Картотека "Патриотическое воспитание"
картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Картотека по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32

комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга

196605, Санкт-Петербург, улица генерала Хазова, д.11, литер А

КАРТОТЕКА

                ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ

                                       Составитель:  воспитатель высшей квалификационной             категорииЕ.В.Разгуляева

2018год

Санкт - Петербург

Картотека дидактических и развивающих игр

по нравственно -  патриотическому воспитанию

 

Название игры

Цель

Материал

Источник

Моя семья

1.

«Помощники в семье»

Способствовать формированию

 у детей уважения к труду взрослых членов семьи, сочувствия к ним, желание помочь.

Сюжетные картинки, на которых изображены разные бытовые сцены  (кто-то помогает маме убирать квартиру, бабушке - лепить пироги, дедушке – ремонтировать мебель), соответствующие атрибуты.

Л.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»

2.

«Назови ласково»

Вызвать желание рассказать о своей семье, используя слова в уменьшительно-ласкательной форме. Способствовать формированию у ребенка уважения к членам своей семьи.

Цветок с разноцветными лепестками. На каждом лепестке слова (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь)

Л.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»

3.

«Мои пожелания для бабушки и дедушки»

Способствовать развитию уважительного отношения к пожилым и старым  людям и побуждать к проявлению им сочувствия и уважения.

Фотоальбом с семейными фотографиями

4.

«Телефонный разговор»

Игра объясняет детям значение телефонной связи как предмета первой необходимости в критических ситуациях, случающихся дома, а также правила телефонного разговора.

Игрушечный телефонный аппарат

Л.М. Шипицына

«Азбука общения»

5.

«Мама устала»

Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям

Стул

С.И. Симинака

«Учимся сочувствовать, сопереживать»

6.

«Угадай настроение»

Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания к родным и близким людям

Набор пиктограмм

С.И. Симинака

«Учимся сочувствовать, сопереживать»

7.

«Хорошо - плохо»

Способствовать формированию осознанного отношения к соблюдению требований родителей

Набор сюжетных картинок

С.И. Симинака

«Учимся сочувствовать, сопереживать»

8.

«Назови профессию»

Способствовать развитию интереса к профессиям своих родителей.

Набор картинок «Профессии», фотографии родителей.

Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной  действительностью

9.

«Генеалогическое древо»

Добиться усвоения знаний детей об именах и отчествах своих родителей и близких родственников.

Генеалогическое древо детей (совместно выполненных с родителями)

М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

                

Детский сад

1.

 «Все работы хороши»  

Добиться уточнения знаний  о профессиях сотрудников детского сада. Способствовать формированию уважительного отношения к труду взрослых.

Набор картинок «Профессии»

Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной  действительностью»

2.

«Где это находится»

 Упражнять в умении свободно ориентироваться в помещении д/с и на участке.

Фотографии помещений детского сада

3.

«Что такое хорошо, что такое плохо»

Способствовать формированию осознанного отношения  к соблюдению требований взрослых. Вызвать желание помочь работникам детского сада и о детям.

Набор сюжетных картинок из серии «Хорошо – плохо»

С.И. Симинака

«Учимся сочувствовать, сопереживать»

4.

«Подбери необходимые предметы»

Способствовать развитию  знаний детей о д/с (о школе). Способствовать формированию чувства коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу.

Картинки «Школьные принадлежности» Демонстрационный материал «Детский сад», «Школа»

5.

«Назови профессию»

Систематизировать знания детей  о профессиях сотрудников детского сада.

Набор картинок «Профессии»

Маслова Л.Л.

 «Я и мир»

6.

«Волшебники»

Способствовать формированию дружелюбного отношения, умения проявлять внимание и заботу к своим ровесникам.

Волшебная палочка

С.И. Симинака

«Учимся сочувствовать, сопереживать»

7.

«Помощники в саду»

Способствовать развитию у детей уважения к труду взрослых,вызвать желание помочь.

Сюжетные картинки из серии «Наш детский сад»

Л.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»

        

Мой город

1.

«Гости Царского села»

Уточнить и закрепить знания детей о родном городе. Воспитывать любовь и желание больше узнать о достопримечательностях своего города.

Фотографии достопримечательностей города, карта города .

Художественная литература.

Н.А.Гурьева

«Детям о Царском Селе и Павловске»

2.

«Путешествие по городу»

Добиться уточнения знаний детей о своем городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен.

Фотографии города, карта города Пушкина.

Презентация «Наш город»

Н.А.Гурьева

«Детям о Царском Селе и Павловске»

3.

«Узнай, где я нахожусь»

Добиться уточнения знаний детей о родном городе. Упражнять в умении определять место расположения в городе по рассказу ребенка.

Открытки с видами родного города.

Н.А.Гурьева

«Детям о Царском Селе и Павловске»

4.

«Знаешь ли ты свой город?»

 Добиться уточнения знаний детей о достопримечательностях  своего города. Воспитывать любовь к родному городу.

Иллюстрации с изображением достопримечательностями города.

