Патриотическое воспитание дошкольников
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Кужеватова Светлана Викторовна


Теоретический и практический материал для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriotich._vospitanie_kursovaya.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданское воспитание дошкольников

Введение

Родина. У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма  возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосно. Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться.

Приоритетной можно считать задачу организации воспитательно – образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важным институтам (социальным институтам)  - семье и дошкольному учреждению.

В законе «Об образование» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное  воздействие детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде: семья – педагог - ребенок

В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды – местными историко – культурными традициями, национальными, географическими, природными особенностями региона.

Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Все понимают: человек не любящий отечество, немного стоит. Но все понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем научить любить Родину.

Разработкой вопросов ознакомления детей с окружающим миром занимались многие педагоги, психологи, философы, лингвисты.

Как отмечает Комратова Н. Г., дошкольный возраст  - это  важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Что же такое гражданство и патриотизм?

Гражданство – принадлежность человека к постоянному населению государства, которая выражает осознание своих прав, их защиты государством и обязанностей по отношению к государству.

Патриотизм – в переводе с греческого означает соотечественник, родина, отечество, а по отношению к человеку – чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.

  • Актуальна ли сегодня проблема патриотического воспитания?

 Актуальность очевидна. В современном обществе утеряны общие цели, которые были очевидными при социализме, а без них любое «общество обречено на вымирание». Отсюда утрата целостности, гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, обращенность только на себя, кардинальная смена ценностей.

Известно, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладения элементами культурного наследия. Постоянно  у ребенка формируется «социальная и культурная компетентность», предполагающая знание культурных особенностей народа. Его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также использовать их в процессе общения.

 Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи. Неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. У ребенка должно возникнуть понимание того, что у каждого есть своя малая Родина – местечко, привязанность к которому он испытывает с детства.

  • Ожегов С. И. определял патриотизм как « преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».

Бакланов Г писал, что «это не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Ушинский подчеркивал, что  «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел «народную педагогику» на фольклорных произведениях, богатый материал для воспитания любви к Родине.

 Эльконин писал, что многовековой опыт человечества показал,  игра важнейшее средство в воспитании ребенка.

Сухова Е. И. подчеркивает, что педагогика современной России представляет многовековой опыт народов по воспитанию будущих поколений. Она отмечает, что народная педагогика предлагает многочисленные пословицы, поговорки, народные приметы как концентрированное наблюдение за жизнью людей и природы, выражение коллективного разума. Общие сопереживания, радости и заботы не подавляют индивидуальность человека, а закладывают в нем доброту, смелость, силу, щедрость. Народная педагогика сложилась из жизненного опыта людей по воспитанию подрастающего поколения. Рассуждая о личности гражданина России 21 века, необходимо учитывать уроки народной мудрости.

По словам Маханева М. Д., о важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Быть патриотом своей страны (как не пафосно это звучит) – значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к Родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям.

Старший дошкольник должен знать какую пользу обществу приносит труд его матери и отца, какие успехи у них на производстве; знакомясь с достопримечательностями родного края, связанных с Великой Отечественной войной, ее героями, улицами и площадями своего города, названных их именами.

Как отмечает Парамонова Л. А, мы не должны выстраивать специальную систему в отрыве от того, что происходит с детьми, завышая их возможности. Важно учитывать основные принципы работы с дошкольниками. У детей к старшему дошкольному возрасту только начинают складываться представления о своей национальной идентичности.


Содержание работы по ознакомлению детей с

 В современных программах  воспитания и образования дошкольников говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка уже в дошкольном возрасте сознания своей причастности к судьбе Родины. В ряде программ сформулированы задачи ознакомления дошкольников с государственной символикой РФ.

Мы работаем по программе «Радуга», в которой поставлены следующие задачи 

Общие задачи патриотического воспитания:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу.
  2. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.
  3. Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней
  4. Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа.

 К пяти годам дети нашей группы имеют определенный запас знаний, они прошли определенный путь в своем развитии:

  • Дети имеют представление о себе, о своих близких людях, семье.
  • Дети со средней группы знакомились с различными видами  профессий.
  • Расширялись и углублялись знания детей о родном городе, его месторасположении, архитектуре, достопримечательностях.
  • Познакомились дети с изделиями нижегородских мастеров, художественными промыслами.
  • Получены представления об армии; родах войск, боевой технике, о празднике дне победы
  • Знакомились с природой родного края. Учились бережно относиться ко всему живому.

