Проект "Времена года"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Задачи проекта:

- закрепление знаний детей о временах года, об их характерных признаках; научить применять полученные знания в предметно - практической и игровой деятельности;

- пробуждение интереса к познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности по экологии;

- накопление и активизация словаря детей по лексическим темам «Осень», «Зима», «Весна»;

- развитие грамматического строя речи;

- формирование умений строить связные высказывания на основе полученных знаний о временах года;

- приобщение к процессу познания;

- углубление представлений о сезонных явлениях;

- воспитание бережного отношения и любви к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Времена года»

Воспитатель: Вавилкина Е.Е.

Учитель-логопед: Скоропупова Н.Л.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта:

- по количеству участников – групповой;

- по характеру контактов – в одной возрастной группе;

- по содержанию – ребёнок и природа;

- по доминирующему методу – информационный;

-  по продолжительности – долгосрочный.

   Актуальность проекта –  нет    четких представлений о характерных особенностях и признаках каждого периода, не знают последовательность времен года, не умеют противопоставлять противоположные сезонные явления.

   Продолжительность – долгосрочный.

   Цель проекта – развитие речи детей в процессе формирования целостных представлений о временах года.

Задачи проекта:

- закрепление знаний детей о временах года, об их характерных признаках; научить применять полученные знания в предметно - практической и игровой деятельности;

- пробуждение интереса к познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности по экологии;

- накопление и активизация словаря детей по лексическим темам «Осень», «Зима», «Весна»;

- развитие грамматического строя речи;

- формирование умений строить связные высказывания на основе полученных знаний о временах года;

- приобщение к процессу познания;

- углубление представлений о сезонных явлениях;

- воспитание бережного отношения и любви к природе.

   Количество и возраст участников: старшая возрастная группа, дети – 20 человек, родители – 20 человек, педагоги – 7 человек.

   Время проведения: осень, зима, весна.

   Ресурсы:

- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.: Библиополис, 1994.

- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.

- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985.

-  Кондратьева С.Ю. Музыкальные коррекционно-игровые занятия для детей с ЗПР // Дошкольная педагогика.-2004, № 2 (17).

- Метенова Н.М. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях, 1999г.

- Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008-160 с.

- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009.-224 с.-(Развиваем речь).

- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие /Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.-5-е издание-М.:Айрис-пресс, 2008.-224 с.-(Библиотека логопеда-практика).

-  Дидактический материал по лексическим темам «Осень», «Зима», «Весна»

-  Интернет-ресурсы

   Предполагаемый результат:

- активизация речи, развитие коммуникативных навыков;

- возникновение желания наблюдать и замечать изменения в природе, умение видеть главные признаки конкретного сезона.

   Содержание проекта:

1.Подпроект «Волшебница осень»

2.Подпроект «Зимушка-зима»

3.Подпроект «К нам весна шагает…»

Подготовительный этап

-  Мониторинг

-  Постановка проблемы

-  Выбор названия проекта

-  Изучение методической литературы по теме

-  Подбор наглядных пособий и дидактических игр

Основной этап (реализация проекта)

-  Проведение НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная)

-  Чтение художественной литературы, заучивание стихов и народных примет

-  Отгадывание загадок

-  Беседы

-  Наблюдения

-  Экскурсии

-  Рассматривание иллюстраций

-  Художественное творчество

-  Дидактические игры

-  Конкурс детских рисунков

-  Выставка поделок из природного материала

Заключительный этап

- Проведение итоговой НОД

- Викторины

- Досуги

-  Мониторинг

- Презентация проекта на педсовете

   Выводы и результативность:

- Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию у детей с ОНР увеличился словарный запас, уменьшилось количество грамматических ошибок, улучшилось качество связных высказываний.

- У дошкольников появился интерес к данной теме, сформировалось целостное представление о временах года дети.

-  Усвоили характерные признаки каждого сезона.

- Опыт работы показал необходимость привлечения семьи к развитию речи и познавательно-исследовательской деятельности детей.

ПОДПРОЕКТ «Волшебница осень»

   Цель:  накопление знаний об  осенних изменениях в природе, активизация словаря по лексической теме «Осень».

