Педагогический проект "Все профессии важны, все профессии нужны"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Федотова Марина Анатольевна
Проблема: мы столкнулись с тем, что дети в подготовительной группе не все знают название профессии родителей, характерные особенности данной специальности. Когда мы беседовали с детьми о том, кем они хотели бы стать, когда вырастут, многие затруднились ответить, точнее путались  в названиях профессий, у детей недостаточный уровень представлений о разнообразии профессий и функциях труда. Дошкольники знают только традиционные профессии, но на сегодняшний день существует много современных профессий, о которых дети не имеют представлений.
Идея: в старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений  об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Цель: Создать условия для формирования у дошкольников  представлений            о многообразии профессий и функциях труда; ценностного отношения к труду взрослых и его результатам.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_proekt.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   «Все профессии важны, все профессии нужны»

Проблема: мы столкнулись с тем, что дети в подготовительной группе не все знают название профессии родителей, характерные особенности данной специальности. Когда мы беседовали с детьми о том, кем они хотели бы стать, когда вырастут, многие затруднились ответить, точнее путались  в названиях профессий, у детей недостаточный уровень представлений о разнообразии профессий и функциях труда. Дошкольники знают только традиционные профессии, но на сегодняшний день существует много современных профессий, о которых дети не имеют представлений.

Идея: в старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений  об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Цель: Создать условия для формирования у дошкольников  представлений            о многообразии профессий и функциях труда; ценностного отношения к труду взрослых и его результатам.

Задачи проекта

Для детей:

-  Обогатить  представления детей о многообразии мира профессий в обществе;

- Способствовать расширению  у детей знаний и представлений о профессиях своих родителей  (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);

- Расширить представления о разных видах труда, о структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат);

- Развивать умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий;

- Воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых;

- Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;

- Обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии;

- Показать взаимосвязь между разными видами труда;

- Способствовать отображению представлений о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе;

- Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, воображая себя в разных социальных ролях;

- Развивать понимание и умение оценивать поступки людей;

- Развивать умения пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений;

- Побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.

Для педагогов:

- Создать информационную базу: создание презентаций о разнообразных профессиях, изготовление книги детских рассказов о профессиях;

 -  Подбор художественных произведений по теме проекта;

- Запись видео ролика «Кем я хочу стать?» (с последующим показом на итоговом мероприятии);

- Подбор дидактических и настольно-печатных игр, иллюстраций по теме проекта;

- Создать условия для активной, самостоятельной и совместной  со взрослым, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры;

- Обогатить предметно-развивающую  среду по теме проекта;

- Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

- Продолжать развивать  связную речь дошкольников;

- Развивать  интерес у детей и родителей к проектной деятельности.

Для родителей:

— Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;

 -Стимулировать творческую и познавательную активность детей;

— Провести беседу – рассказ о своей профессии;

 —Провести мастер-класс для детей

Актуальность.

« На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник портной»… В старину профессий было мало, и все они вполне могли поместиться на одном крыльце, вместе с царем. На Руси 600 лет назад появился первый царь. Звали его Иван 3. С тех давних времен сохранились письма и книги. Вот какие профессии в них называют: стрелок, повар, хлебник, портной, бронник, садовник, писарь, рыболов, трубник, дьяк, мельник, утятник, сокольник, огородник, плотник, истопник, серебряный мастер, страдник, купец, суконник. Про эти профессии даже мама с папой не знают! В старину люди гордились мастерством. Иногда целые города называли по профессиям жителей.

Сейчас профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже много тысяч. И новые все время появляются. Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Профессий очень много - тысячи. Но есть среди них несколько десятков таких, которые люди особенно ценят и уважают. Мы считаем актуальным на сегодняшний день расширить представления детей о разнообразии профессий и их инструментах.

В играх дошкольники проводят почти все свое время. Так  как  игра ведущий вид деятельности,  то  формирование основных представлений детей об окружающем мире идет в основном в игре. Понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры. Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра. Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой  - сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра — жизненная необходимость для ребенка. Поэтому практически везде, где есть возможность: дома и в детском саду, в парке и во дворе, на пляже и в гостях — малыши играют.

