"С любовью к родному краю"
план-конспект занятия по окружающему миру

Федоренкова Ирина Васильевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_na_temu_1.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №66 «Забавушка»

Занятия на тему:

«С любовью к родному краю»

(«По экологической тропе»)

                                                                                 Составила: Федоренкова И.В.

Программное содержание:

Раскрыть значение растительного мира в культуре кореных народов Севера, показать с каким почтением они относились ко всему живому (деревьям, птицам, животным).

Помочь детям увидеть мир, как экологическую систему, дать понятие о взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

Повторить и обобщить представления детей о деревьях, таежных животных, птицах. Расширить знания детей о жизни и быте коренных жителей Севера.

Развивать познавательные способности, мышление, воображение, память, внимание ориентироваться на местности по плану. Развивать монологическую речь, отвечать распространенными предложениями.

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, интерес к жизни коренных жителей. Закрепить знания запрещающих знаков в природе.

Материал: Письмо от бабушки Анны, карта, хантыйская одежда, жилищные постройки: чум, лобаз, грамзапись - голоса птиц; демонстрационный материал: деревья лиственные и хвойные, плоды хвойных деревьев (шишки сосны, ели, кедра), лесные звери, птицы; запрещающие знаки в природе.

Ход занятия:

К детям приходит внучка бабушки Анны, приносит письмо и карту. Дети читают письмо, вспоминают кто такая бабушка Анна:

Это хантыйская писательница.

Она писала сказки детям.

Ее полное имя - Анна Конькова.

Далее дети рассматривают карту, которая поможет дойти до ее жилища.

-Нам нужно пройти по дороге, которая проходит по тайге, перейти болото и выти к реке, где находится дом бабушки Анны.

-Ребята, а что такое тайга? (смешанный лес).

-Смешанный лес, это какой лес?

Какие деревья растут в смешанном лесу? (лиственные и хвойные).

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (у лиственных деревьев на ветках растут листья, а у хвойных иголочки, хвоинки).

А теперь, ребята, в путь.

Чтобы в дороге было веселее, давайте вспомним, какие мы знаем загадки и стихи про деревья.

Загадка про березу.

"Русская красавица стоит на поляне

В зеленой кофточке, белом сарафане."

Стихотворение " Береза" С.Есенин.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

Загадка про рябину.

"Ягодка - не сладость, зато глазу радость,

Осенью - лесам украшенье,

Зимой - снегирям угощенье."

Стихотворение " Алые бусы" И.Кузьмин.

Там, где белая долина

Во снегах стоит рябина

Бусы - ягоды на ней

Зорьки утренней алей.

Загадка про осину.

"Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит."

Стихотворение про осину. И.Токмакова.

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, зябнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки

Надо согреться бедной осинке.

-Ребята, про какие деревья вы сейчас прочитали стихи и загадки.

 -Правильно, лиственные.

-А вы сказали, что в тайге растут еще другие деревья.

-Послушайте загадку:

"Зимой и летом одним цветом".

-Назовите, какие вы, знаете хвойные деревья? (сосна, ель, кедр).

-Сейчас мы с вами поиграем в игру "С какого дерева детка" (детям раздаются шишки).

Ответы детей:

С кедра - кедровая шишка, с сосны - сосновая, с ели - еловая.

-Какие звери и  птицы питаются кедровыми шишками? (белка, бурундук, клест, кедровка).

-А как вы думаете, что случится, если не будет деревьев?

-Почему нельзя загрязнять лес? Ответы детей.

-Ребята, посмотрите, здесь какие-то следы? Как вы думаете, чьи это следы?

(лося).

-А почему у лося следы, как копыта? (чтобы не провалиться в снегу и на болоте).

-Чем питаются лоси? (болотными травами, побегами деревьев, листьями).

Загадывание загадки о лисе.

"Кто бежит в лесу густом, заметая след хвостом?"

-А для чего она это делает?

-На кого лиса охотится? (на полевых мышей, когда голодна, может на зайцев, глухарей).

Появляется лиса - диалог с лисой. (Убегает).

А это чьи следы? (заячьи).

Наверное, здесь пробегал зайчик. А вот и он.

Забегает зайчонок, весь дрожит - диалог с зайцем (Убегает).

-Посмотрите, какие маленькие следы. Кто это оставил их на снегу. Как вы думаете, кто же это? (белка).

-А где белка устраивает себе дом (на дереве, в дупле или гнезде).

-А чем питаются белки? Почему о белке говорят, как о хорошей хозяйке (летом готовят запасы на зиму).

Включается музыка, пение птиц.

Много птиц еще живет в тайге. А как птицы помогают лесу? Что будет, если исчезнут все птицы?

Как мы можем помочь птицам?

Стихи о птицах

Люблю птиц. Г. Ладонщиков.

Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю.

Ни ловушками, ни в сети,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону

Ни сороки, ни вороны,

Ни, скворца, ни воробья

Не обидел в жизни я.

Лети. Ю. Могутин.

Хорошо в непроглядную вьюгу

Приютить чуть живую печугу,

А весной, переждав непогоду,

Отпустить ее в лес на свободу.

