"Вода-волшебница"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Гусейнова Вафа Маликовна

Формирование представлений о свойствах воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_voda-volshebnitsa.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей  на тему

     «Волшебница-вода».        

Проекты в детском саду – интеграционный метод воспитания, который предполагает использование дополняющих друг друга методических приемов, позволяющих глубже освоить тему и повысить эффективность воспитательного процесса. В ходе реализации проектов в ДОУ по ФГОС дети учатся действовать самостоятельно, находясь под руководством взрослых. Процесс увлекает малыша, и он приобретает навыки планирования, контроля своей деятельности, прогнозирования ее результатов.

Основной целью: проектной активности является расширение знаний воспитанников по выбранной теме, формирование навыков, воспитание чувств, обогащение личного опыта, развитие самостоятельного мышления, умения взаимодействовать с другими людьми для достижения своих целей. Одна из главных задач проектов – стимулировать природное любопытство детей, повышать их самооценку. Общими задачами для воспитанников разных возрастов является создание благоприятного психологического климата, а также развитие творческого мышления и воображения, познавательных способностей, коммуникативных навыков.

В младшей группе задачами проектной деятельности будут:

  • вхождение дошкольников в проблемную игровую ситуацию (при этом педагогу отводится ведущая роль);
  • стимулирование желания искать пути решения проблемы;
  • приобщение детей к процессу познания;
  • привлечение воспитанников к воспроизведению образов;
  • формирование предпосылок для поисковой деятельности и различных представлений.

При этом у детей будут совершенствоваться:

  • психические процессы:
  • возрастет эмоциональная заинтересованность;
  • произойдет знакомство с предметами и действиями, которые с ними производятся;
  • разовьется речь, воображение и мышление.
  • проектно-исследовательские умения и навыки:
  • умение устанавливать цели;
  • поиск различных способов решения задач;
  • способность предвидеть результат, исходя из опыта;
  • поиск вариантов при достижении цели.

Линии развития детей младшего возраста:

  • физическое – развитие двигательных способностей, формирование навыков заботы о своем здоровье;
  • социальное – совершенствование коммуникативных навыков;
  • познавательное – расширение представлений об окружающем мире, развитие навыка использования сенсорных ощущений в решении практических задач;
  • эстетическое – развитие художественного вкуса, овладение художественной деятельностью.

Проектный метод позволяет развивать познавательные навыки, самостоятельно выстраивать структуру своих знаний, помогает ориентироваться в потоке информации, развивает творческое и критическое мышление. Проекты позволяют сформировать у малышей целостное видение окружающего мира, путем объединения разных областей знаний.

Тема «Волшебница-вода»

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»  

К. Е. Тимирязев

Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребенка. Кроме того, сказки развивают воображение, учат его фантазировать, развивают мыслительную деятельность. Метод мнемотехники при помощи, которого дошкольники учатся составлять рассказы, пересказывать литературные произведения, знакомятся с русскими народными сказками, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Развивать память — значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Так например, дети дошкольного возраста знакомились с русской народной сказкой «По Щучьему велению». При кодировании информации и занесении ее в мнемотаблицу, в сюжете, когда Емеля отправился за водой и прорубил прорубь на реке, педагогом было предложено решить логическую задачу и ответить на вопрос «Что такое лед?». «А почему лед в проруби белый?». «Какой цветом будет лед, если заморозить красную или желтую воду?» и т.д.

Основной этап проекта:

I Этап- исследовательский: беседы и наблюдения детей 

II Этап- технологический: опытно – экспериментальную 

В рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты: замерзшая вода, тающий лед, играем с красками, прозрачная вода, окрашивание воды, вода принимает форму, замораживание цветных льдинок, друзья, вода бывает теплой, холодной, горячей, которые способствуют реализации потенциальных возможностей и развитию первых творческих проявлений дошкольников. 

Тип проекта:

По деятельности: исследовательский, творческий.

По содержанию: естественнонаучный.

По числу участников проекта: групповой

По времени проведения: долгосрочный

По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ

 Состав проектной группы: Педагог и группа младшего дошкольного возраста.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Воспитатель - организует совместную опытно – экспериментальную деятельность, консультирование родителей и оформление фотовыставки по итогам проекта.

