Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шоколадный интерес"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Данное занятие позволит расширить и обобщить знания детей старшего дошкольного возраста о шоколаде и его свойствах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shokolad_konspekt.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес»

Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи деятельности:

Образовательные задачи:

Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем и приемов приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией шоколадье.

Развивающие задачи:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях;

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов; формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником. Активация словаря: шоколадье, какао боб, какао дерево.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий

Методические приемы: словесные,наглядные, проблемно – поисковый, эксперимент, наблюдения.

Материал и оборудование: Фартуки для детей, ноутбук, телевизор, молоко для каждого в стаканчике, какао порошок, блюдца, шпателя, салфетки, 2 стакана, клеенка на стол, плитка шоколада, минеральная вода, подносы, одноразовые тарелки, палочки для канопе, 10 одноразовых ложек, магниты, прихватка, посуда для нагревания, горелка, ингредиенты для приготовления шоколада, фрукты, миксер.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

И занятие начнём!

- Ребята, послушайте загадку.

Расчерчен на квадратики,

Завёрнут в серебро,

Сладкий, хрупкий и не прочный,

Бывает горький и молочный,

Во рту он тает быстро очень,

Отведать его каждый рад,

Что это дети? (Шоколад)

- Молодцы! Это действительно щоколад.

Подарите мне билетик 
В Шоколадную страну,
Где молочный гонит ветер
Шоколадную волну.
Где плывёт под крики чаек
Шоколадный пароход,
А на пристани встречает 
Шоколадный бегемот.
Где растут на загляденье
Шоколадные леса,
И ложится на растенья
Шоколадная роса. 
Где гордится опереньем
Шоколадный какаду,
Шоколадные олени
Шоколадной ласки ждут.
С шоколадными глазами 
Шоколадный кенгуру
Забавляет всех прыжками
И зовёт в свою игру.
Я искал без остановки 

В шоколадный мир билет
И узнать был бы рад

Где растет  шоколад?

- Ребята, а вы знаете, где растет шоколад?

- А шоколад - это вредно или полезно?

- А почему от шоколада пачкаются руки?

- У нас к вам предложение. Давайте вместе попробуем ответить на все эти вопросы.

 Дети садятся на стульчики.

II. Основная часть.

- И так, перед нами стоит первая проблема – «Что такое шоколад? И откуда он к нам пришел? » Давайте попытаемся её решить.

Рассказ с использованием слайдов презентации.

- А знаете ли вы то, что шоколад не растет в нашей стране, потому что  он боится холода, снега и растет там, где нет зимы. Может кто-то из вас знает, где растет шоколад? (Ответы детей) Родина шоколадного дерева – Америка. Его не выращивают люди, оно растет в тропических лесах.

- Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. И выглядит вот так (слайд 2). На этом дереве растут большие плоды. Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы (слайд 3). Когда они созревают, и становятся темно-коричневого цвета, их отрезают от дерева, очищают от кожуры и достают семечки. Затем их сушат и складывают в мешки (слайд 4,5). Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, они и попадают (слайд 6). На фабриках их очищают от кожуры, дробят, размалывают в порошок и отжимают из них масло. Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток (слайд 7). А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао». (слайд 8).

- Итак, мы с вами узнали, откуда к нам пришел шоколад и как его производят.

- А  теперь давайте с вами выясним, полезен   шоколад или вреден? Как вы думаете?

Польза (слайд 9).

- Шоколад поднимает настроение, своим приятным запахом, ароматом.

- В шоколаде есть полезные вещества, которые делают наши мышцы сильными и крепкими. Поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом (слайд 10).

- В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль. Для зубов полезен горький чёрный шоколад (слайд 11).

- В шоколаде содержатся витамины А, В1, В2,. Эти витамины очень важны для растущего организма ребенка (слайд 12).

- Еще шоколад улучшает работу сердца и мозга. В шоколаде содержится железо, которое необходимо для крови нашего организма. (слайд 13).

- Горький шоколад повышает иммунитет. Это хорошее лекарство от гриппа и простуды. А маслом какао можно смазывать слизистую носа, оно защитит от попадания инфекции. При сильном кашле лучше рассосать пару долек шоколада, чем пить таблетки. (слайд 14).

- Каждый раз, съедая 2-3 маленьких шоколадных кусочка, вы можете сохранить хорошую память, что очень важно для занятий в школе (слайд 15).

- А всегда ли шоколад полезен? В каких случаях он может навредить человеку?

Вред (слайд 16).

- Если есть много шоколада, то от него можно поправиться. (слайд 17).

- Он может вызвать аллергию (слайд 18).

