Планирование экспериментальной деятельности
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Орлова Елена Борисовна

Планирование занятий по экспериментальной деятельности с детьми старшего и подготовительного возраста, разработанное на основе пособия Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование экспериментальной деятельности

Месяц

Тема

Программное содержание

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Старший возраст

сентябрь

Живой кусочек

Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растений.

Рассматривание овощей, фруктов

Д/и «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», «Отгадай по запаху»

Чтение художественной литературы об овощах и фруктах

Рисование овощей, фруктов (раскраски, по трафаретам, шаблонам)

Почему осенью листья желтеют?

Показать взаимосвязь между расцветкой листа и изменением погоды.

Наблюдение на прогулках (листопад, разноцветные листья)

Д/и «С какого дерева лист?»

Чтение художественной литературы М.Ивенсен «Падают листья»

НОД по ИЗО «Осенние листья»

Составление букетов из осенних листьев.

Изготовление поделок из природного материала Аппликации из листьев

Рисование листьев (по трафаретам, шаблонам)

октябрь

Свойства воды

Показать значение воды для всего живого, формировать представление о свойствах воды: текучая, жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы.

Наблюдение на прогулке за дождем, за лужами

Чтение художественной литературы «Поэзия дождя» К.Паустовский, «Живительный дождик» и «Сытые пузыри» М.Пришвин, «Хотела галка пить…» Л.Толстой

Д/и «Что шумит?»

Игры с водой

Познакомить со свойством воды – прозрачность, показать значение чистой воды.

ноябрь

«Твердая вода»

Формировать представление детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое, о свойствах льда.

Наблюдение на прогулке: как вода превращается в лед

Украшение участка цветными льдинками

Игра «Арктическое морское путешествие»

Игры с льдинками

Свойства воды

Дать представление о свойстве воды растворять некоторые вещества, способность отражать окружающие предметы  

Интерактивная игра «Свойства воды»

Чтение «Сказка о воде» И.Урядовой

Игры с водой

Дать представление о том, что вода может быть разной температуры

Наблюдение на прогулке за снегом

Интерактивная игра «Три состояния воды»

декабрь

Путешествие Капельки

Дать элементарные представление о круговороте воды в природе.

Просмотр м/ф «Заяц-Коська и родничок», «Капитошка», «Возвращайся, Капитошка»,

Чтение «Сказки о дождинке», «Глупый зайчик и ручеек», «Заяц-Коська и родничок»

Вода – источник жизни

Показать значение воды в жизни живой природы, формировать привычку бережно и разумно ее использовать.

Чтение художественной литературы экологическая сказка «Жила-была вода»; «Сказка о живой воде»

январь

Мир пластмасс

Формировать умение узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования.

Просмотр презентации «Мебель»

Мир металлов

Формировать умение узнавать предметы из металла, определять их качественные характеристики и свойства.

Рассматривание коллекции металлов

февраль

Мир дерева

Формировать умение узнавать вещи из древесины, познакомить с ее качествами и свойствами.

Рассматривание деревянных изделий

Мир бумаги

Дать сведения о различных видах бумаги, дать возможность сравнить их качественные характеристики и свойства, понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Рассматривание коллекции бумаги

Интерактивная игра «Из чего что сделано?»

Аппликация с использованием разных видов бумаг

Конструирование из бумаги

Конструирование из бумаги

март

Мир тканей

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала, представление о том, что одежда их тех или иных тканей может иметь свое назначение.

Рассматривание коллекции тканей

Чтение художественной литературы В.Осеевой «Иголочка»

Д/и «Когда что надевать?», «Чего не стало?», «Угадай профессию»

Интерактивная игра «Из чего что сделано?»

Аппликация из тканей

С/р игра «Ателье»

Д/и «Я – модельер»

Мир резины

Формировать умение узнавать предметы из резины, определять их качественные характеристики и свойства.

Чтение стих А.Барто «Резиновая Зина»

Д/и «Из что сделано?»

апрель

В мире стекла

Дать детям возможность узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнить их качественные характеристики и свойства.

Чтение художественной литературы К.Чуковский «Федорино горе»; А.Барто «Стекло»

Д/и «Кукла Катя обедает», «Найди такую же» 

Просмотр презентации «Посуда»

Д/и «Что шумит?»

Волшебные стеклышки

Познакомить с приборами для наблюдения: микроскопом, лупой, биноклем, телескопом, подзорной трубой, объяснить для чего они нужны человеку.

Рассматривание различных предметов при помощи микроскопа в группе, лупы – на прогулке

Чем можно измерять длину?

Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения, познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.

Просмотр м/ф «38 попугаев»

май

У кого какие клювы?

Формировать умение устанавливать зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.

Чтение художественной литературы рассказы В.Бианки

Д/и «Где чей клюв?»