 В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Кругозор детей расширяется от представлений и элементарных понятий, с которыми они сталкиваются в ближайшем  окружении в младшем дошкольном возрасте, до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны.

В то же время идет расширение представлений об одном и том же предмете, знакомом детям ранее. Дети  узнают  не только его назначение, но и процесс изготовления, свойства материала, из которого он сделан, учатся практически применять свои знания.

  • Мы начали работу с малого – помочь детям узнать как можно больше о своей семье и доме,  о том месте, где ребенок родился, где живет, ведь именно здесь начинается Родина.   Познакомиться с историей, природой, культурой родного края, воспитать потребность и желание участвовать в делах на благо людей и природы малой Родины.

Согласно программе «Радуга» работа проходит по следующим разделам:

Семья

Основная цель: воспитывать любовь к близким людям, заботливое отношение в кругу семьи.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа, начатая в средней группе: воспитание любви к маме, к другим членам семьи. Уделяется внимание тому, что взрослые члены семьи и не только выполняют обязанности по дому, но и работают. Поэтому детей нужно приучать  помогать: помыть посуду, постирать какие-то свои мелкие вещи, подмести пол, полить комнатные растения. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Особое внимание   уделяется заботе о престарелых членах семьи.

Детей впервые можно познакомить с родословным деревом. Большой интерес   вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они приносят в группу. Предлагая детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал, подчеркивая, что история их семьи неразрывно связана с историей страны, в которой они живут.

В этом возрасте дети начинают подражать взрослым: мальчики – мужчинам, девочки – женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям, что мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины: уступить место в группе девочек, в транспорте женщинам и девочкам, помочь расставить физкультурные пособия, защитить маленьких девочек, если их обижают. А девочки как хозяйки в группе, следят за порядком.

Детский сад

Основная цель: воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, доброжелательные отношения между детьми.

Продолжая знакомить детей с детским садом, особое внимание уделяется обучению детей умению ориентироваться в помещениях детского сада.  Используем различные  поручения: сходить в методический кабинет, на кухню, в медицинский кабинет.

Обратить внимание на знакомство с сотрудниками детского сада, с обязанностями  тех сотрудников, работу которых дети не могут непосредственно наблюдать, кладовщик, кастелянша, постоянно возвращаясь к разговору о труде сотрудников детского сада.

 Планируем целевые прогулки по территории детского сада, Наблюдая за работой дворника, дети сами приобщаются к труду по благоустройству участка.

Родной город

Основная цель этого раздела: воспитывать в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет.

В этом году планируем значительно, расширять и усложнять работу по ознакомлению с родным городом,  использовать целевые прогулки по близлежайшим улицам. Такая работа необходима для того, чтобы закрепить знания детей о названиях улиц, научить их ориентироваться в том микрорайоне, в котором они живут, познакомить с правилами поведения на улицах города, с некоторыми дорожными знаками: ведь многие дети осенью пойдут в школу и такие знания им пригодятся.

Также мы планируем, познакомить их с округом, в котором они живут, знакомить с его названием; объяснить происхождение, рассказать о главных улицах, предприятиях, достопримечательностях.

Расширяется  работа по ознакомлению детей с историей родного города: Нижегородский Кремль, Набережная, площади, главная улица.

Родная страна

В этом разделе предполагается работа по ознакомлению с родной страной. Цель: вызывать чувство гордости за свою страну, пробудить интерес к ее истории. Направления работы:

  1. Дать элементарные знания об истории страны, ее символике; о борьбе русского народа против захватчиков в разные периоды истории;
  2. Показать, что страна большая, богатая. Познакомить с картой страны, показать, как читать карту, что карта может рассказать о природе страны, ее богатствах;
  3. Рассказать детям, что наша страна многонациональная, воспитывать чувство уважения к особенностям жизни людей других национальностей.
  4. Познакомить детей с различными традициями русского народа, с его культурой
  5. Рассказать о людях, прославивших Родину и свой родной город.

