Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по России»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Елена Гаврилова

 

Конспект занятия  по патриотическому воспитанию

в подготовительной группе «Путешествие по России»

 

 

 

подготовила: Гаврилова Е.В.

воспитатель, высшей квалификационной категории

 

 

 

Цель: Воспитывать у дошкольников любовь к своей Родине.

Задачи: Воспитывать уважительное отношение к символам государства,  расширять знания о городах России и реках; называть и рассказывать о народных промыслах; воспитывать любовь к России. Обобщить и систематизировать знания детей о нашей великой Родине.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 45»  город Саров, Нижегородской области

Конспект занятия по патриотическому воспитанию

в подготовительной группе «Путешествие по России»

подготовила: Гаврилова Е.В.

воспитатель, высшей квалификационной категории

Саров, 2018г


Цель: Воспитывать у дошкольников любовь к своей Родине.

Задачи: Воспитывать уважительное отношение к символам государства,  расширять знания о городах России и реках; называть и рассказывать о народных промыслах; воспитывать любовь к России. Обобщить и систематизировать знания детей о нашей великой Родине.

Материалы: Изображения гербов и флагов, ребусы, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков. Географическая карта мира, лепбук, магнитофон, запись музыкального сопровождения.

Предварительная работа: Беседы о символах России, обсуждение символики других городов; чтение стихотворений; обсуждение, разбор значения пословиц о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; дискуссии, рассматривание иллюстраций. Творчество по теме: «Народного декоративно – прикладного искусства». Слушание гимна России.

Ход занятия

Воспитатель: У каждого человека есть Родина страна, где он родился и вырос. Как называется наша страна , в которой мы с вами родились?

Дети (Катя): Страна, в которой я родилась называется Россия.

Воспитатель: Что вы можете сказать о нашей стране?

Дети (Никита): Наша страна огромная, величавая, любимая

Дети (Миша) богатая, гостеприимная, сильная, щедрая, красивая

Воспитатель: ребята, как вы думаете, что такое Родина?

Дети (Диана): Родина – это где живут мои мама и папа, бабушка и дедушка

Дети (Алёна): Родина это от слова родное, близкое место, где всё близкое родное

Воспитатель: Катя нам подготовила стихотворение о Родине.

Великую землю,   Любимую землю,

Где мы родились и живем, Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,  Мы Родиной нашей зовем

Воспитатель: Народ русский мудрый, добрый, он сложил о своей Родине много пословиц. Давайте их вспомним.

Дети (Соня): Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)

Воспитатель: о чём нам говорят эти пословицы

Дети (Ваня):  О том, что нужно беречь и защищать свою Родину.

Воспитатель: (дети подходят к географической карте) Ребята, посмотрите как велика наша Родина. Это самая большая страна из всех стран, которые есть на нашей планете. (рассматривание карты мира).

 Наша страна настолько огромна, что когда у нас начинается утро, то в Петропавловске – Камчатском начинается ночь. Чтобы пересечь нашу большую Родину с запада на восток потребуется семь дней на поезде. Много таит в себе земля русская. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по России. На чём вам хочется путешествовать по просторам нашей страны.

Дети (Лера): Я хочу отправиться путешествовать на поезде, потому что можно останавливаться и подробнее изучить, узнать нашу Родину.

Воспитатель: Занимаем места в вагоне. (Звучит минусовка «Отправление поезда».) Мы приехали на станцию. Станция называется «Природная»

Ребята, по карте мы видим, что наша Родина – это огромная страна  и её территория покрыта каким цветом?

Дети (Арина): Наша страна почти вся покрыта зелёным цветом

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено зеленым цветом.(Растения, трава, деревья, лес)

Да, зеленый цвет- это природа нашей страны.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, которую придумала Катя

Дети (Катя):

Высокое, но не гора;

Меняет цвета, но не хамелеон

Растёт, но не человек;

Имеет листья, но не книга. (Дерево.)

Воспитатель: Правильно! Это дерево. Перечислите части дерева?(Корни, ствол, ветки, листья.)

В лесу легко дышать. Воздух чистый, свежий. Почему?

Дети (Ваня): В лесу легко дышать, потому что листья деревьев выделяют кислород, который необходим человеку. Поэтому лес надо беречь. Лес- это природное богатство, к нему нужно относиться очень бережно.

Воспитатель: Ребята, какое дерево символ России?

Дети (Миша): Символ России - белая береза.

 Воспитатель:  Какими ласковыми словами можно называть берёзу?

 Дети (Катя): Стройная, кудрявая, красивая, белоствольная.

