Образовательный проект "Город, в котором я живу"
проект (подготовительная группа)

Ульянова Людмила Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_v_kotorom_ya_zhivu.docx76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня является одной из наиболее актуальных.

О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.

Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет… ». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.

На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка - дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к родному городу.

Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада. Современное ДОУ представляет собой социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему городу.

        

      Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Город, в котором я живу»

Адресация проекта

Воспитатели и педагоги дошкольных учреждений, дети старшего дошкольного возраста.

Руководитель проекта

воспитатели МДОУ «ЦРР-д\с» № 63 («Северяночка») Савина Снежана Александровна, Ульянова Людмила Сергеевна, Лаврухина Елена Сергеевна

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели – Савина Снежана Александровна, Ульянова Людмила Сергеевна, Лаврухина Елена Сергеевна.

Возраст воспитанников

6-7 лет

Особенности проекта

по характеру создаваемого продукта:  практико-ориентированный

по количеству участников: групповой;

по продолжительности: краткосрочный;

по уровню контактов: совместно с социальными партнерами: ДК п. Северного, библиотека филиал №4, краеведческий музей п. Воргашор.

Цель проекта

Цель педагогов: формирование у дошкольников глубоких и прочных знаний о родном городе, его традициях и достопримечательностях.

Цель, поставленная перед детьми: создание фильма «Азбука для воркутинских дошколят» для показа детям среднего возраста, выставки рисунков «Мой любимый город».

Задачи проекта

  1. Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностях, событиях прошлого и настоящего.
  2. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
  3. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать в традициях города и горожан, культурных мероприятий.
  4. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).
  5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение.

Ресурсы проекта

- фотографии с изображением достопримечательностей родного города,

 - изображение герба города, флага республики Коми

 - аудиозаписи гимна города и песен о родном городе

- иллюстрации с изображением коренных жителей города, национальных костюмов, предметов быта

- информационное обеспечение: научно-популярная литература, энциклопедии, художественная литература (коми народные сказки, фольклор, произведения коми писателей)

Требования к уровню подготовленности воспитанников:

Воспитанники должны уметь:

-  проявлять интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу;

- самостоятельно рассказать о родном городе и республике, его достопримечательностях, символике, природных особенностях;

- проявлять любознательность, по отношению к родному городу, его истории, необычных памятника, зданиях;

- отражать свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: раcсказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.;

-

Предполагаемые продукты проекта

Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагогов:

-  перспективное планирование;

-  цикл НОД по данной теме;

-  оформление ряда дидактических игр «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Город будущего»;

- изготовление  альбома «Достопримечательности родного города»;

- мультимедийная  презентация «Азбука для воркутинских дошколят».  

Результат деятельности детей – обогащение знаний и представлений детей о городе Воркута путем активного деятельностного участия в процессе познания и творчества.

 Продукты деятельности детей:

 - макет из природного материала «Моя малая родина»,

-  макет «Дыхание тундры»,

-  вышивание крестиком на салфетке коми узора,

-  выжигание по дереву герб Воркуты,

-  выставка рисунков посвященных Дню города,

-  сувенир коми кукла-скрутка,

- выставка рисунков  «Мой любимый город».

Аннотация

Вынесена отдельным материалом в пояснительной записке.

Этапы работы над проектом

1 этап - погружение в проект.

-определение темы

-постановка цели и задачи

-создание методической базы

-сбор информации.

2 этап-организация деятельности

-создание перспективного плана

-накопление ресурсов.

3 этап - осуществление деятельности.

-проведение  целевой прогулки.

-работа с родителями, оформление карточек для дидактических игр

4 этап-оформление

-оформление детьми: рисунки.

-оформление педагогом: перспективный план, изготовление альбома «Достопримечательности родного города»

5 этап - презентация.

-окончательное оформление проекта;

-презентация на муниципальном уровне.

Педагогический проект «Город, в котором я живу»

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. А любовь к своему Отечеству начинается с любви к своему городу. Ведь для ребенка Родина начинается с родного дома, улицы. В связи с этим для формирования патриотизма важно ознакомить дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, города Воркуты. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Воспитывать чувство патриотизма нужно с дошкольного возраста. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности Воркуты. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил родной город Воркуту, Коми край и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати - поле».

Проект реализуется поэтапно.

I этап работы над проектом: погружение в проект.

Вхождение в проблему.

В процессе рассматривания альбома «Азбука маленького воркутинца» дети стали задавать вопросы о достопримечательностях и улицах родного города и т.д. применив методику трех вопросов, я предложила детям составить план дальнейшей поисковой деятельности.

Что мы знаем?

Что мы можем узнать?

Где мы можем узнать?

В городе много достопримечательностей.

 Что в них особенного?

Энциклопедии, интернет ресурсы, книги, фото альбомы.

У города есть символика.

Что она означает?

Энциклопедии, интернет ресурсы, книги, фото альбомы.

У города есть история.

Исторические данные о городе.

Краеведческий музей, интернет, книги.

Суровый климат.

Климатические особенности данной природной зоны.

Наблюдение на прогулке, книги, картины, фото

Улицы города носят фамилии почётных жителей

Достижения почётных жителей города

Энциклопедии, интернет ресурсы, книги, фото альбомы, рассказ родителей

Традиции города

Возникновение традиций

Краеведческий музей, интернет, книги.

Определение темы проекта:  Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и традициями города Воркута.

Цель проекта: формирование у дошкольников глубоких и прочных знаний о родном городе, его традициях и достопримечательностях.

  1. Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностях, событиях прошлого и настоящего.
  2. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
  3. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать в традициях города и горожан, культурных мероприятий.
  4. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).
  5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение.

