Проект «Народные сказки»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Фокина Зоя Алексеевна

Воспитывать  у детей любовь к народным сказкам; развивать  у детей устойчивого интереса к сказке,  как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fokinaz.a.narodnye_skazki_._18_.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №34 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Проект

«Народные сказки»

в старшей  группе

компенсирующей направленности

(для детей с задержкой психического развития)

  Составила воспитатель группы

                                                                                       компенсирующей  направленности

Фокина З. А.

                                                                                 2018

Для родителей и детей.

Вид проекта: сентябрь - ноябрь

Участники проекта: педагоги, дети и родители группы. 

Ожидаемые результаты по проекту:

для детей:

- развитие интереса детей по  народным сказкам;

-закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;

-воспитание чувства дружбы и коллективизма;

- получить эмоциональный отклик от своей работы;

- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».

Цель: Воспитывать  у детей любовь к народным сказкам; развивать  у детей устойчивого интереса к сказке,  как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей.

1. Образовательные:

-расширить представление детей о сказках

-учить детей рассуждать,

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

-обогащать и расширять словарный запас детей.

произведению искусства; раскрывать  совместное творчество  детей и родителей.

2. Развивающие:

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;

-расширить представление детей о сказках

-учить детей рассуждать,

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

-обогащать и расширять словарный запас детей.

Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Способствовать формированию коммуникативных навыков детей через вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ.

Развивать образное мышление и память. Развивать внимание, воображение, творческие способности.

3. Воспитательные:

- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

- воспитывать культуру речи,

-Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Распределение деятельности по этапам проекта.

        

Этапы проекта

Деятельность участников проекта

1 этап

Постановка проблемы

При общении с детьми выяснилось, что дети плохо знакомы с народными сказками, путают их героев.

2 этап

Организация работы над проектом

Подбор иллюстративного материала по теме «Народные сказки».

Организация выставки художественной литературы по теме: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание пословиц и поговорок.

Подбор дидактических игр.

Рисунки родителей совместно с детьми.

Ознакомление родителей с проектом.

3 этап

Практическая деятельность по решению проблемы

Совместная работа с детьми:

реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами;

организация выставки художественной литературы по теме.

Беседа с детьми «Что такое сказка?»

Чтение и рассказывания народных сказок:  «Колобок», «Теремок», «Курочка-Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Кукушка», «Три поросёнка».

Рассматривание иллюстраций народных сказок «Колобок», «Теремок», «Курочка-Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Кукушка», «Три поросёнка»;

беседа по прочитанным сказкам;

проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;

отгадывание загадок по сказкам;

драматизация сказки «Теремок»;

показ настольного театра «Три поросёнка»;

разрезные картинки;

подвижные игры «Узнай по голосу», « У медведя во бору».

Д/и «Угадай сказку».

«Чего не хватает?», «Путешествие по сказкам».

Театр сказки.

Сюжетно-ролевые игры:

«Моя семья»

Рисование: «Мой любимый сказочный герой»;

Лепка:  по сказке  «Колобок»;

Викторина по теме.

Просмотр презентации «Народные сказки».

4 этап

Презентация продукта деятельности

Совместная деятельность «Как Жучка искала свою сказку».

Выставка детских работ.

5 этап

Подведение итогов

Создание тематического альбома.

Создание совместно с родителями  рисунков.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №34 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности

в старшей группе компенсирующей направленности

(для детей с задержкой психического развития)

«Как  Жучка  искала свою сказку»

                                                             

                                                                                          Составила воспитатель

высшей квалификационной

категории

Фокина З. А.

2018

Задачи:

Образовательные:

-расширить представление детей о сказках;

-учить согласовывать существительные с глаголами, обозначающими действие сказочных героев;

-учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя;

-формировать умения воспроизводить содержание сказки по вопросам.

-учить детей рассуждать,

- формировать умение, отгадывать загадки,  инсценировать сказку «Теремок»;

- решать задачи, разгадывать кроссворды, умение работать по коллажу;

-обогащать и расширять словарный запас детей.

Коррекционно - развивающие:

- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- развивать познавательную активность, обогащать словарь;

-развивать интонационную выразительность речи, речевое внимание;

- умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях.

Воспитательные:  

-воспитывать интерес и любовь к сказкам;

-побуждать детей эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям.

Ход занятия.

(Выход детей под муз. «Вместе весело шагать»)

Воспит. Ребята, мы с вами много читали сказок, пересказывали их. Вот, теперь, я хочу проверить, как хорошо вы их знаете. Викторина «Угадай сказку» (загадки)

Дед весной её сажал,

Да все лето поливал.

Выросла на славу, крепкая,

В огороде этом …

(Репка)

Заревели бабка с дедом:

- Как теперь нам быть с обедом?

Мышка по столу бежала

И яичко вдруг упало.

(Курочка ряба)

Он от бабушки ушел,

Он от дедушки ушел,

По дорожке покатился

И домой не воротился.

(Колобок)

Маша по лесу гуляла,

Заблудилась, потерялась,

К мишке в домик забрела,

Вместе с мишенькой жила.

(Маша и медведь)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, все сказки угадали. И я хочу вас пригласить в сказочный лес, где живет Лесовичок, который знает много сказочных историй  и любит их рассказывать.  Хотите пойти  в гости к Лесовичку?

Дети: да  

Воспитатель: отправляются в лес, искать Лесовичка.

(Дети под музыку «Тропинка -  1» идут змейкой в лес)

(муз. Волшебство)

 Воспитатель: Ой, ребятки, что это такое, что случилось, где это мы очутились? (ответы детей)

Воспитатель: Да это же мы с вами попали в волшебный лес.

Ребята, а кто это к нам спешит?

(Выход Бабы Яги)

Воспитатель: Да это же Баба Яга.

Б.Я. А что это вы сюда пришли?

Воспитатель: Мы пришли в сказочный лес, в гости к Лесовичку.

Б.Я. Что? Не бывать этому. Не найдете вы вашего Лесовичка, я все сказки перепутала. Не видать  вам сказок. (Б.Я уходит, забывает сундук)

Воспитатель: Что же делать? (ответы детей) Придётся распутать все сказки. Вы согласны отправиться в дальнее и трудное путешествие? (ответы детей).

Ой, ребята, а что это забыла Баба Яга (достает сундук). Да это же сундук, давайте посмотрим, что в нем.  (достаёт из сундучка волшебный клубочек)

Воспитатель: Да, это же волшебный клубочек. Он нам покажет дорогу к сказкам. Для этого повторяйте за мной волшебные слова:

          Ты катись, катись, клубок,

С овражка во лесок,

Только сильно не спеши,

Путь – дорожку укажи,

Ребятишек любопытных

На полянку приведи.

  Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, речка течёт, как же нам пройти? (ответы детей). Осторожно, идите друг за другом, не упадите и не намочите ножки (переходят под музыку и садятся).

(Звучит фонограмма. Заходит Жучка – плачет)

Жучка: Гав-гав-гав!  Гав! Гав! Гав! Здравствуйте, меня зовут Жучка. Что же со мной произошло? Где же я очутилась? Жила я у бабушки и дедушки, собирали мы урожай, а теперь я  оказалась возле лесной избушки. Помогите мне, ребята вернуться  в мою сказку.

Воспитатель: А вы, ребята, как думаете, из какой сказки к нам пришла Жучка? (ответы детей).

 (муз. Волшебство)

Педагог. Ребята, мы опять попали в сказку!

Где-то в сказочном лесу,

Где нет тропок и дорог,

Где с цветочков пьют росу

И пчела, и мотылёк,

Там, под старою сосной –

Теремочек небольшой…

Инсценировка сказки «Теремок» (с родителями)

А вот и теремок. Давайте посмотрим, что будет дальше. Слышите, кто-то бежит к теремку! 

(Выход мышки)

     Мышка (песенная импровизация).

Я маленькая мышка,

Я по лесу брожу,

Ищу себе домишко,

Ищу – не нахожу.

Тук-тук! Пустите меня!

