Педагогический проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой Родного края»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Калиниченко Ольга Викторовна

   В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.

Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.

Для чего нужно изучать природу родного края?

Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_na_starshuyu_gruppu.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Ознакомление детей старшего дошкольного

возраста с природой Родного края»

Тип проекта: методический, исследовательско - творческий, долгосрочный. 

Срок реализации: 1 год. 

Участники: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Актуальность

   В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.

Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.

Для чего нужно изучать природу родного края?

Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.  

Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.

Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.

Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой Иркутской области, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.

Наш девиз: «Природа и мы – одно целое!»

Я считаю, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно - философской категорией «Мы», то есть единство.

Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.

Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.

Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.

Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщение к нему.

Мы- это дети и взрослые живущие в Сибири и любящие свою природу.

Мы – это коллектив педагогов и родителей, осуществляющих экологическое образования детей!

 Успех моей педагогической деятельности.

  • Готовность осуществлять экологическое образование детей.
  • Совместно взаимодействовать с детьми в природе.
  • Каждый день общаться с природой, изучать ее и беречь.
  • Создавать экологическую развивающую среду в группе.
  • Быть примером для своих воспитанников в общении с природой.

Быть защитником , а не только потребителем природных богатств.

Мои заповеди.

  • Прими все, что есть в природе.
  • Ищи истину в природе вместе с ребенком.
  • Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.
  • Искренне восхищайся красотой природы и всем, что есть вокруг.

 Цель проекта:

Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач.

Задачи проекта:

Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Иркутской области, ее экологией.

Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.

Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.

Объект проектной деятельности
Развивающая среда как основа приобщения детей дошкольного возраста к экологической культуре Родного края.

Предмет проектной деятельности        
Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с Родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте

 Принципы работы:

Принципа регионализма, реализация проекта с учетом своеобразия региона и успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона.

Принцип гуманизма, экологическая культура воспитания, осознанного бережного отношения к природным экосистемам региона.

Принципа системности, знания об особенностях животного и растительного мира Родного края.

I этап проекта

  1. Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста. 

Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.

  1. Составление перспективно - творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края .

1. Блок «Байкал самый, самый». 

(знания о географическом положении Байкала, уникальность озера, размер, глубина, возраст, происхождение, климат, ветра).

2. Блок «Растения Сибири». 

(знания о растительном мире Сибири, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира).

3. Блок «Животные нашего края». 

(знания о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).

4. Блок «Защитим природу». 

(знания о научно – трудовой деятельности людей в природе, об исследователях, ученых, работниках музеев, туризма, отдыха; проблемы экологии, охраны).

II этап проекта
Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

      1. Использование словесных методов: 

Беседы, легенды о Байкале (в гости к детям приходил персонаж Сибирячек, знакомил детей с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).

Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей. Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).

Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на тему: «Байкал в беде», «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).

Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).

Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (дети готовили сообщения и выступали с ними на занятиях: о нерпе, о голомянки, о зимующих птицах и др.)

2.Использование метод экспериментирования и моделирования.

Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам», «Приключения волны на Байкале»).

Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты Байкала, составление маршрута для путешествия по тайге).

Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).

Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).

Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря чувств. Например: Байкал грустный, грозный, приветливый и др.

  1. Практические методы

Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний (викторина «Байкал – сердце Сибири», КВН «Тайга – наше богатство).

Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Собрали гербарии: «Деревья и кустарники Сибири», «Цветы и травы Сибири».

Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).

Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проводились конкурсы «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).

  1. Наглядные методы

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края («Заповедники Байкала», «Цветы Сибири», «Легенды байкальского леса»).

           Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика, («Байкальские фантазии», «Жемчужина Сибири»), закрепление переносных слов, таких как: горы – богатыри, Байкал – батюшка, Сибирь – матушка.

  1. Создание зон экологической среды

Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, журналы «Сибирячек», легенды, сказки, карта Иркутской области).

Мини – музей «Байкал самый, самый» (фотоальбомы, наборы открыток, буклеты, гербарии, коллекции, календарики, значки, сувениры).

Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

  1. Работа с родителями.

      Беседы родителей с детьми о Байкале и природе родного края.

Помощь в составлении гербариев.

Участие в оснащении мини – музея.

Организация поездок – экскурсий на Байкал.

Пополнение художественной и научной литературы.

Участие в соревнованиях (викторины, КВН).

Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).

Анкетирование.

Ожидаемый результат

Знание детей приближаются к системным. Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию об обитателях озера Байкал, его экологии. Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду. Проявляют чувства гордости и восхищения Байкалом, малой Родиной. Дети знакомы с разнообразием растительного и животного мира Иркутской области, ее экологией.

Литература:

  1. 1.Л.А. Мишарина «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал»
  2. 2.Золотова Е.И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.
  3. 3.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
  4. 4.Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». – М.: «Политиэдат», 1990 год.
  5. 5.Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». М.: «Сфера», 2003 год.
  6. 6.Рыжова Н., Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». – М: 2008 год.
  7. 7.Кондратьева Н.Н, «Мы. Программа экологического образования детей». «Детство – пресс», 2000 год.

Приложение № 1.

 

Примерная диагностическая методика выявления представление о природе родного края, старшего дошкольного возраста.

Цель:  Определить уровни освоения представлений детей о природе родного                    края, согласно программе, соответствующие им познавательные,                               речевые умения, отношения.

 I.       Блок «Байкал самый, самый»

 1. Выявить представление детей о местонахождении озера, его уникальности.

а)      Был ли ты на Байкале?

б)      Покажи на карте, где находится Байкал?

в)      Чем он необычен?

г)      Что знаешь о Байкальской воде?

д)      Какая глубина озера?

 II.    Блок «Животный мир»

 1. Выявить представления детей о насекомых и птицах.

а)      Какие птицы и насекомые передвигаются по воздуху?

б)      Определить существенные признаки птиц.

в)      Назвать признаки насекомых.

г)      Чем питаются птицы, насекомые

 2. Выявить представления о животных, о нерпе.

а)      Каких знаешь животных Сибири?

б)      Чем питаются?

в)      Знаешь ли ты нерпу?

г)      Как нерпа приспосабливается к жизни на Байкале в разное время года?

д)      Чем питается нерпа?

е)      Когда у нерпы рождаются детеныши?

ж)    Как они называются?

з)       Живут ли нерпы в других озерах?

 3. Выявить представления об «Этажах озера», о подводных обитателях.

а)      Кто живет над водой?

б)      Как называются водоросли?

в)      Кто питается водорослями?

г)      Какие рыбы живут в Байкале?

д)      Определить существенные признаки рыб (чешуя, плавники, жабры, икра, форма тела).

е)      Могут ли жить без воды?

ж)    Чем питаются?

 III. Блок «Растительный мир»

 1. Выявить представления о деревьях и кустарниках.

а)      Какой лес называется тайгой?

б)      Назови признаки деревьев?

в)      Назови хвойные деревья?

г)      Назови кустарники?

д)      чем кустарники отличаются от деревьев?

 2. Выявить представление о цветах и травах.

а)      Какие знаешь цветы?

б)      Назови первые весенние цветы?

в)      Где растут цветы?

г)      Назови травы?

д)      Какие лечебные травы знаешь

е)      Какие растения занесены в «Красную книгу»

 IV. Блок «Защитим родную природу»

 1. Выявить представления о труде людей на Байкале, об их отношении к   природе.

а)      Любишь ли ты свой край Сибирь?

б)      Почему?

в)      Расскажи о правилах поведения в природе?

г)      Кто изучает Байкал?

д)      Кто охраняет?

е)      Какие знаешь заповедники Байкала?

ж)    Какие знаешь загадки, стихи о Сибири?                                                         

 

Приложение № 2.

Акция «Защитим Байкал».

Цель: Воспитывать желание защищать и охранять природу, чувство любви к родному краю.

