Анализ программы экологического образования «Наш дом – природа» Автор Н.А.Рыжова
методическая разработка по окружающему миру на тему
Программа "Наш дом — природа" ставит своей целью с первых лет
жизни воспитывать гуманную, социально-активную личность, способную
понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней. Она
направлена на формирование целостного взгляда на окружающий мир и
место человека в нем, на развитие экологически грамотного и безопасного
поведения ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rudanova_ekologiya_2018_peredelka.pptx | 833.56 КБ |
ekologiya_rudanova_2.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель программы : Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.
формирование системы элементарных научных экологических знаний; развитие познавательного интереса; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; формирование первоначальной системы ценностных ориентации; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь; формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Принципы отбора содержания программы «Наш дом – природа»
Структура программы 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень Я и природа Вода Воздух Солнце Песок Глина Камни Почва Растения Животные Лес Человек и природа
Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учитывают психологические и физиологические особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме. Возраст детей
Методика работы по программе Блок занятий Конструирование е Игра Исследо-вание Труд Литература Музыка ИЗО Театр
Формы реализации программы Наблюдения Опыты и исследования Проектная деятельность Развивающие игры Моделирование Просмотр слайдов, фрагментов познавательных фильмов и программ Чтение художественных произведений Рассматривание иллюстраций Слушание музыкальных произведений, звуков природы Экскурсии Труд в природе
Компоненты содержания программы Блоки занятий Познавательный Ценностный Нормативный Деятельностный Я и природа (Дом под крышей голубой) Компоненты природы, природные и искусственные объекты, ребенок как часть природы Природа как универсальная ценность, необходимость каждого природного компонента Бережное отношение к природе Изучение компонентов природы на примере ближайшего окружения Вода (Волшебница вода) Вода в окружающем нас мире (водоемы, виды осадков), свойства воды, состояния воды, элементы круговорота воды, водные животные и растения, их приспособленность к водной среде Значение воды в жизни человека и живых организмов, водоемов как среды обитания живых организмов, ценность чистой воды Правила Поведения во время отдыха на берегах водоемов, бережное отношение к водным животным и растениям, выбор мест для купания, рациональное использование воды в быту (дома и в детском саду) Экскурсия на ближайший водоем с целью оценки отношения к нему людей, помощь обитателям водоема (подкормка птиц), реализация правил поведения во время экскурсий, совместный отдых с родителями у водоема,очистка (фильтрация) воды (помощь реке),уход за обитателями живого уголка Воздух (Воздух- невидимка) Свойства воздуха, Его значение в жизни человека и других организмов, воздух как среда обитания, ветер — движение воздуха, летающие животные, летающие семена, почему загрязняется воздух Значение воздуха в жизни человека и других организмов, чистый воздух и здоровье, ценность растений как очистителей воздуха Выбор места для игр,отдыха с точки зрения чистоты воздуха, чистый воздух и наше здоровье, бережное отношение к птицам, насекомым и другим летающим животным Исследования листьев деревьев (загрязнение пылью), наблюдения, подкормка птиц, посадка деревьев, комнатных растений как очистителей воздуха
Программа имеет методическое обеспечение: Разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, Рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом, почвой, камнями, песком, глиной Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество, и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей: Автором написаны экологические сказки, придуманы "письма животным", создан экологический проект "Мое дерево". Программа Н.А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.
Ожидаемые результаты Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Отличительные особенности программы Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа «Наш дом — природа» обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение». Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Анализ программы экологического образования «Наш дом – природа»
Автор Н.А.Рыжова
Слайд 2
Программа "Наш дом — природа" ставит своей целью с первых лет
жизни воспитывать гуманную, социально-активную личность, способную
понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней. Она
направлена на формирование целостного взгляда на окружающий мир и
место человека в нем, на развитие экологически грамотного и безопасного
поведения ребенка.
Слайд 3
Программа "Наш дом — природа" уделяет внимание следующим
вопросам:
– понимание ценности природы;
– осознание ребенком себя как части природы;
– воспитание уважительного отношения ко всем без исключения
животным и растениям независимо от наших симпатий и антипатий;
– понимание того, что в приводе все взаимосвязано, и нарушение одной
из связей ведет за собой другие изменения;
– воспитание у детей активной жизненной позиции;
– обучение основам элементарной экологической безопасности;
– формирование первоначальных сведений о рациональном
использовании природных ресурсов в быту (электроэнергия, вода, газ);
– формирование эмоционально-положительного отношения к
окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий
человека (в том числе и ребенка);
– понимание неповторимости окружающего мира.
Слайд 4
Работая по данной программе, важно показать, что природные
компоненты связаны между собой и зависят от среды обитания. Необходимо
сформировать у детей первичные представления о цикличности природных
явлений, о том, что в природе ничто не исчезает бесследно. Дошкольники
должны получить научно достоверную, но адаптированную для их возраста
информацию. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые составляют реальную опасность для природы планеты.
