План углубленной работы "Сказка как средство развития речи" для детей старшего дошкольного возраста
материал по развитию речи (старшая группа)

Кострикова Елена Геннадьевна

умений во всех образовательных областях.

Цель. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.

Задачи.

Образовательные:

-продолжать знакомить со сказками;

-продолжить формировать фонематический слух, грамматический строй речи, связную речь;

Развивающие:

-развивать монологическую и диалогическую речь, творческие и театральные способности;

- развивать звуковую культуру речи детей.

 

Воспитательные:

-воспитывать личностные качества при выступлении на публику – раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т. д.;

-воспитывать высокие нравственные качества (милосердие, справедливость, внимание друг к другу) через чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций;

-воспитывать интерес к общению с книгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx28.18 КБ
Файл teoriya.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

Углубленная работа на тему:  «Русские народные сказки как средство развития связной речи у дошкольников»

Перспективный лан работы на 2021-2022 учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Итоговое мероприятие

Определение цели, задач, подбор литературы

Ознакомление с передовым педагогическим опытом

Насыщение ППРС по теме исследования

Сентябрь

Сентябрь-май

Работа с детьми

1. НОД «Что такое сказка»
2. Досуг  «Путешествие в сказочную страну»

3. Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку»

Сентябрь

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

1. Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению»

2. НОД  «Спасем прекрасную царевну»

3. Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок

Октябрь

Изготовление масок для героев сказок

Пополнение книжного уголка

1. Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка»

2. НОД «Сивка-бурка»

3. Беседа «Изменим ситуацию в знакомых сказках»

Ноябрь

Драматизация сказок

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»

1. Чтение и обсуждение сказки: «Снегурочка»

2. НОД «Снегурочка»

3. Творческий вечер «Перевирание сказки»

Декабрь

Изготовление открыток к празднику

1.Драматизация сказки «Под грибом»

Январь

Конкурс

1. Чтение и обсуждение сказки «Иван-царевич и серый волк»

2. НОД  «Путешествие в волшебную страну»

3. Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям»

Февраль

Создание альбома «Волшебный мир сказок»

1. Чтение и обсуждение сказки  «Хаврошечка»

2. НОД с использованием «Хаврошечка»

3. Беседа «Сказка, но по-новому»

Март

Конкурс «Сочини сказку»

1. Чтение и обсуждение сказки «Царевна-лягушка»

2. НОД «Сказочный сундучок, откройся»

3. Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям»

Апрель

Вечер сказок

1. Конспект занятия  «В гостях у сказки»

2. Использование мозгового штурма в работе со сказкой «Кот, петух и лиса»

3. Викторина сказок

Май

Драматизация сказки

Работа с родителями

Анкета для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка»

Сентябрь

Консультация «Мама, почитай мне сказку»

Октябрь

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

Ноябрь

Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок

Декабрь

Консультация «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»

Январь

Консультация «Сказка в жизни ребенка»

Февраль

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

Март

Акция «Подари детям книгу», конкурс «Сочини сказку»

Вечер сказок

Апрель

Викторина сказок

Май

                                                                   

                                                               

                                                                     Перспективный план  работы  на 2022-2023 учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Итоговое мероприятие

Определение цели, задач, подбор литературы

Ознакомление с передовым педагогическим опытом

Насыщение ППРС по теме исследования

Сентябрь

Сентябрь-май

 

                                                                                                        Работа с детьми

1. Беседа: «Какие сказки бывают»

2. Викторина «Герой, какой сказки»

Сентябрь

Коллаж иллюстрация к любимой сказке

1. Чтение и обсуждение сказки «Серебряное  копытце» П. Бажов

2. Лото «Сочини сказку»

Октябрь

Изготовление масок для героев сказок

Пополнение книжного уголка

1.Чтение и беседа по сказке 

«Доверчивый ёжик» С. Козлов

Ноябрь

 Театр  сказки

Выставка рисунков

1. НОД «Добро и зло в сказках»

2. Чтение и обсуждение рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик»

Декабрь

Изготовление открыток к празднику Новый год (поздравление со сказочными героями)

Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик»

1. Чтение сказки «Госпожа метелица» бр. Гримм

2. Творческий вечер «Перевирание сказки».

