Ознакомление дошкольников с задержкой психического развития с природой родного края
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мартынова Наталья Николаевна

К вопросам экологического воспитания дошкольников в своё время обращалось много учёных: Сухомлинский Василий Александрович, Саморукова Полина Григорьевна, Николаева Светлана Николаевна, Гризик Татьяна Ивановна, Веретенникова Софья Александровна и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с задержкой психического развития

с природой родного края

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Дошкольники эмоционально чувствительны к объективной реальности. Наблюдения за родной природой дают ребенку возможность познать современные реалии, приобрести элементарные знания о ее влиянии на жизнедеятельность современного человека, общества в целом, формировать ценностное отношение к окружающему миру.

К вопросам экологического воспитания дошкольников в своё время обращалось много учёных: Сухомлинский Василий Александрович, Саморукова Полина Григорьевна, Николаева Светлана Николаевна, Гризик Татьяна Ивановна, Веретенникова Софья Александровна и другие.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие и формирование представлений детей об отчем крае, Родине, планете Земля, особенностях природы. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» внимание уделяется развитию ценностно-смыслового восприятия и понимания мира детьми дошкольного возраста родной природы.

В примерном региональном модуле программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» рекомендуется формировать у детей чувство любви к родине на основе ознакомления с природным окружением дошкольников. Конкретизируются и расширяются представления детей о растительном и животном мире Мордовии, формируются представления о Красной книге Мордовии, изучаются памятники природы, а также экосистемы нашей республики.

Для того, чтобы воспитывать любовь детей с ЗПР к природе родного края, в своей работе мы используем наблюдения, опыты, беседы, трудовую и игровую деятельности, а так же занятия, экскурсии, прогулки, природоохранные акции, досуговую деятельность и др.

Наблюдения за явлениями природы происходят во время прогулок на природу, которые играют значимую роль
во всестороннем развитии детей. Посредством наблюдения дети осуществляют ежедневный осмотр участка, наблюдают сезонные изменения в природном окружении, состояние природных объектов, особенности жизнедеятельности насекомых, птиц, животных.

С детьми дошкольного возраста, имеющими ЗПР, проводятся несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Через опыты можно ярко продемонстрировать связь живых организмов со средой обитания и расширить представления детей о природе, о ее связях с деятельностью человека; воспитывать заботливое и бережное отношение к явлениям и объектам природы.

Развитие элементарных экологических представлений у дошкольников происходит  также через трудовые поручения, беседы, игру, формы работы с родителями и пр. Трудовая деятельность дошкольников может включать в себя такую работу, как уход за растениями, ведение календаря природы, уборка территории от листьев, сбор урожая, выращенного на участке детского сада перенос овощных культур и цветущих растений и многое другое.

Ознакомление дошкольников с природой посредством чтения художественной литературы дает наиболее оптимальные результаты при условии, если оно носит действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Воспитание действительной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой, и когда это общение направлено взрослым.

Большая роль в ознакомлении с природой родного края принадлежит педагогу, который способствует накоплению детьми опыта эмоционально-положительного отношения к природе в целом. На прогулках, во время экскурсий, путешествий по экологической тропе, слушания музыки, рассматривания пейзажной живописи взрослый создает условия для восприятия детьми прекрасного в природе, переживания эстетических чувств, высказывания эстетических суждений.

Таким образом, важна систематическая работа по ознакомлению ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития с природой родного края. Отбор сведений об окружающем мире должен носить краеведческий характер. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с природой Родного края»

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства ...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с природой родного края»

 Становление  мировоззрения человека происходит в течение всей его жизни  и начало этого процесса, как известно, приходится на период дошкольного детства. Именно в этот период ...

Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром родного края.

Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным   миром родного края.В настоящее время специалистами разработаны различные формы работы по экологическому воспитанию дошко...

План по ознакомлению дошкольников с народной культурой и традициями родного края в старшей группе с 14.10.19 - 25.10.19

План по ознакомлению дошкольников с народной культурой и традициями родного края в старшей группе с 14.10.19 - 25.10.19...

И опыта работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края в проектной деятельности»

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса...

Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края"

Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края"...