Секреты магнита
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Знакомство детей с магнитом и его свойствамипритягивать предметы через бумагу, ткань, стекло, воду. крупу. Самостоятельные опыты детей с магнитами. Дети знакомятся с использованием магнита человеком в строительстве, медицине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_magnita.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

               Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе

                                              «Секреты магнита»

                                                                           

Программные задачи:

   Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком.

  Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения.

   Развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра.

   Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с  острыми предметами.

   Пополнить словарь детей новыми словами: магнит, магнетические, немагнетические.

 Оборудование. Посылка, «волшебная варежка» (с магнитом внутри),  Ложки:  пластмассовая, деревянная, металлическая,    магниты  (каждому ребёнку),  различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т. д.), тарелочки с крупой, стакан с водой (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Проведение опыта «Все ли притягивает магнит?», использование в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв».

                                                     

                                               Ход занятия        

Воспитатель. Ребята, пришла посылка «Для любознательных».  Я думаю, что это вы.  Посмотрим, что же там находится?    

 (В посылке три ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая и рукавица, в которой спрятан магнит).

 

- Ложка деревянная, ложка пластмассовая, ложка металлическая и рукавица.   Я думаю, что рукавица здесь не случайно, она  волшебная.

- Повнимательней, смотрите,

 За рукой моей следите.

1. Игра “Волшебная рукавица”

Воспитатель - Нет волшебства. Опять нет волшебства. Получилось, волшебство!

Ребята, как вы думаете, почему не притянулась не деревянная ложка к рукавице, не пластмассовая, а притянулась только одна металлическая ложка?

Молодцы, ребята вы меня просто порадовали, разгадав секрет, действительно в рукавице  находится  магнит.

Послушайте загадку, можно это сказать про магнит.

         «Этот жадный предмет все предметы хватает.

           Для него нормы нет, прилипаньем страдает»

 

 Ребята, как вы, думаете, что такое магнит?  (это предмет, которое притягивает к себе металлические изделия).

Воспитатель. Магнит – это куски железа или стали, который притягивает к себе металлические предметы. Притягивает магнит только некоторые металлы: ЖЕЛЕЗО, СТАЛЬ, НИКЕЛЬ. Другие металлы, например: алюминий, серебро, золото – не притягивает. И вы в этом убедитесь сейчас. Перед вами золотое колечко, алюминиевая пластинка, проверим, притянет ли  эти металлические предметы  магнит.

Действительно ни золото, ни алюминий не могут взаимодействовать с магнитом.

 

- Возьмите, ребята, в руки магнит, и обследуйте, какой он?

Путём экспериментирования дети определяют качества:

 • определите на ощупь (гладкий, холодный)

 • постучите по столу, какой звук слышите? (глухой)

 •  попробуйте сломать: твёрдый или мягкий? (твердый)  

 • какой он: тяжёлый или лёгкий?  Мы знаем, что легкие предметы на воде что делают (плавают), а тяжелые предметы? (тонут). Опустите в воду магнит – утонул, значит, он тяжелый.

   

Вывод: гладкий, глухой звук, твёрдый, тяжёлый.

Воспитатель - Ребята, магнит хранит в себе много секретов. Один из них мы уже знаем -притягивает к себе металлические предметы через ткань  (рисунок)

  -Сейчас мы разгадаем второй   секрет:

 

2 опыт «Танец скрепок» (На картон рассыпать скрепки, под картоном магнит)

- Скрепки спокойно лежат.  Будьте внимательны и следите  я провожу  магнитом  по бумаге и   что вы заметили?

- Магнит заставляет скрепки двигаться.

Вывод. Вот и еще один секрет узнали: магнит взаимодействует с предметами  через бумагу  (рисунок).

Воспитатель: - А как вы думаете, сможет ли магнит взаимодействовать с металлическими предметами, спрятанные в крупе? (Да. Нет).

Давайте попробуем раскрыть и этот секрет

 3 опыт «Поможем Золушке перебрать крупу»

 (На тарелочках гречка, внутри скрепки, кнопки, гаечки. С помощью магнита все из гречки убираем»

 (Дети  экспериментируют).

Воспитатель: - Как быстро вы   справились с заданием, будто по взмаху волшебной палочки очистили крупу.

-Какие предметы волшебный магнит помог найти и достать из крупы?

(Гайки, шурупы, болты, скрепки, булавки).

Воспитатель. - Почему они притянулись к магниту?

