Педагогический проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой Родного края»
проект по окружающему миру (старшая группа)
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.
Для чего нужно изучать природу родного края?
Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.
Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.
Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.
Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Ознакомление детей старшего дошкольного
возраста с природой Родного края»
Тип проекта: методический, исследовательско - творческий, долгосрочный.
Срок реализации: 1 год.
Участники: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Актуальность
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.
Для чего нужно изучать природу родного края?
Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.
Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.
Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.
Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.
Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.
Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.
Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой Иркутской области, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Наш девиз: «Природа и мы – одно целое!»
Я считаю, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно - философской категорией «Мы», то есть единство.
Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.
Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.
Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.
Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщение к нему.
Мы- это дети и взрослые живущие в Сибири и любящие свою природу.
Мы – это коллектив педагогов и родителей, осуществляющих экологическое образования детей!
Успех моей педагогической деятельности.
- Готовность осуществлять экологическое образование детей.
- Совместно взаимодействовать с детьми в природе.
- Каждый день общаться с природой, изучать ее и беречь.
- Создавать экологическую развивающую среду в группе.
- Быть примером для своих воспитанников в общении с природой.
Быть защитником , а не только потребителем природных богатств.
Мои заповеди.
- Прими все, что есть в природе.
- Ищи истину в природе вместе с ребенком.
- Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.
- Искренне восхищайся красотой природы и всем, что есть вокруг.
Цель проекта:
Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач.
Задачи проекта:
Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Иркутской области, ее экологией.
Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.
Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.
Объект проектной деятельности
Развивающая среда как основа приобщения детей дошкольного возраста к экологической культуре Родного края.
Предмет проектной деятельности
Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с Родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте
Принципы работы:
Принципа регионализма, реализация проекта с учетом своеобразия региона и успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона.
Принцип гуманизма, экологическая культура воспитания, осознанного бережного отношения к природным экосистемам региона.
Принципа системности, знания об особенностях животного и растительного мира Родного края.
I этап проекта
- Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.
Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.
- Составление перспективно - творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края .
1. Блок «Байкал самый, самый».
(знания о географическом положении Байкала, уникальность озера, размер, глубина, возраст, происхождение, климат, ветра).
2. Блок «Растения Сибири».
(знания о растительном мире Сибири, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира).
3. Блок «Животные нашего края».
(знания о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).
4. Блок «Защитим природу».
(знания о научно – трудовой деятельности людей в природе, об исследователях, ученых, работниках музеев, туризма, отдыха; проблемы экологии, охраны).
II этап проекта
Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.
1. Использование словесных методов:
Беседы, легенды о Байкале (в гости к детям приходил персонаж Сибирячек, знакомил детей с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей. Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).
Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на тему: «Байкал в беде», «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).
Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).
Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (дети готовили сообщения и выступали с ними на занятиях: о нерпе, о голомянки, о зимующих птицах и др.)
2.Использование метод экспериментирования и моделирования.
Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам», «Приключения волны на Байкале»).
Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты Байкала, составление маршрута для путешествия по тайге).
Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).
Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).
Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря чувств. Например: Байкал грустный, грозный, приветливый и др.
- Практические методы
Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.
Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний (викторина «Байкал – сердце Сибири», КВН «Тайга – наше богатство).
Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Собрали гербарии: «Деревья и кустарники Сибири», «Цветы и травы Сибири».
Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).
Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проводились конкурсы «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).
- Наглядные методы
Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края («Заповедники Байкала», «Цветы Сибири», «Легенды байкальского леса»).
Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика, («Байкальские фантазии», «Жемчужина Сибири»), закрепление переносных слов, таких как: горы – богатыри, Байкал – батюшка, Сибирь – матушка.
- Создание зон экологической среды
Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, журналы «Сибирячек», легенды, сказки, карта Иркутской области).
Мини – музей «Байкал самый, самый» (фотоальбомы, наборы открыток, буклеты, гербарии, коллекции, календарики, значки, сувениры).
Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).
- Работа с родителями.
Беседы родителей с детьми о Байкале и природе родного края.
Помощь в составлении гербариев.
Участие в оснащении мини – музея.
Организация поездок – экскурсий на Байкал.
Пополнение художественной и научной литературы.
Участие в соревнованиях (викторины, КВН).
Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).
Анкетирование.
Ожидаемый результат
Знание детей приближаются к системным. Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию об обитателях озера Байкал, его экологии. Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду. Проявляют чувства гордости и восхищения Байкалом, малой Родиной. Дети знакомы с разнообразием растительного и животного мира Иркутской области, ее экологией.
Литература:
- 1.Л.А. Мишарина «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал»
- 2.Золотова Е.И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.
- 3.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
- 4.Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». – М.: «Политиэдат», 1990 год.
- 5.Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». М.: «Сфера», 2003 год.
- 6.Рыжова Н., Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». – М: 2008 год.
- 7.Кондратьева Н.Н, «Мы. Программа экологического образования детей». «Детство – пресс», 2000 год.
Приложение № 1.
Примерная диагностическая методика выявления представление о природе родного края, старшего дошкольного возраста.
Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.
I. Блок «Байкал самый, самый»
1. Выявить представление детей о местонахождении озера, его уникальности.
а) Был ли ты на Байкале?
б) Покажи на карте, где находится Байкал?
в) Чем он необычен?
г) Что знаешь о Байкальской воде?
д) Какая глубина озера?
II. Блок «Животный мир»
1. Выявить представления детей о насекомых и птицах.
а) Какие птицы и насекомые передвигаются по воздуху?
б) Определить существенные признаки птиц.
в) Назвать признаки насекомых.
г) Чем питаются птицы, насекомые
2. Выявить представления о животных, о нерпе.
а) Каких знаешь животных Сибири?
б) Чем питаются?
в) Знаешь ли ты нерпу?
г) Как нерпа приспосабливается к жизни на Байкале в разное время года?
д) Чем питается нерпа?
е) Когда у нерпы рождаются детеныши?
ж) Как они называются?
з) Живут ли нерпы в других озерах?
3. Выявить представления об «Этажах озера», о подводных обитателях.
а) Кто живет над водой?
б) Как называются водоросли?
в) Кто питается водорослями?
г) Какие рыбы живут в Байкале?
д) Определить существенные признаки рыб (чешуя, плавники, жабры, икра, форма тела).
е) Могут ли жить без воды?
ж) Чем питаются?
III. Блок «Растительный мир»
1. Выявить представления о деревьях и кустарниках.
а) Какой лес называется тайгой?
б) Назови признаки деревьев?
в) Назови хвойные деревья?
г) Назови кустарники?
д) чем кустарники отличаются от деревьев?
2. Выявить представление о цветах и травах.
а) Какие знаешь цветы?
б) Назови первые весенние цветы?
в) Где растут цветы?
г) Назови травы?
д) Какие лечебные травы знаешь
е) Какие растения занесены в «Красную книгу»
IV. Блок «Защитим родную природу»
1. Выявить представления о труде людей на Байкале, об их отношении к природе.
а) Любишь ли ты свой край Сибирь?
б) Почему?
в) Расскажи о правилах поведения в природе?
г) Кто изучает Байкал?
д) Кто охраняет?
е) Какие знаешь заповедники Байкала?
ж) Какие знаешь загадки, стихи о Сибири?
Приложение № 2.
Акция «Защитим Байкал».
Цель: Воспитывать желание защищать и охранять природу, чувство любви к родному краю.
Формы работы:
- Просмотр видеофильма «Байкальские фантазии».
- Беседа на теме «Что грозит Байкалу».
- Конкурс рисунков детей «Берегите Байкал».
- КВН «Байкал самый самый!».
- Составить книжки из рассказов детей «Защитим Байкал».
