План углубленной работы по развитию социально-коммуникативной деятельности
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Семенюк Людмила Петровна

«Друзья природы» (Экология)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_po_ekologii_2018-2019_g.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

ОКТЯБРЬ

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

«Ранняя осень»

Отработка понятия «Осень – время года», приметы осени, изменения в природе с приходом осени.

Беседа, игра, наблюдение на

прогулке, коллективная

творческая работа (Осень начинается)

Игра «Хорошо - плохо»

Кукла - перчатка

«Медведь», иллюстрации

на тему «Ранняя осень»,

краски, кисточки.

Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

«Простые и

ценные камни в

природе»

Развивать  интерес  к  камням,  сенсорные ощущения,  умение  обследовать  камни разными  органами  чувств,  называть  их

свойства и особенности. Дать представление о том , что камни все разные и в природе могут встречаться в разных местах.

Беседа « Какие бывают камни?».

Игра «угадай на ощупь».

Наблюдение в природе.

Выставка камней

Набор морских и речных

камней, иллюстрации и

изображением построек

из камня, женские

украшения из камней.

Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

«Влаголюбивые и

засушливые комнатные растения»

Сформировать    представление    о дифференцированных     потребностях комнатных растений  во  влаге.  Дать представления  о  том,  что  растения приспосабливаются к условиям? в которых они  произрастают. Уметь  классификация растений  в  группе  на  влаголюбивые  и

засухоустойчивые,  обсуждение  условий  их полива.

Беседа «Комнатные растения

нашей группы»

Игра « Надо – не надо»

Два растения –типичные

представители

влаголюбивой и

засушливой групп

(бальзамин и алоэ,

традесканция и агава),

глобус.

Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

«Планета Земля в

Опасности»

Дать детям представление о том, что планета Земля -  это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой - океанами и морями. Кроме воды есть материки - твердая земля – суша. Планета Земля сейчас в опасности. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.

Рассказа беседы воспитателя с детьми.

Игра - моделирование «Планета Земля».

Игра «Покажи на глобусе».

Беседа «Как помочь нашей

планете?».

Большой мяч (шар)

голубого цвета, белые  контуры материков

(можно использовать

контурные карты), плакат «sos», флажок «sos», бледно-зеленая, желтая краски, авторучки с черным и красным стержнями, простой карандаш, клей, ватман.

Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

НОЯБРЬ

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

«Сравнение

песка, глины и

камней»

Уточнить представление детей о свойствах песка,  глины,  камней,  учить  сравнивать материалы,  правильно  называть  все  их

особенности, использовать в поделках.

 Проведение простейших опытов на определение материалов (ощупывание, надавливание), определение свойств материалов (сыпучесть, твердость, звук при стуке, шуршание песка и др.), определение тяжести путем погружения в воду.

Лепка «Слепи любое животное»

Коллективная работа «Скотный двор»

Камни и глина, сухой

песок в миске, большая

банка с водой, часы

песочные, доски для

лепки, молоток, 2 - 3

гвоздя.

Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

«Через добрые

дела можно стать

юным экологом

Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах

(растениях и животных) в детском саду и дома, создает для  них хорошие условия жизни.

Беседа о добрых и злых

поступках.

Работа с моделью «Сухое  дерево».

Сказка «Лиса, заяц и

петух», стенд «Панно -

рама добрых дел», клей, пластилин, авторучка; модель «Сухое (несчастное) дерево» с набором зеленых листьев из бумаги.

Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

"Животные Арктики"

Сформировать представление об обитателях Арктики: белом медведе, тюлене, морже, об их повадках, о том, как эти животные приспособились к условиям севера. Закреплять умение сравнивать, давать полные ответы. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

Словесный: беседа о севере, Арктике, вопросы к детям, рассказ об айсбергах, северном сиянии, чтение стих-й об айсбергах и северном сиянии, рассказ объяснение о белом медведе, тюлене, морже, чтение стих-й, вопросы к детям, загадка о морже. Игровой: п/и «день и ночь», п/и « с льдины на льдину», «охота моржей».                     Наглядный: работа с глобусом, отыскание на глобусе Севера, рассматривание иллюстраций, изображающих северное сияние, айсберги, белого медведя, тюленя, моржа. Практический: работа с картинками.

