Путешествие в «Лабораторию интересных исследований». Модуль "Свет"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Васильева Светлана Ивановна

Занятие с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putesh_v_labor._svet.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в «Лабораторию интересных исследований». Модуль «Свет»

Цель: познакомить детей с понятием свет, освещенность.

Задачи:

- Дать понятие источника света, учить измерять освещенность с помощью датчика «Божья коровка», понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; формировать понятие комфортного освещения.

- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

- Воспитывать самостоятельность, активность.

Оборудование:

Цифровая  лаборатория «Наураша» модуль «Свет», фонарики, коробка с отверстием сверху, картинки с изображением солнца, луны, звезд, настольная лампа, фонарик, свеча, лампочка и др.

Ход занятия:

Ребята! Я рада снова приветствовать вас в нашей цифровой лаборатории. Сегодня мы начнем изучение нового модуля «Свет».

Беседа. 

- Сегодня я принесла вам коробку, она не простая. В ней есть отверстие, давайте посмотрим в это отверстие. Что лежит в коробке.

Смотрят дети, ничего не видят.

- Почему ничего не видно? (потому, что в коробке темно).

-Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает коробку, туда попал свет, и все видят фонарик.

- А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? Зажигает фонарик, опускает его в коробку. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

В коробке картинка: звездное небо, луна.

- Почему мы теперь увидели картинку? (в коробке стало светло)

Воспитатель сообщает детям:

 Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.

- Что является главным источником света для нас днем? (солнце) А ночью? (луна).

- А что помогает видеть нам вечером? (лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах).

- Правильно.

Свет бывает естественным (солнце, луна, месяц, звезды, костер) и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет – электрические  лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.

Игра «Свет бывает разный»

 Воспитатель предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми.

- Что светит ярче - свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать картинки с изображением этих предметов.

- Что светит ярче - солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

- Ребята, чтобы утвердить или опровергнуть наши предположения, я приглашаю вас в нашу цифровую лабораторию к мальчику Наураше. Где с помощью датчика Божья коровка мы сможем измерить силу света от разных источников.

Повторить технику безопасности работы в лаборатории.

Далее следует проведение опытов с использованием цифровой лаборатории.

-Ребята, обратите внимание на  экран, здесь лабораторию  находится теплица, в которой растут растения. И там живёт КИБЕРКРЫС. Над теплицей расположена шкала с делениями и табло с цифровыми значениями. Чем больше света или светлее. Тем больше делений будет загораться на шкале и цифровой показатель будет больше. Если света меньше – темнее, то, соответственно, делений на шкале загораться будет меньше, а цифровой показатель меньше.

Гимнастика для глаз

Предложить детям провести опыты по измерению силы света в комнате.

-Ребята, мы измерили освещенность в помещении.

 Освещенность – это количество (внешнего) света, падающего на поверхность в единицу времени. Освещенность в нашей комнате достаточная чтобы проводить занятия.

- В комнате свет идёт от искусственных источников освещения - лампы и от естественных – солнечный свет из окна. Потоки света встречаются и рассеиваются по всей комнате. Как вы думаете, если направить поток света непосредственно на датчик, освещённость будет больше или меньше?

Давайте проверим…

Проведение опыта с фонариком. Поднести фонарик близко к датчику, измерить освещенность от фонарика на удалении от датчика.

- Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД: При попадании на датчик направленного пучка света, освещенность будет больше, показатели выше. При удалении фонарика, освещенность падает.

- Если мы с вами находимся в комнате, освещенность в комнате для наших глаз комфортная, мы всё видим не напрягая глаза. А если мы с вами посмотрим на лампочку, нам станет не так комфортно, захочется зажмуриться… Потому что на наши глаза – «датчик» зрения, будет воздействовать большая сила света, освещённость выше.

- Теперь, давайте проверим, комфортно ли для наших глаз смотреть на монитор ноутбука. Измерим силу света экрана ноутбука. Предложить детям измерить яркость экрана в разных точках – светлых, тёмных. Почему мы видим одинаково. А освещенность разная?(свет рассеивается)

Обратить внимание детей на то, что длительная работа за компьютером вредна для глаз, т.к она выше освещенности в комнате. Глаза устают, могут заболеть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Итог.

