Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Изучаем мыло, или как сделать воду мокрой для всех» с элементами ТРИЗ-технологии
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лихова Ольга Ивановна

Развитие представление о процессе смывания грязи и жира как о физическом явлении

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_eksperimentirovanie_mylo.docx126.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Изучаем мыло, или как сделать воду мокрой для всех» с элементами ТРИЗ.

МБ ДОУ «Детский сад 130» г.Чебоксары

Воспитатель Лихова Ольга Ивановна

Цель: Расширить представления детей о мыле, его свойствах и качествах.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление о процессе смывания грязи и жира как о физическом явлении;

продолжать учить моделировать процесс;

обогащать и активизировать словарь по теме.

Развивающие:

уметь на основе опытов анализировать и делать самостоятельно выводы;

развивать познавательную активность;

развивать связную речь, воображение.

Воспитательные:

воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Методы и приёмы: проблемная ситуация, беседа, экспериментирование, просмотр видеофильма, ММЧ (метод маленьких человечков).

Оборудование:

  1. Пробирки, штативы для пробирок, пипетки Пастера, стаканы лабораторные по количеству детей
  2. Тазик с водой, грязные тарелки, губки, полотенца бумажные
  3. Вода, краски гуашевые, масло растительное, моющее средство для посуды или жидкое мыло.

Ход занятия:

I. Вводно-мотивационная часть

Ребята, нашей Надежде Валерьяновне (младшему воспитателю) нужна наша помощь! Дело в том, что у нас отключили горячую воду и Надежда Валерьяновна переживает, как ей вымыть посуду после нашего обеда.

Воспитатель с младшим воспитателем подходят к тазику с грязной посудой

Как вы думаете, почему кружка из-под компота легко моется, а тарелка из-под супа плохо?

Ответы детей

На наших руках есть потожировые железы и мы тоже моем их с помощью специального средства. Какого?

Ответы детей

Младший воспитатель: А почему так происходит? Мыло, оно что- волшебное?

Воспитатель: а мы сейчас вам, Надежда Валерьяновна, все расскажем. Приглашаем вас в нашу лабораторию.

 Давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать в лаборатории?

Дети вместе с воспитателем вспоминают правила

Воспитатель: Одеваем наши защитные халаты и располагаемся за нашими рабочими столами.

II. Практическая часть.

Воспитатель: Для того, чтобы проверить растворяется ли жир в воде, что нам может понадобится?

Дети: жир, вода, лабораторная посуда.

Воспитатель и помощник воспитателя раздают посуду и реактивы

Итак, ребята, что нам нужно сделать дальше, чтобы проверить как взаимодействуют жир и вода?

Ответы детей

Воспитатель: Приступаем к эксперименту! Попробуйте перемешать, что вы видите?

(Дети производят манипуляции с маслом и водой и делают вывод, что вода и масло не смешиваются. Маленькие человечки воды и маленькие человечки масла не дружат между собой.)

Воспитатель: Так почему мы не может отмыть тарелки?

Дети: маленькие человечки воды не дружат с маленькими человечками масла.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие бывают маленькие человечки (твердые, жидкие, газообразные)

Физкультминутка: П/и «Маленькие человечки»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Здорово у вас получается играть в маленьких человечков!

Воспитатель: как же быть? И тарелки должны быть чистыми, а маленькие человечки воды, и маленькие человечки масло не хотят дружить.

Смоделируем нашу ситуацию.

        

Дети: нужно подружить маленьких человечков воды и масла.

Воспитатель: как?

Дети: нужен человечек, который дружит и с маслом, и с водой.

Моделируем это предположение

А кто дружит и с маслом, и с водой?

Дети: мыло

Воспитатель: давайте попробуем

(младший воспитатель наливает на губку мыло и протирает тарелки)

Воспитатель: а мы с вами добавим мыло в наши пробирки и попробуем перемешать содержимое пробирок. Что вы видите?

А что говорят об этом наши коллеги-ученые? Давайте посмотрим

Презентация видеофильма

III. Заключительная часть

Итог занятия:

Итак, ребята, правильный мы сделали вывод?

Как мы растворили жир в воде?

Нам удалось помочь нашему младшему воспитателю?

Я очень рада, что мы не только помогли нашей Надежде Валерьяновне, но и смогли объяснить процесс смывания грязи, как самые настоящие ученые!

Литература:

  1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. -128с
  2. Владимирова Т.В. Шаг в неизвестность. -АО «Первая образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015. -144с.
  3. Яковлева М.А. Большая книга научных опытов для детей и взрослых. - Москва: Эксмо, 2017.-280с
  4. www//youtube.com Наука для детей – Как это сделано: мыло


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Как сделать воду мокрой для всех?"

Конспект занятия разработан для старшего дошкольного возрата...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на прогулке « СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ ВОДЫ».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на прогулке                             ...

Конспект занятия "Как сделать воду мокрой для всех"

в занятии педагог знакомит детей о свойствах воды...

Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».

Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....

Тема. Смачивание, или почему вода мокрая. Как сделать воду мокрой для всех.

Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группыФорма организации: экспериментирование.Тема. Смачивание, или почему вода мокрая. Как сделать воду мокрой для всех.Цель: ...