Проект для детей 2 младшей группы по экологии «Дом, в котором мы живем!»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Копылова Татьяна Викторовна
Тип проекта: Педагогический.
Участники проекта:
Дети 2 младшей группы, воспитатели, родители
Масштаб:
9 месяцев (сентябрь – май)
Тема: проект - «Дом, в котором мы живем!».
Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. 
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
 
Цель: 
Формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников.
 
Задачи:
1. Путем общения с объектами природы создавать положительный эмоциональный фон, условия для переключения детей с ориентировочной на ориентировочно - исследовательскую деятельность, способствующую усвоению ребенком окружающего мира.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Воспитывать у детей заботливое отношение к окружающей природе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект325 КБ
Microsoft Office document icon приложения39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Соловьевский детский сад»

Проект для детей 2 младшей группы

по экологии

«Дом, в котором мы живем!»

        Автор проекта:

                                                                                               Воспитатель Копылова

                                                                                              Татьяна Викторовна

2014 год

Тип проекта: Педагогический.

Участники проекта:

Дети 2 младшей группы, воспитатели, родители

Масштаб:

9 месяцев (сентябрь – май)

Тема: проект - «Дом, в котором мы живем!».

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Цель:

Формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников.

Задачи:

  1. Путем общения с объектами природы создавать положительный эмоциональный фон, условия для переключения детей с ориентировочной на ориентировочно - исследовательскую деятельность, способствующую усвоению ребенком окружающего мира.
  2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
  3. Воспитывать у детей заботливое отношение к окружающей природе.

Постановка проблемы.

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей.

Чем правильнее и ярче будут впечатления, чем больше дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

В младшем дошкольном возрасте возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также применять самостоятельно полученные знания в доступной практической деятельности.

Основная задача воспитателя – вызвать положительные эмоции, чувство восхищения окружающей природой.

С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому необходима помощь семьи. Ведь родители чаще имеют возможность побывать с ребенком на различных улицах села, могут показать различные объекты природы.

Работа над данной темой поможет решить следующие задачи:

- умение устанавливать простейшие взаимосвязи;

- расширение активного и пассивного словаря: активизация фразовой монологической речи;

- пробуждение познавательной активности (любознательности);

- разовьются коммуникативные навыки;

- улучшиться внимание, память.

В нашей группе организована работа по развитию естественно – научных представлений у детей. Мы выявили еще один компонент этой работы – знакомство с объектами природы. В ДОУ имеется литература по организации целевых прогулок, наблюдений. Но работа по развитию естественно – научных представлений у детей была систематизирована.

Поэтому необходимо создать картотеку по знакомству детей с различными видами видами растений, явлениями живой и неживой природы, сделать подборку иллюстраций, фотографий, наглядного материала.

Познакомить родителей с работой в данном направлении разработать консультации, рекомендации по знакомству детей с природой нашего села.

План мероприятий по реализации проекта: «Дом, в котором мы живем!».

Мероприятия

Срок

Ответственный

Ожидаемый результат

  1. Подбор литературы, иллюстраций, сбор информации.

сентябрь

Копылова Т.В.

Картотека по теме.

  1.  Фотогазета «Милый сердцу уголок»        

сентябрь

Копылова Т.В.

Заинтересованность родителей проблемой.

  1. Изготовление папок – передвижек «Сезонные изменения в природе»

В течение года

Копылова Т.В.

Папки-передвижки на сезоны: осень, зима, весна, лето.

  1. Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» (приложение 1)

октябрь

Копылова Т.В.

Примерная тематика бесед и консультаций по проблемным вопросам

  1. Посадка комнатных растений

октябрь

Копылова Т.В.

Пополнение зеленого уголка

  1. Беседы и консультаций с родителями по экологическому воспитанию (приложение 2)

ноябрь

Копылова Т.В.

Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию

  1. Беседы – пятиминутки для детей «Дом, в котором я живу!».        

В течение года

Копылова Т.В.

Пробуждение познавательной активности (любознательности)

  1.  Игры с детьми по экологии (приложение 3)

( в электронном варианте)

В течение года

Копылова Т.В.

-     пополнение развивающей среды.

- умение устанавливать простейшие взаимосвязи;

- расширение активного и пассивного словаря:

- разовьются коммуникативные навыки;

- улучшиться внимание, память.

  1. Ширмы для родителей по экологическому воспитанию (приложение 4)

В течение года

Копылова Т.В.

Экологическое воспитание

  1. Раскрыть понятие «Зимующие птицы» через целевые прогулки, беседы, развлечения.        

ноябрь

Копылова Т.В.

- Знакомство детей с названием зимующих птиц, их характерными особенностями.

- Изготовление кормушки для птиц.

  1. Круглые столы для родителей «Сбережем родную природу». (приложение 5)

В течение года

Копылова Т.В.

Решение проблемных ситуаций

  1. Опытно-исследовательская деятельность «Природа зимой»

декабрь, январь,февраль

Копылова Т.В.

- Расширение знаний о явлениях природы зимой (деревья нашего участка)

- Опытно-исследовательская деятельность «Свойства снега»

  1. НОД с детьми аппликация «Снегири на ветке рябины»

январь

Копылова Т.В.