- Ребята, наше занятие в лаборатории подошло к концу. Давайте вспомним. С каким понятием мы сегодня познакомились? (Свет)

- Что такое свет? (Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи)

- Зачем нам нужен свет? (без света мы не видим)

- Откуда берётся свет?

- На какие две группы мозно разделить источники света?(естественные и искуственные)

- Приведите примеры источников света…

- Что мыизмеряли при помощи датчика «Божья коровка»? (Освещенность)

- Когда освещеность больше? (При попадании направленного пучка света на датчик)

- Почему освещенность в комнате при наличии нескольких источниках света комфортна для наших глаз? (Свет рассеивается)

- Монитор компьютера является источником света?

- Почему вредно долго сидеть перед экраном компьютера? (на глаза воздействует прямой источник света)

- Спасибо  всем!

До новых встреч в лаборатории!

Тема: Влияние света на жизнь

Цель:Показать значение света для жизни на Земле.

Задачи:формировать представление о необходимости солнечного света, познакомить детей со скоростью света; формировать понятие комфортного освещения; помочь детям сделать вывод о том, что сила света выше возле источника света;

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.

- воспитывать самостоятельность, активность.

Оборудование: модуль «Свет» из цифровой лаборатории Наураша, иллюстрации «Влияние света на жизнь на земле»

Ход  НОД

1.Беседа.

- Здравствуйте. Ребята! Я рада приветствовать вас снова в цифровой лаборатории, где мы продолжаем изучать разные процессы и явления, происходящие вокруг нас.

- На прошлом занятии мы с вами познакомились с понятием «свет».

- Давайте вспомним, что такое свет? (Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи)

- Какие бывают источники света? (естественные и искусственные)

- Приведите примеры источников света. (….)

- Какой самый главный источник света на Земле? (Солнце)

- Правильно, ребята. Солнце излучает свет, освещает и даёт энергию всему живому на Земле. О значении света в жизни человека, животных и растений мы с вами сегодня поговорим на занятии.

2.Свет — это первичный источник энергии, без которого невозможна жизнь на Земле.

Солнце находится от Земли на расстоянии миллионов километров. Но солнечные лучи преодолевают это огромное расстояние за очень короткое время. Свет за одну секунду времени может преодолеть расстояние вокруг земного шара семь с половиной раз!!! При грозе  мы видим сначала вспышку молнии, а только потом слышим раскаты грома. Это говорит о том, что скорость света гораздо выше скорости звука, т.е. звук запаздывает за светом.

Невозможно представить мир без солнечных лучей. Помимо того, что лучи дают нам свет и согревают в холодную пору, они способствуют осуществлению жизненно необходимых процессов во многих организмах.Свет является неотъемлемой частью жизни всего живого на планете - животных, растений и человека.

Солнечный свет для большинства растений является необходимым источником жизненной энергии, регулирующим процессы их жизнедеятельности. Весной, когда светлых часов становится больше, на деревьях начинают набухать почки. А осенью, когда дни становятся короче, растения начинают готовиться к зимнему периоду, закладывая почки, формируя древесный покров.

В жизни животных свет играет немаловажную роль. Он

помогает им ориентироваться в пространстве и на незнакомых территориях. Именно лучи солнечного света способствовали развитию зрения у многих организмов. Жизнь животных также определяется длиной светового дня. Животные начинают готовиться к зиме, как только солнечные дни становятся короче. Их организм накапливает необходимые вещества для жизни в зимний период. Птицы тоже реагируют на удлинение ночи, начинают готовиться к перелетам в теплые края.

Человек также зависит от света. Днем, когда света достаточно, мы бодрствуем, занимаемся разными делами. А ночью, когда солнечного света нет, люди отдыхают, спят, набираются сил и энергии на предстоящий день. Настроение человека также зависит от солнечных лучей. Недостаток света приводит к ухудшению состояния организма, потери настроения, упадку сил.

