Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему "Путешествие в прошлое ложки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кузьмина Ольга Владимировна

Конспект "Путешествие в прошлое ложки"  разработан с целью расширения  представлений о столовом приборе - ложке, истории ее возникновения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_proshloe_lozhki.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

в подготовительной группе  «Путешествие в прошлое ложки».

Цель: формирование представлений детей о кухонной утвари – ложке, истории возникновения и использования ложки.
Задачи. 

Обучающие:

  • познакомить детей с  историей  возникновения ложки;
  • обогащать представления детей о разнообразии ложек;
  • закреплять умение раскладывать  предметы в порядке убывания;
  • закреплять навыки порядкового счета.

Развивающие:

  • развивать мыслительную деятельность;
  • развивать диалогическую  речь.
  • развивать умение исполнять простейшую мелодию на ложках.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.

Ход НОД.

  1. Вводная часть.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая коробочка. А что в ней  вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду –

Мимо рта я не пройду.

Дети: Ложка!

Воспитатель: Правильно, ребята,  это ложка (открывает коробку, показывает)

  1. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, для чего человеку нужна ложка? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, оказывается, ложка -  очень важный предмет. И без него невозможно обойтись. Ложка предназначена для переноса жидкой и полужидкой пищи; её можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварёшки.

Ложка — труженик простой,

Кран подъёмный, городской,

Набирай скорей на ложку

Кашу, суп или картошку.

Поднимай скорее грузы,

Отправляй их прямо в рот.

Доедай всё сам до крошки,

Чтоб быстрей бежали ножки,

Чтоб росли скорей ребятки

Словно овощи на грядке.

Воспитатель: А кто – нибудь из вас задумывался, когда и как появилась эта незаменимая помощница? (Ответы детей)

Воспитатель: А хотите ли вы об этом узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: Сегодня я хочу вам предложить отправиться в путешествие по реке времени в прошлое ложки, и узнаем, как появился этот необходимый предмет (презентация «Путешествие в прошлое ложки»).

Воспитатель: Когда-то давным-давно  люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах. В основном ели жареное мясо, растения и ягоды, которые находили в лесу. Всё это ели руками (слайд 2). И вот однажды один человек выронил из рук горячий кусок мяса мясо,  который упал на острую палочку. Человек поднял мясо и увидел, что в нём торчит палочка. Мясо опять обожгло ему руки, и он схватился за палочку. Тут человек понял, что с палочкой есть удобнее. И пальцы не жжёт (слайд 3). Но палочкой суп не поешь…  Первую ложку человек вытесал из камня. Она была неровная и тяжёлая (слайд 4.) Постепенно люди поняли, что деревянные и глиняные ложки гораздо удобнее. Первые деревянные и глиняные ложки были очень простые, без украшений (слайд 5). Простые русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы, березы, дуба. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи (слайд 6). Деревянные ложки стали украшать резьбой (слайд 7). Потом люди стали украшать ложи рисунками (росписью). Вначале только во внутренней части ложки.  Позднее ложки стали украшать и снаружи (слайд 8). Время шло. Люди стали использовать металлы для изготовления ложек. Богатые - из дорогих металлов: золота и серебра, а бедные из  простых металлов. Сейчас мы тоже едим металлическими ложками (слайд 9-10).

Воспитатель:  Интересная история? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, скажите, что вначале было у человека вместо ложки? Дети: Палочка.

Воспитатель: А какая затем появилась ложка?

Дети:  Ложка из камня.

Воспитатель: А после каменной какая появилась ложка?

Дети: Деревянная.

Воспитатель: А из чего сделана деревянная ложка?

Дети:  Из дерева.

Воспитатель:  А потом что человек сделал с деревянной ложкой?

Дети: Раскрасил.

Воспитатель:  А какими ложками мы кушаем сейчас?

Дети: Металлической ложкой.

Воспитатель: А сейчас немного отдохнём.

Физминутка.

Ложка – это ложка, (Шагаем на месте.)

Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши)

Кошка – это кошка, (Шагаем на месте)

У кошки семь котят. (Хлопаем в ладоши)

Тряпка – это тряпка, (Шагаем на месте)

Тряпкой вытру пол. (Прыжки на месте)

Шапка – это шапка, (Шагаем на месте)

Оделся и пошёл. (Прыжки на месте)

А я придумал слово, (Руки в стороны – на пояс)

Смешное слово - плим.

Я повторяю снова: Плим, плим, плим! (Наклоны в стороны)

Вот прыгает и скачет Плим, плим, плим! (Прыжки на месте)

И ничего не значит Плим, плим, плим! (Шагаем на месте)

Воспитатель: В наше время существует много разных ложек, кто знает, как называется эта ложка и что ей едят? (показывает столовую ложку)

Дети: Ей едят суп во время обеда.

Воспитатель показывает чайную ложку:  Как называется эта ложка?

Дети: Чайная ложка.

Воспитатель:  Для чего она предназначена?

Дети: Ей пользуются во время чаепития.

Воспитатель показывает десертную ложку: Ребята, посмотрите, эта ложка не большая, как столовая, и не маленькая, как чайная. Эта ложка средняя. Как вы думаете, для чего она предназначена? (дети высказывают свои предположения).  Я вам подскажу, этой ложкой едят десерт. Как она называется?

Дети: Десертная.

Воспитатель: Посмотрите, у нас осталась ещё одна, самая маленькая ложечка (показывает кофейную ложечку). Может кто-то знает, как она называется? (предположения детей)  Эта ложка называется «кофейная». Для чего нужна эта ложка? (Накладывать и размешивать кофе)

Воспитатель: давайте разложим ложки в порядке убывания: от самой большой, до самой маленькой.

(Дети раскладывают ложки)

Воспитатель: Какая ложка первая по счёту? Пятая по счёту? И т. д. (Ответы детей)

Воспитатель:  Одна из ложек решила поиграть с вами в прятки.

Гимнастика для глаз «Где спряталась ложка?»

(дети находят ложку глазами и называют её местоположение).

Воспитатель: Ребята, как ещё можно использовать ложки? (при этом воспитатель берёт в руки две деревянные ложки, слегка постукивает ими друг о друга).

Дети: На них можно играть.

Воспитатель: Верно, на ложках можно играть. Я предлагаю вам создать оркестр. Сейчас я начну, а вы продолжите (воспитатель отбивает ритм, дети повторяют). А теперь попробуем все вместе с музыкой (включает песню «Ложки деревенские»). Как замечательно вы играли, у нас получился настоящий оркестр. 

Игра «Найди пару».

К ложке из пластмассы нужно подобрать в пару пластмассовый предмет, из дерева – деревянный, из металла – металлический.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель:  Ребята, ничего не стоит на месте. Идёт время, и благодаря знаниям и умениям человека, всё вокруг изменяется. Сегодня мы увидели, как появилась и изменилась ложка — простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные красивые ложки. Скажите,  пожалуйста, вам понравилось наше занятие?  А что интересного вы узнали о ложках? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с родным городом «Прошлое и настоящее Невского проспекта» подготовительная группа

: Воспитание у дошкольников интереса к истории и культуре родного города в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных математических представлений (направление образовательной области) «Ложки» (тема) Блоки Дьенеша

Педагогический замысел: - Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности. - Привлекать внимание детей к предметам контрас...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с элементами исследовательской деятельности «Путешествие в прошлое предметов - ручка», с использованием интерактивного оборудования MIMIO

Цель: Формирование представлений детей об истории ручки. Задачи:Знакомство детей с историей ручки, научить понимать функции и назначение ручки.Научить устанавливать причинно - следственные связи ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы по художественно-продуктивной деятельности «Путешествие в далёкое прошлое. Эра динозавров».

Конспект занятия по рисованию с  игровой презентацией на фоне из тонированных листов, на которых дети будут рисовать....