Музейная педагогика как средство ознакомления с родным городом
статья по окружающему миру на тему

Кашаева Екатерина Ивановна

 

      Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призванные формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему   Отечеству. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Но в современных условиях наблюдается противоречие, обусловленное нежеланием родителей уделять должного внимания проблеме патриотического воспитания  дошкольников вследствие отсутствия единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Умка»

«Музейная педагогика как средство

ознакомления с родным городом».

Воспитатель:

Кашаева Екатерина Ивановна

г. Елизово

 2017

                             

«Любовь к родному краю, родной

 культуре,

                                            родной речи начинается с малого –  любви

к  своей семье, к своему жилищу, к своему

                                     детскому саду. Постоянно расширяясь,

                                     эта любовь переходит к родной стране,

                                      к её истории, прошлому и настоящему

       ко всему человечеству»

                                                                                                 Д. С. Лихачев                                                        

       Современный этап развития общества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей познать и понять историю и культуру своей страны. Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту, где родился человек, поэтому одной из важнейших задач своей работы с дошкольниками считаю возможность как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, интерес к истории своего края, города.

      Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призванные формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему   Отечеству. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Но в современных условиях наблюдается противоречие, обусловленное нежеланием родителей уделять должного внимания проблеме патриотического воспитания  дошкольников вследствие отсутствия единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей.

Мной были выявлены следующие проблемы: дети владеют недостаточной информацией о родном городе; отсутствует  интерес к истории города,  культурным ценностям, гордость за свой родной город.

Наличие этих проблем, побудило меня  включиться в последовательную, поэтапную работу, которую  строила по блокам, от простого к сложному, от знакомого к неизвестному, учитывая возрастные особенности детей.

     Одной из главных форм формирования познавательного интереса к родному городу считаю музейную педагогику. Именно она является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

      Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность образовательного учреждения (музейной комнаты).

      Так что же подразумевает понятие «Музейная педагогика»?

 Музейная педагогика — это наука о воспитании средствами музея, а

понятие «музейная педагогика» сформулировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Отечественная теория музейной педагогики начала формироваться в конце XIX – начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников русской экскурсионной школы (Н. А. Гейнике, И. М. Гревс, Б. Е. Райков и др.) и сторонников образования педагогических, школьных и детских музеев (Н. Д. Бартрам, А. У. Зеленков, М. В. Новорусский, М. С. Страхова, Н. А. Флёров и др.).

В конце XX столетия (1990) на базе Государственного Русского музея создаётся Российский центр музейной педагогики и детского творчества, главной задачей которого являлась интеграция музея в систему народного образования.

      Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, виртуальных музейных посещений, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Важная особенность мини-музеев в  развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, активный деятель. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их семей.

      Дети совместно с родителями изготавливали макеты памятных и культурных мест нашего города. Приносили исторические фотографии  города, бережно хранимые теперь в стенах нашего мини-музея в группе детского сада.  Часть фотографий легла в основу авторской книги «Пою тебя, Елизово».  Постоянное его пополнение формирует детский интерес, воспитывает  такие чувства, как привязанность, любовь к своей  малой Родине.  Пробуждает   у детей желание   получить как можно больше информации о родном городе.

      Сущность моего опыта заключается в создании творческо-исследовательской среды при ознакомлении дошкольников с родным городом, которая будет способствовать возможности непосредственно прикоснуться каждому ребенку и его семье к своей истории и культуре родного города.

      Опыт использования мини - музея в ДОУ с целью социокультурного развития дошкольников приносит результаты. Дети знают о том, какую  ценность несет музей , правила поведения в нем, с удовольствием принимают участие в создании музея и привлекают своих родителей. Активно используя средства музейной педагогики в познавательной, продуктивной, исследовательской, игровой деятельности, дети значительно расширили своё представление о родном городе Елизово, историческом, культурном, природном своеобразии родного края.

    Музейная  педагогика  —  один  из  самых  перспективных  направлений 

музейного  дела  в  мире.  Именно  в  этом  контексте  и  должна  создаваться новая  музейная  структура  —  музейно-педагогическая  служба  социально-досуговой  ориентации  с  привлечением  педагогов-активистов,  которая  призвана:  преодолевать  традиционную  консервативную  музейную  среду,  развивать  детские  общественные  программы  в  рамках  взрослого  музея,  переориентируя  его  на  зрителя-ребенка.  Благодаря  этой  структуре  музеи  не  будут  умирать,  к  ним  будут  приходить  и «прикасаться»  неравнодушные  и  подготовленные  юные  посетители.

Список литературы:

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем как средство патриотического воспитания дошкольников

Предлагаемые  дидактические   игры  по краеведению  помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми...

Консультация для воспитателей "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания"

Базовым этапом формирования у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине по праву считается накопление детьми опыта социальной жизни в родном городе, усвоение принятых в городе норм поведения,...

Воспитание патриотизма по средствам ознакомления с родным городом.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « СИМВОЛЫ РОССИИ » ...

Роль музейной педагогики в воспитании любви к родному краю.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что ...

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»

Данный проект адресован работникам  дошкольных образовательных учреждений с целью   патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста,  формирования у детей любви к Ро...

«Использование средств музейной педагогики в воспитании любви к родному краю и его жителям».

  Музейная педагогика помогает решать многие задачи дошкольного образования, среди которых - активизация познавательного интереса к истории родного города, традициям народной культуры Люди...

Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...