Вы наверняка наблюдали у других и замечали у себя когда грустно, и вдруг на улице выглянет солнце, сразу хочется улыбаться, появляется желание пойти погулять. (примеры детей…)

3. В цифровой лаборатории Наураши есть теплица, в которой растут растения и живет его помощник КИБЕРКРЫС. Они также зависят от количества света. При низкой (маленькой) освещенности растения растут плохо, а Киберкрыс ленится, не ухаживает за растениями и требует подзарядить его солнечные батареи…. Давайте мы с помощью датчика «Божья коровка» это проверим.

Проведение опытов с Наурашей (напомнить детям про шкалу измерения освещенности):

-Влияние света на рост растений и активность животных.

-Измерить освещенность возле окна

-Измерить освещенность в разных местах комнаты.

Вывод:

- Чем выше освещенность, тем интенсивнее рост растений и активность животных. Поэтому в теплицах, инкубаторах есть яркое искусственное освещение

- Вблизи от источника света (около окна, возле лампы и т.д.) освещенность выше. Чем дальше от источника света, тем освещенность ниже.

Задания для самостоятельной работы детей:

- Создать темноту, посмотреть на показатель освещенности.Дети должны сами догадаться поместить датчик в тёмное место или закрыть его чем-либо.

(Вывод: в темноте показатель освещенности равен 0)

- Создать яркий свет. Дети должны сами догадаться поместить датчик рядом с источником света.

(Показатель освещенности значительно выше)

- Создать комфортный свет. Дети должны положить датчик на стол вдали от источника света, но не в тёмное место.

(Вывод: комфортная освещенность – яркий, но рассеянный свет)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Итог.

- Вот и подошло к концу наше занятие в лаборатории. Сегодня Наураша рассказал нам о значении света для жизни.

-Каково значение света для растений?

- Для животных?

- Для человека?

- Что выше скорость света или скорость звука? Приведите пример.

Молодцы, ребята, вы сегодня отлично потрудились! Спасибо за занятие! До новых встреч!!!

Тема: Прохождение света через объекты

Цель: показать детям свойство света проходить сквозь предметы.

Задачи:

- показать световой луч; понять что свет – это поток световых лучей.

показать, что свет двигается по прямой лини,сквозь некоторые предметы лучи света проходят насквозь, а некоторые преграждают его путь, и свет не проходит дальше. Показать образование тени, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

- развивать мышление, речь, навыки практического взаимодействия с окружающими предметами, стремление к поисково-познавательной деятельности

- воспитывать умение слушать, уважать мнение товарищей.

Активизация словаря:

проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается.

Оборудование:

Модуль «Свет» цифровой лаборатории «Наураша», фонарики, экран, цветные стёкла, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, расческа, стеклянная банка с водой.

Ход НОД

1. Орг. Момент.

- Здравствуйте, ребята! Рада снова приветствовать вас на занятии в нашей лаборатории удивительных открытий! Сегодня мы продолжим изучать с вами интересное явление – свет.

2. Беседа.

- Вы без труда прошли в лабораторию, не споткнулись, не задели ничего на своём пути. Как вы думаете, почему? (….)

- А если  я выключу свет и задёрну шторы, мы смогли бы также свободно найти дорогу? (….)

- Что вам помогло? (свет)

- Откуда берется свет в природе? (От солнца)

С неба смотрит солнце много лет,
Льет на землю солнце яркий свет.

- Свет – это солнечные лучи, которые невидимы в воздухе. Их можно увидеть только в воде или тумане (в тумане очень много частиц воды).

 - Сейчас мы с вами попробуем самостоятельно получить луч света. Для этого нам понадобится фонарик.

 3. Проведение экспериментов.

Комната затемняется, включается фонарик. Дети могут увидеть на стене световой круг – это свет от лампы в фонарике, и от нее стали исходить лучи света.

Затем на пути света от фонаря поставить лист черной бумаги с отверстием.

- Что изменилось? Почему изображение уменьшилось? (Луч света стал тоньше, потому что уменьшилось отверстие).

Далее воспитатель направляет луч света в стеклянную банку, наполненную водой.

- Что вы увидели? (Луч света)

 Вывод: Так солнечные лучи освещают нашу планету.

-Ребята, а откуда появляется тень? (Высказывания детей)

- Давайте проверим.

