проектно-исследовательская деятельность "Снег и лед"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

чернышова оксана сергеевна

    Трудно себе представить леса и равнины, величавые горы, да и всю нашу жизнь без снега, без его очарования. Он, пушистый, искрящийся, дарит нам радость с самого детства. Однажды было сказано, что в каждой капле дождя отражается весь мир. В каждой снежинке предстают перед нами красота и гармония природы.

   Снег - чудеснейшая особенность нашей планеты. Он образуется на всех континентах в огромных количествах. Ежегодно снегом покрывается до 130 миллионов квадратных километров - четвертая часть всей поверхности Земли вместе с океанами.

    Восьмая часть покрываемой снегом территории приходится в ледники, в том числе на ледяные щиты Антарктиды и Гренландии. Снег, отлагающийся там, почти полностью расходуется на питание ледников, постепенно превращаясь в лед и обновляя, таким образом, тела ледяных гигантов.

Треть заснеженной территории планеты составляют морские льды в Арктическом и Антарктическом бассейнах. Снежное укрытие есть одно из главных условий существования льдов.

    Однажды, во время своей прогулки, я наблюдал за снегом, рассматривал снежинки, и мне стало интересно, а что такое снег, как он образуется, какие свойства есть у снега.  Поэтому я захотел исследовать снег и лед подробней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-_issledov._deyat-t_sneg_i_led.docx472.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА №4 «ЛЕСОВИЧОК»

Проектно-исследовательская работа

Снег и  лёд.

                                                                                     

Выполнила: Чернышова Оксана Сергеевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

Талакан, 2018

Оглавление

I. Введение…………………………………………………………… .

1.1. План исследования……………………………………………….. 

II. Основная часть

 2.1. Физические свойства снега и льда……………………………....

 2.2.  Значение снега и льда в жизни природы и человека………….  

III. Заключение……………………………………………………….

IV. Аннотация…………………………………………………………

V. Список использованной литературы…………………………...

 Приложение

  1. Введение

    Трудно себе представить леса и равнины, величавые горы, да и всю нашу жизнь без снега, без его очарования. Он, пушистый, искрящийся, дарит нам радость с самого детства. Однажды было сказано, что в каждой капле дождя отражается весь мир. В каждой снежинке предстают перед нами красота и гармония природы.

   Снег - чудеснейшая особенность нашей планеты. Он образуется на всех континентах в огромных количествах. Ежегодно снегом покрывается до 130 миллионов квадратных километров - четвертая часть всей поверхности Земли вместе с океанами.

    Восьмая часть покрываемой снегом территории приходится в ледники, в том числе на ледяные щиты Антарктиды и Гренландии. Снег, отлагающийся там, почти полностью расходуется на питание ледников, постепенно превращаясь в лед и обновляя, таким образом, тела ледяных гигантов.

Треть заснеженной территории планеты составляют морские льды в Арктическом и Антарктическом бассейнах. Снежное укрытие есть одно из главных условий существования льдов.

    Однажды, во время своей прогулки, я наблюдал за снегом, рассматривал снежинки, и мне стало интересно, а что такое снег, как он образуется, какие свойства есть у снега.  Поэтому я захотел исследовать снег и лед подробней.

Объект исследования: снег и лёд.

Предмет исследования: физические свойства.

Цель моей работы: исследовать, что такое снег и лёд, изучить их свойства.

Задачи исследования:

-         познакомиться с физическими свойствами снега и льда;

-         выявить сходство и различие;

-         изучить литературу, которая рассказывает о пользе снега и льда.

Гипотеза

-предположим, что снег и лёд родственники по их общим физическим свойствам

Методы исследования:

  • изучение природоведческой литературы по данной теме;
  • наблюдения;
  • проведение опытов;
  • анализ полученных результатов путем сравнения.

1.1    План исследования.

    Издавна людей интересовали явления окружающего мира. Почему идет дождь? Почему светит солнце? Почему день сменяет ночь? Откуда берется снег? Эти вопросы стали волновать и меня. С приходом зимы температура понизилась.  Меня заинтересовал вопрос, понимают ли дети какими же свойствами обладают снег и лед?

Этапы исследования:

Содержание этапа.

Временной промежуток.

1. Экскурсия на участок для физических упражнений.

4.12.2018г.

3. Проведение опытов.

10.12-21.12.2018г.

