Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего возраста На тему: «Знакомство со свойствами стекла»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пантелеева Наталья Анатольевна

Конспект НОД "Знакомство со свойствами стекла" для старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_1.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей  старшего возраста На тему: «Знакомство со свойствами стекла»

Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.

Задачи:

1. Изучить с детьми основные свойства стекла (прозрачное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, шероховатое, толстое, тонкое, холодное, хрупкое, светлое, цветное, мелодичное).

2. Развивать навыки исследовательской деятельности; активизировать умение обобщать, высказываться по проблеме исследования.

3.Воспитывать умение выслушивать товарища.

Ресурсы:

  1. ИКТ – презентация «Веселые стекляшки»;
  2. Наборы для проведения опытов;
  3. Стеклянные предметы.

Ход:

Вводная часть. Ребята, вам сегодня приготовили загадки. Если вы догадаетесь, о чем они, то тогда и узнаете, кто их приготовил? Включается монитор компьютера. Звучат загадки.

Холод терпит, а палку нет.

Что зимой дома мёрзнет, а на улице нет.

Его не видишь, а потрогать можно.

На окошечках простое, а в бутылочках цветное,

           Не бежит, не льётся,  а ударишь - разобьётся.

           

Очень хрупко и прозрачно

           В пользу людям предназначено.

Дети: Это стекло.

- А загадали их вам стеклянные предметы, дополняет педагог. На мониторе появляются красивые фигуры из стекла.  ЭЛЕМЕНТ ИКТ загадки из компьютера

- Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки, это стекло. А сейчас я предлагаю всем пройти  к столу, и познакомится со стеклянными предметами поближе.

(Воспитатель  с детьми подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла,  накрытые салфеткой).

Воспитатель: Ребята посмотрите у нас на столе выложены предметы. Давайте рассмотрим и назовем их.

Дети называют:  Стаканы, вазы, бутылочки, салатницы, различные флаконы и т.д.

Воспитатель: Еще раз отметим, ребята, а из  чего  эти предметы сделаны?

Дети: Эти  предметы сделаны из стекла.

Воспитатель: Правильно. Ребята, очень много изделий делают из стекла. Давайте познакомимся с ними поближе и узнаем свойства стекла. (Воспитатель показывает детям декоративную вазочку с конфетами драже), скажите, что находится в вазочке?

Дети: конфеты разного цвета.

Воспитатель:  А как вы догадались?

Дети: Вазочка прозрачная.

Воспитатель:  Правильно, ребята, вазочка прозрачная – запомните это свойство.

А где еще используется прозрачность стекла; что делают из стекла? Если дети затрудняются с высказываниями, то предлагается подсказка на мониторе компьютера в виде картинок, наводящих на правильные ответы. (ИКТ_

 Дети: Из него делают окна в домах, стекло в машине, очки, люстры, лампочки, аквариум, градусник  и  т. д.   

Воспитатель:   Стекло бывает  и цветное. Назовите предметы из цветного стекла, которые вы видите на столе?

Дети:  Очки.

Воспитатель: Ребята, эти очки называются солнцезащитные, потому что они защищают от солнца.

- А ещё какие предметы из цветного стекла создают люди и зачем? Вы можете мне сказать, посмотрев на экран монитора. Появляются картинки с изображением пузырька с зелёнкой и йодом, очки от солнца, цветной фужер, цветная  вазочка и посуда.

Воспитатель:  А как вы считаете, зачем делают цветные стеклянные изделия?

 Дети:  Цветные стеклянные изделия делают: для красоты и уюта помещений, для защиты глаз от солнца.

- А кто был внимательным, тот увидел на мониторе картинки с изображением йода и зеленки. Зачем для лекарственных препаратов делают цветные бутыльки? Только для красоты или ещё есть, какие - либо версии ответов? Ответ - для продления срока годности лекарств. Цветное стекло имеет защитные свойства. От света надо защищать не только наши глаза и кожу. Лекарства тоже портятся от него.