В старшей группе важно показать детям, что в мире много стран, в каждой стране свои традиции, своя культура. Познакомить с картой, глобусом, научить находить границы своей страны, других стран, находить главные города разных государств. Подвести  к пониманию того, что мы жители одной планеты – Земля, и от людей зависит, какая жизнь будет на этой планете.

Труд взрослых

Цель раздела: воспитывать уважение к труду жителей города.

Показать детям многообразие профессий и на их основе этих знаний формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Осенью мы планируем знакомство с профессий хлебороба, труд в  деревне. Для этого мы планируем провести занятия, чтение литературы, дидактические игры и упражнения.

Предметный мир

Цель раздела: формировать бережное отношение ко всему, что окружает ребенка. Знакомить с историей возникновения предметов.

Знакомство с материалами, из которых они сделаны, с качествами и свойствами при изготовлении различных предметов;

Знакомство с группировкой и классификацией предметов

Истории возникновения того или иного предмета. Это необходимо детям для того, чтобы понять, что все предметы, окружающие ребенка, возникли не сами по себе. Их придумал человек много-много лет назад, когда появилась потребность в этих предметах.  В изготовлении того или иного предмета вложен труд многих людей.  Если  человек постарался и сделал свою работу хорошо, предмет получился хорошим и людям удобно и приятно им пользоваться.

Это вызывает чувство уважения к тем, кто сделал предметы, формирует бережное отношение ко всему, что окружает детей. В группе особое внимание уделяется знакомству с родным краем. Через изучение истории и достопримечательностей нашего города, воспитывается любовь к своей Родине, гордость за Россию, формируются с детских лет зачатки патриотического воспитания. 

Задачи,  поставленные перед нами:

  1. Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них; Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
  2. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой; вызвать в детях чувство гордости за свою страну, интерес к ее истории и стремление сделать свою Родину богаче и краше;
  3. Воспитывать чувство уважения к людям труда и прежде всего к тем, кто заботится  о детях в детском саду, вызвать желание приходить в детский сад, помогать воспитателю после поступления в школу;
  4. Вызвать интерес к истории возникновения окружающих предметов и понимании того, что все предметы были когда – то придуманы человеком, сделаны руками человека и к ним необходимо относиться бережно.
  5. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
  6. Развитие интереса  к русским традициям, промыслам.
  7. Знакомство с символами государства.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают  взаимоотношения детей  со взрослыми и сверстникам. Мы постарались эти задачи решать на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, с использованием различных игр, а закрепление информации происходит в   игровой деятельности, где в привычной  и не принужденной  для ребенка среде идет усвоение знаний  нравственно – патриотического характера. Гришина Г. Н. указала, что многовековой опыт человечества показал,  игра важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как народная поэзия. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

В народной игре имеется весь арсенал необходимых средств,  для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры, стоит только внимательно изучить.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку,  находчивость, волю  и стремление к победе.

Передовые представители культуры К. Д. Ушинский, Г. А. Виноградов заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.

В.В.Гориневский отмечал, что у народов существует боле или менее значительный запас  игр, характеризующих до некоторой степени быт народа.

Передовые русские ученые Т. Ф. Лесгафт, В. В. Гориневский, учитывали важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают актуальную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Совершенствованию всех  психических процессов.

Игры способствуют воспитанию дружеских взаимоотношений, умения действовать в коллективе сверстников, является условием радостных эмоциональных переживаний детей. Главное дети знакомятся с традициями, историей своих предков.

В нашей группе в  игровой деятельности используем сюжетно/ ролевые игры:   «Военные»,  «Строители», «Семья», «Моряки» и др.

Подвижные игры: «Сигнальные флажки», «Ловишки», «Снайперы», «Ручеек», «Паучок» и др.

Дидактические игры: «Нижний Новгород», «Мой дом»,  «С какого дерева лист», «Профессии», «Флаги» и др.

Закрепление знаний происходит в   продуктивной деятельности:  в рисовании: «Город вечером», «Дома на нашей улице», «наш детский сад», «подарок для папы», «подарок для мамы», «узоры хохломы», «узоры городца», «свободная тема, впечатления о Нижнем», «как красива в парке весной», «моя семья» и др.

