Методическая разработка НОД по экспериментированию с детьми 4-5 летнего возраста с ТНР, ОНР «Вот чудеса – льётся вода!»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Зак Светлана Петровна

В методической разработке мною представлен собственный педагогический опыт проведения НОД экспериментальной игровой деятельности с детьми среднего возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

НОД по экспериментированию с детьми 4-5 летнего возраста с ТНР, ОНР

 «Вот чудеса – льётся вода!»

Выполнила:

Педагог, Зак Светлана Петровна

Г. Санкт-Петербург

2017 / 2018 учебный год

Аннотация

В методической разработке мною представлен собственный педагогический опыт проведения НОД экспериментальной игровой деятельности с детьми среднего возраста. Подтолкнул меня к организации экспериментальной деятельности неподдельный интерес, удивление детей во время игр с водой.

Введение

Дети, попадающие в логопедические группы, часто страдают интеллектуальной пассивностью. Поэтому необходимо развивать у детей продуктивные формы мышления. Для это я считаю подойдет экспериментальная игровая деятельность.

В соответствии с ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.

Ребёнок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию с водой.

С помощью игровой экспериментальной деятельности у детей 4-5 летнего возраста разовьются такие качества личности как:

  • мотивированность деятельности,
  • любознательность,
  • самостоятельность,
  • креативность мышления.

Важно правильно обозначить детям проблему, через проблемную ситуацию. Детям также необходим игровой стимул, игровой персонаж, обозначающий проблему. Это сделает проблему более яркой для детей, позволит проявлению у детей заинтересованности в решении проблемы.

Так как в дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая, то важно Проводить НОД в игровой форме. Это позволит развить:

  • познавательную активность,
  • умение выдвигать гипотезу,
  • самостоятельно или с помощью взрослого сравнивать результаты и делать выводы.

Необходимо, если у детей возникают затруднения, навести на правильный вариант решения проблемы вопросами, но не давать готового решения проблемы. Важно выслушивать ответ каждого ребёнка, не критикуя с одинаковым вниманием.

Во время проведения игровой экспериментальной деятельности важно обратить внимание, на проговаривание проблемы и формулирования её чёткого решения.

Перед проведением НОД с детьми проводится предварительная работа, чтобы они могли опираться в некоторых суждениях на свой личный опыт. Это поможет делать детям элементарные умозаключения, подводящие их к решению проблемы.

Подготовка материального оснащения НОД поможет не отвлекаться на организационные моменты.

Анализ.

Дети активно включались в игровую, познавательно – исследовательскую деятельность, ознакомлены с водой и жидким мылом как с объектами исследования, выявили их свойства, качества, отличительные особенности.

Детям понравилось перевоплощаться в игровой образ учёных.

С радостью и удивлением дети реагировали на опыты-фокусы Фокусника.

После игрового НОД дети с оживлением пересказывали свои впечатления друг другу и сотрудникам детского сада, вечером они чётко и обоснованно всё пересказали родителям.

Можно сделать вывод, что игровые занятия дают детям более яркие, чёткие впечатления, чем просто обычное методичное занятие.

Приложение

Конспект НОД

Тема: «Вот чудеса – льётся вода!»

по экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Составитель:

Зак С. П., воспитатель

I. Цель: создание условий для обогащения представлений о свойствах воды и мыла через организацию поисково-экспериментальной деятельности.

II. Задачи

  1. Образовательные задачи:
  • Продолжать формировать у детей элементарные представления об основных физических свойствах воды и мыла: текучесть, прозрачность, способность растворять.
  1. Развивающие задачи:
  • Развивать умения сравнивать два вещества (воду и мыло).
  • Упражнять детей в умении пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
  • Развивать умения делать элементарные выводы и выражать их словами.
  • Уточнить и расширить словарь детей: течёт, растворяет, смешивает, густое, прозрачная, тягучее.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Способствовать развитию наблюдательности.
  1. Воспитательные задачи:
  • Формировать у дошкольников коммуникативные навыки.
  • Воспитывать любознательность.

III. Планируемый результат

Дети познакомились со свойствами воды: льётся, прозрачная, не имеет запаха, окрашивается краской.

Познакомились со свойствами жидкого мыла: тягучее, не прозрачное, если смешать с водой, то можно сделать мыльную пену.

IV. Предварительная работа

Знакомство с правилами безопасного поведения во время экспериментирования с водой.

Составление моделей: вода и её свойства, проведение опытов с водой («Волшебная сила воды», «Тающий лёд», «Замёрзшая вода», «Звенящая вода»).

V. Длительность проведения НОД: 20 минут.

VI. Методы и приёмы

  • Игровой: игровая ситуация – превратились в учёных.
  • Наглядный: демонстрация опытов, схем, моделей.
  • Практическая деятельность детей: выполнение опытов по инструкции и показу педагога.
  • Словесный: вопросы, пояснение, напоминание.