Дети - участвуют в познавательной опытно – экспериментальной деятельности, фиксируют результаты опытов.

Родители совместно с детьми - проводят опыты и эксперименты в домашних условиях.

Этот проект значим для всех участников проекта:

  • У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о свойствах воды и ее составе.
  • Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.

Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению. 

Результаты опытов -фиксируются в дневнике экспериментов Во время основного этапа проекта «Волшебница-вода»

Для родителей предлагается консультация «Неизведанное рядом» и раздаточный материал «Экспериментируем дома», что позволило расширить совместную с детьми деятельность в домашних условиях. Оформляется фотовыставка «Юные исследователи».

На заключительном этапе проводится диагностика, уровень знаний и представлений о свойствах воды, льда.

Цель проекта:

Формирование представлений о свойствах воды

Задачи проекта:

  • Активизация творческого мышления детей.
  • Выявление свойств воды.
  • Выявить что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
  • Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться.
  • Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).
  • Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
  • Познакомить с составом воды (кислород).
  • Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.

Разработка вопросов и методики диагностирования детей по теме проекта.

Основной этап

Совместная   деятельность

Задачи

Участники

Ожидаемый результат

Тема

Игры - эксперименты

Лед

Замерзшая вода

Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Воспитатель дети

Дети безошибочно определяют, что лед это твердое вещество.

Лед состоит из воды и тает в тепле.

Тающий лед

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Прозрачная вода

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Называют некоторые свойства воды.

Разноцветные льдинки

Играем с красками

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Понимание того, что при помешивании краска раствориться быстрее, чем произвольно

Окрашивание воды

Помочь выявить свойства воды

Понимание того, что вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Вода принимает форму

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита

Понимают, что вода принимает форму того сосуда, в который налита.

Замораживание цветных льдинок

Уточнить, что при замораживании цветной воды получаются цветные льдинки

Не ошибаются в сопоставлении цвета воды и замороженной льдинки

В какой воде живет щука

Вода бывает теплой, холодной, горячей

Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные.

В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Познакомить   с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

В состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков появляется больше. Кислород нужен тем, кто живет в воде.

Консультирование на тему «Неизведанное рядом»,

Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее   мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.

Родители

Родители совместно с детьми организовывают опытно – экспериментальную деятельность в домашних условиях

Раздаточный материал «Экспериментируем дома»

Активизировать совместную деятельность детей и родителей.

 

Завершающий этап

Мероприятия

Ответственные

Ожидаемый результат

1

Фотовыставка «Юные исследователи» по итогам реализованного проекта

Воспитатель

Презентация результатов проекта

2

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта

Воспитатель

Выявление уровня знаний по теме проектирования.

3

Анализ результатов диагностики дошкольников

Воспитатель

Подтверждение актуальности реализации данного проекта

4

Оформление портфолио проекта

Воспитатель

Предоставление материалов для конкурса

Диагностика знаний и представлений детей по теме проекта на заключительном этапе.

Вопросы

Наличие знаний

Имеют представления

Итог

Ф.И. ребенка

о том, почему лед на реке белый

 что краска растворяется в воде произвольно и при помешивании

о свойствах льда

 какой получится лед, если заморозить разноцветную воду.

о том, что в состав воды входит кислород

о свойствах воды

 1

 

Итог

Высокий

Средний

Низкий

Методической литературы по теме проекта:

  • Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
  • «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
  • А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

опыты с водой "Волшебница - вода" (вторая младшая группа)

Расширение представлений о оде, её свойствах; познакомить детей со свойствами воды ( не имеет запаха, цвета, течёт, растворитель, вкуса)....

Опыт с водой "Волшебница вода"

Цель данного опыта развивать познания и любопытство детей в обращении с водой. Этот опыт с водой очень интересен для детей от 3 лет. И в нем нет ничего сложного. Ребята с большим интересом выполняют в...

Опытно – экспериментальная работа с водой «Волшебница вода»

Опытно – экспериментальная работа с водой  для дошкольников «Волшебница вода» Цели и задачи:показать важное свойство воды — давать жизнь живому.показать свойство окра...

« Вода – Волшебница - вода »

Описание Краткосрочного проекта по теме:« Вода – Волшебница - вода »,реализованный в младшей группе.   Проект составила: Синотова О.А.воспитатель мл. гр. «Солнеч...