Интегрированная образовательная деятельность по развитию речи «В гости к леснику». Старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Алимова Наталья Михайловна

"Знакомство с птицами,составление рассказа по серии сюжетных картинок "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная образовательная деятельность по развитию речи «В гости к леснику». Старшая группа.

Цель: формирование связной речи детей.

Задачи:                                                                                                          

Обучающие:

- формирование связной речи детей посредством составления рассказа по  сюжетным картинкам и словесных игр.

-продолжать обучать различать слова с определённым звуком, изменять слова при помощи суффиксов.

Развивающие:

- развивать произвольное внимание, восприятие, зрительную память, логическое мышление, словарь детей.

-придумывание названия рассказа по данным сюжетным картинам;

-стимулирование мыслительной и речевой активности детей, отвечать на вопросы полными предложениями.

Воспитывающие:  

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности, воспитание бережного отношения, любви к живой природе. 

Оборудование: серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» 

Н. Ильяковой , игрушки-птицы, картинки  с птицами, аудиозапись голосов птиц

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций "Зимующие птицы"; беседа "Как живется зимой друзьям". Чтение рассказов, стихов о птицах, зимующих, отгадывание загадок; наблюдение за внешним видом, поведением птиц на прогулках.

Ход : Дети играют в разных местах в группе, звенит колокольчик.

Воспитатель:

 Ребята, подходите

И внимание обратите:

В группе нашей в этот час,

Гости тихие сидят.

Поздороваемся дружно

«Доброе Утро!» (ДЕТИ ЗДОРОВАЮТСЯ)

А потом – делом мы займемся нужным

Воспитатель:

 Доброе утро мы скажем друг другу.

С улыбкой посмотрим в глаза.

От этих улыбок глаза засияют

И добрыми станут сердца.

Воспитатель: Ребята, к нам прилетел воздушный шарик!                                          Посмотрите, здесь письмо. Прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики!

Приглашаю вас в гости. Буду очень рад встрече с вами! Лесник»

Ребята, лесник приглашает, нас к себе в гости.

- А вы знаете кто такой лесник? (ответы)

-Где он живёт?

- Как называется его домик?- (сторожка )

-(Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал  птиц и  зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)

В- Что мы ответим леснику  на приглашение  прийти в гости к нему?

- А кто же покажет нам дорогу?

-(Птицы, друзья лесника)

В - Ребята, закройте глаза (Звучит музыка: пение птиц).

-Что вы себе представляли, когда слушали запись?

Дети - Пение птиц.

В- Как вы думаете, куда мы попали? (В лес.)

-В- Почему вы так решили?(ответы)

В-. Ребята, мы с вами оказались в лесу. Лес нельзя себе представить без пения птиц, журчания ручья, шелеста листьев.

Мы  с вами  об этом знаем  пословицу: 

«Лес без птиц и птицы без леса не живут».

 -А птицы этого леса нам о чем-то пропели. А о чем, мы узнаем из стихотворения,

Стихотворение «Покормите птиц зимой» Александр Яшин.

 Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов, 
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо. 
Небогаты их корма, горсть зерна нужна, 
Горсть одна — и не страшна, будет им зима
.

 
В. - О чем говорится в стихотворении?

Д - В стихотворении говорится о птицах, о том, что их надо подкармливать, помогать зимой.

Звучит аудиозапись.

Слышится музыка, пение птицы ( сова)

-Ребята, как вы думаете, пение какой птицы мы услышали?

-( сова)

-Дома с родителями вы приготовили рассказ о птицах. Кто хочет рассказать про сову?

Сова –  это хищная ночная птица. Глаза совы неподвижны и смотрят только прямо вперед. Чтобы изменить направление взгляда, птице необходимо повернуть голову. Мир совы видят в черно-белом цвете. Птицы отлично видят ночью. Слух совы в 4 раза лучше, чем у кошки. Едва добыча выдает себя шорохом или звуком, как птица молниеносно бросается на нее.

-Сова приготовила для вас  игру 

Д/и "Назови ласково

Лист - листочек,  гриб - грибочек, ветка - веточка, куст - кусточек, ягода - ягодка, трава - травушка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек

 «Один - много». Я вам назову одну птицу, а вы назовите со словом много.