Педагог. Никто мышке не ответил. Решила она войти в теремок.

Мышка. А теперь надо в теремке убрать.

Педагог. Слышите, дети, кто-то еще бежит к теремку.

(Выход лягушки)

Родитель - Лягушка (песенная импровизация).

Речка, мошки и трава!

Я лягушка, я квакушка -

Теплый дождик. Ква-ква-ква!

Поглядите какова!

Педагог. Увидела лягушка теремок и давай стучаться в дверь.

Лягушка. Тук-тук-тук! Открывайте дверь!

 Мышка (в теремке). Кто там?

Лягушка. Это я, лягушка-квакушка! Пустите меня в теремок!

Мышка. А что ты умеешь?

Лягушка. Я умею по воду ходить

Мышка. Заходи!

Педагог. Стали они вдвоем в теремке жить. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит.

(Выход зайчика)

Педагог. Вдруг зайчик подбежал к теремку и постучался в дверь.

Заяц. Тук-тук!

Мышка. Кто там?

Заяц

Я - заяц Чуткое Ушко.

Пустите меня в теремок!

Имя мое – Прыг-скок!

Лягушка. А что ты умеешь?

     Заяц. Вот что! (Поет и стучит в барабан.)

По лесной лужайке

Разбежались зайки,

Сели зайчики в кружок,

      Роют лапкой корешок

Вот такие зайки,

Зайки - побегайки.

Лягушка. Заходи!

Педагог. Вот их в теремке стало трое.

 Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит, а зайка им песни поет. Вдруг слышат: кто-то бежит к теремку.

(Выход лисы)

Лиса (поет).

Я лисичка, я сестричка,

Я хожу неслышно.

Рано утром по привычке

     На охоту вышла.

(Подходит к теремку)

     Тук-тук! Пустите меня в теремок!

Педагог. Выглянула мышка в окошко и спрашивает.

Мышка. А что ты умеешь делать?

Лиса. А я Рыжая Лисица –

На все руки мастерица!

Можно с вами стану жить?

Буду вам супы варить,

Печь могу я плюшки,

Пироги, ватрушки,

Кашу сладкую в печи,

А на праздник – куличи!

 Лягушка.  Заходи!

Педагог. Стали они жить вчетвером.

Вдруг слышат: сучья трещат, медведь идет.

(Выход медведя)

Медведь. Тук-тук! Пустите меня в теремок!

Мышка. Кто там?

Медведь. Мишка-медведь!

Лягушка. А что ты умеешь?

Медведь. Могу песни я петь!

(Песенная импровизация.)

Я медведь, я медведь,

Я умею песни петь!

Я, медведь, с давних пор

Замечательный танцор!

(танцует) Звучит мелодия русской народной песни «Как у наших у ворот».

Лягушка. Заходи.

Звери все вместе:

Уж мы будем, мы будем дружить,

Будем в тереме весело жить,

И работать, и петь, и плясать,

И друг другу во всем помогать.

Уж ты, мишенька, топни ногой!

Уж ты, зайка, сыграй, дорогой!

Все родители выходят танцуют все вместе под русскую народную мелодию.

Педагог. Ребята, вам понравилась сказка? (ответы детей)

Собачка Жучка: Спасибо вам зверюшки. Это очень интересная сказка, но не моя. До свидания.

Ребята, помогите мне найти мою сказку.

Воспитатель: А у нас есть волшебный клубочек, он и приведет нас к твоей сказке.

Воспитатель: Ребята, отправляемся дальше в путь, дорога всё труднее и труднее.

(Дети под музыку «Тропинка – 2)

 Перед нами непроходимое болото и только кочки виднеются из него! И вам надо пройти болото, перепрыгивая с кочки на кочку, приземляясь на носочки. Осторожно, не упадите!

Ребята куда же мы с вами попали? Давайте мы с вами присядем, отдохнём.

(Выход колобка)

Колобок: Здравствуйте, ребята!  У нас беда! Баба Яга перепутала все сказки! Помогите мне, пожалуйста, найти мою сказку! Поможете? (ответы детей)

Для этого вам сначала надо отгадать загадку.

