Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с водоемами родного края и их обитателями».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Горелова  Елена  Ивановна

Знакомство с водоемами р. п. Шербакуль и их обитателями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному  развитию  «Знакомство с водоемами родного края и их обитателями».

Тема: Знакомство с водоемами родного края и их обитателями.

Занятие разработано для детей  старшей  группы (5 -6 лет).

Цель: Сформировать представления о водоемах родного края и их обитателях.

Задачи:

 Обучающие: Познакомить с  озерами Шербакульского  района. Расширять у детей представления о водных обитателях - рыбах, птицах,. Развивающие: Развивать  познавательный интерес, коммуникативные навыки,  устанавливать психологические контакты со сверстниками для достижения общей цели.

  Воспитательные: Воспитывать интерес к родному краюлюбовь к природе,  бережное отношение к водным ресурсам.

Материалы и оборудование: Иллюстрационный материал (презентация озера Шербакульского района). Фломастеры, альбомные листы на каждого ребенка.

Ход занятия:

 Воспитатель: (Показывает  глобус) Вы знаете, что это такое? (Глобус. Модель Земли)

 - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.  Посмотрите внимательно на глобус.  Что мы  можем увидеть на нем?  (разные цвета). Зеленым цветом обозначены равнины, где растет трава, желтым – пустыни, темно-коричневым – горы.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)
«Из космоса наша планета видится голубой. Почему?  Как изображена на глобусе вода? Тоненькие линии — это реки, небольшие синие пятнышки — озера, большие — моря и океаны. Жизнь есть только там, где есть вода!  Как вы думаете, чего больше на планете - суши или воды. 

3.Формулировка проблемы: Может, кто- то догадался, о чем сегодня пойдет разговор? (о воде) Да. Мы уже многое знаем об этом веществе. Скажите, может ли природа обходиться без воды?

Воспитатель: - Кто мне скажет, как называется наша страна? (Россия) А как называется наш  поселок? (Шербакуль). Верно, наш  поселок называется Шербакуль, он находится на территории  Омской  области, где множество рек и озер. А вы знаете, сколько у нас  в Шербакуле озер и как они называются? (ответы детей).  

А сейчас ребята мы с вами отправимся в путешествие по  озерам нашего района. Главное чудо нашего поселка – это пять озер расположенных на территории Шербакульского  района. Наши озера – это наша местная святыня, тесно связанная с историей края, его прошлым, настоящим и будущим. По легенде, наш поселок, получил свое название по названию озера Шербакты. Если перевести название поселка, то получится -  Шербакуль – край озер или огороженное озерами. И это действительно так. Путнику, следующему по трассе Омск – Екатеринославка, среди лесов и полей   встречается пять равноудаленных друг от друга озер.

Строки о наших озерах  простилаются нитью в стихах местных авторов: Под небом ясным, ярко – синим,

В краю озер, березовых лесов,

Мой Шербакуль – ты часть России.

Рожден трудами дедов и отцов. (Леонид Евсеев)

Показ слайдов (В ходе показа слайдов воспитатель рассказывает  об  озерах, их название.)

2 слайд: Озеро Шербакульское (Местное, Шербакты)

3 слайд: озеро Бол. Ащикуль (Щегуль) Ближайшее место отдыха жителей шебаркуля.

4 слайд: Озеро «Сухое»

5 слайд: Озеро «Жалтырь»

Воспитатель: А сейчас давайте поговорим об обитателях озер. Ведь подводный мир богат и разнообразен. Ребята, а каких обитателей знаете вы?

Караси обитают в болотистых озерах и реках. В зависимости от цвета чешуи карась бывает золотой и серебристый. Питаются растениями, мелкими животными организмами. В суровую зиму  впадают в спячку и могут проспать до весны даже в полностью замерзшей речке.

Кроме рыб есть и другие обитатели водоемов:  лягушки.

Лягушки. Зимуют в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми. Питаются насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих), рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара. 

Воспитатель: Многие  наши  озера загрязнены, отдыхающие,  разводят костры,  а уходя, оставляют  мусор, бутылки, консервные банки. Моют машины в воду, попадает масло, бензин. Как вы думаете это хорошо или плохо?   Сейчас мы проведем опыт.

Опыт:

  В емкость с водой наливается вода из «озера», в которой есть растительное масло, обозначающее  бензин, масло . Дети пробуют его убрать подручными средствами (ложкой, ситечком, салфеткой). Делают вывод, что это невозможно. В эту жидкость помещается перо птицы. Оно покрывается маслом, склеивается. Делается вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они могут погибнуть. По ходу деятельности воспитатель задает вопросы:

- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (Ответы детей)

- Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы детей)

- Как можно очистить водоем? (Ответы детей)

   В  наше время следует, бережно относится к воде, не загрязнять её. 

 Водоемы нужно охранять, оберегать. Сейчас посмотрим слайды и запомним правила поведения у водоемов(слайды с 5 – 8).

Практическая работа в микро группах со знаками. Выводы и рекомендации по применению знаков.

- Предлагаю взять фломастеры  и нарисовать для людей знаки, которые бы призывали нас бережно относиться к  озерам, и показывали что не следует делать вблизи  озер. (Дети на листочках с помощью фломастеров рисуют знаки поведения у водоемов).

Спасибо, ребята, за такие красивые знаки, мы их повесим у нас в группе, и всегда будем помнить о том, как правильно себя вести на   озерах, будем следить за чистотой наших водоемов.

Рефлексия: 

- Ребята, о  чем мы сегодня с вами  говорили?

- Что нового узнали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Какой вывод мы сегодня сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С РОДИТЕЛЯМИ «Знатоки растительности родного края»

Деловая игра выявляет и расширяет знания родителей о природе родного края....

Конспект НОД познавательное развитие (региональный компонент) «Мой родной край»

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Самарской области. Формировать осознанное дейс...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Водоёмы Владимирского края и их обитатели»

Программное содержаниеПознакомить детей с водоёмами нашей области и их обитателями.   Обучение детей умению устанавливать рыб по внешнему виду с помощью рисунков и фотографий.Развивать у вос...

Экологическое развлечение "Водоемы родного края" (ЕАО) для средней и подготовительной группы

Цели:- развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире;- формирование стремления проявлять заботу о сохранении природы;- воспитывать культуру поведения в природе и бере...

Водоемы родного края, их обитатели.

Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о видах водоемов (озера, реки, пруды), дать представления об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприя...

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Водоемы родного края" (Природное окружение)

Мы живем в Карелии! Это край озер, рек и болот. Чаще мы знакомим с реками и озерами, но не уделяем внимание на болота. А болота - это кладезь пресной воды, разнообразный животный и растительный мир. П...

Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края»

Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края»(подготовительная группа)Цель: Познакомить детей с водоемами и пещерами родного края.Задачи: формировать предста...