Сюжетно-ролевая игра представляет собой особый вид игры, характеризующийся наличием определенной темы или сюжета (в нашем случае — какой-то профессии), которые воспроизводятся в игре, при этом дети берут на себя исполнение конкретных ролей.

Дети могут заниматься данным видом деятельности в одиночку. При этом они зачастую не испытывают ничьего влияния, а значит, могут дать простор своей собственной фантазии. Воздействовать на ход такой игры, очевидно, не всегда целесообразно. Допустимо лишь щадящее воображение ребенка воздействие, как правило, косвенное, чтобы упредить формирование неправильных представлений. Ведь если малыш сам поймет свои ошибки, то не только лучше усвоит правильную информацию, но и постепенно будет учиться из массы получаемых сведений выделять верные.

В необходимых случаях взрослые регулируют смену ролей в игре, не допускают «засаживания» ребят на одной и той же роли. Периодическая смена состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объема усваиваемой в процессе игры информации. Одной из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определенного «тонуса» игры. Она не должна стать неинтересной. Лучше прекратить игру, чем дать ей продолжаться при понижении интереса ребят.

После интересной игры ребенок долго находится под ее впечатлением.

Тип проекта: долгосрочный

Сроки проведения:  октябрь – февраль

Вид проекта: исследовательский, ознакомительно – ориентировочный.

Масштаб проекта:  внутри ДОУ, педагоги, дети, родители.

Этапы проекта:

                                       Организационный этап

1. Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет направлен проект, используя модель трех вопросов:

      I

- Зачем нужно трудиться? Кем работают родители, что ты знаешь об их профессиях?  Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

     II

-Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?

     III

- Где мы можем это узнать? Как нам рассказать всем о том, что мы узнаем?

2. Совместное обсуждение с детьми этапов работы над проектом.

1 этап. Подготовительный.

В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

  • Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта;
  • Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями;
  • Подбор справочной и художественной литературы, произведений устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки) о труде и профессиях;
  •  Подбор наглядно-демонстрационного и дидактического материала по теме «Профессии»;
  •  Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
  • Отбор видеофильмов по теме проекта.
  • Проведение родительского собрания «Мы участвуем в проекте».
  • Диагностика детей  (в начале проекта) по методике Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»

2этап. Основной.

  • Проведение наблюдений за трудом взрослых в детском саду (труд дворника, продавца, повара, водителя и др.) и дома.
  • Организация и проведение экскурсий по детскому саду (кабинет заведующей,  медсестры, на кухню), в школу, в библиотеку,  в аптеку
  • Проведение развивающих и дидактических игр по теме «Профессии»;
  • Организация сюжетно-ролевых игр, игровых ситуаций, игр - инсценировок.
  • Использование настольно-печатных игр по теме «Профессии».
  • Чтение детской художественной и познавательной литературы; проговаривание и заучивание наизусть стихотворений, пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание загадок о труде и профессиях.
  • Знакомство с иллюстративным и документальным материалом, фото- и видеоматериалом.
  • Рассматривание игрушек - инструментов мастера (столяр, парикмахер, доктор, полицейский и др.).
  • Развитие творческого воображения в совместной и самостоятельной изобразительной деятельности и конструировании.

3этап. Заключительный.

  • Выставка детских рисунков «Кем быть?»
  • Альбом «Профессии наших родителей»
  • Досуг «Праздник профессий»

Виды деятельности: игровая,  коммуникативная, восприятие художественной  литературы,  конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная.

Социальные связи: библиотека, аптека, школа и др.

Ресурсы: художественная литература, методическая литература, интернет, телевидение.

Предполагаемый результат: Организация и проведение выставки детских рисунков" Кем быть?".  Оформление  альбома "Профессии моих родителей". Проведение досуга "Праздник профессий " (приложение).

Диагностика:

  1. Первоначальная  (для установления проблемы, до начала проектной деятельности)
  2. Заключительная  (после завершения проекта). Проводится для определения эффективности проекта.

