Проект «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с природой Родного края»
проект (средняя группа) по теме

пилюгина ольга евгеньевна

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pilyugina_sr_gr.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с природой Родного края»

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению национальной культуры. Изучение природы родного края является одним из средств этнокультурного воспитания.

    Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

    Ознакомление детей с природой родной земли средствами национальной культуры (язык, литература, традиции, обычаи…) – способствует сознанию важности окружающего мира.

   Через общение с природой обогащается речь ребенка, делается разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное чувство, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

   Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего! ».

Обращаясь к программным задачам и опираясь на результаты проведенной диагностики мы остановились на теме «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с природой Родного края»

Аннотация

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день.

В дошкольном возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Знания, полученные детьми на занятиях, помогают ребятам во время наблюдения самостоятельно понять происходящие процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал, способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Тип проекта: методический, исследовательско – творческий, долгосрочный.

Возраст: средняя группа (4-5 лет).

Срок реализации: 1 год.

Участники: дети средней группы, педагоги, родители.

Актуальность: В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.

Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.

Для чего нужно изучать природу родного края?

Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.  

Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.

Направленность проекта: приобщение детей к природе родного края.

Новизна и актуальность: система подачи задач, методов, средств по знакомству детей среднего  дошкольного возраста с природой Республики Мордовия, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.

Цель проекта: -Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач.

         - формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к природе и природных особенностей родного края;

         - воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

Задачи: 

1. Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Республики Мордовия, ее экологией.

2. Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.

3. Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.

4. Развивать речь и творческое воображение дошкольников;
      5. Воспитывать интерес к природе родного края. 
      6.  Развивать познавательные интересы и словесно-логическое мышление у детей.

Ожидаемый результат
- Получение детьми интересной и полезной информации природе родного края;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Развитие речи и творческого воображения.

Объект проектной деятельности
Развивающая среда как основа приобщения детей дошкольного возраста к экологической культуре Родного края.

Предмет проектной деятельности
Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей среднего  дошкольного возраста с Родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в среднем  дошкольном возрасте.

 

Принципы работы:

Принципа регионализма, реализация проекта с учетом своеобразия региона и успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона.

Принцип гуманизма, экологическая культура воспитания, осознанного бережного отношения к природным экосистемам региона.

 Принципа системности, знания об особенностях животного и растительного мира Родного края.

Этапы реализации:

I этап - подготовительный:

- подбор специальной тематической и художественной литературы о родном крае, систематизация материала;

- составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы.

II этап – организационный:

- реализация проекта на базе средней группы.

III этап – итоговый:

- создание альбома «животные и растения Мордовии»,

- оформление альбома: «Стихи о родном крае», рисунки.

Формы и методы реализации:

• рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, коллекций, иллюстраций, они дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей. Репродукции в журналах и книгах о родном крае, раздаточный материал.

практические методы: изготовление рисунков, практические работы (создание своими руками рисунков, композиций, поделок, посвященных природе родного края). Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Мультимедийные : презентации, использование аудио  и видеоаппаратуры для ознакомления детей с символикой, достопримечательностями родного края, его природных богатствах, животном и растительном мире.                                                 

Работа с родителями.

-Анкетирование родителей

- Помощь в создании фотовыставки.

- Пополнение художественной и научной литературы.

Ожидаемые результаты:

• рост познавательной активности у воспитанников;

• формирование эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

• развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

• возникновение интереса у детей к прошлому, настоящему и будущему родного края, мордовского народа, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

умение видеть окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей.

существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

технологию изготовления поделок из природного материала.

Воспитанники должны уметь:

видеть и понимать красоту живой природы;

вести простейшие наблюдения в природе;

распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали.

Перспективный план мероприятий.

Мероприятия с воспитанниками

1. Познавательное развитие: «Край, в котором мы живем! »

Цель: закрепить представления детей о географическом положении Мордовии, климатических особенностях. Учить находить столицу республики на карте, формировать знания о значении флага. Воспитывать любовь и уважение к родному краю. Познавательная и художественная литература об истории Мордовии.

2. Беседа «Традиции и обычаи мордвы в весенний период»

Цель: познакомить детей с осенними и весенними обрядовыми праздниками эрзян.

3. Рисование: «Весенний пейзаж».

Цель: Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение рисовать природу родного края. Воспитывать любовь к малой родине.

4.Посещение мордовского мини–музея

Цель: познакомить детей с предметами быта, одеждой мордвы, изготовленными из природного материала, показать их уникальность, самоценность.

5.Фотовыставка «Лес, бесценное богатство»

Цель: воспитывать уважительное отношение к природе леса;

- учить видеть красоту природы;

- привлекать активное участие родителей к созданию выставки.  

 

6. Экскурсия в сосновую посадку

Цель: обогащать и закреплять знания об особенностях  сосны, и других хвойных деревьев;

- высадка ростков ели;

- воспитывать желание быть полезным, делать хорошие поступки, понимать для чего, надо сажать деревья.

 

7. Литературный вечер: «Люблю тебя, мой край родной! »

Цель: разучивать с детьми стихи и песни о родном крае, растительном мире Мордовии.

- обобщать, активизировать словарный запас.

Предполагаемые результаты:

Для детей.

 - У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).

 - Сформируется понимание детьми неразрывной связи человека с природой;

- Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

- Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Узнают растения родного края, нуждающихся в защите и охране, занесенных в красную книгу;

- Узнают значение воды и воздуха, почвы в жизни всех  живых объектов природы, их свойства;

- Сформируется понимание целительной силы природы через ознакомление с лекарственными травами;

- Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять правила поведения и безопасности в природе.

- Научатся проводить простейшие , исследования объектов природы,

будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

Для родителей.

- К  экологическому   проекту  будут привлечены родители.

-Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка  в его деятельности и творчестве.

 Риски.

1. Низкое познавательное развитие детей.

2. Низкая заинтересованность родителей.

3. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала

 Предупреждение рисков.

 Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в консультацию по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту "Природа родного края ", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Составить план по реализации проекта, отслеживать выполнение плана с учетом принципа системности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями родного края

Данная статья о ознакомлении дошкольников с достопримечательностью родного края....

И опыта работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края в проектной деятельности»

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»

Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы.

В.А. Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких деся...

Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края"

Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края"...