Конспект коррекционно-образовательного занятия «Времена года. Весна»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Улатаева Людмила Николаевна

Цель: систематизировать знания детей о времени года – весна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vremena_goda._vesna.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Улатаева Людмила Николаевна

учитель – дефектолог

МБДОУ № 100, г. Иркутск

 Времена года. Весна.

Группа: старший дошкольный возраст детей с ЗПР.

Цель: систематизировать знания детей о времени года – весна.

Задачи:

Образовательные:

  1. Систематизировать знания детей о весенних явлениях природы;
  2. Обеспечить работу над грамматической стороной стихотворной речи;

Коррекционно-развивающие:

  1. Создать условия для активизации и развития словарного запаса детей;
  2. Обеспечить развитие умения пользоваться опорной схемой при составлении описательного рассказа;
  3. Обеспечить развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия; мелкой моторики;

Воспитательные:

  1. Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
  2. Обеспечить развитие умения формулировать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу;
  3. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами динамической паузы.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Оборудование: компьютер, слайды, созданные в PowerPoint: весенний лес, капель с крыш, бегут ручьи, люди весной, алгоритм «Дидактического синквейна», мяч, музыкальное сопровождение «Весенний лес», «Капель», конверт с письмом, стихотворения.

Форма работы: подгрупповая, индивидуальная.

Ход  занятия:

I.Создание мотивационного поля (организационный момент): 

Дети располагаются  полукругом.  Педагог приветствует детей.

  1. Приветствие детей с использованием педагогом художественного слова.

Упражнение «Здравствуй друг» (Дети поочередно здороваются друг с другом)

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

  1. Сюрпризный момент

Педагог обращает внимание на письмо на окошке, используя стихотворение.

Кто-то бросил нам в окошко

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо.

Или это воробьишко, пролетая обронил.

Или это кот письмо, как мышку

На окошко заманил!

  1. Введение в тему занятия:

Дети вместе с педагогом читают письмо.

Письмо пришло от жителей сказочного «Города красивой речи». Они просят о помощи. Из – за долгой «Зимы» город становится бесцветным, и помочь несчастью может только «Весна», так как с ее приходом вся природа оживет и город станет разноцветным. Но она куда-то запропастилась (бесцветный сказочный город - слайд №1).

Педагог обсуждает с детьми, как можно помочь жителям этого города, подводит их к идее, что нужно вспомнить о весенних признаках.

II. Актуализация знаний детей, активизация коммуникативной и двигательной функции.

  1.  Беседа о весне.

Цель: Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках (слайды № 2,3,4,5).

Педагог предлагает детям рассмотреть слайды, организует обсуждение, просит рассказать о том, что изображено, при необходимости задает вопросы, уточняет и дополняет ответы детей.

  1. Игра «Вопрос – ответ» (образование однокоренных слов от слова «капля») — проводится с использованием мяча.

Педагог  зачитывает стихотворение – закличку. Поясняет, что такими маленькими стишками – закличками зазывали Весну. (капель с крыш слайд № 6, музыкальное сопровождение «Капель»)

Звонко с крыши капли скачут.

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку.

И на бабушкину кошку.

Вопросы:

  • Что скачет с крыши в стихотворении? (капли)
  • Почему их называют капли? (потому что капают)
  • Как можно назвать маленькую каплю? (капелька)
  • Скажите, о каком явлении в природе говориться в этом стихотворении? (капель)
  • Педагог вместе с детьми повторяет слова одной семейки:
  • КАПАТЬ, КАПЛЯ, КАПЕЛЬКА, КАПЕЛЬ.

3) Динамическая пауза «Цветок»:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся –

Взвился вверх и полетел. (Повторить 4 раза).

4) Игра с мячом «Назови признак или действие»

Дети стоят в кругу, педагог говорит незаконченное предложение, дает ребенку мяч, ребенок договаривает нужное слово.

Например: Весной ручьи … (бегут). С крыш капли … (капают). Весной погода … (теплая, солнечная). Снег весной … (тает). Птицы весной … (прилетают).

5)  Создание синквейна на тему «Весна»

Педагог предлагает детям составить стихотворение на тему весны с использованием алгоритма «Дидактического синквейна» с помощью наводящих вопросов педагога.

Вопросы:

- О чем мы говорили сегодня?

- Какая бывает весна?

- Что происходит весной?

- Почему вы любите весну?

- Как вы думаете, какой главный признак весны?

Пример одного из получившихся стихотворений:

1. Весна.

2. Теплая, солнечная.

3. Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы.

4. Я люблю весну.

5. Капель.

6) Оформление стихотворения детьми в рисунках.

Каждому ребенку выдается листок с нумерацией от 1-5. Напротив каждой цифры дети рисуют то, что ассоциируется с каждым понятием из стихотворения. Педагог еще раз произносит стихотворение полностью, а затем по строчке.

Педагог оказывает индивидуальную помощь тем детям у кого возникли трудности.

III. Рефлексия (итог):

  1. Педагог предлагает посмотреть детям на слайд № 8.

Вопросы:

- Посмотрите, наш «Город красивой речи» стал цветным!

- Почему это произошло? (правильно вспомнили светлые, яркие, звонкие весенние признаки).

2)    Педагог вместе с детьми подводит итог, оценивает успешность деятельности каждого ребёнка.

3)   Прощание педагога с детьми. 

- Весна только начинается, пусть каждый день будет солнечным, весёлым, звонким от смеха, как капель. Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

В конспекте описывается цель, задачи, формы работы с детьми, здоровьесберегающие технологии и приёмы, интеграция образовательных областей, опорная схема образовательной деятельности и технологическая ...

КОНСПЕКТ коррекционно - образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» по обучению началам грамоты в подготовительной к школе группе коррекционной направленности для детей с общим недоразвитием речи

КОНСПЕКТ коррекционно - образовательной  деятельности «Путешествие по сказкам»по обучению началам грамоты в  подготовительной к школе группе коррекционной направленности  для детей с об...

Конспект коррекционно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Школа космонавтов» Образовательная область «Речевое развитие»

Цель: Закрепить знания детей по теме «Космос».Коррекционные задачи:образовательные:Учить детей отвечать простыми и сложными предложениями, вместе с детьми рассуждать о космосе.Учить соглас...

Конспект коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога «Весна идет – весне дорогу»

Группа: дети с ОИН третий год обученияЦель: Создать условия для знакомства детей с весной и ее признаками.Задачи:Образовательные:- Систематизировать представления детей о весне и ее признаках- Добитьс...