Воспитатель: Ну что ж, и загадки мы умеем разгадывать.

Колобок:

Круглый бок, желтый бок

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?(Репка.)

Воспитатель: Так в какую же сказку мы попали? (Репка) 

Давайте расскажем про репку. Физкультминутка «Репка»


Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой её полили (имит. движения)
А теперь её потянем ( имит.  движения)
И из репы кашу сварим (имит.  движения)
И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу)

Восп. Дети, давайте вспомним героев сказки репка (дети называют героев)

Жучка: Ой, ребята, это же моя сказка. Спасибо вам. А давайте с вами поиграем.

Игра «Репка».

Дети весело бегают по полянке, когда воспитатель скажет слово «репка» быстро стройтесь друг за другом и крепко держитесь за пояс друг друга.  Тянем – потянем (игра продолжается 2-3 раза).

Какие молодцы! Все вместе вытянули репку! Даже есть такая пословица «Один за всех, и все за одного”.

Собачка Жучка: Ав – ав – ав!!! Спасибо вам ребята за помощь, а что это за конвертик? Может это вам пригодится? А мне пора. До свидания!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь картинки, но они все перепутаны. Давайте посмотрим из какой они сказки и соберём их по порядку.                                            

игра  «Собери сказку»

Колобок: Это же моя сказка. Спасибо вам, ребята, за помощь. До свидания.

 

Воспитатель: Вот мы и помогли сказочным героям найти  свою сказку! Отправляемся дальше в путешествие (наматываю клубочек)

   Сказка, сказка - прибаутка,

Рассказать её – не шутка,

                                                  Чтобы сказочка сначала

                                                  Словно реченька журчала,

 Чтоб к концу ни стар, ни мал

                                                 От неё не задремал!

(муз. Волшебство)

Воспит.  Посмотрите, на какой красивой,  цветочной полянке мы оказались. А интересно кто же здесь живёт.

(Выход лесовичка)

Лесовичок.   Здравствуйте, дети!

Дети. Здравствуй Лесовичок.

Воспитатель.  Лесовичок, какая у тебя красивая полянка, как в сказке.

Лесовичок.  Я сам сказочный и поэтому очень люблю сказки.  А вы любите сказки?

Дети.   Да!

Воспитатель.  Наши дети знают много сказок и любят их.

Лесовичок. А это мы сейчас проверим. Я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку». Вы согласны ребята? Ну, тогда угадывайте (отрывки из сказок)

Молодцы ребята вы действительно знаете много сказок и помогаете героям попавшим в беду. Значит вы очень добрые и умные дети. А раз вы пришли ко мне в гости я приготовил для вас угощение.

Воспитатель. Спасибо, Лесовичок, за сказки, за угощение,  а нам пора в детский сад.  До свидания!

 Лесовичок. До свидания дети!

Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончилось! Как же нам вернуться в наш детский сад? (подставляю ухо к клубочку).

Что, что нужно сделать, клубочек?

Ребята, клубочек просит взяться руками за ниточку, закрыть глазки и сказать волшебные слова: РАЗ, ДВА, ТРИ! КЛУБОЧЕК В САДИК НАС ВЕРНИ!!! Глазки открываем, вот мы и в детском саду!

Воспитатель: Ой, ребятки, вам понравились наши приключения? Вы были такие смелые и добрые! Распутали все сказки и помогли сказочным героям!

В каких мы сказках побывали?

(ответы детей: «Теремок», «Колобок», «Репка» )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Народная сказка как средство нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления ...

Проект «Народные сказки!»

Приобщать детей к духовно-нравственным традициям русского народного творчества через различные виды театра. Формирование первичной коммуникации, адаптации в социальной среде и обогащение эмоциональной...

Материалы по реализации проекта «Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

Материалы по реализации проекта «Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей  старшего дошкольного  возраста»...

Проект «Народные сказки, их роль в речевом развитии детей»

В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Одной из современных ...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Проект: «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»

Проект: «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»...