Воспитатель включает фонарик– дети видят солнечный луч. Воспитатель просит кого-нибудь из детей встать на пути солнечного луча.

- Что можно увидеть на стене? (Тень этого ребенка)

- Как можно объяснить появление этой тени? (Если на пути солнечного луча появляется непрозрачный предмет, то лучи света как-бы огибают контуры этого предмета и появляются очертания, силуэт предмета – тень).

-Ребята, а может ли появиться тень, если нет света? (Нет)

- Теперь попробуйте сами получить тень от предмета.

Детям раздаются фонарики. Они выбирают предмет, на который будут светить, комната затемняется. Когда дети убедятся, что луч света прямолинеен и не может огибать предмет, опыт можно считать завершенным.

- А как вы думаете для живых существ: человека, растений, животных, что важнее - свет или тень? (…)

Вывод: Без света все живое на земле бы погибло потому, что живым организмам необходим свет для жизни. А если бы не было тени, все живые существа могли бы сгореть от солнца. Потому, что солнце – не только источник света, но еще и тепла. И если бы растения и животные не находились бы какое-то время в тени, они могли бы умереть от излишнего света и тепла. Поэтому тень так же необходима, как и свет.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Опыты с Наурашей.

- Как вы думаете, почему на тени не отражаются элементы одежды: пуговицы, пояс, детали предмета – цветочки, украшения и т.д.? (свет не проходит сквозь предмет, виден только силуэт, контуры этого предмета)

- Ребята, а вы знаете, что не все предметы могут поглощать свет, т.э .не пропускать его через себя. Некоторые предметы прозрачные и сквозь них свет может беспрепятственно проходить. Как вы думаете, какие это предметы? (стекло, пакет, прозрачная пластмасса и др.)

- Вы правы ребята. Через некоторые предметы свет проходит насквозь и мы не замечаем преград на пути лучей (окно), но через некоторые предметы свет проходит не весь. Часть света поглощается этим предметом и дальше лучи становятся уже не такими яркими.

- Давайте попробуем с помощью датчика «божья коровка» измерить яркость лучей проходящих через разные объекты.

Проведение измерений по Наураше:

        Вывод: через некоторые предметы лучи света проходят беспрепятственно, такие предметы хорошо пропускают свет, их можно назвать прозрачными. Показатели освещенности значительно не изменяются. Через некоторые предметы свет проходит не весь, часть света поглощается, освещенность, после прохождения таких предметов, уменьшается – полупрозрачные предметы. Непрозрачные предметы те, которые не пропускают свет. Показатели освещенности – 0.

        - Предложить детям направить свет от фонарика на зеркало, предложить самостоятельно сделать вывод.

    Вывод: Некоторые предметы способны отражать свет, т.е. направлять лучи света в другую сторону.

Проведение экспериментов со светофильтрами. Предложить детям закрыть фонарик светофильтром любого цвета. Предложить сделать вывод.

Вывод: Свет при прохождении сквозь прозрачный предмет может изменять свой цвет.

6. Итог.

- Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, тема которого была «Прохождение света через объекты». На какие группы можно разделить все предметы? (поглощающие свет, пропускающие и отражающие лучи света)

- Приведите примеры каждой группы объектов.

- Что мы можем увидеть, если на пути у лучей на определенном расстоянии возникнет непрозрачный предмет? (тень этого предмета)

- Что такое тень? (силуэт этого предмета)

- Как изменяется освещенность после прохождения лучами света полупрозрачных предметов? (уменьшается, часть света поглощается предметом).

- Что произойдет с лучами света, если на пути у нах возникнет цветной прозрачный предмет? (После прохождения сквозь этот предмет лучи могут поменять цвет)

- Молодцы, ребята! Отлично поработали! Спасибо вам за занятие! До новых встреч!!!

Тема: Повторение и обобщение пройденного материала по теме «Свет»

Цель: систематизировать и дополнить знания детей по данной теме.

Задачи: активизировать знания детей, способствовать развитию мышления, речи.

Развивать память.

Воспитывать интерес к проведению опытно-экспериментальной деятельности.

Оборудование: модуль «Свет» цифровой лаборатории Наураша.

