две команды: «Солнышко» и «Звездочки».

Воспитатель представляет капитанов команд.

Давайте поприветствуем друг друга.

Конкурс капитанов:

Воспитатель задает вопросы капитанам по очереди (за каждый правильный ответ выдается фишка)

-Назовите главную площадь нашего города?

-Назовите главный проспект нашего города?

-Как называется район, в котором мы живем?

-Как назывался наш город во время ВОВ?

-Назовите главную реку в нашем городе?

-Что изображено на гербе нашего города?

Конкурсы команд:

Конкурс №1.

Ребята, надо подобрать к названию нашего города слова, которые отвечают на вопрос какой? Какая команда придумает больше слов, та и получит больше фишек.

Конкурс №2.

Сейчас мы отправимся на экскурсию по нашему городу. Ой, нас ждёт экскурсионный автобус.

Все сели? Мы будем путешествовать по нашему городу, проезжать достопримечательности, которые нужно будет назвать. На слайдах демонстрируются достопримечательности. За каждый правильный ответ выдается фишка.

(На слайдах достопримечательности нашего города: Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, Зимний дворец,

Медный всадник, Казанский собор, Адмиралтейство, Стрелка В.О., Пискаревское кладбище).

Ребята, что-то погода испортилась. Чтобы нам не было скучно, мы немного поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел дождик погулять              

Шел неспешно по привычке        

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:            

«По газону не ходить!»                

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»

И ушел.                                            

Газон засох.

Конкурс №3.

В нашем городе жили многие известные люди: это писатели, художники, ученые. Сейчас я прочитаю отрывки из произведений

писателей, которые жили в нашем городе, а вы попробуйте  угадать из какого произведения и кто написал. Воспитатель читает отрывки по очереди каждой команде, за правильный ответ - фишка.

«Попрыгунья стрекоза

 Лето красное пропела,

  Оглянуться не успела,

  Как зима катит в глаза»

 «Вместо шапки на ходу

  Он надел сковороду.

  Вместо валенок перчатки

  Натянул себе на пятки»

 

«Буду служить тебе славно

Усердно и очень исправно

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу»

 «Рады зайчики и белочки

  Рады мальчики и девочки,

  Обнимают и целуют косолапого

  Ну спасибо тебе, дедушка, за солнышко.»

 

Разминка «Солнышко и тучки»

Конкурс №4.

 Для того, чтобы ответить на вопросы, которые я буду вам сейчас задавать, надо решить примеры. Задания выполняют  команды по очереди. За правильное решение-фишка. Я вам назову число и какие действия надо выполнить (уменьшить на 1 или на 2, увеличить на 1 или на 2.

Задание команде «Солнышко»:

На верхушке Адмиралтейского шпиля укреплен кораблик-флюгер. Его длина и высота примерно равны. Узнайте длину кораблика? Для этого надо выполнить задание: дано число 6,надо уменьшить его на 1,еще раз уменьшить на 1, потом уменьшить на 2. Какое число получилось?

Задание команде «Звёздочки»:

Самый длинный проспект-проспект Обуховской обороны. Чтобы узнать его длину, сколько км., надо выполнить следущее задание. Дано число 5, надо увеличить его на 1, еще раз увеличить на 2, потом увеличить еще на 2. Какое число получилось?

 (Задание команде «Солнышко»:

 Флюгер в виде летящего ангела венчает шпиль Петропавловского собора. Чтобы узнать рост ангела, надо выполнить следующее задание: дано число 7,надо уменьшить его на 2,потом ещё раз уменьшить на 2. Какое число получилось?

Задание команде «Звёздочки»:

Главный проспект нашего города - Невский. А вот какова его протяженность в км., мы с вами узнаем, выполнив задание.

Дано число 9, надо уменьшить на 1, еще раз уменьшить на 1, потом уменьшить на 2.

Какие вы молодцы, вы хорошо знаете свой город и любите его.

Давайте сосчитаем заработанные фишки.

Награждение команд.

Дети уходят из зала под музыку.    

Да.

Капитан команды «Солнышко»:

«Мы рады встрече с вами

Желаем вам удачи

На вопросы отвечать

Смекалку и талант свой проявлять»

Капитан команды «Звездочки»:

«Наш звездный привет, привет,

Соперников наших мы знаем,

Удачи желаем мы им,

Но твердо мы их заверяем,

В обиду себя не дадим»

Капитаны по очереди отвечают на вопросы.

Команды по очереди отвечают (любимый, родной, знаменитый,

удивительный, сверкающий, чудесный, театральный, красивый,

музыкальный, прекрасный и др.)

Дети занимают места согласно своим эмблемам.

Команды по очереди отвечают.

Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая - начиная с мизинца, правая - с большого

 пальца.

Беспорядочные удары

«Шагают» средним и указательным пальцами.

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками.

Часто и ритмично бьют в ладоши.

Ритмичные хлопки по коленям

Крылов «Стрекоза и муравей»

Маршак «Вот какой рассеянный»

Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде.»

Чуковский «Краденое солнце»

Дети встают и, изображая тучки, плывущие по небу, врассыпную разбегаются по залу. «Тучки» догоняет один ребенок- «солнышко». «Солнышко» пятнает «тучки», дети кричат: Ой! Ой! Ой! и садятся на стульчики.

Ответ 2м.

Ответ 10км.

Ответ 3м.

Ответ 5км.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...