/По диагностической методике Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»/  (Приложение)

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей  «Зачем нужны  проекты»;
  • Проведение родительского собрания «Мы участвуем в проекте»;
  • Консультация для родителей  « Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольника»;
  • Рекомендация для родителей  «Как сформировать положительное отношение  к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»;
  • Консультация для родителей «Профориентация детей в дошкольном образовании»;
  • Памятка для родителей;
  • Информационный буклет для родителей;
  • Размещение материалов в родительском уголке : советы по лексической теме «Профессии»;
  • Мини-практикум по изготовлению альбомов «Профессии наших родителей»;
  • Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению атрибутов и детских костюмов для сюжетно-ролевых игр;
  • Участие родителей  в проведении презентаций и досуга  «Праздник профессий»

План реализации проекта:

1этап. Подготовительный.

  • Работа со справочной и художественной литературой,  оформление выставки книг  по теме «Профессии»;
  • создание альбома «Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки о труде и профессиях»; (Приложение)
  • рассматривание наглядно-демонстрационного, иллюстративного, фотоматериала, сюжетных и предметных картинок по теме «Профессии»;
  • работа с раскрасками « Профессии», «Хочу быть...», трафаретами, альбомами;
  • использование атрибутов к различным сюжетно-ролевым играм;
  • использование видеофильмов в проекте;
  • проведение родительского собрания «Мы участвуем в проекте»; подготовка к оформлению книги-альбома «Профессии наших родителей», выставки детских рисунков «Кем быть?».

2 этап. Основной.

Виды деятельности:

Игровая:

  • дидактические игры: «Профессии», «Играем в профессии», «Подбери нужное», «Умные машины», «Кем я хочу стать», «Собираемся на работу», «Оденем куклу на работу», «От слова к слову», «Хорошо-плохо», "Кто лишний", «Кто больше расскажет о профессии», «Назови профессию», «Что кому», «Кому что нужно для работы», «Что случилось, если бы не работал…»,  «Знаю, кто» и др.;

- развивающие игры: «Смекалочка», «Профессии»

  • сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации: «Семья»,  «Врач и медсестра», «Аптека», «Скорая помощь»,   «Детский сад», «Школа», «В библиотеке»,  «Салон красоты», «В полицейском участке», «Репортеры» (интервьюирование),  «Магазин», «Мы – военные»,  «Пограничники»,  «МЧС спешит на помощь», «Мы пилоты», «Мир театра», «Детский сад»,  «Водители», «На станции технического обслуживания автомобилей», «В кафе»,  «Ателье» , «Строители», «На ферме» и др.;
  • подвижные игры: «Король», «Где мы были не скажем,  а что делали покажем», «Если весело живется, делай так», «Внимательный водитель», «Шоферы», «Светофор» и др.
  •  моделирование предметов с помощью геометрической мозаики, кубиков.

Коммуникативная:

  • Беседа о труде взрослых «Все профессии нужны, все профессии важны»;
  • Составление мнемотаблиц к профессиям;
  • ОД «Профессия - парикмахер», «Профессия – повар» (Приложение) ;
  • Познавательная беседа «Из истории профессий»;
  • Составление творческих рассказов «Я горжусь своей мамой, своим папой!»;
  • Составление рассказа «Кем я хочу быть, когда вырасту»;
  • Интервьюирование "Моя будущая профессия";
  • Заучивание стихов о профессиях.
  • Знакомство с пословицами и поговорками о труде и профессиях

-   Вечер загадок «В мире профессий».

Восприятие художественной литературы:

  • «Кем быть?» И.Карпова (серия книг о профессиях);
  • «А что у вас?», « Моя улица», «Дядя Степа - милиционер» С.Михалков;
  • «Кем быть?» В.Маяковский;
  • «Чем пахнут ремесла?» Дж. Родари;
  • «Почта», "Пожар" , «Откуда стол пришел», «Мы военные» С.Маршак;
  • «Строители» Б. Заходер;
  • «О том, где мы живем» С. Баруздин;
  • рассказы Н.Носова; Б.Житкова, Е.Пермяка;
  • игра- инсценировка по стих. И.Гуриной «Профессии
  • Литературная минутка «Кем быть?».

Конструирование:

  • «Строим город» , «Наш детский сад», «Ферма», «Мебель» и др.(из крупного строительного материала, конструктора «Лего», «Архитектор»).