   Работа с детьми

Содержание работы

Сроки реализации

Ответственный

1

НОД

- «Здравствуй, осень!»

- «Подарки осени»

- «Осень в лесу»

- «Осенняя одежда и обувь»

- «Знатоки осенней природы» (обобщение)

сентябрь-ноябрь

Воспитатель

Учитель-логопед

Музыкальный

руководитель

Воспитатель

2

Беседы

- «Осень в гости к нам пришла»

- «Золотая осень»

- «Осенний лес»

сентябрь-ноябрь

Воспитатель

Учитель-логопед

3

Экскурсия в уголок леса

октябрь

Воспитатель

4

Наблюдения

- За цветами

- За деревьями

- За осенним небом

- За осенним солнцем

- За ветром

- За облаками

- За птицами

- За дождем

Сентябрь-ноябрь

Воспитатель

5

Художественная литература

- Чтение

Русская народная сказка «Репка», «Мужик и медведь», «Вершки-корешки»

И.Соколов-Микитов «Улетают журавли»

- Заучивание стихов

«Осень пришла»

«Осень наступила»

«Дуб»

«Дети овощи учили»

«Осень наступила»

- Отгадывание загадок

Сентябрь-ноябрь

Воспитатель

6

Дидактические игры

«Картинки осени»

«Обведи листочек»

«Что бывает осенью?»

«Отбери картинки»

«Осенние слова»

«Времена года»

«Корзина с овощами»

«Четвертый лишний»

«Волшебный мешочек»

«Овощи малютки»

«Собери картинку»

«Урожай»

«Попробуем яблочко»

«Назови ласково»

«Лес – это дом»

«Заяц в лесу»

«Прогулка в лес»

«Кто где спрятался?»

«Где звери живут?»

«Чьи вещи?»

«Оденем куклу на прогулку»

«Найди пару»

Сентябрь-ноябрь

Воспитатель

Учитель-логопед

7

Упражнения для развития общей и мелкой моторики

- Пальчиковая гимнастика «Осенние листья», «Овощи», «Аленка», «Посчитаем обувь»

- Подвижная игра «Дождик», «Листья», «Осень в лесу»

- Обводка, штриховка

- Пластический этюд «Я – кленовый листочек»

Сентябрь-ноябрь

Воспитатель

Инструктор по

физической

культуре

Учитель-логопед

8

Осенний праздник

Конкурс «Умники и умницы»

Игра-путешествие «В гости к осени»

Ноябрь

Воспитатель

Музыкальный

руководитель

Работа с родителями

Содержание работы

Продолжительность и сроки

Ответственные

1

Консультации

- «На прогулке с ребенком»

- «Читаем стихи об осени»

Сентябрь-ноябрь

Воспитатель

Учитель-логопед

2

Совместная природоохранная деятельность

- Сбор урожая

- Уборка листьев

- Изготовление кормушек

Сентябрь-ноябрь

Воспитатель

3

Оформление информационного стенда для родителей

«Золотая осень»

Сентябрь-ноябрь

Воспитатель

Учитель-логопед

4

Домашнее задание:

- Сбор природного материала, изготовление поделок

Сентябрь-ноябрь

Воспитатель

Результат

- Продуктивный: выставка рисунков и работ из природного материала.

- Творческий: обобщающая НОД, осенний праздник.

- Развивающий: накопление знаний об  осенних изменениях в природе, активизация словаря по лексической теме «Осень».

ПОДПРОЕКТ «ЗИМА»

   Цель: расширение и систематизация  знаний о  зимних изменениях в природе, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме «Зима».

   Работа с детьми

Содержание работы

Сроки реализации

Ответственный

1

НОД

- «Зима»

- «Новый год»

- «Зимние забавы»

- «Поможем птицам зимой»

- «Зима в лесу»

Декабрь-февраль

Воспитатель

Музыкальный

Руководитель

Учитель-логопед

2

Беседы

- «Здравствуй, Зимушка-зима!»

- «Зимние праздники»

- «Веселая зима»

- «Кто как зимует?»