Физминутка. "10 птичек-стайка”.

Пой-ка, подпевай-ка

Десять птичек стайка.

Эта птичка-воробей,

Эта птичка-соловей,

Эта птичка-совушка, сонная головушка

Эта птичка-свиристель,

Эта птичка-коростель,

Эта птичка-скворушка, серенькое перышко,

Это - зяблик, это - стриж,

Эта - развеселый чиж,

Ну а это - злой орлан,

Птички, птички по домам.

Ребята, а каких вы еще знаете птиц, которые зимуют в наших краях (синица, ворона, дятел, сорока, голубь). Дети вспоминают, как они видели на участке во время прогулки - дятла, наблюдали, что он делал.

Видите, ребята, все в природе взаимосвязано, никто и ничто не может существовать друг без друга.

Как же сохранить эту красоту? (Нужно беречь лес, деревья, все живое, что нас окружает).

Как не навредить природе? Дети говорят правила поведения в природе, лесу.

Проводится дидактическая игра "Чего не должно быть в природе?"

1) Нельзя рубить деревья, резать их ножом и писать на них.

2) Разрушать птичьи гнезда.

3) Разжигать костры в лесу и оставлять не потушенными.

4) Вырывать с корнем ягоды, грибы, лекарственные растения и т.д. Воспитатель предлагает детям расставить правильно знаки по правилам поведения.

Ребята, давайте посмотрим на карту и определим, куда же нам идти дальше.

Дети говорят,- Мы должны идти через болото.

Вспомните, а что растет на болоте (ягоды - клюква, морошка).

А какие вы еще знаете лесные ягоды (брусника, черника, голубика, малина, смородина, рябина).

У меня для вас есть интересная игра "Вкусное варенье",

Я буду называть ягоду, а вы должны сказать, какое варенье из нее получится (например: из брусники - брусничное, из черники - черничное (ответы детей) и т.д.).

Молодцы, идем дальше.

Дети по кочкам перепрыгивают через болото. Влетает Сорока (диалог с Сорокой), затем она показывает дорогу к реке и улетает. Дети выходят на берег реки к чуму, вспоминают, как называется река, возле которой находится жилище бабушки Анны (Обь).

Зовут бабушку Анну. Появляется бабушка, встречает детей.

Здравствуйте, мои дорогие, а я как раз жду вас. Вот мой дом, знаете, как он называется (чум). Правильно. А чем отличается мое жилище от ваших домов? Посмотрите, из чего сделан мой чум? (нужны жерди, шесты, береста, оленья шкура).

А из чего сделаны ваши дома? (из кирпича, бетона, панельных плит и т.д.). Скажите, ребята, а в деревни из чего строят дома (из дерева), как называются дома из дерева (деревянные). А знаете, что мы не живем на одном месте, все время нам приходится переезжать с места на место.

Когда мы переезжаем, то жерди и бересту от чума берем с собой, чтобы не рубить деревья снова.

Бабушка Анна показывает свое жилище детям. Спрашивает у детей что это, показывая на хозяйственную постройку (лобаз). Правильно.

А для чего он служит? (чтобы хранить в нем вещи и продукты).

Посмотрите, какие у нас есть куклы, они у нас без лица, шьем мы их для своих детей.

Дети рассматривают все, что находится в жилище.

Бабушка Анна, дети наши долго шли по тайге, устали. Мы сейчас сядем, а ты нам еще расскажешь что-нибудь интересное.

Дети садятся на ковер. Бабушка приглашает внучку сесть рядом. Спрашивает у детей:

А вы знаете, как называется хантыйская одежда? Посмотрите ребята, как красиво украшены наши костюмы.

А чем их украшают? (бисером, пуговицами, тесьмой)

Какие узоры вы в идете на костюмах, на что они похожи? (на "щучьи зубы", "заячьи уши", "оленьи рога" и т.д.).

А вы бы хотели научиться вышивать бисером?

Для кого бы вы сделали подарки, если бы научились вышивать? (ответы детей).

Ребята, вы сегодня узнали много нового и интересного.

Послушайте стихотворение о природе:

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на пруду и клюкву на болоте.

У меня для вас угощения приготовлены. Посмотрите, что это? (ягоды).

Дети говорят: -морошка, брусника, клюква.

А это называется "таежное снадобье". Когда  придете в детский сад, попьете чай с этой вкуснятиной.

Ребята, что надо сказать бабушке Анне.

Спасибо.

Пожалуйста.

Дети угощают гостей ягодой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"

  Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию"С любовью по родному краю"

В 2009г. я участвовала в районном конкурсе "Растим патриотов России". В номинации "Разработка занятия" я заняла 3 место. Может кому пригодиться!...

Из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю"

    Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Мы  живем в очень красивом  и непохо...

Любовь к родному краю!

Данный материал посвященн проблеме формирования любви к малой Родине и приобщению детей к культурно-историческому наследию своей страны, посредством музейной педагогики. Данная стать предназначена для...

Формирование любви к Родине через любовь к родному краю.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любв...

Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».

    « Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...