Дать понятия о перелётных и зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела.

  1. Театр картинок «Три поросенка»

март

Копылова Т.В.

Проявление интереса, умение устанавливать взаимосвязи.

  1. Альбом «Комнатные растения»

март

Копылова Т.В.

Пополнение развивающей среды.

  1. Игра – инсценировка «На бабушкином дворе».

апрель

Копылова Т.В.

Расширение знаний детей о домашних животных

  1. Развлечение (КТД)  «Русская природа»

май

Копылова Т.В.

Знакомство детей с явлениями природы весной.

  1. Диагностика знаний детей по развитию естественно – научных представлений.        

май

Копылова Т.В.

Анализ знаний детей.

  1. Наблюдение за трудом взрослых (помощник воспитателя, повар, дворник).

В течение года

Копылова Т.В.

- воспитывать уважение к труду людей;

- учить приходить на помощь окружающим.

  1. Акция «Чистый двор»

В течение года

Копылова Т.В.

Родители

Благоустройство территории.

  1. Итоговая фотовыставка

май

Копылова Т.В.

Приложение 6

 Конкретные ожидаемые результаты:

В ходе реализации проекта «Дом, в котором мы живем!» педагоги планируют достичь следующих результатов:

Ребенок:

1. Развитие активной речи детей.

2. Развитие навыков сотрудничества, партнерского общения.

3. Повышение познавательной активности у детей.

Педагог:

1. Повышение педагогической компетентности по разделу развитие естественно – научных представлений у детей.

2. Установление взаимосвязи между взрослыми и детьми.

3. Создание в ДОУ условий для развития у детей знаний о различных объектах природы.

Родитель:

1. Знакомство с проблемой развития у детей естественно – научных представлений.

2. Прямое включение в процесс сбора информации, наглядного материала.

3. Развитие доверительных отношений с педагогами ДОУ.

4. Сближение членов семей, построение доверительных взаимоотношений с детьми.

Трансляция проекта        

  • Презентация для педагогов ДОУ.
  • Рекомендации для родителей в наглядной форме.

Перспективы проекта        

  • Распространение педагогического опыта через консультации, семинары для педагогов ДОУ.
  • Фотогазета для родителей.

Предполагаемые риски        

  • Пропуски детьми детского сада без уважительных причин.
  • Недостаточное количество наглядного и игрового оборудования.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

1. Ф.И.О.

2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего села?

3. Считаете ли вы, что в нашем селе существуют экологические проблемы? Какие?

4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего села, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу

6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для села?

8. Как вы считаете, в нашем селе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

Приложение 2

Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию

1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)

2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)

3. Поклонись   ягодке. (Поговорить   о ягодах   Подмосковья,   рассказать,   какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)

4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)

5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)

Приложение 4

Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию

1. Азбука поведения в природе.

2. Прогулки в природу.

3. Войди в природу другом!

4. Очей очарованье!

5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).

6. В лес по грибы.

7. Поможем крылатым докторам (о птицах).

8. Наши друзья — насекомые.

9. Защитим друзей леса!

10. Пожар — это беда леса!

11. Сбережем нашу елочку.

12. Цветы — земной красы начало.

13. Первоцветы — вестники весны.

14. Давайте беречь воду!

Приложение 5

Материал круглого стола для родителей

«Сбережем родную природу»

1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.

• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?

• Оказывает ли общество влияние на природную среду?

• Может ли  мораль  (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

2. Разобрать следующие ситуации.

• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну   внимательно   ее   рассмотреть   и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

Вопросы

Правильно ли поступила мать?

Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?

Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой    в    саду,    заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.

Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Вопросы

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?

Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?

3. Развлечение (КТД)  «Русская природа».

4. Обсуждение с родителями увиденного.

• Считают ли они, что такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь ее.

• Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?

«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому». (К. Станиславский)

5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы (2-6 ноября) в _первой младшей группе. Тема недели "Дом, в котором мы живем"

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы (первая неделя ноября) в первой младшей группе. Тема недели "Дом, в котором мы живем"...

Планирование во 2 младшей группе на тему Дом, в котором я живу

Планирование "Дом. в котором я живу" 2 младшая группа...

Конспект НОД по художественно - эстетическому творчеству детей средней группы по теме: "Дом в котором я живу"

Развивать познавательный интерес, творческие способности и инциативу детей, а так же воспитывать у ребёнка любовь, уважение и привязанность к своему дому, городу поможет это занятие....

Материал для дистанционного обучения воспитанников 1й младшей группы по теме «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» музыкальное развитие

Материал предназначен  для домашнего обучения воспитанников 1й младшей группы по  теме «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ». С помощью этой подборки родители легко смогут помочь ребенку закре...

Конспект ОД с детьми младшей группы Изобразительная деятельность «Город, в котором я живу»»

Пусть наш город вырастает С каждым годом, с каждым днем. Пусть всегда в нём процветают Каждый житель, каждый дом....

Проект для второй младшей группы по экологии "Капелька по имени Элли"

Проектная деятельность для второй младшей группы по экологии. Представлена актуальность проекта, план работы и конспекты к нему....