Изобразительная:

  • рисование: «Кем быть?» - оформление выставки детских рисунков;

«В гостях у библиотекаря», «Мой воспитатель», «Дорожные знаки», «Моряки», «Добрый доктор» и др.

- аппликация: «Профессии бывают разные»; «Светофор», «Скора я помощь»», «Дома на нашей улице»

- работа с раскрасками «Профессии», «Хочу быть...» (летчиком, поваром, артистом, полицейским и т.д.), трафаретами.

- лепка:  «Праздничный торт», «Вкусные конфеты»

Музыкальная:

-слушание песен о труде, о профессиях.

- беседа о творческих профессиях, связанных с искусством (пианист, дирижер, композитор, певец, балерина).

Двигательная:

  • подвижные игры "Внимательный водитель"," Шоферы","Светофор", «Космонавты»;
  • народная игра " Где мы были, мы не скажем..."

-  динамическая пауза "Мы в профессии играем...".

- физминутки, пальчиковые игры  о профессиях

Работа в различных Центрах активности:

Центр искусства и детского творчества "Юные художники".

Подобрать раскраски по теме ("Профессии", "Хочу быть...", "Я по городу гуляю").

  • Подготовить набор различной цветной и тонированной бумаги для аппликации "Профессии бывают разные" .

Центр "Грамотейка".  (приложение );

  • Прочитай по порядку буквы, составь слово.
  • Прочитай пословицу, следуя за стрелкой.
  • Соедини по точкам и раскрась .
  • Грамматические задания:

-   Подбери существительное к глаголу; продолжи фразу и др.

Центр математики:

    Задания:

  • Какой формы пирог приготовил повар?
  • В какую коробку надо упаковать игрушку? (соотношение формы,   размера)
  • Какого предмета не стало?
  • Расставь предметы по высоте.
  • Посчитай и сравни.
  • Расставь посуду (раскладывание картинок по инструкции:  центр, справа, слева,  снизу, сверху).
  • Часть и целое.
  • Сложи картинку из фигур.
  • Задачки от веселого повара (состав числа).

Центр " Мир книги

Самостоятельно найди в книгах-энциклопедиях информацию о

  • разных профессиях;
  • об орудиях труда;
  • сведения об истории рождения профессии;
  • придумай рассказ или сказку о профессии в своей семье, о семейных  династиях.

    З этап. Заключительный.

Организация и проведение выставки детских рисунков" Кем быть?".

Оформление книги - альбома "Профессии моих родителей"

Проведение досуга "Праздник профессий "(приложение).

Используемая литература:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алёшина. М.: ЦТ Л, 2005.
  2. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова и др. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников// Методические рекомендации для воспитателей, учителей. - М.: Баласс, 2011г
  3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений                                   / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса.- М. :Мозаика-Синтез,2008г.
  4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебнометодическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
  5. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М.В. Крулехт. -

СПб: Детство - Пресс, 2002.

  1. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н.А. Кнушевицкая. - М.: Издательство ГНОМ-Пресс. 2011г.
  2. Нефёдова К.П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей /К.П. Нефёдова.-М.:
  3. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2010.
  5. Интернет ресурсы: http//www. wikipedia.org/wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ"Все профессии важны, все профессии нужны". Педагогическая технология по ознакомлению струдом взрослых.

Такой удивительный и огромный мир профессий.Беспорно,профессий интересных много и каждая из них вызывает уважение. Поэтомутак важно в дошкольный период знакомить детей с раличными профессиями.И для ме...

Педагогический проект "Все профессии важны, все профессии нужны"

Работа содержит материалы по содержанию проекта (актуальность, цель, задачи, ожидаемые результаты, продукты), по его краткому описанию (подготовительный, основной, завершающий этап работы), по планиро...

Педагогический проект «Все профессии важны, все профессии нужны»

                      Трудовое воспитаниеЭто подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно-полезном труде, формирование активно...

Педагогический проект "Все профессии важны,все профессии нужны"

В проекте предложены разнообразные формы работы в старшей группе ДОУ о профессиях....

Педагогический проект "Все профессии важны, все профессии нужны"

Расширить представления детей о многообразии профессий...