"Станция Белгород приглашает"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ушакова Ольга Александровна


Цикл занятий-это 3 занятия,поледовательно сменяющие друг друга. Каждое занятие представлено ввиде станций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста

туристско-краеведческой направленности

«Станция Белгород приглашает!»

Цель. Обогащать представления детей о Белгородском крае.

Структура. Цикл занятий – это 3 занятия, последовательно сменяющие друг друга.  Каждое занятие представлено в виде станций:

1 станция – «Достопримечательности Белгорода»;

2 станция –  «Белгородская ярмарка»;

3 станция – «Любимые места Белгорода».

Образовательные области. Познавательное развитие, речевое развитие,  социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

1 СТАНЦИЯ – «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДА»

Цель: расширять представление детей о достопримечательностях Белгорода.

Программные задачи:

Образовательные: формировать представление детей о достопримечательностях города Белгорода.

Развивающие: развивать внимание, наблюдательность.

Воспитательные:  воспитывать интерес к достопримечательностям города; воспитывать чувство гордости, любви и уважения к родному городу.

Оборудование и материалы: чемоданчики, конверт с письмом, задания на чемоданчиках, картинки достопримечательностей Белгорода, разрезные картинки, музыкальное сопровождение физминутки.

Наглядный материал к занятию представлен в приложении 1.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о прошлом и настоящем города Белгорода, рассматривание книг и фотографий с достопримечательностями родного города, заучивание физминутки.

Ход работы:

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель: Здравствуйте ребята, нам предстоит увлекательное путешествие по станциям родного города. А по каким мы узнаем очень скоро!

Сегодня пришла в детский сад и у входа нашла чемоданчики. Но оказалось, что они закрыты, и я не могу их отрыть. На одном из них был прикреплен конверт, на котором написано «От злого волшебника детскому саду». Прочитаем его?

Дети: Да!

Поисковый этап

Воспитатель: «Приветствую Вас, мои уважаемые! Принес я Вам подарок, даже несколько… Но открыть вы их сможете лишь выполнив определенные задания, очень трудные!

                                                                               Ваш злой волшебник»

Да, ребята, преподнес нам Злой Волшебник задачку? Ну, что попробуем выполнить эти задания?

Дети: Да!

Практический этап

Воспитатель: На каждом чемоданчике прикреплено задание, выполнив которое, мы сможем открыть каждый чемоданчик.

Первый чемоданчик – «Отгадайте загадку и тогда сможете открыть первый чемоданчик и узнать, о чем сегодня будет занятие».

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном (Карта).

Так что это?

Дети: Карта.

Воспитатель: Вместе и громко произнесем: «Карта!». Посмотрите и чемоданчик открылся от волшебного слова «Карта». Что же там? А в нем лежит географическая карта. Да, это карта России – нашей большой Родины!

Дети, бывает большая Родина, а бывает малая. Наша большая Родина это (Россия). А значит мы кто? (Россияне)

Вот эта точка наша малая родина, наш любимый город. А вы знаете, как он называется? (Белгород), значит мы кто?(белгородцы) жители одного из самых красивых городов России, где очень много достопримечательностей.

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Дети: О Белгороде (достопримечательностях).

А что такое достопримечательности? Ответы детей

Воспитатель: Именно о них сегодня мы будем говорить и отправимся в путешествие по станции «Достопримечательности Белгорода». Но как любое путешествие оно загадочное, волшебное и необычное, поэтому нам предстоит преодолеть много сложностей и, благодаря нашему уму и нашей слаженности в работе, мы со всем справимся!

В каждом чемоданчике спрятана достопримечательность нашего замечательного города, и чтобы увидеть их нам придется выполнить много заданий? Готовы идти дальше?

Дети: Да!

Второй чемоданчик – «Открыв второй чемоданчик, вы сможете узнать несколько достопримечательностей города», вот несколько конвертов, в которых есть разрезные картинки, собрав их, вы поймете, о каких достопримечательностях идет речь»

Воспитатель: Разделимся на 4 группы, у каждой есть конверт, где изображена достопримечательность Белгорода, ваша задача все вместе собрать картинку, сказать, что это, и рассказать о ней.

Воспитатель раздает конверты, дети собирают картинки, рассказывают о них.

Воспитатель: Первая достопримечательность какая? – Соборная площадь.

Вторая – Историко-краеведческий музей.

Третья – Драматический театр имени М.С. Щепкина.

Четвертая – Музей-диорама «Огненная дуга»

Воспитатель достает из чемоданчика картинки достопримечательностей, которые собирали дети.

Воспитатель: Вот и второй чемоданчик расколдован!

Третий чемоданчик  – Воспитатель дотронулся до третьего чемоданчика, и  заиграла музыка.

Воспитатель: Чтобы открыть этот чемоданчик и узнать, какая достопримечательность там спрятана, нам нужно дружно встать и немного поиграть.