В аппликации: «домик», «мост через реку», «хохлома, чайный сервиз, декоративный поднос» и др.

В конструировании: «парк отдыха», «макеты домов», «мой дом», «вокзал», «порт» и др.

В лепке: «город» барельеф, «звезда», «самолет», «танк» и др.

Работа планируется и в других видах деятельности: в трудовой деятельности; в познавательной: чтение художественной литературы, беседы, кукольные спектакли, разучивание пословиц и поговорок, рассматривание книг «Хохломская роспись», «Семеновская Хохлома», «Нижний Новгород»

В свободной деятельности  дети оформляют и рассматривают  альбомы: «Достопримечательности Нижегородского района», «Открытки с храмами города», «Старый Нижний – современный Нижний», «Наша армия», «Воинская слава»

А в фотовыставке: Дети и город» могут принимать участие  дети и их родители.

В течение года планируется провести экскурсии в нижегородский Кремль, на Волжский Откос, где Ока сливается с Волгой; экскурсия к Вечному Огню, памятнику Минину и Пожарскому.

В группе нами был выделен и оформлен уголок патриотического воспитания, который в течение года пополняется по мере прохождения материала, играми, пособиями.

В уголке представлены:

  1. Познавательные книги патриотического направления
  2. Дидактические игры «Мой город», «Мой детский сад», С какого дерева лист», «Профессии», «Домино флаги»,  «ремесла Киевской Руси», и др.
  3. Символика (герб Нижнего Новгорода, Российский флаг)
  4. Альбомы с видами Нижнего Новгорода
  5. Открытки, карта города, атрибуты
  6. Работы детей
  7. Иллюстративный материал

Тематическое планирование:

2млд.гр. «Моя улица», Мой детский сад», «Транспорт моего города», «Мой дом», «Мой папа», «Флаг России», «Матрешка».

Сред. Гр. «Мой город», «Природа и культура Н. Новгорода», «Архитектура города», «Воинская слава России», «Русская матрешка», «9 Мая», «Городская природа», «Достопримечательности города»

Старш. Гр. Планируем: «Нижегородский район», «История Нижнего Новгорода», «Памятные Места», «Архитектура Н. Новгорода», «Наше Отечество и его защитники», «Нижегородские  народные промыслы», «Места отдыха горожан», «Память героев Отечества».

Подготовительная гр.

Календарное планирование

СЕНТЯБРЬ

Мой детский сад

Познакомить с работниками детского сада, показать, что нового стало, что изменилось за лето.

Поговорить с детьми о дне города.

ОКТЯБРЬ

История  Нижнего Новгорода.  Нижегородские дворы.

Поговорить с детьми  на какой улице стоит детский сад, что на территории детского сада, что за пределами. Знакомить с особенностями планировки двора. Расположением деревьев.

Родной город, показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками и лучшими людьми.

Закрепить представление детей об особенностях расположения города, на слиянии двух рек.

Познакомить с историческим названием города, его двух частей  (Нагорной и Заречной), с историей возникновения Кремля.

Приобщать к охране исторических памятников, памятников старины.

НОЯБРЬ

Нижегородские улицы

Познакомить детей с близлежайшими улицами, их историей, названием.

Поговорить о новом государственном празднике 4 ноября День Народного Единения.

Декабрь

Промышленность города

Познакомить с промышленностью города, развивать интерес к труду взрослых

Январь

Архитектура Нижнего Новгорода

Закрепить представление детей об особенностях службы солдат в мирное время. Познакомить с историей российского флага, герба и гимна государства. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за их подвиги.

Март

Нижегородские промыслы

День 8 марта

Закреплять знания о нижегородских промыслах. Познакомить с хохломской росписью, Городецкими узорами, с историей возникновения народных промыслов в Нижегородской области.

Апрель

Место отдыха горожан

Продолжать знакомить с местами отдыха: Кремлевский бульвар, Набережная, Волжский Откос, Окский Откос, парки. Дать представление о неповторимой красоте нижегородских просторов. Воспитывать чувство уважения к труду людей, которые заботятся  о красоте мест отдыха в городе.

