НОД Тема: "Секреты магнита"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Макарова Надежда Павловна

Экспериментальная исследовательская деятельность старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_magnita.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Экспериментальная исследовательская деятельность

                        "Секреты  магнита"

                                                 логопедическая группа.

                                                                                                                                      Воспитатель высшей

квалификационной категории

Макарова Н.П

 МБДОУ  Детский сад комбинированного вида «Сказка» города Тетюши

                                                                           .

Приоритетная образовательная область – Познание.

Цель образовательной деятельности:

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Интегрируемые образовательные области

· Социализация;

· Коммуникация;

Труд;

Музыка;

Безопасность;

Здоровье.

Возраст детей - логопедическая группа.5-6 лет

Цель эксперимента:

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах  магнита

Задачи:

Воспитательные:

1.Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

2. Воспитывать аккуратность в работе.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

2. Развивать коммуникативные навыки.

Образовательные:

1. Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать».

2. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения

Оборудование:

железные, пластмассовые,  деревянные, резиновые предметы, кусок ткани,  бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой, рыбки, подносы  для раздаточного материала, картонные «трассы» машинки, бумажные фигурки зверей; тазики с водой, кораблики из пенопласта с  портновской иглой для мачты и парусом из клеенки;  фланелеграф  для занесения результатов  эксперимента; шапочки и халаты волшебников.

Техническое оснащение: Магнитофон, ноутбук, видео «Лунтик и его друзья. Магнит».

Предварительная работа:

- игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка»;; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».

Содержание организованной экспериментальной  деятельности детей.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им. Я приглашаю вас сегодня отправиться в страну Волшебства, где мы станем настоящими волшебниками.

Воспитатель: Все встали в круг.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возмёмся и друг другу улыбнемся

 1,2, 3. Волшебство скорей приди!!!

 Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе появилась волшебная шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое? (Ответы детей)    

Дети: Магнит.

. Воспитатель: Вам всем знаком этот камень, а тебе Диана?

Ребенок: Уже давно люблю магнит.

                  Он и теперь меня манит  

                 Железа маленький кусок,

                 Невзрачный, серенький брусок.

Воспитатель:      Вот перед вами обычный магнит,

                               Много секретов в себе он хранит.

 Ребята, а хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит и почему он так называется? Тогда я приглашаю вас в кинозал посмотреть фильм о магните.

Просмотр презентации «Волшебный магнит»

1.слайд  Педагог. Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени  Магнис . Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что  босые ноги тоже не притягиваются.

.Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название  «магнит».

 Существует и другое объяснение слова магнит -- по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магниты.

2.слайд   Камень магнит имеющий свойство притягивать железо.    

3.слайд  Ученые придумали специальные машины для обработки этого камня и получения магнита. Люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

4. слайд Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются к магниту называются -  магнетическими.

5. слайд Существует огромное количество различных видов магнитов

6. слайд Это большие магниты. Их используют для поднятия очень большого количества железа, а также при строительстве подводных сооружений (для крепления инструментов под водой).

7.слайд  Магниты используют в производстве тепловозов, скоростных поездов, самолетов, электропил, дрелей, для приборов в  машинах и самолетах.

8.слайд Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. Даже считают, что они обладают лечебными свойствами, успокаивают и придают силы.

9. слайд   А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей и взрослых.

10. слайд   Про магнит снимают мультфильмы.

Воспитатель: Ребята, почему магнит так назвали?

                          Где его используют?

                          Какой секрет хранит в себе магнит?

 Воспитатель: Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас  исследовать свойства  магнита. Одевайте халаты и шапочки проходите в нашу лабораторию. 

 Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем:

"Важное дело - эксперимент!

В нём интересен нам каждый момент".

Мы проведем опыт и узнаем все ли притягивает магнит? Волшебство начинается.

Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов.

- в белый поднос положите все предметы, которые магнит притягивает;

- в желтый поднос положите предметы, которые не реагирует на магнит.

                      Самостоятельная работа.

Опыт №1

Приступайте! Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

Дети: Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки).  

Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик)

Опыт №2

Положите: А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу. Магнит действует через бумагу.

Опыт №3

 Воспитатель: Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло покажите.

Дети: Магнит действует через ткань.( Железные предметы примагнитились через ткань).

Опыт №4

 Воспитатель: Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?

Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый  поднос.

Воспитатель: А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем результаты эксперимента на фланелеграфе.