Люблю по городу гулять, (идут по кругу).

Люблю смотреть, (смотрят влево, вправо,

Люблю считать: (хлопают в ладоши,

Раз – дом, в котором я живу, (загибают пальцы,

Два – детский сад, куда хожу.

Площадь с фонтаном – это три,

Если хочешь – посмотри.

Библиотека – это четыре, мы туда уже ходили.

Пять – гуляю я опять

Школа искусств – это шесть

И талантов там не счесть.

Музыкальная школа – это семь,

Музыка нужна нам всем.

Восемь – это бассейн,

Девять – это Храм

Магазин куда хожу

Очень город свой люблю!

- Вот и чемоданчик открылся! А там… Посмотрите, что это?

Дети: Филармония!

Воспитатель:  Филармония  приобщает к великому искусству детей и молодёжь, учит понимать классические музыкальные произведения и любить их. Скажите, а кто-то был в филармонии? Ответы детей

А что вам там понравилось? Ответы детей

Четвертый чемоданчик  – «Город Белгород по праву считается одним из центров православия в России. Сегодня в этом красивом российском городе насчитывается несколько десятков православных церквей и монастырей. Это и сохранённые древние каменные храмы, и не так давно возведённые современные церкви. Все они создают неповторимый облик Белгорода и являются его духовными и культурными центрами».

Воспитатель:  Каждой подгруппе предлагаются картинки с изображением ряда достопримечательностей Белгорода, из которых должны выбрать храм Белгорода и рассказать о нем. Время выполнения задания – 3 минуты. Приступайте!

Проверим, что у вас получилось.

Вот и четвертый чемоданчик открыт!

Рефлексивно-оценочный этап

(Дети садятся на ковре по кругу, воспитатель достает кубик из чемоданчика)

Ребята, на память о нашей встрече я хочу подарить вам необычный кубик, на нем изображены достопримечательности Белгорода, чтобы вы не забывали их. Передавая друг другу кубик, вспомним:

- О каких достопримечательностях Белгорода мы говорили?

- Что нового узнали?

- Что больше всего понравилось вам? 

- Молодцы, ребята! На этом сегодня наше небольшое путешествие по Белгороду, по станции «Достопримечательности Белгорода» завершено! До скорой встречи на следующих станциях!

2 СТАНЦИЯ  «БЕЛГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА»

Цель:  знакомить детей с русскими народными обычаями.

Программные задачи:

Образовательные: обогащать представления детей о русских народных традициях, в частности о белгородской ярмарке; совершенствовать умение отвечать на вопрос полным предложением.

Развивающие: способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей; способствовать развитию мышления, памяти, внимания, мелкой моторики.

Воспитательные: воспитывать уважение к традициям и культуре русского народа.

Оборудование и материалы: куклы, письмо, карандаши, листы, сундук, презентация, картинки  и человечки (вырезанные) для рефлексии.

Предварительная работа: заучивание стихотворений.

Наглядный материал к занятию представлен в приложении 2.

Ход занятия:

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы продолжим знакомиться с краем Белгородским и окажется на следующей станции –  станции «Белгородская ярмарка».

 С давних времен у русского народа был обычай – устраивать ярмарки, на которые съезжались из разных мест продавцы и покупатели. А некоторые люди приходили сюда себя показать, да на других посмотреть. Так помимо торговли можно было поиграть в различные игры, помериться силой, попеть песни и станцевать народные танцы. И сегодня мы с вами побываем на ярмарке!

Просмотр презентации «Ярмарка»

Поисковый этап

Выходят два ребенка

1 ребенок: Выходи, честной народ,

в гости ярмарка зовет.

Ярмарка, ярмарка!

Огневая, яркая, плясовая, жаркая.

Глянешь налево – лавки с товаром,

Глянешь направо – веселье даром.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

2 ребенок: Добро пожаловать к нам на ярмарку!

У нас товару видимо-невидимо!

Подходите, посмотрите,

Да что-нибудь из игрушек возьмите!

Воспитатель: Ребята, попробуем окунуться в Белгородский ярморочный мир? Узнать, как там все происходит?

Практический этап

Воспитатель: А что такое в этом сундуке!? Давайте посмотрим. (в сундуке две куклы)

Предлагаю поиграть,

Во что одета кукла, рассказать.

Вставайте все из-за столов,

Платочек передавайте,

Все элементы костюма называйте.

Кукла-женщина: рубаха, юбка-понева, завеска, пояс, бусы (гайтан), лапти, сорока - комплекс женского костюма.

Кукла-мужчина: рубаха, пояс, штаны-портки, лапти, онуча, картуз.

Воспитатель: Кто внимательней, кукол сравните,

И отличия мне назовите.