Воспитатель: Ребята, я вас попрошу  взять в руки стеклянные изделия и определить на ощупь какие они?

Дети:  Гладкие, холодные, скользкие.

Воспитатель: А еще, ребята,  шероховатые, ребристые, с бугорками.

Воспитатель: Молодцы,  ребята. Обратите внимание, что изделия могут быть из толстого и тонкого стекла. Из тонкого стекла делают окна, лампочки. А из толстого, делают увеличительное стекло, лупу (показ лупы). Давайте мы с вами посмотрим через лупу на игрушку.

Что произойдет, если лупу направить на игрушки?

Дети: Игрушка становится больше в несколько раз.

Воспитатель:  А что, ребята, будет, если уронить или бросить стеклянную вещь?

Дети: Разобьётся, потому что стекло хрупкое и  нужно пользоваться аккуратно стеклянными предметами.

Воспитатель:  Правильно, а можно ли в стеклянные изделия наливать воду?

Дети: Да.

Воспитатель: Пропускает ли стакан воду?

Дети: Нет.

Воспитатель:  Значит, стекло водонепроницаемое, т. е. в любое изделие из стекла мы можем налить любую жидкость. Воспитатель наливает воду (эксперимент. деятельность 1).

Воспитатель: Ребятки, а вы хотите узнать, что произойдет в воде со стеклом?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте проведем с вами опыт: положим в воду стеклянную фигурку.

Воспитатель:  Что с ней произошло?

Дети: Фигурка утонула. Стекло тяжелое.

Воспитатель: Правильно, вот еще одно свойство.

Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте Ударяет карандашом по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому, предлагает детям повторить опыт. (эксперимент. деятельность 2).  

Включается знакомое детям музыкальное произведение, дети пытаются отстукивать ритм мелодии в такт. Обыгрывание познавательного упражнения «Повтори ритм» - индивидуальные  задания детям на развитие фонематического слуха. За точно воспроизведенное звучание – аплодисменты слушателей.

А теперь, внимание, вопрос, с какими свойствами стекла мы сегодня познакомились?

Давайте ещё раз назовём эти свойства.

Дети: Прозрачное, твердое, цветное,  гладкое, хрупкое, холодное, толстое, тонкое, с бугорками, тяжелое,  может  звучать и увеличивать предметы.

Воспитатель: А теперь  давайте поиграем в игру «Какого стеклянного предмета не стало». На экране монитора появляется ряд с изображением стеклянных предметов. Затем появляется другая картинка, где один предмет уже отсутствует. Дети должны назвать, что исчезло.

ВАРИАНТ - Дети закрывают глаза, воспитатель убирает один предмет, дети должны назвать, что исчезло. Повторить два – три раза.

Воспитатель: Наше занятие окончено, я вижу вам понравилось на занятии, вы были активны, молодцы.

Вечером, когда придёте домой, расскажите своим родителям, друзьям о том, что вы  узнали о свойствах стекла. А сейчас  можете её раз рассмотреть изделия из стекла, потрогать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Социализация» Тема: ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”

Тема  ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”занятие направленно на создание условий для естественного психологического развития ребёнка....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Знакомство с хорошими манерами»

Программное содержание:  познакомить детей с историей  этикета;  формировать навыки использования в речи вежливых слов ; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить фо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Знакомство детей с видами изобразительного искусства».

На занятии по изобразительной деятельности, дети закрепляют представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет), скульптурах - монументальной и малой формы. Также ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке на тему: «Знакомство с профессией повар»

Цель. Расширять знания и представления детей о профессиях познакомить с работой повара; развивать кругозор, внимание, умение концентрироваться, обогащать словарный запас, развивать фразовую речь при о...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема "Знакомство детей с видами изобразительного искусства"

Познакомить детей с некоторыми репродукциями картин разных жанров.Закрепить у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрм...