Конспект НОД по петербурговедению на тему: «Петропавловская крепость» часть 1 ( для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Левицкая Ирина Александровна

Цели: познакомить детей  с историей возникновения города Санкт – Петербург. Сформировать у детей представление о типе фортификационного сооружения «крепость».

Задачи:

образовательные:

  • обогащать представления детей об истории возникновения города Санкт-Петербург;
  • познакомить детей с типом фортификационного сооружения «крепость»;

развивающие:

  • развивать у детей способность любоваться Петропавловской крепостью;
  • развивать познавательный интерес к изучению исторических и архитектурных достопримечательностей города;
  • обогащение словаря: «остров», «крепость», «бастион».

воспитательные:

  • воспитывать патриотическое чувство;
  • вызвать желание побывать в крепости;
  • готовить детей к осознанию «Я – петербуржец».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_petropavlovskaya_krepost.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 Колпинского района

Конспект НОД по петербурговедению

 на тему: «Петропавловская крепость» часть 1

( для детей старшего дошкольного возраста)

Составила воспитатель:

Левицкая И.А.

2017

Конспект НОД по петербурговедению

 на тему: «Петропавловская крепость» часть 1

( для детей старшего дошкольного возраста)

 

Тема: «Петропавловская крепость»

Цели: познакомить детей  с историей возникновения города Санкт – Петербург. Сформировать у детей представление о типе фортификационного сооружения «крепость».

Задачи:

образовательные:

  • обогащать представления детей об истории возникновения города Санкт-Петербург;
  • познакомить детей с типом фортификационного сооружения «крепость»;

развивающие:

  • развивать у детей способность любоваться Петропавловской крепостью;
  • развивать познавательный интерес к изучению исторических и архитектурных достопримечательностей города;
  • обогащение словаря: «остров», «крепость», «бастион».

воспитательные:

  • воспитывать патриотическое чувство;
  • вызвать желание побывать в крепости;
  • готовить детей к осознанию «Я – петербуржец».

Оборудование и материалы:

  • карта (лучше рисованная) центра Петербурга;
  • план Петропавловской крепости;
  • портрет Петра I;
  • портрет Д. Трезини;
  • фотография памятника зайцу.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как же начал вырастать город, что стало первой его постройкой.

Давайте вспомним, в каком году Петр I повелел основать Петербург.

Дети: 1703.

Правильно, молодцы. Весной, а именно, в мае 1703 года Петр I повелел на Заячьем острове начать строительство. Это небольшой остров в дельте Невы. Дельта – это устье Невы, в котором река распадается на несколько частей (рукавов).

/Показать детям старинную карту, сделав акцент на расположении острова/

А как вы думаете, почему остров был назван именно так?

Ответы детей…

Вот видите, вы сами догадались /показать фотографию памятника зайцу - символа острова/.

Существует легенда о высадке Петра I на этот остров, на котором жило множество зайцев.

Как вы думаете, что именно начали возводить в первую очередь? Дома? Магазины

Ответы детей…

Подвести детей к мысли об обороне нового города, а, следовательно, - нужна крепость.

/Показать детям план крепости/.

Крепость была необходима для укрепления, отвоеванных у шведов земель и для обеспечения безопасного выхода в Балтийское море.

В то время шла Северная война и строить надо было быстро.

Первая крепость была из дерева и земли.

Каменную крепость закладывал сам Петр I в день своего рождения 30 мая 1706г.

Это одна из первых бастионных крепостей нашей страны.

Раньше, когда не было огнестрельного оружия крепости были высокими, а стены тонкие. А с появлением огнестрельного оружия стены крепости стали делать ниже и толще, чтобы их было не так просто прострелить (пробить) и появились бастионы. Где устанавливали пушки.

/Внимательно рассмотреть карту, найти и посчитать все бастионы/.

Один из бастионов называется Нарышкин, над ним развевается флаг (гюйс). Гюйс – флаг, который поднимают на военных кораблях и морских крепостях. С этого же бастиона в полдень стреляет пушка.

С давних пор такой был в нашем городе символ – ровно в полдень, в 12 часов дня, гремит пушечный выстрел.

«Стреляет в полдень пушка

Скрывается в дыму,

Когда стреляет пушка,

Не страшно никому.

Шумит волна речная

У крепостной стены,

А пушка ведь ручная,

Она не для войны».

Давайте вернемся к названию, которое дал Петр I крепости. Санкт-Петербург - означает «Город святого Петра». Не в честь себя, Петра I, назвал царь город. А выбрал он в покровители новому городу Святого Петра, чтобы был и его небесным хранителем. Хотел царь, чтобы с небес святой Петр помогал ему в деле строительства нового, дотоле невиданного города.

Но не прижилось название крепости, название не пропало. Как-то незаметно оно уползло из крепости и распространилось на окружающую территорию. Все, что вокруг крепости, стало Санкт-Петербург.

Город святого Петра – Санкт-Петербург.

Давайте повторим все вместе:

Город святого Петра – Санкт-Петербург.

Первые строители крепости – солдаты. И по указу Петра I со всей России прибыли 40 тысяч работных людей для земляных, каменных, плотницких работ. Голод, болезни, изнурительный ручной труд уносили тысячи жизней. Дорого обошлось России строительство нашего Петербурга.

За 4 месяца, к октябрю работы были закончены, устроены земляные валы, маяк зажжен, на валах – 150 орудий.

Остров с Петербургом – вот здесь (показать на карте) – соединял подъемный деревянный мост.

Крепость готова, но царь не успокоился. Уже через 3 года начали срывать прежние земляные бастионы и возводить каменные, толстые, по прежнему контуру. Вскоре высота стен стала 12 м. Это выше нашего садика. Стены были также широки. Внутри были помещения – жили солдаты гарнизона крепости, хранились боеприпасы и др.

За всю историю существования крепости ни разу не удалось ей обороняться от врагов.

Исполнитель воли Петра I по строительству каменной крепости – архитектор Доменико Трезини.

/Показать детям портрет Трезини./

Рефлексия.

Ребята, давайте вспомним о чем мы сегодня говорили.

Кто основатель нашего города?

На каком острове началось строительство?

В каком году началось строительство?

Что это за постройка?

Кто архитектор крепости?

Ответы детей…

А в следующий раз я расскажу вам, что находится на территории самой крепости.

Практическая работа: дети раскрашивают изображения Петропавловской крепости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия на тему: «Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста»

Логические задания математического характера для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект совместной деятельности по теме"Такие разные камни" для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлен материал по теме "Камни" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект экологической викторины на тему «Человек – друг природы» для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:Закреплять знания детей о родной природе.Через эмоциональное отношение формировать у детей устойчивый интерес к природе.Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по иг...

Конспект спортивного досуга на тему «Нам весело живется» для детей старшего дошкольного возраста группа «Солнышко»

Конспект спортивного досуга на тему «Нам весело живется»  для детей старшего дошкольного возраста группа «Солнышко» , целю которого является формировать у детей основы пра...

Конспект НОД на тему: «Конструирование крепости Алатырь» для детей старшего дошкольного возраста

Конструирование является обязательным компонентом развития базовых творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического и нравственнного воспитания....

Конспект логопедического развлечения по теме: "Птицы наши друзья" для детей старшего дошкольного возраста

Логопедическое развлечение  по лексической теме «Зимующие птицы». Игра  предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). В процессе игры дети закрепляют знан...