- Конкурс чтецов «Байкал - жемчужина Сибири».
- Провести «День Байкала» (22 августа).
- Расклеивание листовок «Защитим Байкал».
Акция «Покормите птиц зимой!»
Цель: Закрепить и уточнить представления о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам, вызвать желание помочь им.
Формы работы:
- Беседа о зимующих птицах.
- Чтение рассказов о зимующих птицах.
- Конкурс «Лучшая кормушка».
- «Открытие столовой для птиц».
- Фотомонтаж «Как мы помогаем птицам зимой».
- Викторина «Зимующие птицы».
Акция «Берегите елки!»
Цель: Дать знания детям о пользе елей для людей (лекарство, чистый воздух). Дать представление о том. Какой вред вырубкой елей, люди наносят вред природе.
Формы работы:
- Чтение рассказов «Ели». Шорыгина.
- Беседа на тему «Зачем рубят елки».
- Конкурс плакатов «Берегите елки».
- Составление творческих рассказов «Не рубите елки!»
- Праздник елки.
Перспективный план по ознакомлению детей с природой родного края (Старший дошкольный возраст)
Вид проведения | Тематика занятий, программное содержание.
| Методические приемы | Закрепление знаний, умений в разных видах деятельности |
Сентябрь | Тема: «Байкал самый, самый» Цель: дать детям общие сведения об уникальности озера. Отметить его особенности (величину, глубину, запас пресной воды). Воспитывать чувство гордости и любовь к природе родного края) | Показать место расположения на карте, глобусе. Рассказать об озере. Чтение сказок, легенд.
| Чтение стихотворения «Чаша Байкала» Ж. Зимин, «Байкал» Л. Татьяничева. Рассматривание фото и иллюстраций. Фотомонтаж «Я был на Байкале». |
Тема: «Приключение волны на Байкале». Цель: учить детей составлять рассказ о волне, используя план – схему. Отметить чистоту байкальской воды, развивать эмоциональный отклик, бережное отношение к природе. | Составление творческих рассказов, использование схем. Чтение стихотворения, экспериментальная деятельность (с водой, камнями), использование элементов моделирования (изображение воны) | Загадки о Байкале, рассматривание буклетов, выставка рисунков «Волны Байкала». | |
Октябрь | Тема: «Байкал в беде». Цель: дать представление о негативном воздействии на экологию Байкала заводами, судами, транспортом Воспитывать бережное отношение к флоре и фауне озера. | Рассматривание карты Байкала. Рассмотреть иллюстрации заводов, судов., о том как загрязняют воду. О туристах, их поведении в природе. | Выпуск газеты «Байкал в беде» |
Тема: «Ветры Байкала» Цель: продолжать знакомить с природными явлениями Байкала, с его климатом в разное время года. Познакомить с ветрами и их названиями (Верховик, Баргузин, Сарма) | Просмотр видеофильма «Байкальские фантазии», автор М. Степанцов, показ иллюстраций: «Шторм на Байкале», «Штиль на Байкале». Опыт с водой (дуть через трубочки на воду). | Дидактическая игра «Назови ветер», чтение рассказа «Как Байкал сердился» М. Сергеева, Прослушивание аудиозаписи «Шум ветра». | |
Ноябрь | Тема: «Деревья наших лесов» Цель: дать знания о тайге, о многообразии и богатстве Сибирского леса. Познакомить с растениями, встречающимися в тайге. Познакомить о пользе деревьев для людей (лекарства, строительный материал, чистый воздух). Воспитывать бережное отношение к ним. | Использование моделей этажности леса. Рассказ воспитателя с показом иллюстраций, работа с буклетами «Деревья Байкала», работа с книгой «Байкальский заповедник» | Дидактическая игра «От какого дерева ветки», чтение рассказа «Деревья, какие они?» А. Шарыгина. Д/и «Узнай на ощупь». Акция «Не рубите елки»
|
Тема: «Цветы Сибири» Цель: продолжать знакомить с растительным Сибири. Знать цветы по внешнему виду, называть их. Определять их место в экосистеме. Воспитывает умение любоваться красотой природы. | Рассказ воспитателя, рассмотреть иллюстрации, просмотр видеофильмов, использование буклета «Цветы Сибири». | Д/и: «Назови цветок». Рассмотреть иллюстрации Цветов занесенных в «красную книгу», рисование «Сибирь в цвету». | |
Декабрь | Тема: «Растения Баргузинского заповедника». Цель: обобщить систематизировать знания, полученные на предыдущих занятиях. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать чувство ответственности за родную природу.
