Проект "Юные исследователи"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Климина Людмила Анатольевна

Проект проводился с детьми старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Паспорт проекта

Тема: « Юные исследователи».

Вид проекта: опытно- экспрементальный.

Сроки проведения: с 2 февраля по 6 февраля.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Форма проведения: групповая.

Актуальность проекта

Данный проект в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ оказывает влияние на интеллектуально-личностное развитие детей  и зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослого. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество.

Проектировочный компонент

Цель: сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путем.

Задачи:

  • Познакомить детей с разнообразием предметов окружающего мира и их свойствами.
  • Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
  • Развивать визуальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление.
  • Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей  выражать словами свои тактильные ощущения.
  • Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
  • Способствовать развитию слухового восприятия.
  • Воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Суть эксперимента: состояла в том, что мы использовали разнообразные способы организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, где углубляли представления живой и неживой природы проявлять доброту и заботу.

Интеграция образовательных областей:

Познание (формирование целостной картины мира);

Коммуникация;

Художественное творчество;

Чтение художественной литературы;

Социализация;

Труд;

Безопасность.

Подготовительный этап:

- подбор методической литературы;

- приготовление материалов для  опытно - эксперементальной  деятельности;

- просмотр мультфильма « Почемучки»

Предполагаемый результат:

-Повысить уровень знаний и представлений детей о свойствах воды и воздуха.

-Повысить интерес к  эксперементальной деятельности.

-Получение воспитанниками удовлетворения от результатов и процесса   исследовательской  деятельности.

Продукт проектной деятельности:

- эксперементальная деятельность

- игра- занятие « Воздух неведимка».

- игра «Воздух - вода»

Презентация проекта:

- Стенгазета «Юный исследователь».

Организационный компонент. Реализация проекта.

Познание   (формирование целостной картины мира):

- знакомство с свойствами воды, воздуха, предметами светопроницаемости.

- формирование любознательности;

- наблюдение за эксперементами;

Коммуникация:

Беседы:

- «Для чего нужна вода?»;

-  «Свойства воздуха и воды»;

- «Как определить наличие воздуха в предмете?»;

- «Чем отличаются поверхности разных предметов?».

Чтение художественной литературы:

- чтение стихотворений о воде;

- чтение загадок о воде и воздухе;

Художественное творчество:

- рисование « Струя воды, капли воды»;

- рисование «Воздушный шар»;

Познавательно - исследовательская:

- Опыт «Воздух есть внутри  пустых предметов»;

- Опыт «Воздух внутри нас»;

- Опыт «Свойства воздуха ( при нагревании воздух расширяется, при охлаждении- сжимается»;

- Опыт « Свойства воздуха. Прозрачность»;

- Опыт « Вода течёт вверх»;

- Опыт « Свойства воды (вода не имеет формы)»;

- Опыт « Вода. Форма капли»;

- Опыт « Пар- это тоже вода»;

- Опыт « Прозрачность веществ;

Труд:

- уборка оборудования после эксперементирования;

- дежурство по столовой;

Безопасность:

- беседа о правилах поведения во время проведения опытов.

Предварительная работа (сюрпризный момент)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила очень необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад. Детям старшей группы». Давайте откроем его и прочитаем.

Дорогие ребята!

Пишет вам друг – Незнайка. Я очень хочу узнать много нового о неживой природе. Я надеюсь ,Вы мне не откажите в моей просьбе и поможете познакомиться о разнообразии предметов окружающего мира и их свойствами. До встречи! Ваш друг Незнайка!

- Что же, ребята, раз нас Незнайка просит о помощи поможем ему, вы согласны.

Дети: Да, согласны.

Игра-занятие «Воздух –невидимка»

Цель занятия: Знакомство с понятием «Воздух»

Задачи:

• Показать способы обнаружения воздуха;

• Познакомить с свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений;

• Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предложения, мнения.

Материалы и оборудование:

• Целлофановые мешочки;

• стаканы большие и маленькие;

• стаканы с водой и трубочки;

• микроскопы;

• Воздушные шары;

Опыт№2.

Свойства воды. Показать, что вода не имеет формы.

Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи. Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Опыт № 5

Свойства воздуха. Прозрачность.

Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

Опыт №6

Воздух есть внутри пустых предметов.

Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха. Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.

Вода. Форма капли.

Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капель ницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.

Пар – это тоже вода.

Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Прозрачность веществ.

Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать  свет (прозрачность). Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет.

Воздух внутри нас.

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузырьки. Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Свойства воздуха.

Воздух распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

На пластиковую бутылочку надеваем шарик. Бутылочку помещаем в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик начинает надуваться, т.е. воздух из бутылочки перемещается в шарик, он расширяется. А теперь эту бутылочку опустим в тазик со льдом. Что произошло? Шарик сдулся, т.е. воздух внутри - сжался. Вывод: при нагревании - воздух расширяется, при охлаждении - сжимается.

Вода течет вверх.

Салфетку сложить, чтоб получилась тонкая полоска, фломастером сделать метки разных цветов,тоже на верёвочке …

Вывод:

Проект дал детям возможность поучаствовать  в русских народных гуляньях «Калядках»,где дети выступили в роли хозяев принимавших гостей. Принимали активное участие в изготовлении кормушек для птиц, а так же выступили в роли сыщиков, помогая кошке найти фотографию друга. У детей стали проявляться чувства сострадания к окружающим  людям и животным. Активно стали использовать в речи слова благодарности «Спасибо», «Пожалуйста». Дети узнали, что творить добро –  это легко, нужно лишь чуть - чуть этого захотеть.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...