Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ФЦКМ,тема: "Народные промыслы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кравцова Татьяна Николаевна

ООД «Формирование целостной картины мира»

Тема: «Народные промыслы».

 

Цель: Дети закрепили знания о русском народном декоративно-прикладном искусстве; называют виды народного декоративно-прикладного искусства;

различают и называют знакомые народные игрушки (Дымка, матрёшки, их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель, Палех)

 

Образовательная среда: дымковские игрушки, матрёшки, подносы с городецкой росписью, палехская шкатулка, посуда, расписанная хохломской росписью, предметы, расписанные гжельской росписью, ноутбук, деревянные ложки для росписи, краски, вода, кисточки, аудиозаписи народной музыки.

 

Форма организации: ООД «Познавательное развитие» ФЦКМ.

 

Характер взаимодействия: форма общения со взрослым: внеситуативно-познавательная; форма общения со сверстником: ситуативно-деловая.

 

Ход:

1.  Потребностно-мотивационо-целевой этап

- Ребята, подскажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем? (Ответы детей.)

2.  Практический

- Как вы понимаете такую пословицу«Славится птица перьем, а человек уменьем»? (Ответы детей: человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чём он мастер)

- Ребята, а откуда же вообще пошёл народный промысел? (Предположения детей.) В старину летом для людей было много работы, а зимой – нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятие: кто-то выстругивал матрёшек, кто-то украшал шкатулки. Каждое село славилось своим искусством. И до сих пор ручная работа ценится очень высоко. Ну, а сейчас начнём наше путешествие по мастерским народных умельцев!

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди – мастера!

- Ребята, обычно каждый вид декоративно-прикладного искусства получал своё название от села, в котором был придуман. Посмотрим же на работу народных умельцев.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ООД «Формирование целостной картины мира»

Тема: «Народные промыслы».

Цель: Дети закрепили знания о русском народном декоративно-прикладном искусстве; называют виды народного декоративно-прикладного искусства;

различают и называют знакомые народные игрушки (Дымка, матрёшки, их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель, Палех)

Образовательная среда: дымковские игрушки, матрёшки, подносы с городецкой росписью, палехская шкатулка, посуда, расписанная хохломской росписью, предметы, расписанные гжельской росписью, ноутбук, деревянные ложки для росписи, краски, вода, кисточки, аудиозаписи народной музыки.

Форма организации: ООД «Познавательное развитие» ФЦКМ.

Характер взаимодействия: форма общения со взрослым: внеситуативно-познавательная; форма общения со сверстником: ситуативно-деловая.

Ход:

1.  Потребностно-мотивационо-целевой этап

- Ребята, подскажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем? (Ответы детей.)

2.  Практический

- Как вы понимаете такую пословицу«Славится птица перьем, а человек уменьем»? (Ответы детей: человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чём он мастер)

- Ребята, а откуда же вообще пошёл народный промысел? (Предположения детей.) В старину летом для людей было много работы, а зимой – нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятие: кто-то выстругивал матрёшек, кто-то украшал шкатулки. Каждое село славилось своим искусством. И до сих пор ручная работа ценится очень высоко. Ну, а сейчас начнём наше путешествие по мастерским народных умельцев!

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди – мастера!

- Ребята, обычно каждый вид декоративно-прикладного искусства получал своё название от села, в котором был придуман. Посмотрим же на работу народных умельцев.

На доске появляется изображение гжельской росписи.

- Ребята, что же это за изделия такие интересные? (Ответы детей: гжель)

- Почему эти изделия называют гжельскими? (Ответы детей: потому что они из деревни Гжель)

- Чем же эта роспись отличается от других росписей, как вы её узнали? (Ответы детей: всего два цвета: белый и синий!)

- Что обычно расписывают этой росписью? (Ответы детей: гжелью обычно расписывают посуду или фарфоровые фигурки)

- Давайте посмотрим, что на нашем столике есть из гжели?

Дети подходят к столику с предметами народного промысла

- Арсений, выбери предмет гжельской росписи.

Если в Гжели вы бывали,

То посуду там видали,

Что за синие просторы!

И картины, и узоры!

Дети возвращаются на стульчики. На экране изображение дымковской игрушки

- Ребята, что это? (Ответы детей: Дымковская игрушка)

почему она так называется? (Ответы детей: потому что она из седа Дымково)

- Что изображают эти игрушки? (Ответы детей: дымковские игрушки изображают людей и животных)

- Из чего сделаны эти игрушки? (Ответы детей: эти игрушки сделаны из глины, затем их обжигают в печи)

- Какие элементы использовали умельцы в этой росписи? (Ответы детей: волнистые линии, геометрические фигуры, горошины)

- Давайте посмотрим, есть ли у нас дымковские игрушки на нашем народном столике. Катя нам покажет.

Дети подходят к столу. Катя показывает на дымковскую игрушку.

В Дымково есть мастера,

Глиной заняты с утра.

Лепят барынь расписных

И зверушек озорных.

Дети возвращаются на свои места. На экране появляется изображение предметов городецкой росписи

- Ребята, а это у нас какая роспись? (Ответы детей: это городецкая роспись!)

- Почему она называется городецкой? (Ответы детей: потому что она из города Городец)

- Что расписывали городецкой росписью? (Ответы детей: изделия домашнего обихода, предметы быта)

- Как вы узнали городецкую роспись? Какие образы используют в ней мастера? (Ответы детей: часто используется образ коня и птицы)

- А почему именно этих животных выбрали умельцы? (Ответы детей.) Конь считается символом богатства, а птица – символом счастья.

- Давайте пройдём к нашему столику. Артем, выбери предмет городецкой росписи

Артем выбирает.