Май

9 Мая День победы

Памяти героев Отечества

Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной Войны, музей, площади, мемориалы.

Познакомить с историей государственного герба России. Дать знания о том, как люди чтят память о героях, защищавших Родину.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Повторяя темы в каждой группе, изменяется только содержание, Объем познавательного материала и сложность.


Вывод

Детство – это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас взрослых зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, а значит, следует очень бережно относиться к периоду детства, поддерживать, деликатно направлять естественный путь развития.

Родина начинается с родного дома, улицы, поселка. Поэтому мы строим свою работу на основе изучения мест, где ребенок живет, знакомые улицы, знать, чем они славятся.

Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005г» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования. В последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социальной и экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится  одной из актуальных.

Воспитательные традиции Древней Руси,  насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за историческое свершения народа. По нашему мнению, необходимо широко использовать виды фольклора (хороводы, игры, пословицы).

Итак, формирование у дошкольников любви к своей Родине, своему краю, заключается прежде в необходимости логической взаимосвязи  разных сторон этого процесса, а также взаимосвязи различных средств и методов воспитания.

Критерии и показатели патриотизма:

Эмоционально-чувственный (сопереживание родному дому, культурному наследию, природе малой Родины, видеть красоту родной природы, бережно к ней относиться);

Когнитивный (наличие представления о родном доме, проявлению любознательности)

Мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);

Практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).


Сентябрь

Занятие «Мой город, в котором я живу.»  (посвящено празднику День

города)

Содержание занятия « Экскурсия по району и городу на «автобусе» по фотографиям и иллюстрациям.

Ход занятия:

Вступление. Красивый родной наш город,

В котором мы живем,

Всегда наряден, молод,

Прекрасен он во всем.

Воспитатель: Вот автобус наш едет, а в нем ребята сидят.

Приехали. Стоп!

Остановка, вставайте ребята,

Будем играть.

Игра «паровозик» (во главе паровозика  стоит педагог и направляет детей)

Подвести детей к стенду с фотографиями Нижнего Новгорода.

Воспитатель: Дети, мы с вами живем в прекрасном городе, как он называется?

Ответы детей: Нижний, Нижний Новгород.

Воспитатель: А мы с вами как будем называться?

Дети: Нижегородцы, городские жители и др.

Воспитатель: едем дальше, что мы видим?

Дети: дома, дорогу.  

(показ  иллюстрации)

Воспитатель: Что это за улица, кто знает?

Правильно: улица Б. Покровская

Это пешеходная улица, пошли пешком

Пауза ритмическая: подвижная русская хороводная игра «Оленюшка».

Воспитатель: Продолжаем путешествие. Вот мы уже на  площади. Что это за площадь?

Дети: Минина и Пожарского.

А что интересного на площади.

Дети: Памятник, фонтан. Проходят праздники, салюты. Кремль

Воспитатель: Давайте вспомним, а зачем нашими предками построен Кремль.

Дети: что-бы защищаться от врагов.

Воспитатель:  Посмотрите какой он могучий. Стены крепкие, добротные, враг не смог победить и завоевать Кремль.

Воспитатель: Давайте зайдем в Кремль, что же здесь интересного?

Дети: Вечный огонь, военная техника

Воспитатель: В честь кого горит Вечный огонь?

Дети: Это память, о тех, кто погиб, защищая нашу страну, город, наш.

Послушайте стихотворение:

Чтит великий День Победы

Вся любимая страна.

В День Победы наши деды

Надевают Ордена.

Двигаемся дальше, что еще мы видим?

Дети:  памятник Минину и Пожарскому

Воспитатель: Что это за люди, почему им поставили памятник?

Дети могут затрудняться с ответом, воспитатель рассказывает.

В давние времена, когда еще в России были цари, на русскую землю нападали враги, в нашем городе Минин и Пожарский собрали войско и отправились в Москву на защиту земли русской, разбили врага и выгнали с земель наших, вернулись в город победителями. (показ иллюстраций)

Давайте немного подвигаемся. Физкультминутка. «Через ручеек»

Давайте свою экскурсию продолжим в следующий раз, нам пора возвращаться (неоконченная экскурсия вызывает  интерес в продолжение изучения города).