Воспитатель: Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Белоствольная наша красавица и в песнях, и в загадках, и в сказках.

Песня: «Берёзки России» Слова О.Богдан; Музыка  О.Обожин. Вокал: Кирилл Бикетов, Злата Шеховцева    https://youtu.be/91RD1wbXHw8 

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, какой цвет вы видите ещё?

Дети (Миша) : Коричневый

 Воспитатель: Как вы думаете, что он обозначает?

Дети (Диана):  горы.

Воспитатель: Горы имеют имена, давайте перечислим. ( Воспитатель предлагает детям показать горы и прочитать их названия – Кавказские горы, Эльбрус (5642м), Дыхтау (5204м), Джангитау (5085м) 

На Дальнем Востоке и на Камчатском полуострове – горные хребты с большим количеством действующих и спящих вулканов, Курильские острова лежат. Именно здесь находится величественный спящий вулкан Эльбрус (5642 м), покорить который - честь для каждого уважающего себя альпиниста.

Эльбрус (5642м) 

Эльбрус

Дыхтау (5204м) 

Дыхтау

Джангитау (5085м) 

Джангитау

Воспитатель: что нам дают горы?

Дети(Никита): Горы состоят из полезные ископаемые

Дети(Слава): Значками на карте обозначено, какие полезные ископаемые добывают.

Воспитатель:  Ребята, что такое полезные ископаемые?

Дети (Катя): Это то, что находится в земле и что необходимо людям для жизни. Например, железо, чтобы строить самолёты, поезда

Дети (Алёна): Нефть, из неё делают бензин для машин, руда. Они нужны  нам для благоустройства жизни. Полезные ископаемые, это богатство нашей Родины.

Физкультминутка:

Игра «Море волнуется раз»

«Море волнуется раз,

море волнуется два,

море волнуется три,

морская фигура, на месте замри!» 

Воспитатель: Полезные ископаемые расположены в недрах земли, но и на поверхности земли тоже есть природные богатства. Какие?

Дети (Василиса): Леса, рощи, природа, флора и фауна.

Воспитатель: Ребята,  продолжаем  путешествие . Занимаем места в вагонах. Поехали.

Следующая станция называется «Волна»

Ребята, посмотрите на карту, синие волнистые линии на карте пересекают нашу страну. Как вы думаете, что это?

Дети (Илья):  Это реки. Рек в России их много.

Воспитатель: Они полноводны и богаты рыбой. Реки и рыба обитающая в них – это тоже богатство, достояние нашей Родины. Их надо беречь. Как можно это сделать?

Дети (Ваня): Реки нельзя засорять, кидать мусор, потому что рыба может погибнуть.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю  решить ребусы и узнать какие же реки есть в нашей стране.

1. Эта река. (НЕВА)

2. Название этой реки? (МОСКВА)

3. Эта река названа. (ВОЛГА)

Воспитатель:  Какие еще реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш.)

Воспитатель:  В каждой стране есть главный город, который называется столица. Назовите столицу России. 

Дети (Илья):  Москва столица России.

Москва - столица

автор: Галина Бугаева

 

Москва, Москва моя - столица,

Во всех нарядах хороша,

Сегодня ты в наряде - птица,

Летящая под облака.

 

Легка, вся в белом и искришься,

Лучами обнята ты вся,

Подняв на высоту зарницы,

Ты стала краше в облаках.

 

Внизу земля в цвету растений,

Река Москва в улыбке сна,

А сторожитель Петр гений,

Стоит как страж, храня века.

   

Для каждого Россия - светлость

И непременно красота,

Москва - столица неизменна,

Руси, России на века.

Воспитатель: В нашей стране много городов. Какие города вы знаете? (Нижний Новгород, Казань, Саранск, Владивосток и т.д.) 

Воспитатель: Пора нам в путь. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали.

Мы приехали на станцию «Народных промыслов»

Воспитатель: Наша страна богата мастерами, посмотрите какие замечательные поделки представлены на нашей выставке. Нижегородская область – это сосредоточение ремёсел. Предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.

Дети (Миша):  Предлагает вам отгадайть загадки.

  1. Эта роспись – просто чудо,
    Голубая вся посуда.
    Роспись с синим завитком
    Манит русским васильком. 
    (Гжель.)
  2. Выросла золотая травка на ложке,
    Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)  
  3.  Добрый мастер сделал сказку,
    Оживают звери в сказке,
    Мишки, зайцы, колотушки – 
    Деревянные игрушки.
     (Богородская игрушка.)
  4. Все игрушки – непростые,
    А волшебно-расписные
    Белоснежны, как березки,
    Кружочки, клеточки, полоски. 
    (Дымковская игрушка.)
     