Дети ставят условные значки и формулируют умозаключения

  Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.

Магнит действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос.

Опыт №5

 Воспитатель: Следующий фокус  состоит в том, чтобы устроить «Дискотеку для зверят» 

В картонную коробку нужно поставить силуэт зверушки (картинка),на отогнутую часть положите магнитик. Вторым  магнитом делаем разнообразные движения под коробкой.(под музыку)

Опыт№6 «Машинные гонки».

Воспитатель: Я положу машинку в картонную коробку, магнит под картон. Буду двигать машинку по нарисованным дорожкам. Приступайте к проведению опыта.

- Расскажите, что вы сделали и что получили.

Дети: Машины двигаются.

Воспитатель: А почему?

Дети: Внизу у машины тоже есть железная пластина. Магнит притягивает железо.

Воспитатель: Что двигает машины? (магнит).

-Правильно, магнит оказывают своё волшебное действие.

-Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Магнит действует через картон.

 Воспитатель: Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

Какой же вывод можно сделать?

Дети: Магнит действует через картон, магниты притягиваются друг к другу

Физкультминутка

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно встали, вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку

Начинаем бег на месте, финиш – метров через двести!
Хватит, хватит, прибежали, потянулись, подышали                                                                                             Руки вверх, руки вниз, на носочки потянись.
Руки ставим на бочок  ,на носочках скок, скок, скок.
А затем в присядку ,чтоб не мерзли пятки.
Вот мы руки развели, словно удивились.
И друг другу до земли в пояс поклонились.

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие .

Опыт №7

Мы будем совершать следующее волшебство. Наше волшебство называется «магнитный фокус- Рыбалка».

Нужно достать рыбок из воды не замочив рук и магнита.

Опыт: В стакан с водой кладут 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком- кнопкой, загнутой с обратной стороны. Магнитом ведут по стенке банки. Магнит поднимает рыбку.

Воспитатель: Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать рыбки из воды, не замочив рук? (Ответы детей).

Вывод:  Магнит может действовать на предметы через стекло.

Опыт №8

Игра-опыт Магнитная регата

Оборудование (на каждого ребенка или на пару): лодочки из пенопласта, портновская игла для мачты, клеенка для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); маленький магнитик,  таз с водой.

Ход опыта:

1. Построить лодочки из пенопласта, прикрепив мачты с парусами.

2. Пустить лодочки плавать в таз

с водой. Управлять лодочками, двигая магнит над тазом (не касаясь их).

Результат опыта

. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод

  Магнит действует даже на расстоянии.

Воспитатель: Ребята, вам нравится путешествовать по волшебной стране ?

Что нового вы сегодня узнали о магните?

Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует сквозь  бумагу, ткань, стекло, картон, магниты притягиваются друг к  другу, магнит действует на расстоянии.

Воспитатель: Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства? (в шкафчиках для одежды, магнитные буквы, держатели, магнитная игра..)

Вы хорошо сегодня поработали, много узнали о магните и я приглашаю вас посмотреть мультфильм «Лунтик и его друзья. Магнит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: «Секреты воды».

Данное занятие позволяет решить такие цели:- Познакомить детей со свойствами воды ( замерзает на холоде и превращается в лед». Лед в тепле снова превращается в воду);- продолжить формировать поз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе.Тема: «Секреты затонувшего корабля».

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП  в старшей группе...

Мастер-класс на тему: "Секреты из газеты"

Квиллинг. Мастер-класс "Секреты из газеты"...

Педагогический проект Тема: «Секреты бабушкиного сундучка»

Педагогический проект «Секреты бабушкиного сундучка»Вид проекта:  длительный, межпредметныйЦель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.Формировать познавательную активность.Задачи: ...

Конспект занятия по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе с использованием цифровой лаборатории «Наураша» Тема: « Секреты магнита»

Методическая разработка открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе ....

НОД на тему: «Секреты магнита».

Формировать  представления о магните, его свойствах в процессе познавательно-исследовательской деятельности; уточнить представления детей об использовании человеком свойств магнитов в...

Презентация «Секрет здоровых зубов» к плану ООД в средней группе на тему: «Секрет здоровых зубов»

Закреплять правила и навыки ухода за зубами; развивать внимание, укреплять память....


 

Комментарии

Гуля Наталья Владимировна

Уважаемая Надежда Павловна, большое спасибо за прекрасное занятие! С удовольствием воспользуюсь Вашим материалом.