4. Изучение литературы, анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы.

15.12-17.12.2018г.

5. Работа по группам; сбор пословиц , поговорок , сочиняли сказку про снег и лёд, фотографировали природу  по теме исследования.

19.12-25.12.2018г.

5. Написание  работы, подведение итогов.

27.12.2018г.

Снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, потому у снега белый цвет. Интересные факты: Знаете ли вы, что снег не всегда бывает белым? Во многих регионах мира людям приходилось видеть его красным, зеленым, голубым и даже черным! Причиной подобного разнообразия цветов являются крошечные бактерии, грибки, а также пыль, содержащиеся в воздухе и поглощаемые снежинками, когда те опускаются на земную поверхность.

Прочитав сказку о снежинке и льдинке, я решила провести своё исследование.

- «Давайте послушаем сказку.
Жили - были две сестрички- капельки. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна капелька съёжилась и превратилась в льдинку. Вторая капелька расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. И очень заважничала. Стала собой любоваться. Снежинка не захотела признавать в льдинке родную сестричку. Она говорила: «Я вся из серебра и солнца - красавица, а ты из мутной воды – замарашка».
      Захотелось мне  помирить снежинку и льдинку, а заодно выяснить, чем они похожи и чем отличаются.  В своей работе я описала опыты  и наблюдения  за физическими свойствами снега и льда.

 Тема исследовательской работы: «Снег и лёд: похожи ли снег и лёд и какие физические свойства доказывают это.

II. Основная часть

2.1.  Физические свойства снега и  льда.

Проведем несколько опытов.
Опыт № 1. Возьмём лист белой бумаги, поднесём к нему снег.

Вывод: Цвет одинаковый.

Опыт № 2. Возьмём кусочек льда и лист цветной бумаги. Поместим лист за лёд. Меняем бумагу. Меняется цвет только льда.
Вывод: снег белый, а лёд бесцветный. 
Почему? Оказывается, снег не может пропустить через себя весь солнечный луч и отражает чистейший цвет белого солнечного луча. А лёд пропускает солнечный луч и остается бесцветным.

Опыт № 3. Возьмем игрушку , поместим её за ком снега - ничего не видно. Возьмем пластинку льда и поместим за неё туже игрушку. Видите, как хорошо просматривается цвет и форма.
Вывод: Снег не прозрачный, а лёд прозрачный.

Опыт № 4.
После обильного снегопада пройдемся по снегу. На нем мы увидим следы.
Пройдемся по ледяной дорожке - следов нет. Возьмем кусочек льда и ударим по нему. Лед раскололся.
Вывод: снег рыхлый, а лед плотный, но хрупкий.

Рассмотрим одинаковые свойства снега и льда.
Опыт № 5. Возьмём снег и кусочек льда, принесем домой, поместим их в стаканы. Через некоторое время в стаканах появилась вода.
Вывод: снег и лёд под действием тепла превратились в воду.
Причем снег растаял быстрее, чем лёд.

Опыт № 6. Бросим снег и лёд в емкости с водой. Мы видим, что снег и лёд не тонут.
Вывод: снег и лёд легче воды.
Поэтому лед образуется только на поверхности водоемов.

Опыт 7. Исследование чистоты снега.

Можно ли есть снег, выпавший на землю? Достаточно ли он чистый для этого? Где наиболее чистый снег. Мы взяли чистую баночку, нагребли снег из сугроба возле сада. Когда он растаял, мы увидели, что вода в баночке достаточно чистая. Я процедил эту воду через марлю, сложенную в 4 слоя. На марле осталась еле заметная полоска грязи. Ее было немного. На следующий день я принесла снег набраный возле остановки. Когда мы его растаяли, вода была грязная. На поверхности бидончика  плавал даже какой-то жир, щепочки и волосы. Думаю, что волосы животных, т. е собак, кошек.

Когда процедили, то марля была очень грязная.

 Мы сделали вывод, что снег на территории детского сада чище чем в местах скопления людей и транспорта, но есть снег вообще нельзя  никакой. 

2.2.  Значение снега и льда в жизни природы и человека.

Наблюдение № 1.

   Раскопаем снег лопаткой. Мы увидели зелёную  травку.  В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик,
А что делают рыбаки на реке зимой? Ловят рыбу. Почему все живое не замерзает подо льдом? Оказывается, подо льдом плюсовая температура. Снег нужен растениям, корням, семенам, он не греет, но, как и лёд, сохраняет тепло.
Вывод: снег и лёд сохраняют тепло, а, значит, имеют огромное значение для жизни растений и животных. 

