Проект "От семечка до деревца"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Калашникова Юлия Руслановна

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых. Предназначен для реализации  с детьми старшего возраста в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ot_semechka_do_derevtsa.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 "Рощица"

«От семечка до деревца»

(проект)

                                                                               Выполнила: воспитатель Калашникова Ю.Р.

Мысковский городской округ

2016

        Содержание        

        

1. Введение..............................................................................................        

-Аннотация проекта..........................................................................

-Анализ ситуации .................................................................................

-Постановка проблемы.........................................................................

-Цель, задачи...........................................................................................

-Участники проекта..................................................................................

-Сроки реализации...................................................................................

2. Этапы реализации проекта...............................................................

-Взаимодействие с родителями............................................................

-Ожидаемые результаты проекта............................................................

-Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов.....................................................................................................

-Перспективы дальнейшего развития проекта......................................

-Литература...............................................................................................

-Приложения............................................................................................

Где было пустое место, где не было ничего,

Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.

В. Берестов.

Введение

Аннотация проекта

        Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

        Вид проекта: исследовательский, детско-родительский.

        На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать  и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа. Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Анализ ситуации

        Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Постановка проблемы.

        Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что нет такого дерева как дуб. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы вырастить дубочки?» С помощью родителей мы нашли желуди дуба. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.

        В связи с этим был разработан и реализован проект «Как вырастить в домашних условиях из желудя - дуб», участие в котором позволило расширить и систематизировать знания детей о дубе, который растёт в наших сибирских лесах, сколько лет он живёт, чем полезен для человека, стимулировать развитие самостоятельной творческой активности.

Цели и задачи проекта

Цель: Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.  

Задачи:

1. Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).

2. Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.

3. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.

4. Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами  дуба.

5. Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.

6. Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Участники проекта

Дети старшей группы, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта: 9 месяцев

Этапы реализации проекта

Содержание практической деятельности

1 этап - организационный (1 неделя)

- Изучение методической литературы.

- Подбор справочной, детской художественной литературы, мультипликационных  и видеофильмов.

- Подбор дидактических, словесных, подвижных.

- Чтение литературных произведений, просмотр мультипликационных фильмов, видеофильмов, рассматривание иллюстраций, картин.

- Беседы с детьми: «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей),  «Правила поведения в парке, лесу»

- Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»

- Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков.

- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о  дубе и других деревьях.

- Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить желуди?», «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»

- Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков.

- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.

- Создание  предметной развивающей среды, сбор плодов дуба совместно с родителями.

2 этап - основной (1 месяц)

        На этом этапе используются методы  и формы организации детской деятельности, которые затрагивают все пять образовательных областей, согласно ФГОС ДОУ.

План действий

Действие

Сроки

Беседы с детьми: «Что мы знаем о деревьях и о дубе в частности?»,  "Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой".

Рассказ воспитателя "Дуб - лесной долгожитель".

Рассматривание альбома «Деревья».  Д/и "Угадай, какой наш дом?", "Кто где живет?", "К названному дереву - беги!", "Лесник", "Найди дерево по семенам".

 Просмотр обучающих видеофильмов.

Чтение энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций "Деревья нашего края".

Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание. "Раскрась осенние листья".
Наблюдения за деревьями: " Желтые листья летят", "За осенней рощей".

Экскурсия в парк.

Посадка  желудей дуба  в детском саду.

Просмотр развивающего видеофильма  для детей «Как из желудя вырос дуб».

Проведение исследования.

Фиксирование результатов исследования в дневнике.

Сентябрь

Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало».

 Беседа «О деревьях». 

Д/и «С какого дерева плоды и листья?»,  "Назови лиственные деревья. Назови хвойные деревья". «С какого дерева плоды и листья?».

 Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям».

Составление рассказов о березе, рябине, дубе, с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).  

Д/и «Что где растет». Соедини рисунок со словом.

Поручение «Полив росточков».

Фиксирование результатов исследования в дневнике. 

Октябрь

Просмотр мультфильмов.

 Чтение стихотворений: Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну».

Д/и «Что сначала, что потом?»

Развитие графических навыков. «Как падают осенние листья?»
Поделки из природного материала.

Игра– имитация «Дерево».

Поручение «Полив росточков».

Ноябрь

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»

Наблюдения за деревьями зимой.

Лепка коллективная «Могучий дуб».

Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева».

Д/и "Разложи по порядку".

Слушание:  Русские народные песни «Во поле береза стояла», «На горе-то калина».

Декабрь

Рисование с натуры «Ветка дуба».

П/игры: «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги».

Пальчиковая гимнастика: «Елка».

Сказка-кроссворд "Жил-был дуб".

Игра « Добрые слова».

Игра «С какого дерева плоды и листья?».

Январь

Пересадка саженца в горшок.

Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья».

Просмотр обучающих видеофильмов.

Фиксирование результатов исследования в дневнике.

Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны», «Выросли деревья в поле».

Дидактическое упражнение «Набери желудей».

Игра «Что где растет».

Февраль

 Чтение  стихотворений Н.Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник".

Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!»

Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».

Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (совместно с родителями).

Исследование -  «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями).

Фиксирование результатов исследования в дневнике наблюдения.

Март

Беседа по картине «Посадим дерево».

 "Наблюдения за деревьями весной".

Наблюдение за ветками березы и дуба, поставленных в воду. Фиксирование результатов исследования в дневнике наблюдения.

Конструирование: «Экологические знаки» (совместно с родителями).

Чтение  стихотворений В. Берестов «Где было пустое место…», Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб».

Речевая игра "Дуб — это..."

Апрель

Рассматривание репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана «Дуб», «Березовая роща».

Беседы: «Свойства древесины», «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста), «Где спрятались семена?».

Игра «Что сначала, что потом?»

Экологическая игра "Если бы я был дубом…"

Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.

Май

Практическая  часть:

Тема: «Как в домашних условиях можно из желудя вырастить росток дуба».

Выполнили исследование: Прохоренко Ярослав, Коневич Варвара, Калашникова Юлия Руслановна (воспитатель).

        Гипотеза:  если дома создать условия  максимально приближенные к природным,  то наверняка  желудь может  дать пригодный  к жизни росток. 

Условия выращивания дуба:

❖ крепкие тёмно-коричневые желуди;

❖ водный раствор марганцовокислого калия, для обработки  желудей  от  бактерий  и грубая ткань, для удаления чёрного налёта;

❖ вода для поддержания  влаги;

❖ песок и земля, для посадки  в цветочный горшок.

Проведение  исследования:

        Для проведения опыта мы отобрали самые крепкие тёмно-коричневые желуди. Промыли семена в водном растворе марганцовокислого калия, для удаления бактерий со скорлупы желудей, затем замочили их в тёплой воде. Подготовленные семена замачивали несколько дней, меняя воду ежедневно. За этот период семена набухли. Желуди поместили на влажную салфетку и каждый день следили, чтобы она была влажной. Было интересно, что показалось из-под скорлупы: стебель или корень? Оказалось, что сначала появляется корень.  Когда желуди проросли, мы поняли, что семена пора высаживать. Мы взяли цветочные горшочки, насыпали в него землю, заготовленную с огорода летом, и посадили пророщенные семена. Полили сверху водой.  Через 2 недели из земли появился первый росток.  Еще через неделю дубок подрос и выпустил первые свои листочки.

        Горшок с саженцами поставили среди других цветов на  солнечный свет.        На протяжении периода созревания мы поддерживали влажность, поливая и проверяя семена. Все наблюдения мы фиксировали в дневнике наблюдений. 

        Весной, когда наступят дни потеплее мы высадим дубки на территорию нашего детского сада и станем наблюдать за их ростом.

        Гипотеза о том, что вырастить дубы в домашних условиях возможно, подтвердилась.

         Цель нашей проектной работы достигнута.

Взаимодействие с родителями        

- Помочь детям посадить дома желудь дуба.

- Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.

- Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.

- Участие в фотовыставке «Самое красивое дерево около нашего дома».

- Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.

- Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.

3 этап - заключительный (1 неделя)

- Изготовление паспорта дерева.

- Оформление выставки творческих работ: «Ветка рябины», «Красивое дерево», «Могучий дуб».

- Оформление фото выставки  «Самое красивое дерево около нашего дома».

- Создание природоохранного знака  «Осторожно! Молодые саженцы!».

-  Заполненный лист наблюдений за ростом дубочков.

- Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».

Ожидаемые результаты и продукты проекта:

- Выращенные дубки для посадки весной на территории детского сада или около дома.

- Фотовыставка «Самое красивое дерево около нашего дома».

- Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).

- Выставка творческих работ.

- Экологический знак «Осторожно! Молодые саженцы!».

Итоговое мероприятие

- Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Предполагаемые результаты

        -Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.

        -Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

        -Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая дубки, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.

        -У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

        -Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

        Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.

        При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.

Литература

1. Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.

2. Н. Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.

3.  Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Олма», 2007.

4. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.

5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» Москва, «Карапуз», 2010.

6. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Асар», 2001. – 128 с.: ил.

7. «МЫ». Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд, испр. И доп. – СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.

8. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

9. Рыжова Н.А. Экологический проект «Моё дерево». – М.: «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. – 256 с., 8 л. ил.

10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432 с.

11. Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий музыкального развлечения по экологии "Чудо семечко"

развлечение для старших и подготовительных групп десткого сада по экологии...

"От семечка до семечка"

Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности...

"От семечка до семечка"

Данный альбом создан после проведения с детьми  ряда бесед с элементами труда, наблюдений за растениями с изготовлением дневников наблюдений, а так же фиксацией результатов с помощью фотосъ...

Раз семечко, два семечко

Конспект занятия по познавательному направлению для подготовительной к школе группы....

Экологический проект "От семечка к семечку".

Целью проведения  мной проекта было: показать детям как развивается растение из семечка, что помогает растению расти и развиваться, как оно дает новые семечки для дальнейшего размножения. А также...

Проект "От семечки до семечки"

Проект среднесрочный  познавательно - исследовательский....