(Эти предметы из железа. Они металлические).

Воспитатель. Все предметы, которые притягиваются к магниту, называются магнетические,

Вывод. Еще один секрет разгадали, магнит действует через крупу (рисунок)

Воспитатель. - А что если бы, в крупе были резиновые, бумажные, стеклянные предметы, смогли бы вы очистить крупу?  Почему?

- Возможно, ли очистить крупу, если в ней находятся золотые изделия? Почему нет?

Воспитатель. Предметы, которые не притягиваются называются немагнетические.

-Ребята, прежде, чем узнать еще про один секрет, предлагаю отдохнуть и поиграть с шариками.  

Пальчиковую гимнастика.

4 опыт «Не замочи рук»

Сейчас мы попробуем разгадать еще один секрет магнита.

-Перед вами стакан с водой с металлическими предметами.

 Вам нужно, не замочив рук, достаньте скрепку. Поможет вам в этом, конечно, магнит

 (У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана сниз вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом)

Вывод.  Еще один секрет: магнит взаимодействует с предметами через стекло и воду (рисунок)

Воспитатель. - Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать:

 «Блещет в речке чистой

 Спинкой серебристой»

 Правильно, рыбка.  

Воспитатель. Посмотрите на этот бассейн сколько здесь не нужного мусора в воде?

-Как, вы, думаете, рыбам нравится жить   в такой воде?

 Как мы сможем помочь?

Когда работаем парами, что делаем?

-Договариваемся, совещаемся, помогаем друг другу.

-Возьмите удочки, у которых вместо крючков магниты и очистите бассейн.

- Молодцы, сделали доброе дело, освободили бассейн от мусора, и рыбкам будет уютно жить здесь.

- Ребята, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; магнитные игры, магнитный конструктор, игра рыбалка, железная дорога, буквы и цифры на магнитах).

-  А как вы думаете, где еще используется магнит? –  в наушниках, в телефонной трубке, на банковской карте, магнитные замки.

С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки.

Воспитатель. - А еще используют магниты в строительстве, для поднятия тяжелых металлических грузов.

В водопроводах устанавливают магнитные фильтры воды, которые улавливают частички металла, и вода в кран поступает чистой.

На заводе ОЭМК есть краны с большими, мощными магнитами. С их помощью пластины металла перемещают с одного цеха в другой.

В медицине -  магниты используются в приборах МРТ (магнитно-резонансной томографии), в приборе  «Алмаг».

(Демонстрируются картинки)

- А еще, ребята, магнит есть в компасе (показать). Компас – прибор для определения своего местоположения. Внутри у него есть магнитная стрелка, которая вращается вертикально и по кругу, она всегда указывает на север. А определив по стрелке, где север, можно определить и где находятся остальные части света: юг, восток, запад.

Как вы, думаете, кому нужен компас?

- Компас нужен геологам, туристам, путешественникам.

Воспитатель. - На сегодня разгадали все секреты  с магнитами.

Вспомните, какие секреты вы узнали сегодня.

 1. Магниты притягивают металлические предметы через ткань.

 2. Магнит может притягивать предметы через бумагу.

 3. Магнит взаимодействует с предметами через крупу.

 4. Магнит взаимодействует через стекло и воду.

 

Воспитатель.  Какие добрые поступки вы совершили, кому помогли?

-Очистили бассейн от мусора.

 

-Какими вы были на занятии? (любознательными, внимательными, умными, ловкими)

- Молодцы, вы были очень любознательны, а любознательные всегда хотят узнать, что- то новое.

-А что бы вы хотели узнать еще?

-  Как и где найти нужную информацию (спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).

Я обязательно воспользуюсь вашими советами и расскажу вам следующий раз.

А вам предлагаю вам поделиться своими знаниями с друзьями и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Тема: "Секреты магнита"

Экспериментальная исследовательская деятельность старших дошкольников....

Конспект занятия по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе с использованием цифровой лаборатории «Наураша» Тема: « Секреты магнита»

Методическая разработка открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе ....

НОД на тему: «Секреты магнита».

Формировать  представления о магните, его свойствах в процессе познавательно-исследовательской деятельности; уточнить представления детей об использовании человеком свойств магнитов в...

Конспект познавательного-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты магнита»

Конспект познавательного-исследовательской деятельностив подготовительной группе «Секреты магнита»...

Конспект НОД по экспериментированию «Секреты магнита»

Создание условий для формирования познавательной активности детей....