Формы работы:

  • Просмотр видеофильма «Байкальские фантазии».
  • Беседа на теме «Что грозит Байкалу».
  • Конкурс рисунков детей «Берегите Байкал».
  • КВН «Байкал самый самый!».
  • Составить книжки из рассказов детей «Защитим Байкал».
  • Конкурс чтецов «Байкал - жемчужина Сибири».
  • Провести «День Байкала» (22 августа).
  • Расклеивание листовок «Защитим Байкал».

Акция «Покормите птиц зимой!»

Цель: Закрепить и уточнить представления о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам, вызвать желание помочь им.

Формы работы:

  • Беседа о зимующих птицах.
  • Чтение рассказов о зимующих птицах.
  • Конкурс «Лучшая кормушка».
  • «Открытие столовой для птиц».
  • Фотомонтаж «Как мы помогаем птицам зимой».
  • Викторина «Зимующие птицы».

 Акция «Берегите елки!»

Цель: Дать знания детям о пользе елей для людей (лекарство, чистый воздух). Дать представление о том. Какой вред вырубкой елей, люди наносят вред природе.

Формы работы:

  • Чтение рассказов «Ели». Шорыгина.
  • Беседа на тему «Зачем рубят елки».
  • Конкурс плакатов «Берегите елки».
  • Составление творческих рассказов «Не рубите елки!»
  • Праздник елки.

Перспективный план по ознакомлению детей с природой родного края (Старший дошкольный возраст)

Вид проведения

Тематика занятий, программное содержание.

 

Методические приемы

Закрепление знаний, умений в разных видах деятельности

Сентябрь

Тема: «Байкал самый, самый»

Цель: дать детям общие сведения об уникальности озера.

Отметить его особенности (величину, глубину, запас пресной воды).

Воспитывать чувство гордости и любовь к природе родного края)

Показать место расположения на карте, глобусе.

Рассказать об озере.

Чтение сказок, легенд.

 

Чтение стихотворения «Чаша Байкала» Ж. Зимин,

«Байкал» Л. Татьяничева.

Рассматривание фото и иллюстраций.

Фотомонтаж «Я был на Байкале».

Тема: «Приключение волны на Байкале».

Цель: учить детей составлять рассказ о волне, используя план – схему.

Отметить чистоту байкальской воды, развивать эмоциональный отклик, бережное отношение к природе.

Составление творческих рассказов, использование схем.

Чтение стихотворения, экспериментальная деятельность (с водой, камнями), использование элементов моделирования (изображение воны)

Загадки о Байкале, рассматривание буклетов, выставка рисунков «Волны Байкала».

Октябрь

Тема: «Байкал в беде».

Цель: дать представление о негативном воздействии на экологию Байкала заводами, судами, транспортом

Воспитывать бережное отношение к флоре и фауне озера.

Рассматривание карты Байкала.

Рассмотреть иллюстрации заводов, судов., о том как загрязняют воду. О туристах, их поведении в природе.

Выпуск газеты «Байкал в беде»

Тема: «Ветры Байкала»

Цель: продолжать знакомить с природными явлениями Байкала, с его климатом в разное время года. Познакомить с ветрами и их названиями (Верховик, Баргузин, Сарма)

Просмотр видеофильма «Байкальские фантазии», автор М. Степанцов, показ иллюстраций: «Шторм на Байкале», «Штиль на Байкале».

Опыт с водой (дуть через трубочки на воду).

Дидактическая игра «Назови ветер», чтение рассказа «Как Байкал сердился» М. Сергеева, Прослушивание аудиозаписи «Шум ветра».

Ноябрь

Тема: «Деревья наших лесов»

Цель: дать знания о тайге, о многообразии и богатстве Сибирского леса.

Познакомить с растениями, встречающимися в тайге.

Познакомить о пользе деревьев для людей (лекарства, строительный материал, чистый воздух).

Воспитывать бережное отношение к ним.

Использование моделей этажности леса. Рассказ воспитателя с показом иллюстраций, работа с буклетами «Деревья Байкала», работа с книгой «Байкальский заповедник»

Дидактическая игра «От какого дерева ветки», чтение рассказа «Деревья, какие они?» А. Шарыгина.

Д/и «Узнай на ощупь».