Синица - много синиц, ворона - много ворон, снегирь - снегирей,  дятел - дятлов, голубь - голубей, воробей – воробьев, сорока - много сорок, сова- много сов.

Предлагаю идти дальше.

Звучит аудиозапись.

Ребята, вот ещё одну птичку повстречали (ДЯТЕЛ).                                                              

  Кто хочет нам рассказать про дятла

?Дети: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стучит по нему клювом, извлекают личинок короеда. Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный язык. Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса» Дупло на дереве служит гнездом.

У ДЯТЛА ДЛЯ ВАС ЕСТЬ ТОЖЕ ИГРА

Ребята, вы знаете песенку комарика?- з-з-з-з, песенку жука -ж-ж-ж-ж,  ветра -ш-ш-ш-ш, водички -с-с-с-с.

А сейчас давайте присядем и поиграем в игру.

Я буду называть слова, а вы хлопнуте  в ладоши, если услышите

песенку комарика (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег; забор.

песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик, ножик;

песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;

песенку водички (С) - стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.

Массаж спины: дети поворачиваются друг другу спиной и стучат кулачками по спине снизу-вверх.

Дятел тук – тук. Дятел тук – тук.

Дуб скрипит, что там за стук?

Дятел клювом постучал,

Постучал и замолчал. (Проводится два раза с разворотом в каждой паре.)

Звучит аудиозапись.

В-Ребята, как вы думаете, пение какой птички мы услышали  

-снегирь

В - Что вы можете про неё рассказать?

Дети: Снегирь - самая зимняя птичка. Она к нам прилетает с наступлением первых холодов. У снегиря ярко-красное оперение, черная шапочка. Снегири любят поедать плоды рябины, калины. Едят только семена. Снегири прилетают к нам на площадку.                                                                     Снегирь приготовил  для вас игру.

Словесная игра "Кто кем был?"

Лиса - лисёнком,  волк - волчонком, медведь - медвежонком, белка - бельчонком, ёж – ежонком, тигр – тигренком, слон – слоненком, лев – львенком, заяц – зайчонком, мышь – мышонком.

Звучит аудиозапись.

 Ребята, вот ещё одну птичку повстречали (сорока)

У кого приготовлен рассказ про сороку?

Дети: Сорока - длиннохвостая, белобокая, непоседа. Она очень любопытная птица, любит собирать себе в гнездо все блестящее. Питается семенами растений.

Ребята, а вы знаете, сорока – единственная птица, способная узнать себя в зеркале. 

-Сорока предлагает поиграть.

Дидактическая игра  «Скажи какая? Какой?»

Игра…Показ картинок с птицами

У вороны чёрные крылья, значит она какая? … чернокрылая,

У сороки длинный хвост, поэтому она …длиннохвостая.

У синицы грудка жёлтая, поэтому она …желтогрудая.

У дятла длинный клюв, поэтому он …длинноклювый.

У снегиря красная грудка, поэтому он…красногрудый

 У сороки белый бок, поэтому она ….. белобокая

- У птицы толстый клюв, поэтому  …. она толстоклювая.

У птицы короткий клюв, поэтому она….. короткоклювая.

В - с этим заданием вы справились.

 Звучит аудиозапись.

Ребята, как вы думаете, пение какой птички мы услышали

-Воробей.

Кто хочет про него рассказать?

Дети: Воробей - шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички, любят пшено, зерна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.                                                                                  Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.

Ребята, я слышала, что с другом лесника  давно произошла история. А какая, вы можете узнать, составив рассказ по картинкам.  

Предлагаю вам выбрать  себе пару и сесть за столы.

Рассматривание СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ «Как помочь птицам зимой

Воспитатель помещает на магнитную доску сюжетные картины.

Ребята, у каждого рассказа есть начало, середина, конец. Отвечайте полным предложением, слушайте внимательно, не перебивайте друг друга. Рассмотрите внимательно каждую картинку. Подумайте, в какой последовательности их нужно разложить.

Какое время года вы видите на картинке? Почему вы пришли к такому выводу?

 Картинка №1.