Программа не подразумевает запоминания терминов, не рассчитана на
механическое воспроизведение знаний. В игровой форме дошкольники
знакомятся с объектами живой и неживой природы, с зависимостью их друг
от друга, с существованием разных сред обитания и с приспособленностью
животных, растений к условиям той или иной среды, их ролью в природе, с
факторами, влияющими на их существование.
Слайд 5
Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем.
• В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды.
• Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи.
• Завершающий блок «Человек и природа» — обобщающий по отношению к предшествующим.
В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).
Слайд 6
Н. А. Рыжова замечает, что у подрастающего поколения нужно
сформировать новое экологическое сознание, суть которого заключается в
том, что человек — особая, разумная часть природы, а экология — не просто
наука, это целое мировоззрение.
Программа "Наш дом — природа" обеспечивает преемственность
экологического образования дошкольников и учащихся начальной школы по
предметам "Окружающий мир", "Природоведение", "Экология".
Слайд 7
В экологическом обучении наиболее эффективным представляется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Методика работы по программе предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Задача воспитателя — так организовать обучающий процесс, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Педагог работает вместе с детьми, а не стоит над ними, передавая определенную информацию.
Методические рекомендации по программе составлены таким образом, что для организации работы не требуется больших материальных затрат.
Объектами детских наблюдений могут стать лужа, дерево во дворе, птица на кормушке, т. е. ближайшее окружение.
Слайд 8
Программа позволяет педагогам самостоятельно планировать работу (в
зависимости от выделенных на проведение занятий часов). Система занятий
в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме
проводится одно или несколько основных занятий. Как правило, их проводит
специальный педагог или эколог, причем занятие может включать элементы
музыкальных уроков, рисование, исследования, игры, чтение литературы.
Затем закрепление материала осуществляют воспитатель, другие педагоги
во время наблюдений в группах, на прогулках и экскурсиях,
в том числе на экологической тропинке, на занятиях по изобразительной
деятельности, музыке, труду, физкультуре, участке, оборудованном по
экологическому проекту, театрализованных постановках.
Занятия по данной программе строятся с учетом специфики наглядно действенного и наглядно-образного восприятия дошкольниками мира.
Большое значение придается ведущей форме деятельности дошкольников
— игре.
Автор рекомендует проводить с дошкольниками игры превращения,
направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Огромное значение в экологическом воспитании имеет также исследовательская деятельность — проведение опытов, наблюдений.
Слайд 9
Блоковая структура программы позволяет реализовать проблемный подход: каждый блок отражает определенную проблему, которая рассматривается с разных точек зрения, в частности, с позиции всех трех направлений экологии. С другой стороны, каждая проблема позволяет раскрыть экологические проблемы с позиции обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Слайд 10
Программа имеет полное учебно-методическое обеспечение: выпущены методические разработки, представленные в серии книг Н.А. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Невидимые ниточки природы» и др. Автором написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа имеет продолжение в начальной школе.
Слайд 11
Одним из важнейших условий реализации экологического образования в современном ДОУ является правильно и верно организованная эколого-развивающая предметная среда, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развития, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним!
Слайд 12
В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка: "Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор красота и мысль идут рядом, вознося и возвеличивая человека".
Использование программы экологической воспитания Н.А.. Рыжовой можно рассматривать как одно из средств развития познавательных процессов у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «НАШ ДОМ — ПРИРОДА»
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей седой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и к...
Анализ программ дошкольного образования лиц с ОВЗ.
Анализ программы для детских садов 1-2 вида (слабослышаших) Анализ программ для 3-4 вида, (слабовидящих) Анализ программы для 6 вида (Нарушение ОДА) Программы специальных(коррекци...
Анализ программы дошкольного образования "Успех"
Программа направлена на решение задач: формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и ...
Анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России» с точки зрения преемственности
В данной статье рассмотрен сравнительный анализ программы дошкольного образования "От рождения до школы" и программы начального образования "Школа России" с точки зрения преемствен...
Авторская рабочая программа экологического образования дошкольников "Природа вокруг нас"
Проблемы экологии побудили начать экологическое воспитание с первых образовательных ступеней, начиная с детского сада. Этот возрастной период в жизни ребёнка характеризуется особым, ...
АНАЛИЗ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЯ) ДОШКОЛЬНИКОВ
Эффективность и качество образования детей в детских дошкольных организацииях во многом обусловлено образовательной программой. Она определяет содержание образовательного процесса, отражает мир...
Анализ программ дошкольного образования по здоровьесбережению
Предложенный материал поможет молодым педагогам разобраться в современных программах дошкольного образования, подобрать необходимый методический комплекс, аптимизировать работу по здоровьесбережению д...