Акция «Не рубите елки»

 

Тема: «Цветы Сибири»

Цель: продолжать знакомить с растительным Сибири. Знать цветы по внешнему виду, называть их. Определять их место в экосистеме. Воспитывает умение любоваться красотой природы.

Рассказ воспитателя, рассмотреть иллюстрации, просмотр видеофильмов, использование буклета «Цветы Сибири».

Д/и: «Назови цветок».

Рассмотреть иллюстрации

Цветов занесенных в «красную книгу», рисование «Сибирь в цвету».

Декабрь

Тема: «Растения Баргузинского заповедника».

Цель: обобщить систематизировать знания, полученные на предыдущих занятиях. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать чувство ответственности за родную природу.

 

Викторина: «Растения забайкальского заповедника».

I тур:

  1. 1.Как называется заповедник?
  2. 2.Для чего нужен заповедник?
  3. 3.Назови его растения

II тур:

«Расскажи, как охраняют растения»

III тур:

Выставка рисунков «Берегите зеленных друзей»

Рассматривание книги «Баргузинский заповедник», иллюстраций, растения Сибири, чтение стихов о растениях, д/и «Назови растение»

Январь

Тема: «Подводный мир Байкала»

Цель: дать знания о некоторых водорослях, их место нахождении в Байкале, их назначении, кто ими питается.

Показать цепи питания. Водоросли – раки – рыбы.

Воспитывать интерес к подводному миру Байкала.

Модель этажей глубин Байкала. Рассказ воспитателя с показами иллюстраций. Работа с атласом «Подводный мир Байкала».

Д/и: «Водоросли, губки», д/и: «Засели водоросли, губки, рыб на свой этаж», рассматривание иллюстраций «Подводный мир Байкала», рисование подводного мира.

Февраль

Тема: «Рыбы Байкала».

Цель: Знать и называть рыб Байкала: омуль, хариус, сиг, голомянка.

Знать отличия голомянки от других рыб.

Дать знания о среде обитания и приспособления рыб к окружающей среде.

Рассказ воспитателя, показ иллюстраций, д/и «Назови рыб».

Чтение М.Сергеева «Стеклянная рыба Байкала».

 

Д/и: «Найди каждой рыбке домик», словесная игра: «Узнай рыб по описанию», аппликация «Рыбы Байкала».

Март

Тема: Животные Сибирского леса».

Цель: Рассказать о жизни зверей в тайге, об их приспособленческих особенностях, чем они питаются.

Вызвать интерес к жизни дикой природы.

Рассказ воспитателя, показ иллюстраций, экспериментальная деятельность: «Почему заяц зимой белый», загадывание загадок.

 

Чтение рассказов С.Устинова «В лесах у Байкала»,

С.Анева «Заповедные тропинки».

Апрель

Тема: «Нерпа чуда Байкала!»

Цель: дать знания детям о функциональных связях нерпы со средой обитания (водной, воздушно – водной). Познакомить с образом жизни нерпы. Воспитывать негативное отношение к истреблению животных.

Рассказ воспитателя, показ фото и иллюстраций. Показ видеофильма «О повадках нерпы» (Из сборника «Байкальские фантазии»).

Чтение рассказа о нерпе из книги «Сибирячек».

Посещение нерпинария, рассказы детей из личного опыта, придумывание загадок о нерпе. Чтение рассказа С.Анева «Тропинки по берегу».

Май

Тема: «Птицы нашего края»

Цель: дать представления о птицах, обитающих на территории нашего края. Познакомить с образом жизни, умением приспосабливаться к климатическим условиям. Знать и беречь фауну и ценить все живое на земле.

Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций «Птицы нашего края», составление рассказов, слушание голосов птиц.

Д/и: «Назови птиц», «Чье гнездо». Акция «Покормите птиц зимой!». Конструирование (оригами) «Птица Сибири».

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с природой Родного края»

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства ...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями родного края

Данная статья о ознакомлении дошкольников с достопримечательностью родного края....

И опыта работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края в проектной деятельности»

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»

Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы.

В.А. Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких деся...

Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края"

Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края"...