Глобус, иллюстрации с изображением айсбергов, северного сияния, белого медведя, тюленя, моржа.

Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

«Животные тундры»

Познакомить детей с климатом и природой тундры. Сформировать представление о животных тундры, об их внешнем виде , повадках, образе жизни. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, мыслить логически. Воспитывать любовь к природе.

Словесный: рассказ воспитателя о пурге, чтение стих-я, вопросы к детям, рассказ воспитателя о северном олене, песце, лемминге, чтение стих-й, вопросы к детям. Наглядный: работа с глобусом, рассматривание иллюстраций, изображающих северного оленя, песца, лемминга, мха ягеля. Игровой: д/и «когда какого цвета».

Карта, иллюстрации, изображающие северного оленя, песца, лемминга, мха ягеля. Листы серого, белого, рыжего цвета для д/и.

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

ДЕКАБРЬ

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

"Животный мир пустыни"

Сформировать представление детей о пустыни, особенностях климата и животного мира. Развивать интерес к животным разных климатических зон. Воспитывать любовь к природе.

Словесный: загадка о пустыни, вопросы к детям, рассказ о верблюде, загадка о ящерице, рассказ о ящерице, загадка о черепахе, рассказ о черепахе. Практический: опыт «буря в пустыне». Игровой: игра «да – нет». Наглядный: рассматривание иллюстраций, изображающих пустыню, верблюда, ящерицу, черепаху.

Карта, иллюстрации с изображением пустыни, верблюда, варана, черепахи.

Познавательно-исследовательское развитие, коммуникативное развитие, речевое развитие.

"Животный мир саванны"

Сформировать представление детей о климате и животных саванны. Развивать навыки активной речи. Воспитывать любовь к природе.

Словесный: загадка об Африке, жирафе, вопросы к детям, рассказ объяснение о слоне, льве, жирафе, чтение стих-й и отрывков из рассказов. Наглядный: рассматривание карты мира, иллюстраций с изображением слона, льва, жирафа.                                                   Игровой: обыгрывание самолета, игра-эстафета «посели животное»

Карта мира, картинки слона, льва, жирафа.

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, физическое развитие, коммуникативное развитие.

«Зимушка–зима»

Обобщить знания детей о зиме, зимних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей.

Беседа, наблюдение.

Отгадывание  «лесных» загадок.

Пословицы и поговорки о зиме.

Выставка детских рисунков.

Запись П. И. Чайковского

«Времена года», детские рисунки на зимнюю тему.

Познавательно-речевое развитие, коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

"Покормите птиц зимой"

 Учить детей различать зимующих и перелетных птиц. Развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им.

 Словесный: беседа о зиме, рассказ куклы о зимующих птицах, чтение стих-я Грибачева, вопросы к детям, загадки о птицах, правила правильного кормления птиц, чтение стих-я Яшина. Игровой: появление куклы в костюме зимы, п/и « птицы на кормушке». Наглядный: рассматривание иллюстраций зимующих птиц, рассматривание кормушек.

Иллюстрации птиц: воробья, вороны, голубя, синицы, снегиря, сороки, дятла. Кормушки. Кукла в костюме Зимы.

Корм для птиц.

Познавательно-исследовательское развитие, коммуникативное развитие, речевое развитие.

ЯНВАРЬ

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

«Почему белые

медведи не живут

в лесу»

Познакомить детей с белым медведем и его образом  жизни.  Закрепить  знания  о животных занесенных в Красную книгу.