Особенности проекта: по характеру создаваемого продукта:  практико-ориентированный

по количеству участников: групповой

по продолжительности: краткосрочный

по уровню контактов: совместно с социальными партнерами: ДК п. Северного, библиотека филиал№4, Музейно-выставочный зал п. Воргашор.

Цель, которую дети поставили перед собой дети: После того, как мы узнаем о том, что нас интересует о городе Воркута, мы оформим выставку работ, посвящённую городу Воркута, выдвинем свои работы  на городские конкурсы, посвящённые 70-ю Воркуты.

На втором этапе я разработала перспективный план недель и приступила к накоплению ресурсов:

- подбирала иллюстрации с изображением: фото видов Воркуты, фото «старой» Воркуты, портреты выдающихся людей.

- посетив библиотеку филиал №4 выписала всю для себя необходимую информацию по данной теме: из энциклопедии, справочников, научно-популярной литературы, журналов и газет. Выбрала подборку художественной литературы для детей, родителей и педагогов.

3 этап практическая часть

В ноябре 2013 года наш город отмечал юбилей.  В данное время  в городе проходило множество конкурсов – в центральной библиотеке им. Пушкина, в Департаменте СК и ДОУ, в администрации города. Мы с ребятами решили принять участие в них. Но для этого необходимо было  узнать историю возникновения города, его достопримечательности и т.п. Основной вид деятельности  детей – это игра. Для расширения кругозора, мы использовали настольно-печатную игру «Найди пару», словесную игру «Опиши предмет», с помощью которой дети научились описывать здания архитектуры,  дидактическую игру «Узнай, где я нахожусь», «Карта моего города». Дети с большим увлечением отгадывали загадки, разучивали пословицы о труде, стихи и песни о городе Воркута. На занятиях «Моя родная Воркута», дети познакомились с родным городом, его историческим прошлым и настоящим. Беседа «Профессия шахтёр» была организована в мини-музее, цель которой было формирование представления о профессии шахтёр и полезном ископаемом – угле. Непосредственно-образовательная деятельность, развлечения  по ходу реализации проекта также проходили в музыкальном и спортивном зале. О достопримечательностях посёлка дети узнали на целевой прогулке с бабой Ёмой.

План работы с родителями  по реализации проекта «Город, в котором я живу».

  1. На основе полученной проблемы поставила перед родителями цель проекта;
  2. Сбор  информации  по теме: «Всё о Воркуте».
  3. Подготовка наглядного материала;
  4. Создание мультимедийной презентации «Азбука для воркутинских дошколят».

4 этап. На четвертом этапе была оформлена выставка рисунков «Мой любимый город».

 5 этап - презентация. Наконец наступил долгожданный пятый этап проекта. Он проходил в музыкальном зале. Дети с огромным интересом и энтузиазмом делились своими полученными знаниями о родном городе, его традициях и достопримечательностях.

НОД

Совместная деятельность

Развивающая среда

Самостоятельная деятельность

Результат усвоений способов ЗУН детей

Взаимосвязь с социумом и родителями

19 ноября

НОД «Моя родная Воркута»

Цель: Ознакомление с родным городом, его историческим прошлым и настоящим.

1)        Познавательное сообщение:
«История Воркуты»

2)        Беседа «Мой папа - шахтер!»

3)        Памятные места нашего
города;

4)Стихи о Воркуте

1)        Символика
Воркуты

2)        Азбука
маленького
воркутинца;

3)        Фотоальбом
«Моя Воркута»

1) рассматривание фотоальбома, азбуки маленького воркутинца;

2)        ИЗО «Воркута
зимой, осенью...»

3)        Конструирование
«Мой поселок»,
«Улицы моего
города».

-Иметь представление  о достопримечательностях Воркуты;

-Иметь представления о труде взрослых, о значении труда в жизни города.

-Иметь представления об истории возникновения нашего города.

Экскурсия по улицам города

 18 ноября

Беседа «Профессия шахтёр»

Цель: формирование представления о профессии шахтёр и о полезном ископаемом – угле.

1)Беседа «Что мы знаем об угле»

2)Д/и «Кому что нужно для работы»

3)Игровая ситуация «Ехали мы ехали , в шахту мы приехали»

4)Загадывание загадок об угле.

5)Слушание песни А.Руденко «Шахты по кругу».

1) Иллюстрации «Подземные пещеры»;

2) Иллюстрации с изображением полезных ископаемых (уголь, нефть, магниты, алмазы и т. д.)

1) Рассматривание энциклопедии для дошкольников;

2) С.р. игра «Путешествие под Землей»

- Знать полезные ископаемые родного края и страны

-Иметь представление об использовании полезных ископаемых.

Беседа с участием пап-шахтёров.

НОД

Совместная деятельность

Развивающая среда

Самостоятельная деятельность

Результат усвоений способов ЗУН детей

Взаимосвязь с социумом и родителями

20 ноября

НОД (комплексн.)

Государственные символы: герб, флаг, гимн

  1. Познавательное  сообщение : «Значение символических знаков ,  используемых на гербе»
  2. Д/и  «Узнай символ России»
  3. Беседа : «Государственные символы  республики  Коми»
  4. Физминутка

Макеты герба и флага России, фонограмма гимна.

Изготовление макета государственного флага России или флага республики Коми

-Знать государственные символы России и республики Коми

-Уметь объяснить значение символических знаков на гербе страны и республики

-Знать гимн Российской Федерации

Помощь родителей в изготовлении карточек с изображением гербов северных городов

21 ноября

Моя родная Воркута

(викторина).

Цель:

Закрепление знаний об истории Воркуты.

1) Познавательное сообщение: «Мы живем в Воркуте»;

2) «Экскурсия по улицам Воркуты» (показ фотографий);

3)Чтение стихотворений о Воркуте.

4)Игра «Путешествие с тундровичком»

5)Худ. слово («Азбука живой тундры»)

1) Символика Воркуты;

2) «Азбука маленького воркутинца»;

3) Фотоальбом «Моя Воркута»

1) ИЗО «Воркута зимой, весной…»;

2) Конструирование «Мой поселок»; «Главная улица Воркуты».

3) Д\и «Наша улица»

(по ПДД)

4). Д\и «Карта моего города».

-Знать некоторые сведения об истории города, в котором живет, о достопримечательностях, главных улицах.

-Называть зверей тундры и их признаки.

- Иметь представления о труде  взрослых в жизни

республики.

-Уметь ориентироваться на карте.

-Иметь представления о полезных ископаемых

в Р.К

Помощь родителей в оформлении выставки рисунков «Моя Воркута».

НОД

Совместная деятельность

Развивающая среда

Самостоятельная деятельность

Результат усвоений способов ЗУН детей

Взаимосвязь с социумом и родителями

22 ноября

Целевая прогулка с бабой Емой

Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях посёлка Северного.

1)Познавательное сообщение: «История Дома Культуры поселка Северного»

2)Беседа о достопримечательностях города

3)Д/и «Угадай площадь»

4)Д/и «Угадай орнамент»

5)П/и «Стой олень»

6)П/и «Оленьи упряжки»

7) Рисование на снегу цветной водой

8)Д/и «Собери герб»

Маршрутный лист, флажки, иллюстрации с изображением достопримечательностей города, герба города, емкости с водой, окрашенной в разные цвета, спортивный инвентарь (упряжки, скакалки)

1)П/и «Стой олень».

2)П/и «оленьи. упряжки».

3)Рисование на снегу.

4). «Собери картинку».

-Иметь представление об истории здания Дома культуры;

-знать и называть достопримечательности родного города;

-знать историю родного города;

-уметь объяснять значение символических знаков на гербе Воркуты;

-иметь представление об орнаментах народа Коми

Помощь в оформлении фотоальбома о Воркуте

25 ноября

Рассказывание на тему из личного опыта «Мои любимые места нашего города»

Цель: Развитие умение отбирать для рассказа самое существенное и интересное.

1) Игр. задание: «Найдите родственные слова»;

2) Составление детьми рассказа на тему: «Мои любимые места нашего города»;

3) Оценка детьми рассказов

4) Д/и «Узнай, где нахожусь»

С\р игра «Наш детский сад»; Рисование «Воркута – жемчужина севера»;

 Д\и «Сочини пословицу»

Выставка фотографий  Воркуты

1) Игр. задание: «Найдите родственные слова»;

2) Составление детьми рассказа на тему: «Мои любимые места нашего города»;

3) Оценка детьми рассказов

-  уметь составлять рассказы из личного опыта.

- уметь употреблять  в речи однокоренные слова (снег, снежок, снежный; зима, зимовье, зимовать и т. д.);

-уметь составлять 2-3 предложения с заданными словами.

-Знать некоторые сведения об истории города, в котором живет, о достопримечательностях, главных улицах.

Рассказ детям старшего и среднего возраста.

НОД

Совместная деятельность

Развивающая среда

Самостоятельная деятельность

Результат усвоений способов ЗУН детей

Взаимосвязь с социумом и родителями

26 ноября

Развлечение, посвящённое 70-ю города Воркута.

1).Чтение стихов о Воркуте.

2).Исполнение песни «Воркутинский вальс».

3).Упражнение с салютами.

4). Сообщение из истории возникновения города.

5)Спортивный номер.

6) Разноцветная игра.

Празднично украшенный зал. На центральной стене цифра «70».

1).Прослушивание гимна города.

2).Исполнение песни «Мой город».

3). Творческое рассказывание «Город будущего».

-Знать некоторые сведения об истории города, в котором живет, о достопримечательностях, главных улицах.

-Иметь представления о полезных ископаемых

в Р.К

-Иметь представления о труде взрослых, о значении труда в жизни города.

-Иметь представления об истории возникновения нашего города.

Пригласить на концерт родителей, представителей администрации посёлка.

27 ноября

Презентация «Азбука маленького воркутинца»

1).Сообщение «Воркута, удивительна ты хороша».

2) Д/и «Угадай герб, флаг».

3).Мультимедийная презентация «Азбука маленького воркутинца».

4). Выставка рисунков.

Празднично украшенный зал. На центральной стене цифра «70».

Выставка рисунков.

1).Упр. «Найди пару».

2). Отгадывание загадок.

3).Художественное творчество. Рисование «Моя Воркута»

-уметь объяснять значение символических знаков на гербе Воркуты;

-Знать некоторые сведения об истории города, в котором живет, о достопримечательностях, главных улицах.

-Иметь представления о труде взрослых, о значении труда в жизни города.

-Иметь представления об истории возникновения нашего города.

Пригласить на презентацию детей средней группы.

3 этап практическая часть

В ноябре 2013 года наш город отмечал юбилей.  В данное время  в городе проходило множество конкурсов – в центральной библиотеке им. Пушкина, в Департаменте СК и ДОУ, в администрации города. Мы с ребятами решили принять участие в них. Но для этого необходимо было  узнать историю возникновения города, его достопримечательности и т.п. Основной вид деятельности  детей – это игра. Для расширения кругозора, мы использовали настольно-печатную игру «Найди пару», словесную игру «Опиши предмет», с помощью которой дети научились описывать здания архитектуры,  дидактическую игру «Узнай, где я нахожусь», «Карта моего города». Дети с большим увлечением отгадывали загадки, разучивали пословицы о труде, стихи и песни о городе Воркута. На занятиях «Моя родная Воркута», дети познакомились с родным городом, его историческим прошлым и настоящим. Беседа «Профессия шахтёр» была организована в мини-музее, цель которой было формирование представления о профессии шахтёр и полезном ископаемом – угле. Непосредственно-образовательная деятельность, развлечения  по ходу реализации проекта также проходили в музыкальном и спортивном зале. О достопримечательностях посёлка дети узнали на целевой прогулке с бабой Ёмой. С помощью родителей, которые приносили фото из личной коллекции, а так же фото «старой» Воркуты изготовили альбом «Достопримечательности родного города». На экскурсиях в библиотеку и краеведческий музей поселка Воргашор дети познакомились с историей родного города, его достопримечательностями, узнали об особенностях расположения города.

План работы с родителями  по реализации проекта «Город, в котором я живу».

  1. На основе полученной проблемы поставила перед родителями цель проекта;
  2. Сбор  информации  по теме: «Всё о Воркуте».
  3. Подготовка наглядного материала;
  4. Создание мультимедийной презентации «Азбука для воркутинских дошколят».

4 этап. На четвертом этапе была оформлена выставка рисунков «Мой любимый город», разработан перспективный план по работе над проектом, изготовление альбома «Достопримечательности родного города».

 5 этап - презентация. Наконец наступил долгожданный пятый этап проекта. Он проходил в музыкальном зале. Дети с огромным интересом и энтузиазмом делились своими полученными знаниями о родном городе, его традициях и достопримечательностях.

Государственные символы России:

Герб, флаг, гимн.

Цель:

- Закрепить знания детей о государственных символах России.

Образовательные задачи:

- Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Развивающие задачи:

- Развивать мышление, формировать грамматически правильный строй речи.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.

Оборудование и материалы:

-Макеты герба и флага России, фонограмма гимна.

Литература: Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М., 2002.

Ход занятия

Как велика моя земля!

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна-

В другом- снега и вьюга…

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше, чем за 10 дней-

И то едва домчится

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем? Как ещё по другому, более полно можно назвать наше государство?

Дети: В России, в Российской Федерации

Воспитатель: В мире очень много стран и у каждой есть свои государственные символы. А, как вы понимаете слово символы?

Дети: Символы – это отличительные знаки.

Воспитатель: Государственные символы – это официальные знаки отличия страны от других стран.

Назовите   символы нашей страны, России.

Дети: Символами России являются герб, флаг и гимн.

Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о гербе. Кто хочет рассказать о гербе?

-Герб - это знак, который имеет особое значение. Наш герб имеет форму прямоугольного  щита с закругленными углами.   Щит темно-красного цвета, на фоне  которого изображен золотой двуглавый орел.

Воспитатель: Что вы знаете об орле? Какая это птица?

-Орел - это гордая, красивая, сильная птица. Орел золотого цвет, потому что на Руси золотой цвет – это цвет солнца, которому народ поклонялся. Неслучайно так много пословиц и поговорок о золотом солнышке придумано русскими людьми.

- Солнце встает, так и день настает.

- Солнце не закроешь, а правду не скроешь.

Жизнь русского человека связана с солнцем. Наши предки-славяне изображали символ солнца на всех предметах быта, которыми пользовались. На национальных костюмах, прялках, наличниках. Люди считали, что солнце встает утром и едет на огненной колеснице по небу, а вечером садится за горизонт и умирает. Но утром рождается вновь. Вот почему орел золотого цвета.

На груди орла – изображение всадника на белом коне, который копьем поражает черного змея. Это символ того, что добро побеждает зло.

Воспитатель: Ребята, расскажите о нашем флаге всё, что вы знаете.

 -Российский флаг состоит из 3-х полос разного цвета:  белой, синей, красной.  Белый цвет означает благородство, синий - честность, красный – смелость и великодушие. Эти цвета русский народ считал самыми красивыми.

Дети, а где всегда вывешен Российский флаг?

-Над зданием Кремля всегда поднят государственный флаг России. Кремль – место работы президента России. Флаг можно увидеть на государственных учреждениях в дни государственных праздников. Флаг можно увидеть на самолетах, космических кораблях. На международных спортивных соревнованиях тоже поднимается Российский государственный флаг, когда нашим спортсменам вручают медали, кубки и другие награды.

         

Физкультминутка:

Это легкая забава

Повороты влево вправо

Нам известно все давно-

Там стена, а там окно.

Повернемся быстро, ловко

Музыка играет громко.

Будем дружно все шагать,

И никогда не унывать.

( Выполняются соответствующие движения.)

                                      Звучит фонограмма гимна ( отрывок).

   Воспитатель: Гимн-это торжественная музыка, в которой народ славит свою страну или город. Гимн звучит на разных торжественных мероприятиях.

Под звучание гимна самым выдающимся людям страны – артистам, спортсменам, ученым, писателям – вручаются награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности, обещание защищать ее от врагов.

- Как надо слушать государственный гимн?

Дети: Гимн нужно слушать стоя в знак уважения к стране.

   Воспитатель: Ребята – это очень важный вопрос: как мы и все граждане России должны относиться к нашим символам – гербу, флагу и гимну?

Мы должны их уважать и гордиться ими!

   Воспитатель: Давайте, поиграем:  « Узнай символ России»

Цель игры: закрепить знания детей о государственном гербе, флаге, гимне научить узнавать герб, флаг России среди гербов  и флагов других стран.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких  цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10 ). Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз.

    Восп. Хорошо! А теперь давайте посмотрим на карту

Ребята, а как называется город, в котором мы живём?

   Дети. Наш город называется Воркута.

   Воспитатель. Кто, ребята,   ответит, в какой республике мы живём и где находится наш город?

  Наш город находиться в Республике Коми.

   Воспитатель: Есть ли у нашей республики Коми герб и флаг; давайте найдем их.

   Вопросы для беседы:  

   -Что изображено на гербе республики?

   -Какие полосы на флаге республики и что они означают?

   -Что изображено на гербе нашего города?

   -Что обозначает каждый фрагмент герба?

   -Покажите и расскажите о гербе нашего города? Что обозначает каждый символический знак? (Серебристый олень – символ процветания, шахтерская вышка- город шахтерской славы, орнамент внизу- принадлежность к национальной культуре)

   Для сравнения даются изображения гербов северных городов. Дети находят похожие (Воркута и Инта), пытаются расшифровать символические знаки, изображенные на гербе города Ухты (силуэт дерева, нефтяная вышка, мастерок и книга- Ухта -нефтедобывающий город, с развитыми в нем деревоперерабатывающей промышленностью, строительством и культурой)

   

Республика Коми –

Родная земля.

Здесь чистые реки,

Леса и поля.

Цветы здесь растут

Такой красоты,

Что мир обойди –

Не сыщешь таких

      Воспитатель.  Замечательно! А теперь ответьте мне на вопрос- нужны ли вообще символы государствам, городам, республикам?

      Ответы детей

      Воспитатель:  Конечно, необходимы. Государственные символы не только являются отличительными знаками каждого региона и страны, но они несут в себе информацию о том, к чему стремятся и чем дорожат люди данной страны или города., недаром на всех торжественных мероприятиях обязательным является присутствие флага, герба, гимна.

     В конце занятия дети выполняют на выбор из цветной бумаги флаг Российской Федерации и ли флаг республики Коми

(Дети выходят на крыльцо, появляется Ёма баба.)

Ёма: Здравствуйте ребята! Ко мне в почтовый ящик пришел конверт с фотографиями, но я не знаю что на них изображено. Я летела к вам в город на праздник, но я ничего не знаю о вашем городе и могу заблудиться. Мне нужна ваша помощь.

(Ёма показывает фото достопримечательностей Воркуты. Дети называют, что изображено на них.)

Воспитатель: Ребята а давайте устроим Бабе Ёме небольшую экскурсию по нашему посёлку к архитектурному зданию Дому Культуры, которое у нас есть. Именно туда с ребятами мы сегодня и собрались. Давайте рассмотрим  маршрутный лист. (Достаю карту, дети определяют как идти). Для безопасности мы берём флажки. Для какой безопасности? (чтобы нас смогли увидеть водители транспортных средств) Будьте внимательны на дороге.

(Беседа возле ДК)

Воспитатель: Ребята, кто знает, что это за здание? (Дом культуры) послушайте маленькую историю этого красивого здания. Дом культуры является первым монументальным зданием Воркуты, построен был в 1951г. Авторы проекта Гонцевич и Лунёв. С лицевой стороны здания в самом центре располагается памятник В. И. Ленину он был вождём народа как наш президент.  Посмотрите какое красивое здание, какие колонны, большие красивые окна, большие входные двери. Мало что известно о истории этого здания, ясно одно – ДК  центр посёлка  просветительного характера. В нём  проводят  праздники и мероприятия. В  зрительном зале располагается 240 мест, если взять детей  и взрослых с нашего детского сада. В ДК имеются различные кружки. Дети нашего поселка посещают его и обучаются танцам, рисованию, игре на музыкальных инструментах. Так же вы можете прийти со своей семьёй в выходные дни и провести весело время в игровом комплексе.

Ёма: Ребята, а к какому вы празднику готовитесь сейчас? (К Дню города) И сколько исполняется вашему городу? (70 лет, юбилей).

Воспитатель: Давайте расскажем Бабе Ёме об истории возникновения нашего города.

День рождения города 26 ноября 1943 года. Воркута расположен на севере Республики Коми, на реке Воркута. Название города с ненецкого языка переводится как «Медвежий угол». Воркута богата углём. Воркутинское угольное месторождение было открыто летом 1930 года Черновым Георгием Александровичем. Тогда заложились первые две шахты на Руднике. С этого поселка начиналась Воркута. В нашем городе было много шахт. В шахте работают сильные и мужественные люди – шахтёры.  Воркутинский уголь считается самым ценным по всей России, составы с углём идут во многие города нашей страны.

В нашем городе насчитывается более 200 названий бульваров, улиц и переулков. Центральной улицей Воркуты является улица Ленина. Многие улицы названы в честь знаменитых людей, ученых.

Ёма: Какие названия улиц вы знаете? (Чернов, Яновский, Шерстнев, Дончук и др.)

Воспитатель: Ребята сколько площадей у нас? (10). Давайте их назовём.

Д.И «Угадай площадь».

Привокзальная, Металлистов, Мира, Юбилейная, Комсомольская, Кирова, Спортивная, Центральная, Победы.

Ребёнок: Главной особенностью площади Победы является монумент с изображением аистов, которые свили гнездо на орудийных стволах в знак мира, свободы, победы над войной. Автор идеи этого памятника была девочка школьница.

Воспитатель: У каждого города есть свой герб. У меня есть для вас задание. Давайте соберём мозаику и посмотрим что получится. (сборка герба). Что получилось? Что изображено на гербе? Центральная фигура – серебряный олень – символ чистоты, обновления и возрождения. На заднем плане герба изображена стилизованная шахтёрская угольная копра (вышка) и насыпь из пустых пород, извлеченных при разработке месторождений угля. Над вышкой шахты – красная звезда. По традиции такие звезды загорались над шахтами после того, как они выполняли план добычи угля.

Ёма: А что нарисовано на гербе внизу?

(Национальный орнамент Коми узор)

Воспитатель: Национальных орнаментов существует очень много, но мы тебе покажем некоторые. (игра «Угадай орнамент») Давайте нарисуем вместе с Бабой Ёмой Коми узоры. Мы будем рисовать цветной водичкой по снегу.

Ёма: Предлагаю вам поиграть в подвижные игры. Вы согласны?

(П. И. «Стой олень», «Оленьи упряжки»)

Ёма: Спасибо ребята, вы мне так много всего рассказали, я очень много узнала и теперь не заблужусь в вашем городе. Давайте прощаться и на прощание я хочу подарить вам фотографии, чтобы вы создали альбом.

(В группе вместе с детьми рассматриваем альбом о Воркуте)

Профессия ШАХТЕР                                                                                                               Россия – наша большая Родина, но у каждого есть еще и свой родной край, где он живет, работает, учится. Каждый край чем-то знаменит.

Цели:

  1. Расширить и закрепить знания детей о родном крае, полезных ископаемых.
  2. Познакомить со свойствами каменного угля, закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.
  3. Развивать сенсорные ощущения, поддерживать интерес детей к опытнической работе, дать детям представление о том, как  добывают каменный уголь, как он используется человеком.
  4.  Познакомить детей с профессией « Шахтер», особенностями данной профессии.  

Ход занятия

  • В Российской нашей необъятной шири
  • Есть край изысканный, где мы живем
  • А мы землей любимою зовем.
  • Его зовут столицей Мира

Дети, а как еще можно назвать наш край? (республика Коми, северный край, «Столица мира») Да, названия разные, но обозначают они одно и то же, это наша Родина, место, где вы родились. Суров наш край и богат.

Какие полезные ископаемые находятся в нашем краю? (Уголь) Послушайте загадку:

С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Это в шахте горняки
Молотками отбивают
Этот очень нужный камень.

Правильно, это уголь; дети, а чем полезен каменный уголь? (Углем обогревают дома. Он используется как топливо на фабриках, железных дорогах. Уголь нужен  для  вырабатывания электроэнергии. Его сжигают в доменных печах, чтобы расплавить металл, из него получают краски, лаки, делают удобрения).

Посмотрите, у вас на столах стоят подносы с каменным углем, возьмите его в руки, рассмотрите его и расскажите о нем: какого он цвета, твердый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящий или матовый. Как вы узнали, что он твердый? (Надо сжать его в руке). Как вы думаете, каменный уголь прочный или нет? Давайте проверим, такой ли прочный каменный уголь. Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет. (Ударяю по куску каменного угля молотком; он рассыпается на кусочки). 

Да, каменный уголь твердый, но не настолько прочный, как например мрамор, от удара молотком он рассыпался на кусочки. Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? (он пачкается). Положите уголь и вытрите руки салфеткой. Внешний вид угля довольно разнообразен. Он может быть бурым или черным, блестящим или матовым. Возьмите лупу и рассмотрите уголь, что вы там видите? ( Он бугристый как дерево)

Каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.

Опустите осторожно каменный уголь в воду, что происходит с водой? (Пошли пузыри, вода  мутнеет).

В каждом предмете есть воздух, а в пористых предметах его больше, при опускании угля в воду, воздух вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки. Уголь у нас утонул, а почему? (Каменный уголь тяжелый).

Как вы думаете, он растворяется или нет, как можно проверить? (Помешать воду палочкой). Запомните, каменный уголь  не растворим ни в одной из жидкостей. Добыча каменного угля производится на поверхности земли, как у нас в Кедровке, и тогда строится разрез, а если уголь находится глубоко под землей, строится шахта.

На трудовую вахту
Шахтер поедет в шахту
Опустится на землю
На лифте скоростном
Брезентовая роба
Топорщится на нем
Шахтеры носят каски
Каски – безопаски
И домнам и заводам
Доставят в нужный срок
Шахтерскую добычу
Отборный уголек!

В шахте темно и ничего не видно, поэтому на голове у каждого шахтера каска с лампочкой. Шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков, грузят в специальные вагончики и отправляют на поверхность. Чтобы добыть уголь, люди разных профессий трудятся на  разрезах и шахтах.

Какие профессии вы знаете? (машинист экскаватора, машинист тепловоза, водитель бульдозера, водитель БелАЗа, взрывник, горный мастер, инженер). Как их можно назвать, одним словом? (Горняки). В Кемеровской области много шахт и разрезов. Посмотрите на карту и покажите города, где добывают уголь. Каким нужно быть человеком, чтобы добывать уголь? (Смелым, сильным, умным, трудолюбивым, здоровым).

Уголь Воркуты  экспортируется во многие города нашей страны и за рубеж . Если весь уголь, добытый горняками погрузить в железнодорожные вагоны, соединить в один состав, то его длина опоясала бы земной шар по экватору в полтора раза. Труд горняков очень тяжелый, нужный, полезный и почетный, гордитесь профессиями своих родителей!

Какой праздник отмечает наша страна в августе? (День шахтера)

Использованная литература:

  1. В.В. Гербова. Занятия по развитию речи. М, 1984.
  2. Добыча угля на разрезах Кузбасса. Кемеровское  книжное издательство, 1975.
  3. Т.В. Потапова. Беседы с дошкольниками о профессиях. Творческий центр Москва, 2005

Рассказ воспитателя «Люди, которые добывают уголь»

Цель: познакомить детей с трудом шахтеров, с разными способами добычи угля: подземный и открытый, с машинами, которые помогают людям.

Словарная работа: шахта, карьер, забой, штреки, лава, горный комбайн, вагонетка, конвейер, машинист, горнорабочий, электрослесарь подземный, горный инженер.

Воспитатель показывает уголь. Что это? Как вы узнали, что это уголь? Для чего нужен уголь? Как добывают уголь? Кто это делает?

Далее рассказывает о труде шахтеров: «Уголь нужен людям, чтобы работали заводы, фабрики. Его называют черным золотом. Ещё уголь нужен в быту. Уголь добывают люди – шахтеры, которые работают под землей в шахте. Шахта начинается с глубокого колодца который шахтеры называют стволом, потому что он похож на ствол дерева, только пустой внутри. Ствол этот строят так же, как и колодец, его углубляют сверху вниз, все время, укрепляя стенки, чтобы они не обвалились. Ширина его несколько метров.

Колодец нужен, чтобы поднимать на поверхность из-под земли уголь, спускать и поднимать людей, машины, подавать в шахты свежий воздух. Внизу от ствола в разные стороны отходят подземные коридоры или штреки. В них уложены рельсы или установлены конвейеры. По этим штрекам к стволу на вагонетках подвозят уголь. Если идти по штрекам, то попадешь в забой – место, где добывают уголь.

Шахтерам помогают разные машины: горные комбайны, транспортерные ленты, подземные электровозы с вагонетками.  Горные комбайны  своими  стругами  как  большими рубанками строгают угольный пласт. Затем уголь по транспортерным лентам движется к вагонеткам, и вывозится на поверхность с помощью электровоза.

Уголь добывают и под открытым небом – в карьере. Там тоже помогают машины: шагающий экскаватор и большие самосвалы – БЕЛАЗы. Такие большие экскаваторы, что в шахте, под землей они не поместились бы.

Открытие воркутинского угольного бассейна

В 1921 г. на Печору была послана экспедиция под руководствомАлександра Александровича Чернова, который впоследствии посвятил свою жизнь изучению и освоению Севера. Годом открытия Печорского угольного бассейна считается 1924 г., когда А.А. Чернов официально заявил об его существовании. Интересным фактом является то, что преобладающий состав Северной научно-промысловой экспедиции составляли девушки, ученицы А.А. Чернова, выпускницы высших женских геологических курсов, организованных Александром Александровичем.

Девушки, по большей части, «благородного» происхождения, облаченные в широкополые шляпы из конского волоса, проводили маршрутную, глазомерную съемку местности вымеряя своими шагами реки, болота, горы нашего тогда еще совершенно неисследованного края. На протяжении экспедиций 1921-1929 гг. Александр Александрович и его ученицы, руководители отдельных отрядов: В.А. Варсонафьева, Е.Д. Сошкина, Т.А. Добролюбова и другие, обнаружил запасы угля разного качества и мощности на реках: Подчерем, Косью, Кожим, Адзьва, Б.Инта и т.д.

Таким образом, был сделан вывод, что в Печорском крае имеется новый угленосный бассейн с огромными запасами угля. Южной границей этого бассейна Александр Александрович считал реку Косью, а вот северную границу еще надлежало установить.

В республике оценили заслуги ученого. Именем профессора Александра Александровича Чернова, доктора геолого-минералогических наук, заслуженного деятеля науки РСФСР и Коми АССР, названа улица в городе Воркуте. На доме № 2 по улице Чернова была установлена мемориальная табличка. Напротив здания объединения полярноуралгеологии установлен памятник первооткрывателю Печорского угольного бассейна А.А. Чернову

"Воркута, Воркута, Воркута"

Возле реченьки, возле быстрой,
Воркутою, которую звать,
Прислонилсь городок неказистый,
Обнял тундру свою он, как мать.

Воркута, Воркута, Воркута,
Эх, девичья ты красота!
Золотых огней мерцанья,
Северное здесь сиянье,
Воркута, Воркута, Воркута!

Ветры злые зимой тут бушуют,
Снег кружится, и воет метель,
Дождь грибной летом брызжет, пирует,
И туман нам поёт колыбель.

Воркута, Воркута, Воркута,
Эх, девичья ты красота!
Белы ночи летом жарким,
А зимой от снега парки+
Воркута, Воркута, Воркута!

Эх, богата землица родная,
Уголёк, золотишко тут есть.
Ох, ты Коми, страна ты родная!
Нам запасов твоих и не счесть.

Воркута, Воркута, Воркута,
Эх, девичья ты красота!
На востоке встают горы,
С моря лишь одни просторы,
Воркута, Воркута, Воркута!

Приезжайте к нам люди скорее,
Приезжайте Вас в гости зовём.
Вас заботой своей мы согреем,
И об этом сейчас Вам поём.

Воркута, Воркута, Воркута,
Эх, девичья ты красота!
Люди здесь дружней всех в мире,
Строятся дома, квартиры.
Воркута, Воркута, Воркута! http://chudetstvo.ru/uploads/posts/2010-11/1290540508_stixi-o-vorkute.jpg

Автор Руслан Косач, прислала Галина Косач.

     * * *

Здравствуй «Жемчужина Коми»,
Город родной – ВОРКУТА !
Эти Уральские горы ,
Что покоряли всегда.