Наблюдение №2.

 Игра в снежки, строительство снежных городков, снежных фигур, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках – любимые зимние развлечения людей.  Изо льда мастера делают настоящие произведения искусства,  ледяные дворцы, замки.

Наша группа вместе с родителями участвовали в строительстве снежного городка.

Вывод: снег и лёд имеют огромное значение в жизни человека.

                                                                                                                                                                                                                       

III.Заключение

В результате проведенных опытов и наблюдений, я подтвердила первоначальную гипотезу, согласно которой снег и лед – это замерзшая вода и их родство доказано физическими свойствами.

 Снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. Весной снег растает и напоит землю влагой. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи.

Снег и лёд – это развлечения для малышей и взрослых. А вам интересно, чем же закончилась сказка о льдинке и снежинке? Тогда, слушайте. Прилетел ветер. Увидел, что льдинка горько плачет, пожалел её. Дунул теплым ветром. Растаяла снежинка, превратилась в маленькую капельку. И льдинка, растаяв, стала капелькой. Посмотрела снежинка на бывшую льдинку и узнала свою сестричку. «Я тебе все прощаю - говорит льдинка – думаю, что ты никогда  не будешь хвастать своей красотой и унижать других». Обе капельки, влились в ручеёк и о чем- то весело и долго- долго говорили. Их говорок, наверное, и вы слышали, ребята, ведь к нам пришла весна

4. Перспективы работы.

В дальнейшем я планирую:

- Наблюдать за снегом, зарисовывать и фотографировать разные по форме снежинки. Полученные рисунки и фотографии можно будет использовать на занятиях изобразительного искусства.

- Проверить народные приметы, связанные со снегом. Полученные результаты использовать для садоводства.

-  Будем продолжать проводить опыты по выявлению чистоты снега, постараемся установить причины его загрязнения.

IV. Аннотация

       Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Используется во внеурочной деятельности. Может быть использован в теме «Времена года».

          В ходе   работы дети изучают свойства снега и льда.

        Основной метод – исследовательская работа, в результате которой дети учатся  наблюдать, проводить эксперименты, обрабатывать его результаты и представлять их в виде рисунков, фотографий, схем, диаграмм. Работа над проектом позволяет детям научиться пользоваться различными источниками и способами получения информации.

     Проектно – исследовательские работы  развивают интерес к научной литературе. Больше узнаёшь об   окружающей среде, учит самому узнавать новое, делиться с другими своими знаниями. Из проделанной работы ребята многое узнали.

V. Литература.

  1. Детская энциклопедия.  «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-557 с.: В. А. Маркин.
  2. Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля». «Издательство Росмэн- Пресс», 2001.- 657 с.: А. Ю Бирюкова.

3. Ходаков В.Г. Снега и льды Земли. - М., 1969

  1. www. viki.rdf.ru

5.www.Elektronbook.ru

Приложение 1

Пословицы и поговорки

Задержишь снег на полях зимой, будешь с хлебом весной.

 Зима без снега - лето без хлеба.

Много снегу - много хлеба.

Снег холодный, а от стужи укрывает.

 Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Хороший снежок урожай сбережет. Снег на полях – хлеб в закромах

Народные приметы.

Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – то это к урожаю.

Если в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; коли же останется промежуток – урожайное.

Если снег просел, не скрипит под ногами, ветер дует с запада или юго-запада, то наступит продолжительное потепление.

Если 12 декабря идет снег, то быть метелям целую неделю.

В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший.

Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.

В феврале много инея на деревьях – будет много меда.

Снег прилипает к деревьям – тепло будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников в процессе реализации проектно-исследовательского метода»

Е.А. Сухарева,Старший воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения  детский сад «Рябинка» комбинированного вида п. Тургенево Ардатовского района республики Мордовия «Ра...

Проектно-исследовательская деятельность: «Измеряем все вокруг, мерка – наш первый друг или 38 попугаев».

Аннотация проекта   Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремлени...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....

дополнительная общеразвивающая программа «Проектная деятельность в образовательном процессе дошкольников» направление: проектно - исследовательское

Пояснительная запискаНормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации&r...