Ход НОД

1.Беседа.

- Ребята, сегодня у нас заключительное занятие по теме «Свет». Давайте вспомним. Что такое свет?

(Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи)

- Назовите источники света. (…)

- На какие две группы можно разделить все источники света? (естественные – солнце. Луна, звёзды, Искусственные – лампы, костёр, монитор компьютера и т.д.)

- Какой самый главный источник света на Земле? (Солнце)

- Каково значение солнечного света для растений? Приведите примеры.

- Для животных? Приведите примеры.

- Для человека? Приведите примеры.

- Что быстрее свет или звук? Почему?

- Как можно самостоятельно получить луч света? (В тёмной комнате включить фонарик. На стене можно увидеть световой круг – это свет от лампы в фонарике, от нее стали исходить лучи света.

       Затем на пути света от фонаря поставить лист черной бумаги с отверстием, изображение уменьшится (Луч света стал тоньше, потому что уменьшилось отверстие).

- На какие три  группы можно разделить все предметы по принципу прохождения световых лучей (прозрачные, непрозрачные, полупрозрачные)

- Что такое тень?

- Как изменяется освещенность после прохождения световыми лучами полупрозрачных предметов? (Уменьшается)

2.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3. Опыты с Наурашей.

- Сегодня мы продолжим измерять силу света или освещенность. Первый наш эксперимент «Опыт со шторами»

Вывод:Чем плотнее ткань штор, тем темнее в комнате, ниже показатели освещенности.

 «Опыт с красителем»

Вывод: сила света после прохождения кювесы с красителем уменьшилась. Чем больше окрашена вода, тем меньше освещенность.

«Опыт с отражателями»

Вывод: Белый цвет больше поглощает свет. Датчик освещенности показывает низкие значения.

Чем темнее цвет картона, тем больше у него отражательная способность. Датчик освещенности показывает более высокие значения.

«Опыт с фильтрами»

Вывод: При определённом относительном положении два фильтра выглядят очень тёмными. Показатель освещенности низкий. Если повернуть один из фильтров на 90 градусов, то система будет наиболее прозрачной. Показатель освещенности значительно вырастит. При промежуточных углах прозрачность и показатели освещенности, соответственно, будут промежуточными.

4. Итог.

- Мы закончили изучение ещё одного модуля цифровой лаборатории Наураша «Свет». Узнали много нового и интересного.

- Что запомнил ты, Кирил…?   Даша…?  Матвей…? (Что такое свет, каково его значение, скорость, свойства.)

- Я надеюсь, те знания, которые вы получили на занятиях в цифровой лаборатории вам пригодятся на уроках в школе. Наше занятие подошло к концу. Спасибо! Вы все сегодня молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в лабораторию интересных исследований"

Предлагаю Вашему вниманию план-конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»  «ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЛАБОРАТОРИЮ ИНТЕРЕСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ». Часть1. (Инт...

КОНСПЕКТ НОД «ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЛАБОРАТОРИЮ ИНТЕРЕСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» подготовительная группа.

Образовательная область: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».Интеграция образовательных областей: « Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», « Речевое развитие»,« Художес...

Лаборатория интересных исследований .

Конспект НОД в подготовительной группе по по образовательной деятельности  " Позновательное развитие""....

конспект "Путешествие в лабораторию интересных исследовании"

НОД  ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ОО «Познавательное развитие» Модуль «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» + ОО «Познавательное разв...

Конспект интегрированного занятия « Лаборатория по исследованию продуктов питания».

Конспект интегрированного занятия« Лаборатория по исследованию продуктов питания». Цель: Формирование знаний о важности правильного питания, как составной части сохранения и укреплени...

Проект "Мини-лаборатория для исследования ТКО"

Приобщение детей к природе родного края, знакомство с окружающим миром.Формирование экологической культуры подрастающего поколения, как основы ответственного отношения к окружающему миру....

Методическая разработка занятия по познавательному развитию "Путешествие в Лабораторию интересных исследований".Термометр.(подготовительная группа)

Методическая разработка занятие по познавательно –исследовательской деятельности для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности было разработано в соответствии с основной общеобразовате...