Чтение рассказа ««Почему белые медведи не живут в лесу»

Аппликация – «Наклей на глобус»

Беседа по картине

Картинка белого медведя, глобус, карточки с изображениями

животных: белые медведи, обезьяны, слоны, крокодилы,

лягушки, клей.

Познавательно- речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

«Как животные

проводят зиму в

лесу»

Формировать у детей представление о жизни  животных в лесу, их приспособленности к

зимнему периоду.

Беседа о том, как звери живут в лесу   зимой.   Беседа   о приспособительных

особенностях   животных   с показом модели маскировки.

Дидактическая игра «Кто где

живёт?».

Картины «Животные в

зимнем лесу», контурное изображение зимнего дерева, ели, сосны, 4 - этажного дома, предметные картинки с изображением лесных

животных, модель

маскировки.

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, коммуникативное развитие.

« Что такое гололед?»

Учить детей видеть связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды. Формировать представление о гололеде как явлении природы. Развивать любознательность . Воспитывать интерес к явлениям природы.

Словесный: загадки о зиме, беседа, вопросы к детям, рассказ о гололеде. Игровой: приход куклы в костюме Зимы, физ.мин. Практический: опыт «какой снег быстрее растает?», рассматривание льдинок, опыт «что быстрее растает – снег или лед?». Наглядный: рассматривание льдинок.

Кукла в костюме Зимы, рисунки снежинок, льдинки, снег, стаканчики, формочки для опытов.

Познавательно- речевое развитие, коммуникативное развитие.

ФЕВРАЛЬ

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

"В гости в подледное царство водоемов"

Учить называть обитателей озер и рек. Дать представление о жизни водоема зимой. Закреплять умение работать с моделями. Развивать мышление, логику. Воспитывать умение правильно вести себя на зимнем водоеме.

Словесный: рассказ воспитателя о жизни водоема зимой, вопросы к детям. Игровой: обыгрывание подводной лодки, разгадывание кроссворда, п/и «караси и щука», Наглядный: демонстрация модели водоема зимой в разрезе, демонстрация картинок налима, модели развития рыб. Практический: работа с моделями.

Модель водоема зимой в разрезе, картинки речных рыб, кроссворд, модели развития рыбы из икры.

Познавательно- речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие.

"Взаимосвязи в природе"

Формировать представление детей о взаимосвязях, существующих в природе. Научить составлять пищевые цепочки. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать гуманное отношение к природе.

Словесный: чтение рассказа «Цепочки в лесу», вопросы к детям. Игровой: игра «Живые цепочки», п/и «совушка – сова». Практический: работа с карточками. Наглядный: рассматривание картинок «Живые цепочки».

Рассказ «Цепочки в лесу» В.Танасийчук, фланелеграф, карточки с изображением животных, птиц, растений, насекомых, стрелки, картинки с изображением неживой природы.

Познавательно- речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие.

«Кто главный в лесу?»

Формировать представление детей о лесе, как экосистеме. Уточнить представление о леснике. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к профессии – лесник.

Словесный: чтение рассказа «Невидимые весы», рассказ - объяснение о работе лесника, вопросы к детям. Игровой: игра «что будет, если убрать..», п/и «охотник и зайцы». Наглядный: выкладывание на фланелеграфе пищевой цепочки в лесу, демонстрация картины «Лесник спасает зайцев». Практический: работа с карточками.

Рассказ В. Танасийчук «Невидимые росы», картины «Лесник спасает зайцев», карточки для выкладывания пищевой цепочки в лесу.

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, коммуникативное развитие.

«Вода – источник жизни»

Показать значение воды в жизни живой природы. Закрепить знания о воде и том, как человек её использует. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать привычку бережно и разумно использовать воду.

Словесный: загадка о воде, вопросы к детям, рассказ воспитателя о том, как вода попадает в наши дома. Наглядный: работа с глобусом, Практический: опыты: «какая на вкус вода в море и ручье?», «соль морская и поваренная», «грязная и чистая вода», «вода прозрачная», «имеет ли вода форму?». Игровой: п/и «Выросли цветы».