VII. Материалы и оборудование

Демонстрационные: таблица свойств воды и мыла, схема безопасного поведения при проведении опытов, коробка с шапочками и халатиками для детей, халат и шапочка для взрослого, атрибуты костюма фокусника, рисунок с изображением учёного.

Для опытов-фокусов: цветы лотоса с закрученными карандашом к центру лепестками, таз с водой, стакан воды, лист бумаги, высокий стакан, жидкое мыло, вода, сода, уксус.

Раздаточный: стаканчики красного цвета с жидким мылом по количеству детей и фокусника; по два прозрачных стаканчика с красными и синими кружками, стаканчики синие с водой, трубочки коктейльные, подносы.

VIII.Организация детей

1 часть – дети стоят около стола, на котором находится коробка.

2 часть «А» – дети проводят опыты за столами.

2 часть «Б» – дети сидят на стульчиках полукругом перед столом.

3 часть – дети стоят около доски.

IХ. Технологическая карта НОД


Структурные компоненты деятельности

Ход

Деятельность детей

Время

1.

Вводная часть:

Организационный момент

- Ребята, я предлагаю Вам поиграть. Представим, что мы учёные. (Повесить на доску картинку с изображением учёного).

- Вы знаете, кто такие учёные?

- Это люди, которые проводят опыты, наблюдают, узнают или придумывают что-то новое.

- Что должно быть у учёного?

Деть отвечают на вопросы.

1 минута

- Посмотрите, что это такое лежит в нашей коробке? Шапочки, халатики. Давайте их наденем.

- Ой, посмотрите, это совсем не похоже на одежду учёного. (Достаёт накидку, шляпу Фокусника – фокусник второй воспитатель.)

Дети надевают одежду

Учёный: «Что же нового мы сегодня с Вами узнаем?»

Фокусник: «Я знаю точно, что нового мы сегодня узнаем» (Достаёт из потайного кармана бутылочку воды и жидкое мыло)

Учёный: «Конечно, мы будем изучать воду. А что во второй бутылочке? Да это жидкое мыло»

Дети делают предположения

2.

Основная часть

Фокусник:

- Ну что, я открываю бутылочку и будем пробовать!

Учёный:

- Что ты, что ты. Разве можно так?! Ребята, давайте прежде чем приступить к изучению воды и мыла, расскажем Фокуснику о правилах безопасности. А поможет нам в этом табличка «Безопасных опытов».

Учёный:

 - Можно думать, слушать и слышать, видеть, трогать, нюхать. Нельзя пробовать, кричать, бросать или колотить инструментами и материалами. И так, все готовы? Все готовы! Подойдём к столам и рассмотрим, что на них лежит.

Учёный:

- То, что мы узнаем о воде или мыле будем записывать вот в такой таблице:

Рассмотрим таблицу. В первом столбике обозначения воды и мыла. В первой строчке обозначения того, что мы будем узнавать: что пахнет, что может течь, а что нет, что прозрачное. Раз у Вас есть

Дети слушают Фокусника и Учёного

18 минут

 Фокусник, то попробуем сделать с помощью мыла и воды фокусы.

Фокусник:

- Можно я буду с Вами изучать воду?

Учёный:

- Конечно, ты можешь делать опыты вместе с нами! Садись за стол перед детьми.

Опыт № 1 «Запах».

- Как можно узнать есть ли запах у жидкости?

Учёный:

- Возьмите синие стаканчики с водой и понюхайте. Есть запах? (Учёный спрашивает детей пахнет ли у них вода)

Вода не пахнет. Я нарисую в нашей таблице, что вода не пахнет. (Рисует символ)

- Возьмите красные стаканчики с жидким мылом. Понюхайте. Скажите есть запах?

- Жидкое мыло пахнет. Рисуем символ в таблице.

- Ребята, что мы с Вами узнали?

- Мыло пахнет, а у воды запаха нет.

Дети садятся за столы

Ответы детей.

Дети нюхают воду в стаканчиках и отвечают на вопрос

Дети нюхают жидкое мыло и отвечают на вопрос. в стаканчиках.

Опыт № 2 «Текучесть»

Учёный:

- Сейчас мы с Вами узнаем может ли течь вода и мыло. Для это возьмите стаканчик с водой, он синий и попробуйте перелить из него воду в прозрачный стаканчик с синим кружком.

- Что получилось? Как текла вода?

- Вода текла легко и быстро.

- Возьмите красный стаканчик с жидким мылом, и перелейте мыло в прозрачный стаканчик с красным кружком. Что получилось? Как текло мыло?

- Мыло текло медленно, тягуче.

Переливают воду в стаканчик. Отвечают на вопросы.

Переливают мыло в стаканчик.

Отвечают на вопросы.

