Перспективное планирование по теме неделя "Знакомство с народной культурой и традициями"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему

Черданцева Татьяна  Владимировна

Данная тематическая неделя способствует развитию у детей потребности и желание в познании творчества народной культуры, традиций, произведений народного, прикладного и изобразительного искусства на примере народной игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_narodnoy_kulturoy.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                                                   «Детский сад №39»

                                  Перспективное планирование по теме недели

                            «Знакомство с народной культурой и традициями»

                                                          Составила воспитатель

                                                                                         средней группы

                                                                                         Черданцева Т. В.

                                                                                              2018г.

                                                                              г. Усолье – Сибирское

Цель: 

Создать условия детям для первоначального представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных  и творческих способностей. Формировать элементарные представления об изменении видов  человеческого труда и быта на примере игрушки и предметов обихода.

Итоговое мероприятие: 

Оформление выставки творческих работ детей «Мы веселые матрешки»

День недели

Образовательная деятельность

в ходе режимных  моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями

Понедельник

Утро.

Прием детей, утренняя гимнастика.

Беседа: «Какие у тебя есть сказки»

Русский фольклор песенки, заклички, потешки «тили-бом! тили-бом! »,  «радуга-дуга… »

НОД

 1.Двигательная деятельность (физическая культура) Планирует инструктор по физической культуре.

2.Познавательно-исследовательская деятельность (ФЦКМ / ЧХЛ)

 Беседа: «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»

 Составление рассказа об игрушке.

 Рассказ  воспитателя о народной культуре и традициях

 Рассматривание дымковских игрушек

 Д /и. «Я начну, а ты продолжи»

 Д / и. «Угадай потешку»

Прогулка

Наблюдение за птицами на участке детского сада.

Цели: -  учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; - развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Отгадывание загадок о птицах

Подвижные игры  «Раз, два, три – беги», «Зайцы и волк»

Обед, организация сна, чтение сказки.

Вечер

Гимнастика после сна – «Шалтай-болтай».

Сюжетно-ролевые игры –  «Семья» (ждем гостей), «Магазин» (отдел игрушек).

Описательный рассказ о труде взрослых (гончар) Цель: Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых 

 

Игра по развитию речи – «Добрые слова» .

 «Образцовый порядок группы» - (поддержание внешнего вида кукол, складывание строительного материала на полку).

Сюжетно-ролевые игры –  «Семья» (ждем гостей), «Магазин» (отдел игрушек).

Настольно-печатные игры по желанию детей.

Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки».

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации, попросить принести в группу для рассматривания с детьми народные игрушки, поделки.

Вторник

Утро.

Прием детей, утренняя гимнастика.

Беседа с рассматриванием

«Какая народная игрушка больше всего нравится?»

Настольно-печатные игры по желанию детей.

НОД 

1.Музыкальное

Планирует музыкальный руководитель.

2.Изобразительное.

 «Матрешки любят разные одежки»

Задачи: Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования, познакомить с внешним обликом и особенностями росписи полхов-майданской матрешки, учить расписывать заготовку матрешки в стиле полхов- майданской росписи, развивать эстетическое восприятие и воображение; формировать творческие способности детей, воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Прогулка 

Наблюдение за изменениями в природе.

П/игры «Кто самый меткий?», «Догони»

Обед

 Использование потешек поговорок, загадок; «Солнышко, колоколышко», при умывании, одевании на прогулку.

Ситуативные разговоры о приспособлениях для умывания (умывальник, таз с водой).

Организация сна, чтение сказки.

Вечер:

- рассматривание картинок, на которых изображены предметы старинной одежды, утвари;

- проблемные ситуации «Как нам умыться если нет водопровода»;

образные игры имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра.

Игра по развитию речи  «Расскажи сказку» .

Настольно-печатные игры по желанию детей.

Чтение художественной литературы.

Самостоятельная игровая деятельность детей. Строительные игры с конструктором «Делаем  мебель  для матрешки».

Попросить родителей провести дома беседы с детьми о русских народных традициях.

Индивидуальное консультирование по каждому ребенку.

Среда

Утро.

Прием детей, утренняя гимнастика.

Ситуационное общение: «Выйдет котя в огород – всполошится весь народ» Цель. Знакомство с прибаутками и песнями о домашних животных, Вовлечение детей в подвижные народные игры.

Русская народная подвижная игра «Карусель». Цель: развитие общей моторики, развитие внимания.

НОД

1.Двигательная деятельность (физическая культура) Планирует инструктор по физической культуре.

2.Коммуникативная деятельность (развитие речи) 

Тема: «Матрешки-затейницы»

Задачи: познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы, сказки. Обогатить словарь детей за счёт понятий: шутка-прибаутка,  пословица. Формировать умение давать полный ответ на вопрос.

2.Музыкальное. Планирует музыкальный руководитель

Прогулка

Труд: Расчистка дорожек от снега. Цель: учить работать сообща.

 П/и. «Не упусти мяч». Цели:  учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь; воспитывать дружелюбие.

