Развитие лексических навыков у детей старшей дошкольной группы Тема «Лес, грибы, ягоды».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Расширять представления детей о дарах осени: о лесных грибах и ягодах, продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les_griby_yagody.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         КОУ «Сургутская школа- детский сад»

Развитие лексических навыков

у детей старшей дошкольной группы

Тема «Лес, грибы, ягоды»

                                                                                 

                                                                       Воспитатель: Гатиятова С.С.

                                                                                                     

                                               Сургут

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

*расширять представления детей о дарах осени: о лесных грибах и ягодах, продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания.

Коррекционно-развивающие:

*продолжать учить детей образовывать прилагательные и использовать их в речи, обогащать словарный запас, знания и речь детей.

Коррекционно-воспитательные:

*вызвать интерес к предстоящей деятельности, привлечь внимание детей, эмоционально откликаться, переживать радость от общения друг с другом, с белкой, с Осенью.

Материал и оборудование:

голок леса (муляжи деревьев, грибов, листьев);

*иллюстрации осени, предметные картинки с изображением лесных ягод, грибов;

*натуральные фрукты, овощи, ягоды, варенье из ягод, джем, засушенные ягоды, клюквенный морс, мармелад и др.

 Игрушка Белка, Осень.

Предварительная работа:

Чтение сказки в обработке В. Даля «Война грибов с ягодами».

Рассматривание картин про осень, предметных картинок с изображениями лесных  ягод и грибов.

Дидактические игры:

 *«Четвертый лишний», «Узнай на вкус»,«Один – много», «Подскажи словечко», «Чудесный мешочек», «Ваза, тарелка, корзина».

Этапы

Содержание

Ответы детей

I.Вводная часть

II.Основная часть

Строим автобус

Белочка

Вопросы к детям

Физ. Минутка

Рассматривание картины, иллюстрации

Задания

III. Заключительная  часть

Осень

Практические задания

- Какое время года наступило?

- Правильно, осень, она дарит людям много подарков. Недавно осень подарила нам целую корзину красивых……

Но листьями мы можем только любоваться, а есть у осени подарки, которыми мы можем полакомиться.

- Предлагаю по запаху найти овощи и фрукты, это Осень спрятала подарки. Люди в саду собрали урожай, на огороде тоже все убрали, сделали запасы на зиму. (дети показывают овощи и фрукты)

- Ой – ой ребята, я слышу, кто–то плачет. Предлагаю послушать и найти того, кто это плачет.

- Дети ищут и находят белочку под столом. Она рассказывает о том, как готовилась  к зиме. Собирала и сушила грибы, а вот теперь заблудилась и не может найти дорогу к себе домой в лес.

- Ребята, поможем белочке, покажем ей, где она живёт?

- Где же живёт белка?

- Но лес далеко, пешком мы не доберемся, на чем можно доехать?

-А как мы оденемся? (имитируют движения: надеваем на себя куртку, шапку, сапоги)

- Вот и приехали, выходим с автобуса, останавливаемся.

- Ребята, давайте сделаем глубокий вдох лесного, осеннего, свежего воздуха.

- Ребята, спасибо вам, вот я у себя дома, а кто скажет, как называется мой дом?

- Пойдемте, я вам покажу, какие запасы я сделала себе на зиму.

Белка показывает грибы (муляжи), и дети показывают, если не знают, белочка помогает детям, подсказывает.

Затем белка прощается с детьми, благодарит их за оказанную помощь и отправляется по своим беличьим делам.

- Предлагаю детям пройти на поляну, сесть и отдохнуть.

- Сейчас мы поговорим о грибах.

- Где растут грибы?

- Назовите, какие вы знаете грибы?

- Какие из них съедобные, а какие несъедобные?

-Что можно произойти, если съесть несъедобный гриб?

- Что можно приготовить из грибов?

- Как их заготавливают?

- Назовите части гриба?

- Как называются корни грибов?

- Люди, которые собирают грибы?

- Где растут грибы?

- Запомните: ядовитые грибы обходим стороной, но не топчем их, т.к. ими лечатся лоси и белки, он нужен зверям.

- Какие звери любят лакомиться грибами?

П/и «У медведя во бору грибы, ягоды беру»

Молодцы! Много грибов собрали и ягод. Кладите их в корзину.

- Какие ягоды растут в лесу?

- Какие ягоды можно собирать в лесу летом и осенью?

Игра «Четвертый лишний»

  1. малина, черника, земляника, клюква – вкус ягод, какая лишняя?
  2. клубника, смородина, черника, вишня – место произрастания, какая лишняя?

- Что можно приготовить из ягод?

- Как ещё можно заготовить ягоды на зиму?

  1. Как называется варенье из земляники?
  2. Какие соки делают из ягод?

  1. Назовите ласково ягоды.

Молодцы! Мы с вами узнали много интересного о грибах и ягодах. Собрали грибы, набрали лесных ягод.

Раздаётся стук в дверь.

- Отгадайте, кто я?

- Правильно ребята, я Осень. Наблюдала за вами, как вы гуляли по лесу, помогали белке, отвечали на вопросы, называли грибы, ягоды. За это я угощу вас своими дарами.

Дети проходят к празднично накрытому столу. На столе всевозможные угощения: фрукты, овощи, варенье, ягоды, морс, соки, фруктовый мармелад.

Осень проводит с детьми игры:

«Угадай на вкус»

«Какое это варенье»

«Кислая, сладкая»

Угощайтесь, будьте здоровы!

Дети благодарят Осень, прощаются.

Осень

Листьев

Овощи – это….

Фрукты – это…

В лесу

На грузовике

На машине

На автобусе

На велосипеде

На мотоцикле

Дети делают вдох

Дупло

До свиданья

Заболеть, отравиться

Суп грибной, жарят

Сушат, консервируют, замораживают, маринуют

Ножка, шляпка

Грибница

Грибники

Возле пней, у стволов деревьев, среди опавших листьев, в лесу, на лугу, в болоте,

Белки, лоси, олени, кабаны, бурундуки, барсуки

Выполняют движения по тексту

Землянику, малину, чернику, клюкву, голубику, ежевику

Клюква, она кислая

Черника, т.к. она растет в лесу

Варенье, компот, повидло, желе, морс, кисель, джем,

заморозить в холодильнике засушить

Земляничное

Вишневый, клубничный, смородиновый

Вишенка, малинка, брусничка

Кто стучит?

Осень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста лексическая тема : Мой город.

Конспект занятия по развитию речи . Ознакомление детей с профессией архитектор....

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Грибы"

Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Насекомые"

Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....

Лексический материал для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Ягоды и грибы»

Лексический материал для родителей, игры, упражнения по теме "Ягоды и грибы"...

Развитие лексических навыков детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителе по формированию и развитию лексических навыков у детей с примерами дидактических игр...

Картотека дидактических игр на развитие лексического запаса детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

В данной картотеке представлена методическая литература на расширение лексического запаса детей старшего дошкольного возраста и дидадктические упражнения по данной тематике....

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Влияние игры в дошкольном возрасте на развитие речи и развития лексического запаса детей с ТНР....