| Викторина: «Растения забайкальского заповедника». I тур:
II тур: «Расскажи, как охраняют растения» III тур: Выставка рисунков «Берегите зеленных друзей» | Рассматривание книги «Баргузинский заповедник», иллюстраций, растения Сибири, чтение стихов о растениях, д/и «Назови растение» |
Январь | Тема: «Подводный мир Байкала» Цель: дать знания о некоторых водорослях, их место нахождении в Байкале, их назначении, кто ими питается. Показать цепи питания. Водоросли – раки – рыбы. Воспитывать интерес к подводному миру Байкала. | Модель этажей глубин Байкала. Рассказ воспитателя с показами иллюстраций. Работа с атласом «Подводный мир Байкала». | Д/и: «Водоросли, губки», д/и: «Засели водоросли, губки, рыб на свой этаж», рассматривание иллюстраций «Подводный мир Байкала», рисование подводного мира. |
Февраль | Тема: «Рыбы Байкала». Цель: Знать и называть рыб Байкала: омуль, хариус, сиг, голомянка. Знать отличия голомянки от других рыб. Дать знания о среде обитания и приспособления рыб к окружающей среде. | Рассказ воспитателя, показ иллюстраций, д/и «Назови рыб». Чтение М.Сергеева «Стеклянная рыба Байкала».
| Д/и: «Найди каждой рыбке домик», словесная игра: «Узнай рыб по описанию», аппликация «Рыбы Байкала». |
Март | Тема: Животные Сибирского леса». Цель: Рассказать о жизни зверей в тайге, об их приспособленческих особенностях, чем они питаются. Вызвать интерес к жизни дикой природы. | Рассказ воспитателя, показ иллюстраций, экспериментальная деятельность: «Почему заяц зимой белый», загадывание загадок.
| Чтение рассказов С.Устинова «В лесах у Байкала», С.Анева «Заповедные тропинки». |
Апрель | Тема: «Нерпа чуда Байкала!» Цель: дать знания детям о функциональных связях нерпы со средой обитания (водной, воздушно – водной). Познакомить с образом жизни нерпы. Воспитывать негативное отношение к истреблению животных. | Рассказ воспитателя, показ фото и иллюстраций. Показ видеофильма «О повадках нерпы» (Из сборника «Байкальские фантазии»). Чтение рассказа о нерпе из книги «Сибирячек». | Посещение нерпинария, рассказы детей из личного опыта, придумывание загадок о нерпе. Чтение рассказа С.Анева «Тропинки по берегу». |
Май | Тема: «Птицы нашего края» Цель: дать представления о птицах, обитающих на территории нашего края. Познакомить с образом жизни, умением приспосабливаться к климатическим условиям. Знать и беречь фауну и ценить все живое на земле. | Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций «Птицы нашего края», составление рассказов, слушание голосов птиц. | Д/и: «Назови птиц», «Чье гнездо». Акция «Покормите птиц зимой!». Конструирование (оригами) «Птица Сибири». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с природой Родного края»
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства ...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями родного края
Данная статья о ознакомлении дошкольников с достопримечательностью родного края....

И опыта работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края в проектной деятельности»
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»
Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»
Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы.
В.А. Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких деся...

Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края"
Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края"...