Т.Ю.Толкачёва

«Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

5.

«Найди флаг и герб Санкт-Петербурга»

Добиться уточнения знаний детей о флаге и гербе родного города.

Флаги разных городов (около 10)

Т.Ю.Толкачёва

«Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

6.

«Собери флаг и герб города»

Добиться уточнения знаний детей о флаге и гербе родного города. Упражнять в умении собирать из частей целое.

Разрезные герб и флаг города (на подгруппу детей).

Т.Ю.Толкачёва

«Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

7.

«Назови профессию»

Обеспечить развитие интереса к профессиям людей, живущим в нашем городе. Способствовать формированию уважительного отношение к их труду.

Набор картинок «Профессии», фотографии родителей. Книги с иллюстрациями города, промышленных зон.

8.

«Кто в городе живет?»

Добиться уточнения знаний детей о национальностях, проживающих в нашем городе. Способствовать формированию уважительноего отношения к людям разных национальностей.

Набор картинок «Народы России»

С. Вохринцева Демонстрационный материал «Народы России»

Родная страна

1.

«Узнай наш герб, флаг»

«Государственные символы России»

Добиться уточнения знаний детей о государственных символах России – гербе и флаге. Способствовать формированию уважительного отношения государственным символам.

Российский флаг, изображения флагов разных стран

Н.Г. Зеленова «Мы живем в России»

2.

«Иностранец»

В игровой форме закрепить знания детей России, о столице нашей Родины – Москве.

Фотоаппарат, очки, яркая одежда туриста, дорожная сумка.

Н.Г. Зеленова «Мы живем в России»

3.

«Узнай, где я нахожусь»

Добиться уточнения знаний детей о

достопримечательностях Москвы. Способствовать развитию чувства гордости за свою столицу, за свою Родину.

Иллюстрации с изображением достопримечат.  города Москвы .

Т.В. Смирнова «Дошкольникам о Москве и родной стране» стр. 56

6.

«Гости Москвы»

Добиться уточнения знаний детей о столице нашей Родины – Москвы.

Иллюстрации с изображением достопримечательностей  города Москвы

Т.В. Смирнова «Дошкольникам о Москве и родной стране»

7.

«Кто России живет?»

Добиться уточнения знаний детей о национальностях, проживающих на территории нашей страны.  Способствовать формированию уважительного отношения к людям разных национальностей.

Набор картинок «Народы России»

С. Вохринцева Демонстрационный материал «Народы России»

9.

«Праздники России»

(разрезные картинки)

Добиться уточнения знаний детей о родной стране, о ее государственных и народных праздниках.

Разрезные картинки «Праздники России»

Наша армия

1.

«Богатыри земли русской»

(разрезные картинки)

Добиться уточнения знаний детей о о русских богатырях, знать их имена. Упражнять в умении  составлять целое из частей.  Способствовать развитию  интереса к истории возникновения Руси.

Разрезные картинки (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, «Три богатыря»).  

Н.Г. Зеленова «Мы живем в России»

2.

«На земле, на небе и на море»

Добиться уточнения знаний детей о Российской армии, о родах ее войск. Пробудить чувства гордости к своей Отчизне.

Набор картинок «Вооруженные силы России»

С. Вохринцева «Познавательная и обучающая книжка-расскраска» - «Вооруженные силы России»

3.

«Подбери эмблему воину»

Добиться уточнения знаний детей о Российской армии, о родах ее войск. Пробудить чувства гордости к своей Отчизне, желание быть защитником своего Отечества.

Эмблемы разных видов войск, набор картинок «Вооруженные силы России»

4.

«Военная техника» (разрезные картинки)

Добиться уточнения знаний детей о Российской армии, о видах военной техники. Пробудить чувства гордости к своей Отчизне, уважение к профессии – военный.

Разрезные картинки «Военная техника»

С. Вохринцева «Познавательная и обучающая книжка-расскраска» - «Военная техника», «Танки», «Самолеты»

5.

«Чем похожи, чем отличаются?»

Добиться уточнения знаний о сходствах и отличиях в форме воинов разных родов войск. Способствовать развитию интереса к профессии – военный.

Картинки с изображением разных родов войск.

Демонстрационный материал «Защитники Отечества»

6.

«Кому что нужно?»

 Пробудить патриотические чувства, желание быть  похожими на солдат, быть храбрыми и отважными.

Иллюстрации  «Три богатыря», «Моряки-подводники», «Танкисты», «»Десантники», «Военные летчики». Силуэты предметов техники, оружия.

Д. Денисова «Защитники Отечества» (для занятий с детьми 6-7 лет)

Культура и традиции

1.

«Собери картинку»

Закрепить знания детей о разнообразных видах народно – прикладного искусства (дымковская игрушка, городецкая игрушка, матрешка). Развивать интерес к культурному наследию своего народа.

Разрезные картинки

С. Вохринцева «Познавательная и обучающая книжка-расскраска» - «Матрешки», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись»

«Хохлома»

2.