Едет в город Городец

Покупать товар купец:

Разрисованные прялки,

Люльки, доски и качалки

Дети возвращаются на свои места. На экране изображение воронежской матрёшки.

- Это что за куколка? (Ответы детей: это матрёшка)

- Ребята, это не простая матрёшка, а это матрёшка наша, воронежская. Посмотрите, какой она необычной формы. Скажите, а почему эта куколка зовётся матрёшкой? (Ответы детей.) Название матрёшки происходит от имени Матрёна, что означает «матерь», то есть мама.

- А вы знаете, что спрятано в матрёшке? (Ответы детей: да, другие матрёшки)

- Что же это обозначает, зачем мастера прятали несколько кукол в одну? (Ответы детей.) Это символизирует плодородие, большую семью

- А из чего же сделаны матрёшки? (Ответы детей: матрёшки сделаны из дерева)

- Какое дерево брали мастера для матрёшки? Почему? (Ответы детей.) Липу, потому что её древесина мягкая, хорошо и долго хранится.

- Дети, давайте же пройдём к нашему столику и посмотрим на матрёшечек. Саша, покажи нам матрёшку.

Поколдую я немножко,

У меня одна матрёшка.

На столе она стояла…

А теперь их 10 стало.

- Ребята, посмотрите, у нас несколько матрёшек, и все разные. Матрёшки – это отражение той местности, откуда они родом, их костюм изображает костюмы женщин, которые принято было носить в этой местности.

- Ребята, а что за шкатулочка у нас тут? Вы знаете, как называется эта роспись? (Ответы детей: палехская роспись)

В Палехе картины не рисуют в рамах,

В Палехе картины на шкатулках прямо.

Русские мотивы о счастливой доле:

Девицы и парни на гулянье, в поле…

- Почему она называется палехской росписью? (Ответы детей: потому что она зародилась в посёлке Палех)

- Что расписывают палехской росписью? (Ответы детей.) Палехской росписью расписывают шкатулки

- Что же изображают палехские мастера на своих шкатулках? (Ответы детей.) Сцены из жизни людей – народные гуляния, тройки коней с ездоками, жнецов в поле и т. д.

- Шкатулки покрывают чёрным лаком, а затем расписывают. Какие цвета используют народные умельцы в палехской росписи? (Ответы детей.)

- Молодцы! Дети, посмотрите внимательно, а есть ли у нас тут роспись, которую мы не называли? (Ответы детей: да! Это хохломская роспись!)

Хохлома, хохлома!

Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чаши, блюда –

Золотая вся посуда!

- Что же такое хохлома, почему её называют золотой? (Ответы детей: потому что много жёлтого цвета)

- А ещё какие цвета используют хохломские мастера? (Ответы детей: чёрный, красный, зелёный)

- Что расписывают этой росписью? (Ответы детей: посуду, мебель)

- Посмотрите, у нас и матрёшка есть, расписанная хохломой! Из чего сделаны эти изделия? (Ответы детей: из дерева липы)

- Какие элементы присутствуют в этой росписи? (Ответы детей: ягодки, листочки, завиточки)

- Правильно, дети, и это называется растительный орнамент, потому что он берётся из природы

- Дети, а посмотрите, какие красивые ложки хохломские! А вы знаете, что ложки сначала были простые, для еды, а затем их стали украшать росписью и стало это искусством. Но в последствии, появились ложкари. А кто же это такие? Это не те, которые их изготовляет, а которые играют на них и с ними танцуют! А ну, ребята, взяли ложки! Давайте попробуем сыграть на них! Постучим ими, послушайте, как ложки красиво звучат!

Дети постучали ложками

- А давайте мы с ними ещё и потанцуем! А ну-ка, девочки, берите платочки, давайте устроим танцевальный баттл, а в старину эта игра использовалась в народных гуляниях

Звучит музыка «Барыня». Дети танцуют.

- А давайте мы представим, что мы – народные умельцы, и попробуем украсить наши ложки хохломской росписью, а это искусство называется декор. Декор – это значит украсить ложку

Дети проходят к столам и садятся.

- Как мы с вами будем расписывать ложки? (Ответы детей: хохломской росписью)

- А что нужно сделать перед рисованием? (Ответы детей: размять ручки)

Пальчиковая гимнастика.

Берём кисточки в руки

Держим кисточку вот так

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз,

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом

Закрутилась, как волчок,

За тычком идёт тычок!

- Ребята, давайте возьмём наши краски, которые мы с вами изготовили, и распишем ложки золотой хохломой!

Звучит музыка, и дети расписывают ложки

- Ребята, вам понравилось наше путешествие по мастерским народных умельцев? (Ответы детей: да!)

- А на память о нашем путешествии вам остаются эти ложки, которые вы расписали сами.

3.Результативный: 

- О каких видах росписи мы говорили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Замок Снежной королевы"

Цель: Развитие творческого воображения через погружение детей в сказочную ситуацию  с использованием конструктора из геометрических фигур для тканевой пластики.Задачи: 1....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по физическому развитию «Волшебный цветок»

Организованная образовательная деятельность направлена на воспитание основ здорового образа жизни...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема. Звуки «К – Г». Буквы К –Г.           Домашние птицы.Цель.Различение и правильное  произношение звуков.Дифференциация звуков. Различение зво...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «День Победы»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Совушка – мудрая головушка»

Организованная образовательная деятельность подготовлена с использованием следующей литературы: основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, работающей по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи на тему: "Наш родной город"

Когда-то много-много лет тому назад на месте нашего города стояли дремучие леса. На берегу реки Оки стоял Белопесоцкий мужской монастырь. В его стенах находили пристанище раненые воины. Монастырь стоя...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (рисование) Тема: «Сказка о царе Салтане»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (рисивание) Тема:"Сказка  о царе Салтане"...