Сравнение элементов мужского и женского костюмов

Воспитатель: Вот для каждого из вас элементы костюма.  Мальчики собирают комплект мужской одежды,  Девочки – комплект женской одежды.

Дети выполняют и называют

 (Достает третью куклу из сундука) 

Воспитатель: Посмотрите, что за диво?

Кукла хороша, красива!

Эта кукла - девочка,

Вот рубаха белая,

Ленточка в косе.

Сарафан расписанный,

Девочка в красе.

Повторите, во что одета девочка? (Дети повторяют) Что еще в
сундучке?

Достает письмо читает: «Я купец Никитин, убедительно прошу
изготовить эскизы девичьей одежды Белгородской области для
Ярмарки в поселке Борисовке».

Мы готовы выполнять заказ купца? (Да) Я рада, что вы откликнулись
на просьбу купца. Вы очень трудолюбивые, добрые и отзывчивые. Про таких
людей есть русские народные пословицы. Кто назовет пословицы о труде?

Спасибо, все готовы потрудиться?

Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей

Выставляются рисунки у доски

Воспитатель: Вот какая одежда на ярмарках. Но ярмарки – это еще веселье и хоровод! Именно этот простой танец был одним из наиболее древних способов увеселения на ярмарочных гуляниях. В хороводах всегда участвовало большое количество людей. Эта забава обязательно сопровождалась пением и музыкой.

Звучи русская народная мелодия. Дети становятся в круг и вместе с воспитателем ведут хоровод.

На ярмарках проводили народные игры, поэтому предлагаю поиграть!

«Ловкие ручки». Дети делятся на пары. Играющим раздаются катушки с веревочкой (середина нитки отмечена цветной ленточкой). Двое играющих берут катушки и отходят друг от друга, насколько позволяет длина нитки. По сигналу участники игры начинают быстро наматывать на катушку нитку и продвигаться вперед. Задача каждого игрока заключается в том, чтобы первым намотать нитку до середины.

Рефлексивно-оценочный этап

Вот и подошло к концу наше занятие-ярмарка.

Без смеха и шутки, друзья,

На свете никак жить нельзя.

В народные игры, вместе играя,

Силу и ловкость свою развивая,

Друзей настоящих сегодня нашли,

И все испытания дружно прошли.

Предлагаю каждому из вас прикрепить человечка на представленную картинку: если вам понравилось – то человечек смеется, если не понравилось – то он грустный. Так, мы получим общую картинку настроения сегодняшнего дня.

Дети прикрепляют человечка на картинку

3 СТАНЦИЯ – «ЛЮБИМЫЕ МЕСТА БЕЛГОРОДА»

Цель: познакомить детей с местами отдыха в Белгорода.

Программные задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей со значимыми местами Белгорода.

Развивающие: развивать наблюдательность, воображение, внимание;

Воспитательные:  воспитывать чувство любви к родному краю.

Оборудование и материалы: картинки любимых мест, разрезные картинки животных, видеофильм, аудиозапись – звук автобуса, настольный театр, пальчиковый театр, картинки для рефлексии.

Наглядный материал к занятию представлен в приложении 3.

Предварительная работа: повторение сказок «Репка» и «Курочка Ряба».

Ход работы:

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим наше небольшое путешествие по Белгородской земле. Наша станция «Любимые места Белгорода». По любимым местам мы отправимся на автобусе. Займите свои места!

Звучит звук автобуса, воспитатель садится перед детьми, держит руль, изображает, что едет.

Поисковый этап

Воспитатель: Так, стоп, приехали! Сегодня наша задача познакомиться с интересными местами, которые так любят все белгородцы. Вы их точно знаете! Но это не совсем простая задача, перед вами будут сложные и интересные задания, которые всем по плечу! Вы готовы?

Дети: Да!

Практический этап

Воспитатель: Мы приехали к первым назначенным местам, которые любят очень многие горожане: и взрослые, и дети. А какие? Сейчас узнаем.

Я вам покажу картинки, ваша задача назвать эти места!

- Парк Ленина

- Парк Победы

- Парк Гагарина.

Все любят проводить время в этих парках: гулять, играть, просто сидеть на скамейке и размышлять. А вы там были? Что делали?

Воспитатель: Ну, что поехали дальше?

Звучит звук автобуса

Воспитатель: А это место одно из самых любимых, где взрослые становятся детьми, а дети радуются от удивления!

Отгадайте загадку:

Ты иди сюда скорей,

Посмотри-ка на зверей,

На заморских, очень редких,

Что живут в просторных клетках.

Что это? (зоопарк)

Воспитатель показывает картинку зоопарка

Воспитатель:  Белгородский Зоопарк в Сосновке. Открылся 1 июня 2016 г. Территория вмещает 43 экспозиции для животных, экзотариум, искусственное озеро, пикник зону, кафе и детские площадки.

А сейчас вам предлагаю собрать разрезные картинки и узнать, какие же животные там обитают!

