Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира "Вулканы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Филатова Татьяна Васильевна

Конспект открытой образовательной деятельности в рамках методической недели "Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ в соответствии с ФГОС как фактор формирования содержания духовного, интеллектуального и физического развития ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Берёзка» с.Каликино

Добровского муниципального района

Образовательная деятельность по формированию целостной картины мира

в подготовительной группе

«Вулканы»

Подготовила:

воспитатель

высшей категории

Филатова Т.В.

2018г

Цель: развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Обучающие: расширять представление детей об окружающем мире - об объектах (вулканах) и явлениях неживой природы (извержение вулкана). Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах, активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.

Развивающие: развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Безопасность».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок о вулканах, заучивание физкультминутки, изготовление макета вулкана.

Словарная работа: вулкан, извержение, пемза, лава.

Методические приемы:  словесный - вопросы к детям, беседа, практический - исследование предмета, опыты и экспериментирование.

Материалы: кусочки пемзы, обычные камни, миска с водой,  смесь (пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, уксус), макет вулкана, разрезные картинки, лупы, микроскоп.

Средства ТСО: экран, проектор, ноутбук.

Ход ОД:

Психологический настрой:

Если у вас хорошее настроение – похлопайте в ладоши.

Если вы любите шоколад - оближите губы.

Если у вас есть друг - улыбнитесь.

Если вы любите танцевать – потопайте ногами.

Если вы готовы к нашему занятию - поднимите руки.

- Ребята, чтобы узнать, о чём мы будем говорить на занятии, нам надо отгадать ребус (определить первый звук каждого слова и поставить соответствующую букву)

ВУЛКАН

- А сейчас для вас задание. (Предложить карточки 3 цветов). Кому выпала карточка жёлтого цвета, тот в центре изодеятельности выбирает картинки, связанные с темой нашего занятия. У кого карточки красного цвета, тот в центре дидактической игры должен собрать пазлы. У кого карточки зеленого цвета, то в центре экспериментирования вам из предложенных камней, надо выбрать камни вулканического происхождения. На выполнения задания даётся 1 минута.

-А правильно вы выполнили задание или нет, мы с вами проверим в конце занятия.

Беседа о вулканах (садятся на стульчики, использую презентацию)

- Ребята, наш разговор о вулканах я хочу начать с мифа.

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места».

-Вот как очень давно люди объясняли, что такое вулкан!

- Ребята, а как вы считаете, что такое вулкан? (ответы детей). Правильно, вулкан, внешне напоминает гору, но внутреннее строение у них разное (сравнение вулкана с горой).

-Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Он похож на конус, пирамиду

-  Верно, а верхняя его часть, похожая на воронку, называется - кратер. Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне -красновато-оранжевая дыра - жерло, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется - лавой.  Лава – это растопленные камни. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни. Сегодня я вам принесла камни вулканического происхождения. Давайте их рассмотрим. (Подходим к столику)

Давайте исследуем камни вулканического происхождения (пемза)  и обычные камни.  Чем отличаются? (рассматриваем через лупы)

Дети: Пемза легкая, в ней много дырочек, а камень – тяжелее, чем пемза, он гладкий.

- Как проверить, что они легче? (Используем весы в магазине, и опыт с водой)

(делают опыт).

Какое открытие мы сделали?

Дети: пемза не тонет, плавает, а камень – тонет.

- Правильно, пемза - не тонет, а камень – тонет. Ребята, а как вы думаете, почему пемза плавает, не тонет?

Дети: Пемза плавает, потому, что в ней очень много дырочек, она легкая.

 - Пемза – это камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух.  Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

(Садятся на стульчики)

- Ребята, а вы знаете, какие бывают вулканы? А вы спросите у меня, я очень много читала и знаю. (Дети спрашивают).

-Вулканы делятся на три вида:

-действующие - это вулканы, извергающиеся в настоящее время постоянно.

- уснувшие - вулканы, извержения которых было очень-очень давно, но они сохранили свою форму, под которыми иногда происходят землетрясения.

- потухшие – это сильно разрушенные и размытые вулканы, в которых ничего уже не происходит.

А вы когда-нибудь слышали, шум извержения вулкана? Хотите услышать?

Дети: Да!  

(звук извержения вулкана)

- Что вы испытали, когда услышали этот звук? А как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой? Почему?

Хотя извержение вулканов всегда вселяло ужас, люди жили рядом с ними. Причем не всегда догадывались об этом. Ведь такие горы могут спать очень долго. Так произошло с одним городом Помпея в Италии, который находился рядом с вулканом Везувий. Про это событие написал картину художник Карл Брюллов. Она называется «Последний день Помпеи».  Вулкан Везувий разрушил древний город, и мужественные люди пытались спастись. Много людей погибло в ту ночь.

- Скажите, а кто-нибудь занимается изучением вулканов? Как вы думаете, зачем они занимаются этим?

- За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан спит, а когда собирается просыпаться, и предупреждают всех об опасности. Но есть один цветок, который тоже предупреждает об опасности.

- На острове Ява на склоне вулкана растёт королевская примула, которая зацветает только накануне извержения вулкана. И местные жители называют его своим спасителем. Говорят, цветок их ни разу не подводил!  

 -  Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.

Вулканы не только мешают, но и помогают людям. Люди используют вулканические камни для строительства, а вулканический пепел как хорошее удобрение.

Ребята, а сейчас я вам предлагаю попробовать разбудить вулкан. Но сначала давайте сделаем физминутку.

По дорожке мы шагаем,

И ворон мы не считаем,

Смело мы идем вперед,

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1,2,3»

Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения. (Вспомнить правила по таблице).

Надеваю халат, шапочку, перчатки и провожу опыт (макет вулкана, сода, краска красная, моющее средство, уксус), дети наблюдают.

А теперь давайте проверим задания, которые вы выполняли вначале (проверка, обсуждение)

- Ребята, вам понравилось наше занятие? Что интересного вы узнали о вулканах? Что вам запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Путешествие в прошлое одежды»

Программное содержание занятия:Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежд...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Хлеб-наше богатство!»

 Программное содержание: Образовательные задачи:-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;-дать представление, как хлеб пришёл на наш стол;-обратить внимание на содержание труд...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира "В гостях у Феи Природы"

Конспект образовательной деятельности     по формированию целостной картины мира «В гостях у Феи природы» ...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Сердце семьи»

Конспект образовательной деятельности  по формированию целостной картины мира «Сердце семьи» в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе «Новый год вот-вот придёт».

Предлагается конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира  и лексико-грамматического строя речи с детьми 5-6 лет.Данный материал может быть полезе...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Лесные обитатели весеннего леса»

Конспект  образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий:Тема:...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Юные покорители космоса»

Конспект  образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленностиТема: «Юные покорители космоса»...