Вот мы вернулись назад в детский сад, предлагаю вам сыграть в игру (дидактическая игра) «что за улица, что за дом».


Октябрь

Занятие на тему «Наши игры во дворе»

Программное содержание:

  • Развивать умение ориентироваться по схеме
  • Развивать интерес к родному дому, двору, улице
  • Закреплять знание о родном городе
  • Учить узнавать по фотографиям знакомые места и называть их.
    Разучивать с детьми дворовые игры, доставлять удовольствие, радость
  • Воспитывать уважительное отношение к профессии педагога
  • Воспитывать дружелюбие, чувство коллективизма.

Предварительная работа:

Дидактические игры: «Мой дом», «Расскажи про детский сад», «Мой город»

Подвижные игры: «Карусели», «Ровным кругом», «Найди и промолчи», «Узнай, кто позвал»

Чтение художественной и познавательной литературы, беседы

Материал и оборудование:

Фотографии улицы Гоголя, Дидактическая игра «С какого дерева лист», «Узнай свой герб», Иллюстрации детского сада

Ход занятия

Звонит колокольчик, зовет детей. Ребята собираются около воспитателя.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что у меня в руках,  фотография. Что на ней изображено?

Дети: детский сад

Воспитатель: Правильно, кто живет в нем?

Дети: мы, дети и взрослые

Воспитатель: Да, здесь мы с вами живем: дружим, играем, учимся, узнаем много нового. Нам в детском саду уютно, тепло, весело, интересно. Кто создает для нас уют?

Дети: Воспитатели, музыкальный и физкультурный руководитель, педагог по английскому, заведующая.

Воспитатель: Все правильно, скажите, кто главный в детском саду?

Дети: заведующая, она следит за порядком.

Воспитатель: Педагоги детского сада учат нас быть здоровыми, дружить с физкультурой, узнавать английский язык, петь и танцевать. Быть дружными.

Дети добавляют: учимся рисовать,  Играть, читать интересные книги (и т. д.)

Воспитатель:  Как много людей стараются для вас, чтобы вам было хорошо, чтобы вы были дружными.

Сейчас мы поиграем и узнаем, как вы друг друга знаете, дружные ли вы. «Узнай по голосу» (воспитывать чувство коллективизма)
Воспитатель: Мы считалкой выберем ведущего и поиграем в игру «Мы веселые ребята»

Шла кукушка темным лесом

За каким-то интересом

Инти, инти, интерес,

Выходи на букву «С»

После того как выбран ведущий он становится по центру и ловит детей на счет три-лови.

Мы веселые ребята

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

Воспитатель: Посмотрите ребята на фотографии, вы узнали, что это за улица?

Дети: Гоголя, на ней наш детский сад находится.

Воспитатель: Правильно, улица Гоголя названа в честь писателя, а раньше она называлась Телячья, здесь располагались скотные дворы. Предлагаю вам путешествие на воздушном шаре. (дети по точкам соединяют и получается изображение воздушного шара) Когда дети соединят предлагаем полететь на воздушном шаре. На схеме уточнить расположение улиц, детского сада. Выбрать из предложенных фотографий  фотографии улицы Гоголя

Воспитатель: Снова мы вернулись в детский сад, у нас очень много зелени на участке, много деревьев. Одно из них высокое, белое, стройное, величавое. Кто догадался, что это за дерево?

Дети: Береза, белая береза.

Воспитатель: Про березу много стихов сложено, про русскую красавицу. Попросим Ульяну почитать нам стихотворение о березе

« Березонька, моя березонька, Березонька моя белая,

Береза кудрявая!

Стоишь ты, березонька, посреди долинушки;

На тебе, березонька, листья зеленые;

Под тобою, березонька  красны девушки поют;

Под тобой березонька, красны девушки венки плетут »

Воспитатель: хочу узнать у вас, ребята, а другие деревья с нашего двора вы тоже знаете.

 Предлагаю игру «С какого дерева лист» (привлекать детей видеть красоту родной природы, любить ее)

Воспитатель: Предлагаю подвижную хороводную игру  «Шел козел по лесу»

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу.

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

Ножками подрыгаем. Подрыгаем, подрыгаем.