Солнце ли светит над миром
Или бушует пурга,
Будешь моим ты кумиром --
Родиной будешь всегда. 

Здесь я и жил и родился 
В славном том граде своём,
Север тут мне покорился,
Мы ему славу поём.

Здесь золотые поляны,
Блюдцев озёр синева,
Шахтных копров лишь стаканы
И терриконов гряда.

Здесь человек роет землю,
Словно вгрызается в твердь,
Гласу небес тихо внемлет
В стуке горячих сердец .

Он роет солнечный камень,
Что теплоту отдаёт,
Дарит металл он и пламень
И дивной мысли полёт.

Данил Стрекалов | Стихи о Воркуте

Это город шахтерский! Это город рабочий !
Город Славы и город Труда !
День полярный сменяют здесь темные ночи.
Этот город – моя Воркута !
…………………………………………………………………………..
Отыскали когда-то черный уголь Черновы
В отдаленной чужой стороне,
И родился поселок – заснеженный новый,
Прислонившись к реке Воркута.
Потянулась цепочка героических будней:
Есть четыре лопаты, два лома, кирка…
Трудно даже понять, что смогли эти люди,
Как не дрогнула в холод рука?!
Через год заложили две угольных шахты,
Проложили дорогу к Усе,
В мерзлоте многолетней нелегкую вахту
Продолжали нести дружно все.
Капитальная шахта, ТЭЦ – 1 и карьеры,
Мост, железка, кирпичный завод…
Сколько доблести, силы, надежды и веры,
В те объекты вложил наш народ!
Время шло, и в военные трудные годы
Уголь наш согревал города.
Несмотря на условия наши, погоду,
Город жил и работал всегда.
Отгремели бои, стала мирной работа,
Но идут эшелоны с углем,
И другой, молодой, и уверенный кто-то
В шахте трудится ночью и днем.
И сейчас мы живем от забоя к забою,
Также уголь дает Воркута.
Парки, улицы, скверы, аллеи – 
Заполярья снегов красота

                                                  СОН.
Я уехал в солнечные дали,
Далеко от заполярных вьюг.
Там ведь столько снега не видали,
Там весною птицы гнёзда вьют!
Там, где летом солнце ярко светит,
Речка, лес, ромашек целый луг,
Где щебечут птицы, и кузнечик,
Спрятавшись, стрекочет. Всё вокруг
Радует, цветёт, звенит, кружится!
Так и я тем летом покорён!
Почему мне каждой ночью снится
Всё один неповторимый сон?
Тундра, как девчонка, нарядилась
В яркий и цветастый сарафан.
Рыжая, в веснушках, закружилась
По тропинкам, речкам и холмам.
Разбросала бусины брусники,
Голубику сбрызнула росой,
Веточки морожки и черники,
Сбросила на землю дождь грибной.
А метель, так надоевшая когда-то,
Оказалась милой и родной,
Мягкой и пушистой, и богато
Всё укрыла белой пеленой.
Лёгким, серебристым одеялом
Всё укутала: и тундру, и дома.
С нею ночь полярная настала
И сиянье севера зажгла.
Полились, волнуясь и играя,
Переливы, всполохи цветов!
Не найти милей родного края!
Не сменять на сотню городов!
Просыпаюсь-сразу крикнуть хочется:
«Зря тревожишь мой ночной покой!
Летние каникулы закончатся,
Я вернусь, любимый город мой!»

Шахтер
Хочу вопрос задать сейчас,
Но чур, не удивляться!
Вы в погребе хотя бы раз
Сидели долго, братцы?
Так вот, представьте, под землей
Работают шахтеры
И достают для нас с тобой
Оттуда угля горы.
Шахтера сразу отличишь:
Фонарь на лбу и каска.
Ты на диване тут сидишь,
А он в подземной сказке.
Садится в лифт особый свой,
И  вниз стрелою мчится.
Вот и приехали — забой!
Пласт угольный искрится.
Зимой согреет уголь нас –
Горит он в топках споро.
Но ничего бы он не смог,
Коль не было б шахтера!

Список используемой литературы.

  1. Азбука маленького воркутинца. ДСК и ДОУ МО «Город Воркута». Воркута, 2005.
  2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. «Здравствуй, мир!» Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003. – 304 с.
  3. Козлова С.А. «Мой мир»: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: «Линка-ПРЕСС», 200.-224с.: ил.
  4. В.В. Гербова. Занятия по развитию речи. М, 1984.
  5. Добыча угля на разрезах Кузбасса. Кемеровское  книжное издательство, 1975.
  6. Т.В. Потапова. Беседы с дошкольниками о профессиях. Творческий центр Москва, 2005
  7. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», Т. И. Бабаева, А. И. Гогоберидзе.-СПб.: ООО «Издательство»детство-пресс», 2013 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация» , «Познание» по теме: «Дом, в котором я живу»Конспект познавательной игры

Игра, ставящая своей целью формирование у детей патриотических чувств, осознания причастности каждого человека к судьбе семьи, города, края....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Дом, в котором я живу"

Интегрированное познавательно-игровое занятие для старшей группы, в котором дети знакомятся с разными типами домов и частями дома.Дается представление о строительных профессиях, пополняются знания о к...

Конспект занятия по образовательной области "Социализация" - "Край, в котором я живу"

Описывается история возникновения станицы Гостагаевской на легком и доступном для детей языке....

Интегрированная образовательная деятельность с детьми средней группы «Посёлок, в котором я живу»

Интегрированная образовательная деятельность с детьми средней группы «Посёлок, в котором я живу»...