  5. Разноцветные подружки
    Любят прятаться друг в дружке. Что это? 
    (Матрешка.)

Воспитатель:  Мы вспомнили с вами названия изделий Народных промыслов.  Народ на Руси не только умеет работать, создавать прекрасные вещи, но и отдыхать, веселиться. Поиграем сейчас в русскую народную игру «Золотые ворота» Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!

или другой вариант

Золотые ворота
Проходите господа
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас

Воспитатель: Ребята, поиграли и отправляемся в путь.

Следующая станция называется «Государственная». Ребята, вы сказали, что  столица нашей Родины – это город Москва, здесь находится правительство нашей страны. Ребята, назовите президента нашей страны?

Дети (Катя):   Владимир  Путин

Воспитатель: Назовите  государственные символы нашей страны. ( Герб, флаг, гимн.)

Воспитатель: Символы государства - это символы, объединяющие людей одной страны. Нас с вами.

Воспитатель: Покажите  герб нашего государства. (Раскладываются гербы, дети выбирают из предложенных гербов герб России.)

У каждого города есть свой герб. Покажите герб Нижнего Новгорода, Казани, Саранска, Сарова. Нам Лера прочтёт стихотворение о гербе:

Дети (Лера):   

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный

Воспитатель: У России есть ещё и гимн. Что такое гимн?

Дети (Лера):   Гимн – это песня, которая прославляет нашу Родину.

У каждой страны свой гимн.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на флаг России, он состоит из поперечных  полос. Это называется триколор.

(Задание) Найдите флаг нашей страны среди других. (Предлагаются изображения флагов. Дети выбирают из предложенных флаг России.) 

Дети (Ваня):Стихотворение:

Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.

Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.

В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.

Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!
И. Агеева 

http://detskie-stihi.com/stihi-o-gosudarstvennom-flage-rossii

   

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю вам пройти в ремесленную, где вы изготовите герб, флаг нашей Родины, символику нашей страны. Перед работой нам нужно подготовить пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика:

В стране, где мы с тобой живем,  

Флаг гордо реет над Кремлем.  

Он белый, как снега России,

Как небеса над нами, синий.  

И цвета утренней зари  

 Внизу полоска, посмотри.

Пока он вьется над Кремлем,  

Спокойно мы с тобой живем! (Массаж пальчиков)

Воспитатель обсуждает с детьми какие материалы модно взять для своей творческой работы, дети выполняют работу под музыку.

Итог занятия: Ребята, наше путешествие заканчивается. Мы с вами  путешествовали по нашей необъятной Родине? Понравилось вам наше путешествие?

Дети:  Да. Мы побывали и во всех уголках нашей страны.

Воспитатель: Россия наша Родина, она прекрасна, щедра и богата природными ресурсами, которые надо беречь.

 Дети: Богата русскими умельцами, мастерами по разным ремёслам. Гжель, хохлома, дымковская игрушка. Их создают люди, наши соотечественники.

Воспитатель: Родину надо любить, относиться бережно и гордиться, что мы

Родились и выросли в этой замечательной стране. Родина у каждого человека одна, как мама.


Используемая литература

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
  2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.
  3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 56с.
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
  5. Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография., М.изд. РАГС 2007г.71с.
  6. Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).

Интернет ресурсы

  1.   https://xn----htbdalkp7av.xn--d1acj3b/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/podvizhnye-igry-v-pomeshchenii/2223-igr ;
  2.    http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/15-stikhi-o-moskve.html ;
  3. http://detskie-stihi.com/stihi-o-gosudarstvennom-flage-rossii
  4. https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.html 
  5. https://www.youtube.com/watch?time_continue=55&v=91RD1wbXHw8 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Путешествие по России"

Открытое занятие по патриотическому воспитаниюв подготовительной группе "Путешествие по России"Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: Обобщить и системати...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Путешествие по России"

Воспитание патриотических чувств к своей стране - России.Закрепление знаний о России....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе" Путешествие по России"

Тема: «Путешествие по России»Цель: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольногоЗадачи:- обобщить и систематизировать знания детей о России;- формировать уважительное отношен...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Путешествие по России"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: Обобщить и систематизировать знания  детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Путешествие по России".

Конспект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Путешествие по России"....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по России»

Занятие направлено на обобщение знаний детей о России, воспитание любви к Родине, гражданско–патриотические чувства....