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем

Ножками потопаем, потопаем, потопаем

Хвостиком помашем, помашем, помашем

И опять попляшем. Попляшем, попляшем.

Воспитатель: Вокруг детского сада много других домов. Которые находятся не только на улице Гоголя. Рядом есть улица Заломова, на которой живут ребята, улица Ильинская, Нижегородская. На каждой улице, у каждого дома свой двор, в каждом дворе свои игры – дворовые, в которые любят играть дети.

Предлагаю игру «Ровным кругом»

 Ровным кругом, друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так.

Воспитатель: В нашем городе много улиц, дворов, город большой. Как его название.

Дети: Нижний Новогород.

Воспитатель: у нашего города есть свой знак- герб. Предлагаю найти свой герб, нашего города. ( что изображено на нем, какие цвета присутствуют). Подвести детей к желанию получить знания на последующих занятиях по ознакомлению с историей Нижнего Новгорода.

Воспитатель: Сегодня на занятие мы поиграли в интересные  дворовые игры, летали на воздушном шаре, видели с высока наш детский сад, в котором живем, находили герб нашего города.


Ноябрь «улицы Нижнего Новгорода»

Программное содержание:

  • Сформировать представление об улицах родного города,
  • закрепить знание домашнего адреса, название города,
  • Воспитывать интерес к родному городу, гордость за него
  • Развивать умение ориентироваться по схеме,
  • Воспитывать любознательность и активность

Беседа об улицах Нижнего Новгорода (Набережная Федоровского, Ильинская, Нижегородская и др).

Предварительно провести экскурсию по улицам, находящимся рядом с детским садом.

Ход занятия:

Привлечь детей к занятию подвижной народной  игрой «Найди флажок»

Воспитатель: на какой улице стоит наш детский сад?

Дети: на улице Гоголя

Воспитатель: почему она так называется, объяснить детям происхождение названия улицы

Беседа об улицах Нижегородской, Ильинской, Набережной Федоровского, (обратить внимание на Набережную, какая она стала красивая, какие виды на реку, город открываются с нее, что она служит местом отдыха горожан) рассказ о названии улицы, показ иллюстраций. Подвести детей к тому, что на каждой улице есть дома, у домов есть дворы, а во дворах есть свои дети, живущие в них, вместе играющие в различные игры. Предложить дворовую игру

Подвижная игра «Ловишки»

Поговорить с детьми о том, что дома бывают новые и старые, высокие и нет, современные и исторические.

Показать детям иллюстрации с домами расположенными на улицах. Вызвать их к разговору о своем дворе, что интересного около их дома. Дидактическая игра «Сложи картинку» (разделить детей по 3-4 человека)

Предложить сыграть в игру «Полет на воздушном шаре»

Воспитатель подчеркивает, что у каждого ребенка есть своя улица, свой дом, где он живет. Предложить рассказать детям о дороге домой, что интересного они видят, какие здания попадаются по пути, называют домашний адрес.


Библиография

  1. Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образованием 2005 №1
  2. Зеленова Н. Г. Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003» 2008
  3. Конторович М. М. Михайлова Л. И. Подвижные игры в детском саду.  Москва 1957
  4. Комратова Н. Г.  Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М. : Т Ц Сфера
  5. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников // Управление дошкольным образованием. 2005 №1

Приложение

Главная задача воспитывать в детях гражданские и патриотические чувства

Дата. Тема

Программное содержание

Дидактические игры

Подвижные игры

  1.  сентябрь Моя семья

Закреплять знания детей полученные  в средней группе и на занятии в стар. Гр.

Уточнять представления детей о своей семье, себе.

Воспитывать уважение к старшим

«Парные картинки» «Части тела»

«Мой дом»

«Угадай по голосу»

«Надувайся пузырь»

«Ровным кругом»

«Узнай, кто я?»

«Назови ласковым словом»

  1. Октябрь

Мой детский сад

Расширять представления детей о детском саде.