Глобус, звуки воды аудиозапись, банки с водой соленой и пресной, соль поваренная и крупная, поднос , стаканчики, салфетка, графин, блюдце для опытов.

Познавательно- исследовательское развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие.

МАРТ

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

«Воды суши»

Формировать понятие о возникновении реки, ее истоках. Закреплять знания о пресноводных обитателях рек. Развивать речь. Воспитывать любовь к природе.

Словесный: рассказ-объяснение воспитателя об истоках реки, русле, устье; о растениях, рыбах, насекомых, вопросы к детям. Игровой: П/и «Ерши и щука», «Этажи реки». Наглядный: демонстрация рисунка реки, горных и равнинных рек, растений, насекомых, рыб, модель этажей реки. Практический: работа с карточками.

Иллюстрации с изображением реки равнинной и горной, схема реки, модель этажей реки, картинки растений кувшинки, рогоза, стрелолиста; жуков, рыб.

Познавательно- речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие.

«Экотошка в подземном царстве».

Дать детям первоначальное представление о почве, как компоненте природы, о взаимосвязи почвы и растений. Развивать логическое мышление, внимание. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру.

Словесный: беседа о почве, чтение рассказа «Чему учился маленький мышонок», беседа о том, как загрязняется почва, вопросы к детям. Игровой: появление куклы Экотошки, п/и «Мы цветы». Наглядный: демонстрация почвы в разрезе, образцов разных почв, Практический: опыты с почвой.

Игрушка  – Экотошка, баночки с разными видами почвы, вода, модель почвы в разрезе, семена овса, свечка, стекло.

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие.

«Птицы нашего

края»

Развивать интерес и любовь к природе, формировать реалистическое представление

о птицах, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц, учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Вводная беседа.

Загадки.

Рассказ воспитателя о дятле. Рассматривание иллюстраций.

Таблички: дятел, лесной доктор, берёзовая птица,

заботливый сосед.

Познавательно-речевое развитие, коммуникативное развитие.

«Березы тоже плачут»

Учить узнавать березу и описывать ее. Углубить представления о взаимосвязях живой и неживой природы, о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы. Развивать любознательность, познавательный интерес. Воспитывать любовь к березе.

 Словесный: загадка о березе, рассказ воспитателя «Почему березы плачут?», вопросы к детям, чтение стихов о березе, подготовленных детьми, рассказ воспитателя о том, что делают из березы. Игровой: игра «Что нужно березе для роста?», п/и «Во поле березка стояла». Наглядный: рассматривание иллюстраций и фотографий с березой в разное время года.

Иллюстрации березы в разное время года, того, что делают из березы.

Познавательно-речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие.

АПРЕЛЬ

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

«Первоцветы»

Уточнить и расширить знания детей о первых цветах весны. Научить узнавать их по описанию. Развивать внимание, логическое мышление, память. Воспитывать желание стать другом природы, беречь и охранять ее.

Игровой: обыгрывание путешествия в лес на автобусе, игра-импровизация «Подснежник». Словесный: беседа о весне, чтение сказки «как появились цветы», рассказ воспитателя о подснежнике, мать –и – мачихе, одуванчике, фиалке, ландыше, вопросы к детям, чтение стихов. Наглядный: демонстрация картинок с первоцветами. Практический: рисование первоцветов для альбома.

Иллюстрации первоцветов – подснежника, мать – и мачехи, ландыша, вороньего глаза, одуванчика. Аудио запись «Вальс цветов». Модели развития растения из семени.

Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие

«Полезный или вредный»

Формировать представление детей о том, что животных нельзя делить на «полезных» или «вредных». Развивать любознательность, речь. Воспитывать желание оказывать помощь животным.