Декабрь-февраль

Воспитатель

Учитель-логопед

3

Экскурсия в уголок леса

январь

Воспитатель

Наблюдения

- За погодой

- За деревьями

- За зимним небом

- За зимним солнцем

- За ветром

- За птицами

- За снегом

- Опыты со снегом и льдом

Декабрь-февраль

Воспитатель

5

Художественная литература

- Чтение Г.Скребицкий «На лесной полянке». «Появились синички»

В.Одоевский «Мороз Иванович»

И.Соколов-Микитов «В берлоге», «Белки», «Волки», «Беляк», «Лисья нора».

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Сказка про храброго зайца».

М.Пришвин «Листопадничек», «Беличья память», «Птицы под снегом».

Русские народные сказки «Два Мороза», «Морозко», «Лисичка-сестричка и серый волк».

- Заучивание стихов

А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняет», «Зима! Крестьянин торжествуя»

 С.А. Есенин «Поет зима, аукает» , «Береза»

И.С.Никитин «Встреча зимы»

И.З.Суриков «Зима», «Детство».

С.Дрожжин «Дедушка Мороз»

А.А.Блок «Снег да снег», «Ветхая избушка»

С.Черный «Мчусь, как ветер»

Н.А.Некрасов «Мороз-воевода»

- Отгадывание загадок

- Заучивание скороговорок, загадок и зимних примет

Декабрь-февраль

Воспитатель

6

Дидактические игры

«Отбери картинки»

«Почему так не бывает?»

«Когда это бывает?»

«Скажи ласково»

«Путаница»

«Что бывает в Новый год?»

«Кто внимательный?»

«Укрась елку»

«Что принес нам Дед Мороз»

«Четвертый лишний»

«Подбери родственные слова»

«Что надо сделать?»

«Подбери слова»

«Во что играют дети?»

«Кто как зимует?»

«Зимние подарки»

«Как зимуют звери?»

«Что возьмем на прогулку?»

«Чем они похожи друг на друга?»

«Каких птиц много?»

«Кто улетел?»

«Летает-не летает»

«Ателье зимней одежды»

Декабрь-февраль

Воспитатель

Учитель-логопед

7

Упражнения для развития общей и мелкой моторики

«Собери и наряди елочку»

«Говори и делай»

«Собери снежинку»

«Вьюга»

«Снеговик»

- Пальчиковая гимнастика

«У Зимы в лесу изба»

«Пирог»

«Кормушка»

- Подвижная игра

«Снежинка»

«Снег, метель, вьюга»

«Два Мороза»

- Обводка, штриховка

Декабрь-февраль

Воспитатель

Инструктор по

физической

культуре

Учитель-логопед

8

Новогодний  праздник

Досуг «Путешествие в зимний лес»

Викторина «Что? Где? Когда?»

Декабрь-февраль

Воспитатель

Музыкальный

руководитель

Инструктор по

физической

культуре

Работа с родителями

Содержание работы

Продолжительность и сроки

Ответственные

1

Консультации

- «Знакомим детей с приметами зимы»

- «Зима в произведениях детских писателей»

Декабрь-февраль

Воспитатель

Учитель-логопед

2

Совместная природоохранная деятельность

- Уборка снега на участках

- Постройки из снега

- Изготовление кормушек

- Кормление птиц

Декабрь-февраль

Воспитатель

3

Оформление информационного стенда для родителей

«Готовимся к новогодним праздникам»

Декабрь-февраль

Воспитатель

Учитель-логопед

4

Домашнее задание:

- Изготовление новогодних украшений

Декабрь-февраль

Воспитатель

Результат

- Продуктивный: выставка рисунков и поделок для новогодней елки.

- Творческий: Новогодний праздник, досуг «Путешествие в зимний лес», викторина «Что? Где? Когда?».

- Развивающий: расширение и систематизация  знаний о  зимних изменениях в природе, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме «Зима».

ПОДПРОЕКТ «К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ …»

Цель: систематизация знаний о весенних изменениях в природе, закрепление лексико-грамматических категорий и развитие монологической речи по лексической теме «Весна».