Наблюдение на прогулке за птицами

Просмотр презентации «Птицы»

Интерактивные игры «Чем питается птица?», «Где чей клюв?»

Наблюдения в природе, кормление птиц.

Изготовление поделок. Рисование птиц

Почему комар пищит, а шмель жужжит?

Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков.

Наблюдение на прогулках за насекомыми

Составление коллекции насекомых Создание и рассматривание макета «Насекомые»

Просмотр презентации «Насекомые»

Д/и «Кто где спрятался»

Рисование насекомых

Подготовительный возраст

сентябрь

Какими бывают камни

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.

Рассматривание коллекции камней

Интерактивная игра «Свойства камня»

Игры с камешками «Выложи картинку»

Свойства глины и камня

Сравнить свойства веществ камня и глины.

Д/и «Отгадай на ощупь»

Интерактивная игра «Свойства глины», «Свойства камня»

Лепка из глины

октябрь

Живые камни

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними (ископаемыми) отпечатками растений и животных.

Просмотр презентации «Живые камни»

Выполнение отпечатков листьев на влажном песке, глине, на пластилине, в гипсе

Что такое горы

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.

Моделирование гор из пластилина

Постройка гор, пещер из камней во время прогулки.

ноябрь

Почему горы

разрушаются

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путем показать, как  разрушаются камни и горы.

П/и «Гора и камешки»

Откуда взялись острова?

Познакомить с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

Рассматривание географических карт, глобуса

Как происходит извержение вулкана?

Познакомить с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Рассматривание макета вулкана

декабрь

Воздух повсюду

Формировать представления о свойствах воздуха, показать значение воздуха для всего живого.

Интерактивная игра «Свойства воздуха»

Д/и «Узнай по запаху»

Игры с лодочкой, шариками

Почему дует ветер?

Познакомить с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, уточнить представления детей о свойствах воздуха.

Наблюдение на прогулках за ветром, определение направления ветра

Игры с вертушками

январь

Что отражается в зеркале?

Формировать представление о свойстве предметов – отражение.

П/и «Повтори наоборот»

Почему предметы движутся?

Формировать представления о силе трения.

февраль

Сила тяготения

Формировать представления о силе тяготения.

Рассматривание глобуса

Упрямые предметы

Формировать представления о силе инерции.

март

Что такое масса?

Выявить свойство предметов – масса, познакомить с прибором для измере-ния массы – чашечными весами, со способами их использования.

С/р игра «Магазин»

Испытание магнита

Формировать представления о явлении магнетизма, о  том, какие предметы им обладают.

Определение сторон света на прогулке

П/и «Север-юг»

Интерактивная игра «Что магнитится»

Игры с магнитами:

«Закати шарик», «Рыбалка», «Волшебная перчатка»

Компас

Показать детям, что у магнита есть полюса – северный и южный, расска-зать об использовании магнита в ком-пасе, о необходимости компаса людям.

апрель

Электричество в нашей жизни

Дать первоначальное представление об электричестве, электрической лампе и электроприборах

Д/и «Свет бывает разный»

Наблюдение на прогулке за фонарями

Закрепление правил пользования с электроприборами    Теневой театр

Н/и (с электрической схемой проверки) «Изучаем мир»

Что такое молния?

Объяснить причину образования молнии, формировать основы безопасного обращения с электричеством.

май

Солнце, Земля и другие планеты

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной системы о том, почему происходит смена дня и ночи, времен года, о том, что Земля – уникальная планета.

Рассматривание макета Солнечной системы

П/и «Найди свое место в Солнечной системе»

Чтение художественной литературы К.Чуковский «Краденое солнце»

Рисование на тему «Моя голубая планета Земля»

Игры с солнечными зайчиками

Радуга  в небе

Познакомить со свойством света превращаться в радужный спектр, расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет.

Д/и «Превращение цветов»

Рисование радуги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование экспериментальной деятельности

Материал для подготовительной группы, содержит описание опытов с водой, воздухом, почвой, песком....

Планирование экспериментальной деятельности

Планирование для всех возрастных групп по экспериментальной деятельности...

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в работе с дошкольниками

Представлено перспективное планирование по каждой возрастной группе детского сада по экспериментальной деятельности....

Календарно-тематическое планирование экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Календарно-тематическое планирование экспериментальной деятельности в подготовительной группе...

Консультация для воспитателей «Планирование экспериментальной деятельности»

Консультация для воспитателей «Планирование экспериментальной деятельности»  (консультация сопровождается показом слайдов)Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного ин...

Перспективное планирование экспериментальной деятельности с детьми в старшей группе

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить прис...

Планирование экспериментальной деятельности в старшей и подготовительной группе для детей с ТНР

Перспективное планирование дважды апробировано в работе по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью. Опыты и эксперименты адекватны возрасту старших дошкольников, а также отвечают зада...