НОД «Деревья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Афанасьева Илона Александровна

Задачи: систематизировать представление о лесах: лиственный, хвойный, смешанный; строении дерева (ствол, ветки, листья, крона, корни);

закрепить правила поведения в природе, обогащать словарь детей, активно использовать слова, отражающие экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл salkova_bykova_2017.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Деревья»

Задачи: систематизировать представление о лесах: лиственный, хвойный, смешанный; строении дерева (ствол, ветки, листья, крона, корни);

закрепить правила поведения в природе, обогащать словарь детей, активно использовать слова, отражающие экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». «Социально – коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская.

Словарь: хвойные деревья, лиственные, осинник, дубрава, березовая роща, ельник, чечевички.

Материал картинки «Деревья»; части дерева (корень, ствол, ветки, листья); картинки: солнце, ветер, птицы, капельки воды, кормушки, земля, семена, дождевые черви, пчелы, шмели. Шишки: еловые, сосновые. карандаши, обруч.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на территории детского сада и иллюстрациях, экологические беседы, проведение дидактических игр, чтение литературы о природе, разучивание стихотворений. Подбор с родителями информации о деревьях.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, давайте поприветствуем их.

Воспитатель: - Дети! Я приглашаю вас отправимся в необыкновенное путешествие. А куда мы отправимся вы должны ответить, отгадав загадку.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем.

Догадайтесь, ребята, что это за чудо? (лес)

Ребята, объясните, что такое лес?

Правильно, лес- это деревья, кустарники, травы;

лес- это дом для огромного количества его обитателей.

Лес - это место жительство птиц и животных.

Лес охраняет нас от сильных и холодных ветров.

Лес дает нам строительный материал.

Лес дает нам чистую воду и воздух.

ИГРА

Здравствуй, лес!

Дремучий лес

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои. (Ева)

Я приглашаю вас отправимся в лесное царство. А поможет нам волшебное дупло, через которое мы туда и попадём.

Дети проходят через «дупло» (обруч)

Звукозапись «Шум леса»

Лесовичок

нам нужно повторить правила поведения в природе. Что нельзя делать в лесу.

 «Нельзя разжигать костер, беречь лес от пожара»;

«Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить своё потомство, которое погибнет без материнской заботы»;

«Не топтать, не сбивать грибы. Это пища и лекарство для животных»;

*Не разрушать муравейники. Муравьи – санитары леса.

«Не трогать птенцов»;

«Гнезда не разорять»;

«Птиц, бабочек, жуков не ловить, крылья руками не трогать, не пугать животных»;

«Ветки и деревья не ломать, от этого они сохнут и погибают»;

«Живые листья и травинки зря не рвать, если только необходимо для лечения»;

«Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут»;

«Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки».

Лес – дом для животных, в нём должно быть чисто.

- Молодцы! Я уверена, что вы не нарушите лесной тишины и никого там не обидите.   ПОМОЩЬ ПОЛЯНКА  Прошу вас, следуйте за мной.

- Отгадайте загадку, о каком дереве она?

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой,

Стоит над горой.

А по каким признакам можно узнать березу? (белая кора, белый ствол.) (У неё стройный ствол, тонкие ветки, нарядные серёжки, которые появляются весной раньше листьев.).

Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов). Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

На севере растет особый вид березы, как она называется? (карликовая березка). Почему она такая низкая? (сильные ветра).

Ребята послушайте ещё одну загадку:

Прилетает в гости к ней,

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красные ягодки клюют.

- Вы узнали это дерево? (Рябина). Правильно.

(Рябина – очень красивое дерево. В мае она вся покрыта белыми цветами, а осенью стоит, украшенная ожерельями из красных ягод).

- О каком дереве это стихотворение?

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Дайте осинке

Пальто и ботинки –

Надо согреться

Бедной осинке.

- Листья этого деревца даже при самом легком дыхании ветра начинают шевелится и тереться друг о друга. Отсюда и постоянный шелест, и ощущения того, что дерево дрожит.

- А это что за дерево?

А какие ещё деревья, которые растут в лесу вы знаете? (клён, ольха, ива)

- Как одним словом можно назвать деревья, у которых листья? (лиственные)

- У всех деревьев есть листья?

- Как называется деревья с иголками вместо листьев?(хвойный)

- А какие хвойные деревья вы знаете? (ёлка, сосна, лиственница, кедр).

Если в лесу растут лиственные и хвойные деревья, как называется этот лес? (смешанный) 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В: Что ты делаешь мой лес?

Д: Целый день качаю кроны (движение руками вверху).

В: На кого похож ты лес?

Д: На высокий дом зелёный (встают на носочки и потягиваются вверх).

В: Почему ты зелен лес?

Д: Чтоб меня любили дети (обнимаются друг с другом).

В: Сколько лет тебе, мой лес?

Д: Больше всех на белом свете (руки разводят в стороны).

В: Сколько птиц ты знаешь лес?

Д: Сколько листьев, трав и ряски (попеременно размахивают руками).

В: А когда запел ты лес?

Д: В миг, когда возникли сказки.

Ребята скажите, а без чего дерево не может жить? (Без корня.) 

- Правильно, а зачем дереву корень? (чтобы брать воду из земли, и чтобы крепко держаться)

-А что еще есть у дерева? (ствол, ветки, листья).

А когда на ветках много листьев, то как это можно назвать? (крона). Молодцы ребята

- Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (Они растут, питаются, размножаются, дышат)

- А как дышит дерево?

- Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

Продуктивная деятельность

Молодцы! Много интересного вы рассказали сегодня о лесе. И я уверен, что вы будете беречь лес и его обитателей.

- Что вам особенно понравилось? О чём вы сегодня расскажите своим родителям?

Релаксация.

А теперь мы улыбнёмся

Крепко за руки возьмёмся

И друг, другу на прощанье

мы подарим обещание :

Будем мы с деревьями дружить

охранять их и любить!

Звукозапись - лес шумит.

Всем сегодня я дарю медали «Знатоки природы».

- А теперь нам пора возвращаться в детский сад. (через обруч пролезают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядное моделирование: «Как ты, дерево, живёшь?Как ты, дерево растёшь?»

Комплексное занятие, по экологии и рисованию, для детей подготовительной группы.   Тема занятия: «Как ты, дерево, живёшь?   Как ты, дерево Растёшь?» Оно соответству...

Открытое комилексное занятие в средней группе "Деревья. Изменения, происходящие в деревьях в осенний период"

1 ноября   в средней группе было проведено открытое комплексное  занятие, на которое были приглашены родители, воспитатели других групп. Воспитатель Мальцева Елена Николаевна с детьми р...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Занятие "Дерево-дерево не тонет".

Занятие в старшой группе, ознакомление со свойствами дерева....

«Дерево, дерево – мой дружок хороший»

Конспект занятия по экологическому воспитанию(ознакомление  детей с окружающим с применением элемента  аппликации) Абушахманова Гу...

конспект по развитию речи по теме «Деревья, деревья, деревья»

Программное содержание:Закрепить   знаний о деревьях, познакомить  с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать  умение узнавать их по характерным признакам и назыв...