«Птички и птенчики». Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро находить свое место помогать друг другу.

Обед

Напомнить детям как нужно вести себя за столом.  Беседа «Поведение за столом». Задачи: Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить детей есть самостоятельно, обращать внимание на то, что нужно правильно держать столовую ложку, наклоняться над тарелкой.

Организация сна, чтение сказки.

Вечер

Гимнастика после сна «Два брата через дорогу живут».

Потешка для расчесывания волос «Расти, коса, до пояса»

Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка». Цель. Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари.

Игры детей по желанию.

Сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Больница» (прием у детского врача).

Настольно-печатные игры по желанию детей.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Поручения. Цель: Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений:  после игры убирать на место игрушки, строительный материал, приводить в порядок прически кукол.

Рекомендации родителям по одежде детей в зимнее время года.

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.

Четверг

Утро.

Прием детей, утренняя гимнастика.

Игра: « Мы из сказки». Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство.

НОД

1.Музыкальная деятельность (музыка)

Планирует музыкальный руководитель.

2.Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)

 Тема: «Счет до 5. Геометрические фигуры»

Задачи: Закрепить навык порядкового счета до 5, закрепить знания о взаиморасположении тел в пространстве, формировать понятия «между», «около», «возле» и т.д., закрепить знания детей о геометрических фигурах, Развивать моторику руки, координацию движений,  логическое мышление, память, внимание.

Оборудование: карточки с цифрами, картинки с изображением предметов от 1 до 5, геометрические фигуры, листы с силуэтами  матрешек.

Прогулка

Самостоятельно-игровая  деятельность  детей  с выносным  материалом.

 Игры  со снегом – поддерживать  бодрое настроение детей, развивать воображение, мелкую моторику рук.

Обед, Продолжать учить детей последовательно раздеваться, аккуратно складывать вещи в свой шкафчик.Учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать).

За обедом продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой.

Организация сна, чтение сказки.

Вечер

Игра «Катя заболела» Цели: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре;  воспитывать дружеские.

Повторение потешек.

Игра: «Как котик в гости ходил». Цель: знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. Повторение прибаутки, разучивание игры «Поясок».

Д.И. «Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало. Цель:  закрепление понятия цвета.

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.

Пятница

Утро.

Прием детей, утренняя гимнастика.

Ситуативное общение: « Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях.

Разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит»

НОД 

1.Двигательная деятельность (физическая культура) Планирует инструктор по физической культуре.

2.Лепка  из солёного теста «Дымковский  конь»

Задачи: Продолжать формировать интерес детей к народному творчеству - дымковской игрушке; закреплять навыки лепки народной игрушки из теста; воспитывать уважение к мастерам народного творчества.

Прогулка. Наблюдение за трудом почтальона.

Целипродолжать наблюдение за трудом почтальона; обогащать словарный запас за счет специфической лексики; воспитывать уважение к людям труда.            

П/игры «Солнечные зайчики», «Гуси-гуси». 

Обед,  Учить детей выполнять простейшие поручения: поставить салфетки на стол, разложить ложки.

Учить выполнять поручения ответственно.

Организация сна, чтение сказки. 

Продолжать учить навыкам аккуратно складывать одежду на своих стульчиках.

Вечер

Повторение потешки «Расти, коса, до пояса». Задачи: Познакомить детей с произведением, рассказать о том, как использовалась эта потешка нашими предками. Развивать память, создавать положительный  настрой.

Рассказ воспитателя: « Какими игрушками играли бабушки и дедушки» (рассматривание иллюстраций).

Игра на русских народных муз. инструментах: Вызвать желание извлекать звук из разных предметов посуды. Осваивать элементарные приёмы игры на ложках, развивать чувство ритма.

Развитие навыков самообслуживания и взаимопомощи   при одевании. Побуждать детей помогать друг другу при одевании после сна.

П.И. «Лошадки». Цель: Развивать у детей ловкость, сообразительность, чувство товарищества детей.

Предложить игрушки из кукольного театра для театрализации р.н. сказки «Колобок».

Настольные игры, игры по желанию.

Выставка детских работ для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование на тему "Знакомство с народной культурой и традициями"

Цель: Расширять представления о народной игрушке( дымковская игрушка, матрёшка и др.) Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при ор...

Календарное планирование тематической недели «Знакомство с народной культурой и традициями» в 1 младшей группе.

Календарное планирование тематической недели«Знакомство с народной культурой и традициями»  в 1 младшей группе.Тема недели:  «Знакомство с народной культурой и традициями&r...

Календарно – тематическое планирование по теме: «Знакомство с народной культурой и традициями» в подготовительной, старшей, средней , во второй младшей группах.

Календарно – тематическое планирование по теме: «Народная культура и традиции» в подготовительной  группе.ДеньРежим (указать время)Совместная деятельность взрослых и детейОргани...

Перспективное планирование "Приобщение детей к русской народной культуре"

Перспективное планирование в младшей группе детского сада парциальной программы "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" Князевой О.Л., Маханевой М.Д....