Январь

Конструирование книжек-малышек

1. Чтение и обсуждение сказки «Сказка про трёх пиратов» Б. Захадер

2. Дидактическая игра «Отгадай из какой сказки».

Февраль

Создание альбома «Волшебный мир сказок»

1. НОД «Если б я была царицей»

2. Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок

Март

Конкурс «Сочини сказку»

1. НОД «Сказочный сундучок, откройся»

2. Дидактическая игра «Волшебные предметы в сказках»

Апрель

Вечер сказок «Какие сказки вы знаете?

1.НОД «В гостях у сказки»

Май

Драматизация сказки по выбору детей

                                                                                                     

                                                                                                      Работа с родителями

1. Анкета для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка»

2. Консультация «Влияние чтения сказок детям на личностное развитие ребенка»

Сентябрь

1. Шпаргалка для родителей  «Какие сказки нужно читать детям»

2. Оформление папки-передвижки «Воспитание сказкой»

Октябрь

Ноябрь

1. Консультация «Русская народная сказка как средство от застенчивости ребёнка»

2. Акция «Подари книжке жизнь»

Декабрь

Консультация «Сказка в жизни ребенка»

Январь

Мастер-класс по изготовлению настольного  теневого театра

Февраль

1. Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

2. Круглый стол «Обогащение и активизация словаря старшего дошкольника».

Март

1. Конкурс «Сочини сказку»

2. Мастер-класс «Играем пальчиками –развиваем речь»

Апрель

1.Советы по оформлению детской домашней библиотеки.

2. Рекомендации «Читаем дома»

Май



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 комбинированного вида»

Тема углубленной работы

«Сказка, как средство развитие речи»

для детей старшего дошкольного возраста

2021-2023 учебный год

                                                 

                                       

                                             

                                                 2023

                                                             Бегуницы

«Сказка, как средство развитие речи дошкольников»

Актуальность.

Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной педагогике Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др. показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование сказок в развитие речи, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками. Сказка помогает ребёнку открыть новый, неведомый и огромный мир. Она учит его думать, тренирует память, внимание, развивает речь. Если сказки играют важнейшую роль в развитии воображения и несут в себе воспитательное значение, тогда они помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, помогут сформировать умение думать, оценивать поступки и действия героев. Сказку можно использовать, как материал для формирования у детей навыков и умений во всех образовательных областях.

Цель. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.

Задачи.

Образовательные:

-продолжать знакомить со сказками;

-продолжить формировать фонематический слух, грамматический строй речи, связную речь;

Развивающие:

-развивать монологическую и диалогическую речь, творческие и театральные способности;

- развивать звуковую культуру речи детей.

Воспитательные:

-воспитывать личностные качества при выступлении на публику – раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т. д.;

-воспитывать высокие нравственные качества (милосердие, справедливость, внимание друг к другу) через чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций;

-воспитывать интерес к общению с книгой.

Работа с родителями.

Задачи:

-подвести родителей к пониманию важности воспитания у детей любви к чтению книг в семье;

-способствовать совместной деятельности родителей с детьми для улучшению детско-родительских отношений;

-привлечь родителей к участию в совместных мероприятиях.

Форма проведения: подгруппами.        

Результат мониторинга

по использованию сказок в развитии речи

                                        

Опираясь на данные обследования детей старшего дошкольного возраста, с которыми была проведена работа по данной теме, можно смело говорить о том, что работа в данном направлении заметно улучшила показатели, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом.

На основе проделанной работы можно увидеть, что  80 % детей – это у которых значительно повысилась звуковая культура речи, обогатился словарь, дети стали более свободные, раскрепощенные в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъем.

Низкий уровень в начале эксперимента, можно объяснить недостаточным владением техническими навыками и умениями. Восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выражено и проявлялось только при активном побуждении взрослого.

Заключение: Благодаря проделанной работе дети стали более осознанно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме того в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъем, проявляют позитивные качества такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, силу воли, излучают энергию, бодрость.

Влияние сказок на развитие речи детей старшего дошкольного возраста неоспоримо. Сказка – одна из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

С помощью сказки можно решать многие задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Использованная литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.

2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

3. Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс, 2000

4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000, 464 с.

 Дата ______________________2023 г.

 Заведующий МДОУ_______________________________/Л.И. Никифорова/