Работа с детьми

Содержание работы

Сроки реализации

Ответственный

1

НОД

- «Здравствуй весна!»

- « 8 Марта»

- « Весна в лесу»

-  « Весенняя одежда и обувь»

- « Весна – красна»

     (обобщение)

Март - Май

Воспитатель

Учитель-логопед

Музыкальный

руководитель

Воспитатель

2

Беседы:

- « Наступила весна»

- « Как изменилась одежда?»

- « Мамин праздник»

- « Птицы прилетели»

Март - Май

Воспитатель

Учитель-логопед

3

Экскурсия в уголок леса

Апрель

Воспитатель

4

Наблюдения:

- за солнцем

- за таянием снега

- за сосульками

- за капелью

- за птицами

- за весенним небом

- за деревьями

- за ветром

Март - Май

Воспитатель

5

Художественная литература.

- Чтение

Ф.И.Тютчев «Весна»; А.К.Толстой «Вот уж снег последний тает…»;

И.С.Никитин « Полюбуйся: весна наступает…»

К.Д.Ушинский «Четыре желания»

К.Д.Ушинский «Ласточка»

И.Соколов-Микитов «Весна в лесу»; Н.Сладков «Птицы весну принесли»; Н.Сладков «Соловей и лягушка»; С.Я.Маршак

« Двенадцать месяцев»; Э.Шим

 «Камень, ручей, сосулька и солнце» Русская народная сказка

«Снегурочка»

- Заучивание стихов:

А.Прокофьев «Голуби»

Р.Сеф. «Лицом к весне»

В.Берестов « Песенка весенних минут»

Г.Ладонщиков «Весна»

- Отгадывание загадок

Март - Май

Воспитатель

6

Дидактические игры

«Времена года»

«Подбери признак»

«Подскажи словечко»

«Бюро находок»

«Чья, чей, чьи?»

« Один – много»

« Большой – маленький»

« Когда это бывает?»

« Солнечный зайчик»

« Мамы играют с детёнышами»

« Кто где живёт?»

« Назови ласково»

« Найди пару»

« Что весной бывает?»

« Волшебный мешочек»

« Что оденем на прогулку?»

«Женские профессии»

« Какая мама?»

« Подбери слова»

« Какие птицы прилетели?»

« Четвёртый лишний»

« Отбери картинки»

Март - Май

Воспитатель

Учитель-логопед

7

Упражнения для развития общей и мелкой моторики

- Пальчиковая гимнастика

« Весна – красна»

« На солнечном окне»

« Ласточка»

« Ветер по лесу летел»

« Кормушка»

« Кап, кап, кап»

« Наши мамы»

- Подвижная игра

« Ручейки и озёра»

« Весенняя прогулка»

« Охотники и зайцы»

- Обводка и штриховка

- Пальчиковый театр

« Снегурочка»

Март - Май

Инструктор по

физической

культуре

Воспитатель

Учитель-логопед

8

Весенний праздник

Досуг « Весной в лесу»

Игра – викторина « Поле чудес»

Музыкально-речевой досуг            « Лучше мамы друга нет на свете»

Май

Музыкальный

руководитель

Воспитатель

Учитель-логопед

                    Работа с родителями

Содержание работы

Продолжительность и сроки

Ответственный

1

Консультации

- «Растения весной»

- «Заучивание стихов о весне»

Март- Май

Воспитатель

Учитель-логопед

2

Совместно природоохранная деятельность.

- Уборка снега на участках

- Изготовление скворечников

- Расчистка клумбы

- Высадка растений в грунт

Март - Май

Воспитатель

3

4

Оформление информационного стенда для родителей

«Женский день 8 Марта»

Домашнее задание

 Изготовление рисунка « Портрет мамы»

Март

Март

Воспитатель

Учитель-логопед

Результат

- Продуктивный: выставка рисунков и поделок для праздника « 8 Марта»

- Творческий: Весенний праздник, досуг «Весной в лесу», викторина «Поле чудес»

- Развивающий: расширение и систематизация  знаний о  весенних изменениях в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....