- Его не следует есть много на ночь (особенно детям, т. к. он может вызвать бессонницу (слайд 19).

Выводы:

- Шоколад не может быть вредным в ограниченном количестве!

- Самый полезный – это горький шоколад.

- В день детям можно съесть 2 – 3 кусочка шоколада.

- После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы!

- Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника с молоком или чаем. (слайд 20)

Вот мы с вами и узнали о пользе и вреде шоколада.

А чтобы ответить на остальные вопросы нам нужно провести несколько  опытов.

Но сначала немного отдохнем.

Физминутка.

Отдохнули? А теперь просим вас пройти в нашу лабораторию.

Перед тем, как проводить опыты, нужно протереть руку влажными салфетками.

Опыт 1. Свойства какао.

- Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.

- Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного)

- А какой вкус имеет какао? Быть может оно кислое? Или сладкое? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? (Нужно его попробовать.)

- Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький) - Совершенно верно, какао имеет горький вкус.

- А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произойдет с какао и молоком? (Какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао.)

- Итак, к какому выводу мы пришли: наше какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.

Опыт 2. Свойства шоколада.

- А теперь давайте определим свойства шоколада.

- У меня в руках плитка шоколада, она твердая, но если на нее надавить, то он сломается. Так каким же свойством обладает шоколад?

Вывод: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.

Перед вами два вида шоколада - воздушный и черный. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей)

- А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий).

- А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горький, горьковато-сладкий).

- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?

- Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)

- Ребята, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус.

- А теперь возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом? (Шоколад утонул).

- А теперь положите кусочек от воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом? (Шоколад всплыл на поверхность).

- Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)

- Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (Педагог показывает воздушный шоколад) имеется воздух, который при контакте с воды – поднимается вверх и не тонет. Так какое же еще имеет свойство шоколад?

Вывод: Он может тонуть, если он плотный в нем нет воздуха, и может плавать, если в нем имеется воздух.

- А сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть.

Для этого нам понадобиться горелка, которую используют для проведения химических опытов.

- Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился). Какой делаем вывод?

Вывод: шоколад может быть как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь если его нагреть.

- Теперь мы можем ответить на вопрос? Почему от шоколада пачкаются руки?

- Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету, форме. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Шоколад бывает разный на вкус, по форме. Шоколад может быть в жидкой форме и в твердой. Шоколад может ломаться. В воде не тонет только воздушный шоколад. В жидкости растворяется.

- Ребята, а не хотите ли вы сами попробовать сделать шоколад? Но сначала предлагаем вам немного отдохнуть.

Физминутка.

Пройдите в наш кондитерский цех.

III. Самостоятельная работа.

1-ая часть эксперимента (слайд 22).

- На подносе стоят продукты, которые необходимы для приготовления щоколада. Давайте их назовем.

Каждый ребенок берет тарелочку с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло и ванилин. Эти продукты взбиваются миксером.

- Как вы думаете, кто должен работать электрическим миксером? Почему?

- А теперь я предлагаю нашему эксперту попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? (шоколадный)

- Значит, что мы с вами получили? (шоколад)

- Ребята, каждый шоколад имеет своё название. Давайте и мы дадим нашему шоколаду своё «имя». (Предложения детей).

- Итак, сегодня вы впервые создали свой рецепт приготовления шоколада.

- Ребята, назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада. (Дети перечисляют продукты).

2-ая часть эксперимента - Фрукты в шоколаде (слайд 23).

Предлагаю взять любые фрукты (бананы, клубника, чернослив, мандарин, виноград, ананас, яблоко, груша, персик). Наколоть фрукты на палочку обмакнуть в наш приготовленный шоколад, затем сразу в кокосовую стружку или орешки.

IV. Итог деятельности:

- Что же нового вы узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего?

- Молодцы, ребята! Вы настоящие мастера по изготовлению шоколада.

(слайд 24)

Придумал кто его – тому спасибо!

Он выглядит и аппетитно и красиво,

И пахнет ароматнее всего –

Вкуснее нет на свете ничего!

Сумеет он порадовать, взбодрить,

Вкус праздника и детства подарить!

Подать прилив энергии, заряд –

Такой вот всемогущий шоколад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Шоколадные истории"

Конспект познавательно-исследовательской детельности "Шоколадные фантазии"...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности «Виртуальная экскурсия на шоколадную фабрику».

laquo;Виртуальная экскурсия на шоколадную фабрику».Цель: Познакомить детей с процессом приготовления шоколада.Задачи: развивать интерес детей к познавательно – исследовате...

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...

Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".

Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...