«Составь узор»

«Составь орнамент»

«Собери рубаху»

«Укрась сарафан»

Закрепить умение детей составлять узор для русского костюма (костюма народов ханты). Упражнять в умении собирать целостное изображение костюма из отдельных частей.

Шаблоны сарафанов, платьев, …… Элементы узоров (орнаментов). Разрезные картинки «Русский костюм»

Жукова Р.А. «Игра, как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет»

3.

«Найди отличия»

Расширять представления детей о культуре и традициях людей разных национальностей, проживающих в нашей стране. Закрепить знания об особенностях и отличиях  национальных костюмов. Способствовать развитию уважительного отношение к культуре людей разных национальностей.

Набор картинок «Народы России», «Русские костюмы»

С. Вохринцева Демонстрационный материал «Народы России»

6.

«Чудесный короб»

Закрепить знания детей о русском фольклоре. Продолжать знакомить с народными песнями.

Иллюстрации к различным народным сказкам, песенки, потешки.

Жукова Р.А. «Игра, как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет»

7.

«К какому празднику этот предмет»

Продолжать расширять представления детей о народных праздниках России. Приобщать детей к истокам народной культуры.

Венок, звезда, чучело, бубен; кулич, блины, жаворонки  (из соленого теста). Иллюстрации русских костюмов – женский, мужской, березка, церковь, ярмарка.

Кокуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

8.

«В каждой избушке свои игрушки»

Расширять представление детей о многообразии народных игрушек, об особенностях быта людей разного времени. Способствовать формированию уважительного  отношение к труду и творчеству мастеров.

Иллюстрации с изображением игрушек разных мастеров, современных игрушек, жилища людей (изба, многоэтажный дом)

С. Вохринцева «Познавательная и обучающая книжка-расскраска» - «Матрешки», «Дымковская игрушка»

Наша планета Земля

1.

«Доскажи словечко»

Расширять запас слов на тему космоса. Продолжать формировать любовь к своей стране, как первой покорительнице космоса.

Загадки о космосе, стихи-недосказки.

Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей ДОУ. Патриотическое воспитание»

2.

«Земля и Солнечная система»

Расширить представление детей о Солнечной системе, о планетах, о Луне, о Солнце.

Карта Солнечной системы. Д/и «Земля и Солнечная система»

3.

«Найди на глобусе»

Формировать умение пользоваться глобусом, находить на глобусе континенты и страны.  Способствовать формированию уважительного  отношение к людям любой  расы и национальности.

Глобус.

4.

«Нас много на земном шаре»

Продолжать знакомить детей с людьми  из разных стран и континентов.

Глобус, или карта мира. Иллюстрации из жизни людей разных рас и национальностей.

Маслова Л.Л.

«Я и мир»

6.

«Четвертый лишний»

Закрепить знания  детей о космической технике и о транспорте. Способствовать формированию уважительного  отношение  к людям военных профессий.

Набор картинок «Транспорт», «Космические машины»

7.

«Путешествие по планете Земля»

Закрепить и расширить представления детей о климатических зонах планеты, о ее недрах и богатствах.

Глобус. Карта мира.

9.

 «Созвездие»

Расширить представление детей о Солнечной системе, о созвездиях.

Карта Солнечной системы. Д/и «Земля, и Солнечная система»

10.

«Космическая  техника» (разрезные картинки)

Продолжать развивать представление детей  о космосе, о видах космической техники. Пробудить чувства гордости к своей Родине, уважения  к профессии – космонавт.

Разрезные картинки «Космические машины»

С. Вохринцева «Познавательная и обучающая книжка-расскраска» - «Космические машины»

Правила

1.

«Что такое хорошо, что такое плохо»

 

Добиться усвоения правил поведения, в детском саду, дома и  в общественных местах.  Способствовать формированию уважительного отношения к людям, умеющим вести себя в общественных местах, вызвать желание подражать им.

Д/и «Хорошо – плохо»

Маслова Л.Л.

«Я и мир»

2.

«Государство»

 Продолжать расширять представления детей о морали и праве, о законах государства.

Условный трон

М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

3.

«Нужно - нельзя»

Закрепить правила поведения в общественных местах. Способствовать формированию уважительного отношения к людям умеющим вести себя в общественных местах, вызвать желание подражать им.

Серия сюжетных картинок «Уроки вежливости и доброты»

Маслова Л.Л.

«Я и мир»

4.

«Права ребенка»

Продолжать знакомить детей с  их правами и обязанностями. Способствовать развитию отзывчивости  и доброты, чувству гражданской ответственности.

Стенд с картинками «Права детей»

Н.Г. Зеленова,

 Л.Е. Осипова «Мы живем в России»

5.

«Юный эколог»

Закреплять знания о законах природы. Пробудить чувства любви  и бережного отношения  к животному и природному миру.

Красная книга России. Экологические ситуации.

Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка»

6.

«Назови профессию»

Продолжать развивать интерес к людям разных профессий, защищающих наши права.  Способствовать формированию уважительного отношения к служителям правопорядка.

Набор картинок «Профессии». Сюжетные картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...