Воспитатель раздает разрезные картинки каждому ребенку

Воспитатель:  Так, кто у кого получился?

Вот мы и узнали, какие животные обитают в нашем Белгородском зоопарке. Но здесь недалеко есть еще одно очень интересное место, а какое, узнаем, когда приедем!

Звучит звук автобуса

Воспитатель:  Посмотрите на картинку, кто-то знает, что это?

Дети: Динопарк.

Воспитатель:  В День города 2017 года в Белгороде открыли Динопарк. Он находится в урочище Сосновка рядом с новым зоопарком.

Предлагаю посмотреть небольшое видео про Динопарк.

(http://belgorodtv.ru/?p=121083)

Звучит звук автобуса

Воспитатель:  Ребята, а сейчас мы приехали в одно из самых любимых мест, наверное, и ваших – это кинотеатр. Какие кинотеатры Белгорода вам известны?

- «Победа»

- «Радуга»

- «Русич»

- «Гринн-фильм»…

Предлагаю окунуться в мир кино. И ответить на мои вопросы:

  1. Из зоопарка какого американского города сбежали герои мультфильма «Мадагаскар»? Ответ: Нью-Йорка.
  2. Какой мультипликационный герой женился на принцессе Фионе? 
    Ответ: Шрек.
  3. Какой мультипликационный герой жалеет о том, что «день рождения только раз в году»? Ответ: Крокодил Гена.
  4. Как называлась серия мультфильмов, в которых волк всегда преследовал зайца? Ответ: Ну, погоди!
  5. Каково настоящее имя Царевны-лягушки?  Ответ: Василиса Премудрая
  6. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? 
    Ответ: крёстной 
  7. Как звали говорящего коня в серии мультфильмов про трех богатырей? Ответ: Юлий.
  8. В каком мультфильме 4 героя – черепахи, и все они – супергерои? Ответ: «Черепашки - ниндзя».
  9. Назовите имена героев мультфильма «Смешарики».  Ответ: Лосяш - лось, Крош – заяц, Ежонок – ежик, Нюша – поросенок, Бараш – барашек, Копатыч – медведь, Кар Карыч – ворона, Совунья - сова.
  10. В этом мультфильме белка на протяжении всего мультика искала орешек. Ответ: «Ледниковый период».

Воспитатель:  И последний пункт нашего назначения – это кукольный театр.

Воспитатель показывает картинки кукольного театра

Воспитатель:  А сейчас предлагаю поиграть, делимся на две группы,  у каждой задание: показать сказку:

1 группа – «Курочка Ряба» - пальчиковый театр.

2 группа – «Репка» - театр игрушек (настольный театр).

Дети показывают сказки

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель:  Какие вы сегодня активные! Молодцы! У меня есть много картинок различных героев мультфильмов с разными настроениями. Предлагаю по очереди подойти ко мне и выбрать героя с таким настроением, какое сейчас у вас.

Дети подходят к воспитателю и выбирают героя мультфильма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: "Город Белгород и его Святыни"

Познакомить детей с достопримечательностями города Белгорода, с его памятниками и историей. Воспитывать любовь к родному городу, чувство уважения и гордости за родной край....

Домашние праздники с Дедом Морозом. Приглашать или не приглашать?

Сейчас очень популяны домашние праздники с приглашением Деда Мороза и Снегурочки. Как сделать этот праздник приятным, в первую очередь для ребёнка?...

Интерактивные задания для СТАНЦИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ в игре по станциям

Игра выполнена в программе Excel и состоит из двух заданий:1) Герои сказок Ш. Перро - дети должны определить, каким героям принадлежат сказочные предметы. расположенные в рамке, и расставить соответст...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по городу Белгороду на тему «Мой родной город Белгород» для детей старшего дошкольного возраста на основе ФГОС ДО

Воспитатель в роли экскурсовода провел экскурсию по городу Белгороду с детьми подготовительной группы.Перед экскурсией рассмотрели карту РФ. Затем узнали интересные факты достопримечательностях, говор...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по городу Белгороду на тему «Мой родной город Белгород» для детей старшего дошкольного возраста на основе ФГОС ДО

Конспект непосредственной образовательной деятельности по городу Белгороду на тему «Мой родной город Белгород» для детей старшего дошкольного возраста на основе ФГОС ДО...

КОНСПЕКТ Игры по станциям ко Дню космонавтики Станция интеллектуальная «Зажги свою звезду»

Цель: формирование знаний о становлении космонавтики, о первых полётах в космос, о звездах и созвездиях, о космонавтах и космических исследованиях.Задачи: - образовательная: формировать у детей з...

Паспорт станции патриотической тропы. Станция «Берёзовая роща»

С чего начинается Родина? С речки, с лесной полянки, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растетна патриотической тропе нашего детского сада?...