Словесный: чтение стихов, вопросы к детям, чтение рассказа А. Клыкова «От кого польза, от кого вред». Загадка о муравьях, чтение рассказа Б. Наумова «Внимание – природа». Чтение сказки Н.Сладкова «Воробьи». Чтение стих-я Э.Асадова «Царица – гусеница». Наглядный: иллюстрации с божьей коровкой, муравьями, воробьями, гусеницами.

Иллюстрации с божьей коровкой, муравьями, воробьями, гусеницами.

Познавательно-речевое развитие, коммуникативное развитие.

«Для чего бабочке кружочки»

Формировать представление детей о роли окраски в жизни животных. Развивать логическое мышление. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Словесный: вопросы к детям, объяснение воспитателя о том, почему у божьей коровки такой окрас. Рассказ воспитателя о том, почему у бабочки разный окрас крыльев. Игровой: игра «найди насекомое», п/и «птица на охоте». Наглядный: жучки из бумаги, модель бабочки.

Разноцветные бумажные жучки, гусеницы, червяки, бабочки, модель бабочки

Познавательно- речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие.

«В гостях у пчелки»

Формировать представление о том, как пчелы приспособились к окружающей среде. Познакомить с продуктами пчеловодства, их ценными свойствами. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение ко всему живому

Словесный: загадка о пчеле, рассказ пчелки о пасеке, рассказ воспитателя о пчелах, вопросы к детям, объяснение пчелки из чего делают соты. Игровой: появление игрушки-пчелки, игра «сложим соты как пчелки», физ.мин. «пчелки». Наглядный: демонстрация иллюстраций с пасекой, схемы модели строения и размножения пчелы, проба меда.

Иллюстрации с изображением ульев, пчелы, модели размножения пчелы, мелкий строитель для складывания сот, восковые свечи, формочки для заливки мягкого воска, мед.

Познавательно -речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

МАЙ

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

Викторина

"Юный эколог"

Формировать интерес к природе. Закрепить экологические знания и умения. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать любовь к родной природе.

Словесный: чтение стихов, загадки. Игровой: д/и, п/и. Практический: работа с картинками животных, карточками – схемами, моделями леса.

Эмблемы команд, мяч, картинки с животными, картинки-схемы соответствующего класса животных, кора деревьев, модель леса, картинки для выкладывания цепей питания, сувениры, медали.

Познавательно- речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие.

Итоговое мероприятие: 

Экологический вечер развлечений:

 «Земля наш общий  дом»

Формировать основы экологического воспитания. Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

Словесный: загадки, чтение стихов, вопросы к детям.

Игровой: д/и, п/и.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, использование карточек-схем.

Практический: работа с картинками, карточками – схемами.

Глобус, картинки-схемы, иллюстрации, мяч.

Познавательно- речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План углубленной работы по развитию социально-коммуникативной деятельности "ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ"

Пкрспективное планирование кружка "Друзья природы" по экологии....

Перспективный план углубленной работы по теме: «Развитие речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР на материале природного окружения»

Календарное планирование Перспективный план углубленной работы по теме: «Развитие речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале природного ок...

Перспективный план углубленной работы по теме:«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством детской исследовательской деятельности и речевых игр»

Перспективный план углубленной работы по теме:«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством детской исследовательской деятельности и речевых   игр»...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН УГЛУБЛЕННОЙ РАБОТЫ НАД МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ: "Санкт - Петербург-глазами детей"

перспективный план углубленной работы над методической темой "Санкт - Петербург-глазами детей"...

План углубленной работы по нетрадиционной технике изобразительной деятельности в группе детей среднего дошкольного возраста

Цель. Обучение детей нетрадиционным способам изображения объектов живой и неживой природыЗадачи.Образовательные:- продолжать формировать умение  детей познавать мир и себя в нём через о...

План углубленной работы "Сказка как средство развития речи" для детей старшего дошкольного возраста

умений во всех образовательных областях.Цель. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.Задачи.Образовательные:-продолжать знакомить со сказками;-продолжить формировать...