  1. Кто изображен здесь?
  2. Как одета девочка?
  3. Как одет мальчик?
  4. Кого обнаружили дети на снегу?
  5. Что случилось с птицей?
  6. Почему птица замерзла?
  7. Что сделали ребята?

Картинка №2.

  1. Что делают ребята здесь?
  2. Что мальчик держит в руках?
  3. Куда дети положили воробышка?
  4. Почему они пошли быстро?
  5. Куда ребята идут?
  6. О чем говорят между собой?

Картинка №3.

  1. Кого изобразил художник здесь?
  2. Где находятся дети и птица?
  3. Как сейчас одеты ребята? Почему?
  4. Теперь как выглядит воробышек?
  5. Как он ведёт себя?
  6. Чем занимаются дети?
  7. Почему воробышек отогрелся?

Картинка №4.

  1. Кто нарисован на этой картинке?
  2. Что дети повесили на березку в парке? Зачем?
  3. Что девочка насыпает в кормушку?
  4. Где находится воробей?
  5. Что чувствуют ребята, какое у них настроение?

В. - Замечательный рассказ получился. Давайте придумаем нашему рассказу название.

ЗАПИСАТЬ РАССКАЗ «Дети и воробей»

Рассказы детей

« Однажды зимним, холодным днём дети пошли гулять в парк. На тропинке они увидели маленького, холодного воробья. Дети взяли тёплую варежку, положили туда воробья и отнесли домой. Дома воробей отогрелся. Дети накормили воробья зерном и напоили водой. Ребята смастерили кормушку, взяли воробья и отнесли в парк. Повесили кормушку на дерево, насыпали крупы и посадили туда воробья. Дети были счастливы, ведь они спасли воробья»

В. - Ребята, предлагаю еще поиграть в интересную игру, «Какая птица». На столе лежат картинки птиц, подойдите и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. Представьте, вы – птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе», прилетает на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку).

Игра- «Какая птица»

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье!

Выходит лесник.

Здравствуйте, ребята! Я рад, что пришли ко мне в гости. А мне мои лесные друзья уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали. 1.Расскажите, пожалуйста, с кем вы встретились в лесу?

-Дети перечисляют птиц.

2 -Назовите их одним словом? Какие это птицы?

-(зимующие)

3 Легко ли приходится зимующим птицам, особенно у нас на севере? (Ответы детей.)

 4.  О ком составляли рассказ?

 5.Чему вас научил рассказ?

6-Ребята, как вы думаете, где могут пригодиться вам эти знания?

7-Что вы можете рассказать родителям? (Ответы детей.)

- Я приготовил для вас подарок.( Угощает детей.)

-До свидания, ребята.

 Включаем аудиозапись физкультминутки. Возвращаемся в детский сад.

Воспитатель:

-НОВОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ.

День зимующих птиц отмечают в России 15 января. Этот день выбран  не случайно. Это день рождения автора произведения «Покормите птиц!» Николая Носова. Он и сам каждую осень развешивал кормушки для птиц.

В-Ребята, в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах. На прогулке я предлагаю помочь птицам: повесить кормушку на нашем участке и покормить птиц. Может    мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2 «Северные олени»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2«Северные олени»...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и обучению грамоте в старших группах

1.Обогатить активный словарь детей по теме: «Времена года».2.Составлять правильно простые и сложные предложения.3.Упражнять в правильном употреблении падежных конструкций...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и рисованию в I средней группе на тему: "Птицы наши друзья"

Дорогие друзья, прошу вашего внимания! В  наше время да и раньше большое внимание уделялось и надеюсь будет уделяться нашим братьям меньшим - птицам.На своем занятии "Птицы наши друзья" я провела...

Конспект итоговой образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "В стране красивой речи"

Чему научились дети старшей группы за год? Что узнали нового? Насколько они готовы к школе? Ответом на эти вопросы может стать  итоговая НОД....

Конспект организованно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе.Тема: «Осень»

Организованно- образовательная деятельность направлена на  развитие умений по  составлению рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи В гости к Эльфу(средняя группа)

Тема: «Поможем Эльфу собрать первые весенние цветы»Цель: Развитие связной речи с опорой на мнемотаблицы....