Опыт № 3 «Прозрачность»

Учёный:

- Как можно определить прозрачность? Давайте возьмём трубочку и дотронемся до дна стаканчика с водой. Вы видите конец трубочки? Вода прозрачная, сквозь неё видно предметы. А теперь опустите трубочку в стаканчик с жидким мылом. Трубочку не видно.

- Что будем заносить в табличку наблюдений? Вода прозрачная, а мыло – нет. У жидкого мыла есть цвет.

- А как Вы думаете, что надо сделать, чтобы у воды появился цвет?

- Добавим краски. Я приготовила краску. Возьмите краску того цвета, который Вам нравится и добавьте в стаканчик с водой. Перемешайте краску с водой трубочкой. Что получилось?

- Вода окрасилась в тот цвет, который Вы выбрали. (Уточняет у детей какого цвета у них получилась вода)

- Запишем в таблицу, что воду можно окрасить в цвет краски.

Дети выполняют инструкцию Учёного и отвечают на вопросы.

Дети выполняют инструкцию Учёного и отвечают на вопросы.

Опыт № 4 «Создание пены»

Учёный:

- Когда мы моем руки, намыливаем их мылом, на руках остаётся пена. Как вы думаете, что делает пену: вода или мыло?

- Давайте подуем в трубочку в стаканчик с водой. У кого получилась пена?

- Теперь подуйте в стаканчик с мылом. Пена есть? Что делать? Налейте воду в стаканчик с жидким мылом и перемешайте. Теперь подуйте в трубочку. Посмотрите, получается пена.

- Ребята, как получается пена? Когда вода соединится с мылом, получается пена.

- А почему пена цветная? Конечно, мы в воду добавили краску. Подуйте ещё, чтобы пена поднялась высоко, не страшно, если она выльется через край, она попадёт на поднос. Теперь возьмите бумагу и приложите её к пене, поднимите бумагу. На бумаге остался отпечаток.

- Какого цвета отпечатки у вас?

- А почему отпечатки именно таких цветов у вас? Потому-что у вас вода такого цвета, у каждого - свой цвет воды.

Дети выполняют инструкцию Учёного и отвечают на вопросы.

Фокусник:

- Давайте повесим наши листочки на доску. Получилась радуга.

Физминутка «Радуга»

Гляньте: радуга над нами, (нарисовать рукой над головой полукруг маховым движением)

Над деревьями, (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)

Домами, (руки сложены над головой крышей)

И над морем, над волной, (нарисовать волну рукой)

И немножко надо мной. (дотронуться до головы)

Вешают работы на доску.

Играют вместе с Фокусником

Фокусник:

- А я умею делать фокусы с водой. Хотите посмотреть? Садитесь на стульчики.

Опыт-фокус № 1 «Цветы лотоса»

- Посмотрите, какие у меня красивые цветы лотоса, но они закрыты. Это цветы лотоса, они растут в воде. Представим, что этот таз озеро, я опущу цветы в него. Цветы начали распускаться. Бумага впитывает воду и лепестки становятся тяжёлыми и опускаются.

Опыт-фокус № 2 «Перевёрнутый стакан»

- Вы уже знаете, что вода хорошо льётся. Посмотрите, у меня есть стакан полный воды. Я накрою его бумагой и переверну. Как вы думаете, польётся из него вода или нет? (Переворачивает) Вода не выливается, потому что ей мешает воздух. Он давит на бумагу.

Опыт-фокус № 3 «Фонтан»

- Я беру стакан с водой, добавляю синюю краску, жидкое мыло, порошок (сода), уксус. Мешаю. (Поднимается пена цветная из стакана прямо на поднос).

Смотрят фокусы

3.

Заключительная часть

Звенит звонок.

Фокусник:

- Ребята, это сигнал, что нам пора заканчивать играть в учёных. Вам понравилось?

Учёный:

- Давайте подойдём к доске к нашей таблице опытов и вспомним, что мы узнали о воде и мыле?

- Что вы расскажите маме и папе о сегодняшней игре?

Дети отвечают на вопросы Учёного.

1 минута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта по экспериментированию "Знакомство с водой и ее свойствами"

Дети очень любознательны, кроме того любят играть с водой. Вот и решили мы поближе познакомиться со свойствами воды....

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период.

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период....

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период.

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период....

Методическая разработка "Нетрадиционные методы рисования с детьми в группе раннего возраста"

Ранний возраст... Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнооб...

«Особенности организации учебно-тренировочного процесса при работе с детьми 6-7 летнего возраста» (Методическая разработка)

Данные рекомендации, как составная часть программы носят развивающий характер и базируются на изучаемом материале спортивно-оздоровительного этапа. Вданной разработке раскрыта особенность всего образо...

«Летом некогда скучать». Методическая разработка планирования цикла мероприятий с детьми в летний период в старшем дошкольном возрасте.

Пояснительная записка Всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных - ознакомление дошкольников с природой.Правильн...