Воспитывать дружеские отношения между детьми

Обогащать их игровую деятельность новым материалом

«Профессии»

 «С какого дерева листок»

«Ремесла Древней Руси»

«Расскажи про детский сад»

«Ручеек»

«Лохматый пес»

«Море волнуется»

«Кот и мыши»

«Мышеловка»

  1. Ноябрь

Мой  дом, мой двор

Знакомить детей с двором,  где они живут

Пополнять знания о дворовых играх, развлечениях.

Вызывать желание играть в эти игры

Побуждать детей восхищаться и беречь родную природу

«Расскажи про свой город»

 «История Нижнего Новгорода»

«Домино-флаги»

«Родство и занятия древнерусской семьи»»

«Шел козел по лесу»

«Жмурки»

«Найди и промолчи»

«Чье звено быстрей построится»

«Уголки»

  1. Декабрь

Улицы города

Вызывать у детей интерес к истории города, его историческим местам

Воспитывать любознательность,

Воспитывать чувство любви к своей Родине.

Закреплять знания о государственных символах

«Узнай наш флаг»

«Узнай наш герб»

«Узнай по описанию»

«История Древней Руси»

«Через ручеек»

«Колечко»

«Краски»

«Гуси – лебеди»

«Поймай комара»

«Паук и мухи»


Приложение

Дидактические игры

  • «История Нижнего Новгорода»

Игра строится по принципу лото.

Оборудование: карты с иллюстрациями Нижний Новгород в количестве пяти и 30 карточек маленьких (места на иллюстрации хорошо знакомы детям)

Участникам раздаются большие игровые карты. Ведущий показывает по одной маленькой карточке и зачитывает текст на ее обороте. У кого на карте такой вид, закрывают его маленькой карточкой. Кто первым закроет все виды, становится победителем.

  • «Улица города»

Цель: учить создавать образы города на основе схематического изображения.

Оборудование: Набор из пяти карточек, содержащих схематическое изображение, какого – либо объекта знакомого двора, улицы. Дети должны догадаться, что это за здание, улица.

  • «Ремесла Киевской Руси»

     Цель: Знакомство с ремеслами Киевской Руси, понятиями профессий

Формирование интереса к истории родного города

Развитие памяти.

Оборудование: 6 больших карточек, маленькие карточки. Выигрывает тот, кто быстрее всех и без ошибок закроет большую карту.

«Мой дом»

Цель: знакомство детей с понятием дом, с историей жилища человека.

Расширять знания детей о том, почему существуют разные дома, из различных строительных материалов, как они называются.

Уточнять знания детей о понятии адрес, из чего состоит дом, название комнат.

Оборудование:

Карты с изображением жилищ  (деревянные, каменные, из снега, льда, шкур животных)

Схема эволюции жилья.


Подвижные игры

  • «Найди и промолчи»

Цель: При помощи этой игры развивать выдержку, наблюдательность, честность.

Описание игры: Дети сидят по одной стороне, предлагается закрыть им глаза, а воспитатель прячет предмет. Затем по сигналу «готово» дети открывают глаза, поворачиваются и начинают искать. Кто нашел должен тихо сказать воспитателю на ушко и сесть на место.

  • «Ровным кругом»

Цель: При помощи этой игры развиваем умение согласованно играть, воспитывать дружеские отношения между детьми

Описание игры: дети становятся в круг. Одного из играющих выбирает воспитатель затейником. Он находится в середине круга. Дети идут под текст:

Ровным кругом, друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так.

Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его.

  • «Мы веселые ребята»

Цель: При помощи этой игры развиваем у детей умение выполнять движения по словесному сигналу.

Описание игры: Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. На противоположной стороне проводится черта.

На середине между двумя линиями, находится ловишка.

Дети произносят текст:

Мы, веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону, а ловишка догоняет.

  • «Жучок- паучок»  (хоровод)

Цель: Хороводы объединяют детей в единый коллектив, сближают, знакомят с играми детей многих поколений.

Жучок – паучок, тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя кормили, мы тебя поили,

На ноги поставили, танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь!

  • «Шел козел по лесу»

Цель: Дети упражняются в различных видах движений. Игра способствует проявлению инициативы. Развивает речь детей.

Дети встают в круг, один ребенок становится в круг, хоровод начинает двигаться:

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу.

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Хвостикам помашем, помашем, помашем.

И опять попляшем, попляшем, попляшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...